• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов

В работе речь идет об учебно-исследовательской работе обучающихся как о новом виде учебной деятельности в условиях внедрения инновационных педагогических технологий. Цель разработки: -показать значимость исследовательской  работы обучающихся как инновационной формы учебного процесса; -определить и расписать основные этапы работы над исследовательским проектом;   -раскрыть требования, предъявляемые к исследовательским работам при их проверке.       Мы должны четко понимать, что в современном мир...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2.Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса.

3. Цели и основные задачи исследовательской работы студентов.

4. Организация исследовательской работы:

а) Структура и этапы учебно-исследовательской работы.

б) Выбор темы учебно-исследовательской работы.

в) Характеристика методов исследования.

г) Использование лингвистических методов исследования в

учебно-исследовательской работе.

5. Создание текста учебно-исследовательской работы:

а) Цели и задачи исследования.

б) Работа с научной литературой.

в) Выводы.

г) Составление списка используемой литературы.

д) Реферирование как особая форма учебно-исследовательской работы.

6. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы.

7. Формы представления исследовательских работ.

8. Оценка учебно-исследовательской работы.

9. Составление отзыва руководителя на исследовательскую работу.

10. Составление рецензии на исследовательскую работу.

11. Заключение. Исследовательская деятельность учащихся как

средство воспитания.

12. Литература.

Пояснительная записка


Цель разработки:

-показать значимость исследовательской работы обучающихся как инновационной формы учебного процесса;

-определить и расписать основные этапы работы над исследовательским проектом;

-раскрыть требования, предъявляемые к исследовательским работам при их проверке.


В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, что человек может начинать собственный исследовательский поиск только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, как родители поведут его в детский сад.
В работе речь идет об учебно-исследовательской работе обучающихся как о новом виде учебной деятельности в условиях внедрения инновационных педагогических технологий.

В данной работе показано, как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход.
Во-первых, обучающийся сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями.

Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеетобучающийся.

В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.

В-четвертых, решая исследовательскую задачу,обучающийсяактивно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Эффективность такой учебной деятельности будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.



Введение. Исследовательская работа как важнейшая форма учебного процесса.


Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения человеком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления обучающегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.

В последнее десятилетие общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого - легкость получения, общедоступность информации. Следовательно, важной образовательной задачей становится подготовка выпускников, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования эти задачи конкретизируются: сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.

Цели и основные задачи исследовательской работы студентов.

Исследовательская работа - планируемая учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем за собой роль не стороннего наблюдателя, но руководителя этого вида работы студентов).

Как в организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход?
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями.

Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик.

В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.

В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.

Управление исследовательской работой студентов включает в себя

  • четкое планирование содержания и объема работы;

  • организацию, контроль и анализ результатов работы;

  • необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

  • внедрение новых технологий обучения;

  • учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках исследовательской работы студентов.

Основные характеристики исследовательской работы студентов:

1. Психологические условия успешности исследовательской работы студентов.

Прежде всего - это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

2. Уровень сложности заданий для исследовательской работы;

3. Включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие исследовательских задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и её окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.

Цель - это ответ на вопрос, что именно я хочу показать в своей работе. Определить цель - значит ответить на вопрос: зачем проводится исследование?

Задачи описывают основные шаги, задачи исследования уточняют цель.

Позднее высказывается гипотеза (предположение). В качестве гипотезы могут быть предположения:

- о существовании или отсутствии какого-либо феномена;

- об условии его возникновения и проявления;

- о взаимосвязи между явлениями;

- о наличии свойства и степени его выраженности у какого-либо объекта.

Гипотеза, как правило, начинается со слов: предположим…, допустим…, возможно…, или что, если…

Гипотеза в рабочем или окончательном виде совсем не обязательно включается в текст исследовательской работы, но формулировать её необходимо, чтобы определить конкретную цель исследования.




Организация исследовательской работы.

Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует исследовательскую работу студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. Формирование содержания исследовательской работы включает в себя: определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную УИР студентов; отбор и предложение методов и форм УИР студентов в соответствии с современными технологиями обучения; определение форм и методов контроля за выполнение УИР студентами; разработку критериев оценки результатов исследовательской работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом.



Структура и этапы учебно-исследовательской работы.

Исследовательская деятельность обучающихся - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.


Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются:

  1. постановка задачи;

  2. предварительный анализ информации, условий и методов решения задач;

  3. формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента;

  4. анализ и обобщение полученных результатов;

  5. проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

  6. окончательная формулировка новых фактов и законов;

  7. получение объяснений или научных предсказаний;

  8. внедрение полученных результатов в производство.

Подобным образом организуется и учебно-исследовательская работа (УИР).

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УИР, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Можно выделить следующие основные этапы в подготовке и проведении исследовательской работы студентов.

Первый этап - подготовительный. Он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УИР; сквозное планирование УИР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап - организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы УИР и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап - мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.

Переходя от этапа к этапу, студент учится

  • работать с первоисточниками;

  • наблюдать явления, факты;

  • объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

  • составлять и решать задачу;

  • формулировать гипотезу;

  • разрабатывать и проводить эксперимент;

  • обобщать материал и представлять его в виде текста.

Непременное требование к основной части исследовательской работы - наличие аргументов, их объективность и доказательность.

Выдвигаемые в работе тезисы (утверждения) должны быть подтверждены языковым материалом, обработанным адекватными научными лингвистическими методами.

Четвертый этап - контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломного проекта, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, моделей, макетов, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности).

Подробнее этапы исследовательской работы можно рассмотреть в следующей таблице:

Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание занятий

1. Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика

Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы участников УИР

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)

3.Изучение научной литературы

Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков (формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору материала или постановке эксперимента

Планирование и проведение эксперимента, сбор материала

6.Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

Обработка полученного материала

7.Формулирование выводов

Выработка умения формулировать выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста УИР

Практическое овладение научным стилем

Написание текста исследовательской работы

Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9.Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Рефлексии на продукт и результат УИР

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

Выбор темы учебно-исследовательской работы.


Работа преподавателя начинается с собеседования с обучающимися. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей.

Этап выбора темы для исследования очень сложен.

Какой же должна быть хорошая тема?

Хорошая тема

- интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;

- интересна научному руководителю;

- опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

- соответствует принципу научности;

- доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

- посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения;

- содержит проблему, требующую решения.

На начальном этапе обычно выделяется основное направление исследования, уточнение темы и ее окончательное формулирование происходит позднее, когда пишется текст работы и ведется подготовка к представлению исследования.

Характеристика методов исследования.


Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.

Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.

Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…

Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.

Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.

Моделирование - исследование объектов при помощи моделей - аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Моделирование может быть предметным и знаковым.

В предметном - исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта - оригинала.

При знаковом - моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.

Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Анкетирование - метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.

Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.

Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе.

Основной этап учебно-исследовательской работы - этап сбора и анализа языкового материала.
Существуют разные методы сбора языкового материала. Можно

  • выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;

  • записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись);

  • опрашивать респондентов.

Перед этой работой сообщим обучающимся несколько важных правил:
1. Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить: просто частоту использования того или иного языкового средства или, например, оттенки значения определенной языковой единицы.

В последнем случае не обойтись без записи достаточно обширного контекста.
2. Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде - с помощью специальных стенографических и им подобных значков.

Бессмысленно записывать устный диалог товарищей на перемене, придя вечером домой: большинство специфических черт спонтанной разговорной речи будет утрачено. Для таких целей удобно пользоваться диктофоном, тем более что это устройство практически всегда под рукой: в каждом современном мобильном телефоне или МРЗ-проигрывателе.
3. Обязательно нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана; наконец, когда сделана самозапись.
Хотя на уроках русского языка школьников знакомят с элементами некоторых лингвистических методов исследования (словообразовательным анализом, структурно-семантическим анализом при разборе предложения, описательным методом при характеристике явлений языка),эффективно использовать их они, как правило, не умеют.

Среди основных (общих) лингвистических методов необходимо назвать сравнительно-исторический - первый научный метод, с которым связано становление языкознания как науки. Он позволяет выявить неповторимое своеобразие языка в сравнении с другими, обнаружить родственные языки, установить место языка в языковых группах и семьях.

При факте владения обучающимися двумя языками можно рискнуть предложить им сравнительное обозрение сходств и различий и вообще особенностей этих языков.

Сравнительно-исторический метод можно использовать в исследовательской работе в условиях двуязычия места жительства обучающихся: например, русско-белорусского, русско-казахского и других. Элементы этого метода могут быть использованы в сравнительном анализе текста. Однако, хотя «очень благодарное средство для развития наблюдательности и научного мышления учащихся представляет сравнение языков по их строению… это довольно сложная задача, и не следует ею злоупотреблять.
Экспериментальные методы позволяют «изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем» (Лингвистический энциклопедический словарь). Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы.

К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования.


Социолингвистическое исследование также является экспериментальным методом. По нашему опыту оно привлекает исследователей, склонных к активной публичной деятельности, общению. Будучи пограничной областью лингвистики и социологии, социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, интервью, анкетирование, тесты, статистические методы обработки полученных результатов.

При этом ставятся лингвистические цели: собрать языковой материал или сведения об отношении к тому или иному языковому явлению.

Очевидно, что на эффективность проведения социолингвистического исследования - его достоверность - влияют:

1) продуманность составления вопросника, анкеты;

2) тщательность в проведении опросов (независимые ответы и аккуратная их фиксация);

3) выбор респондентов.

Социолингвистические исследования дают возможность изучить языковое явление в социальном аспекте.


Итак, самые важные вопросы, связанные с методологией лингвистических исследований в рамках учебной исследовательской работы:
1) по этапам проведения исследования методы делятся на методы сбора и обработки материала;
2) многие методы используются в школьном преподавании русского языка (описательный, словообразовательный, структурно-семантический и другие);
3) некоторые методы сбора и обработки материала не используются в школе, но в адаптированном виде они доступны, посильны и очень интересны для школьников;
4) выбор метода исследования зависит от исследуемого материала и от теоретических установок, в рамках которых проводится исследование.


Еще раз подчеркнем, что работу обучающихся без собственно исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы обучающихся - прежде всего, в овладении методами исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.

Создание текста учебно-исследовательской работы.

В ученических исследованиях чаще всего конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров:

- устный доклад,

- курсовая работа,

- дипломная работа,

-письменный текст доклада,

- статья,

- реферат,

-текст компьютерной презентации…

Как и любой научный текст, текст учебно-исследовательской работы должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать:

1) постановку цели и задач исследования;

2) основную исследовательскую часть;

3) выводы.

Цели и задачи исследования.

Рекомендую преподавателям требовать от обучающихся начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.

Пример:

Научно - исследовательская работа «Аббревиатуры в русском языке».

Цель исследования:

- Определить роль и значение аббревиатур в современном русском языке.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть историю возникновения аббревиатур у древних народов.

2. Проследить динамику развития аббревиатур в различных областях русского языка.

3. Рассмотреть способы образования аббревиатур и систематизировать наиболее употребительные.

4. Исследовать область употребления аббревиатур в современном русском языке.

Обратите внимание, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап - это, по сути дела, спланированный шаг к достижению поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом («содержанием») создаваемого текста.


Работа с научной литературой.

Изучение литературы по теме исследования - следующий после выбора темы этап работы; его основная цель - получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:

  • Научить поиску научной литературы по теме исследования;

  • Сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать её, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.

Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области.

Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большей степени ложится на плечи научного руководителя. Самый привычный путь поиска - изучение библиотечного каталога. Найти научную и научно- популярную литературу по теме можно и с помощью поисковых систем в Интернете. Ученики, как правило, делают это не хуже учителей, однако предварительно нужно обсудить с ними отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия.

Одна из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у обучающихся, - непонимание специфической терминологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. И в этом помогает преподаватель. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или дает необходимые объяснения сам.

Ещё один способ подобрать литературу по теме (например, для тех, кто пишет работу, связанную с изучением языковых явлений) - обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в которой надо постараться сориентироваться научному руководителю, чтобы выбрать основополагающие и при этом доступно написанные, небольшие по объёму работы. Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме. Кроме умения пользоваться каталогом, Интернетом, справочной литературой - научному руководителю в не меньшей степени необходимы коммуникативные способности. Не стоит упускать возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, бывшего одноклассника, который стал профессиональным ученым, в научно-исследовательском институте. Иными словами, следует использовать все доступные способы, чтобы получить информацию о научной литературе по теме, которая заинтересовала ученика.

Теперь необходимо остановиться на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Составление библиографии -слишком трудоемкое занятие для обучающихся, и оно вряд ли принесет пользу. Тем более излишне изучать все обнаруженные труды. Если вы составили с помощью справочной литературы и каталогов достаточно обширный список, его следует «сжать», оставив только наиболее доступное и необходимое для дальнейшего исследования, и прежде всего публикации, в которых доступно изложены основные положения теории.

Ещё один совет по отбору научной литературы для УИР: отдельная статья предпочтительнее, чем монография того же автора. В статье основная мысль выражена лаконично и проиллюстрирована примерами кратко.

Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, - непонимание специфической терминологии. Напомним, что решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.

Может возникнуть и другая трудность - в понимании целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда чтение работы рациональнее задать на дом, предварительно поставив вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе.

При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема. Чаще всего прибегают к более экономичным видам конспектирования - составлению тезисного плана или выборочному конспектированию. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определения того или иного понятия, представляющие интерес для составителя.


Обратите внимание на оформление ссылок в тексте.

Возможно
• указание источника в скобках непосредственно после цитаты;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки внизу страницы;
• присвоение каждой цитате порядкового номера и помещение ссылки в конце текста.


Наиболее приемлемы следующие виды ссылок:

1. Подстрочные ссылки.

В тексте, после цитаты, заключённой в кавычки, над строкой ставится цифра или звёздочка. На той же странице внизу под последней строкой текста проводится черта длиной 2 см., под ней повторяется цифра или звёздочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания по схеме:

Фамилия И.О. автора ( в том числе, второго и третьего). Основное заглавие. -Место издания, Год издания. - Номер страницы, где находится цитата.

______

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.,1997.-С.139.

2. Затекстовые ссылки.

Оформляются с помощью круглых (или квадратных) скобок. В скобках после цитаты ставится арабская цифра, которая указывает порядковый номер источника цитаты в библиографическом списке, а через запятую указывается страница: (1,с.15) или (1,15).

3. Внутритекстовые ссылки.

В скобках после цитаты указывается автор работы, через запятую - год издания, а затем - номер страницы: (Шамова Т.И., 2001,с.321). Такой способ применяется, если библиографический список не пронумерован.

Какой из этих вариантов выбрать - вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы.

Одна из важнейших научных традиций - признание достижений предшественников.

Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи - научного. Практический опыт работы с научной литературой даже у старшеклассников, как правило, незначителен и исчерпывается, чаще всего, чтением учебно-научной и научно-популярной литературы. Поэтому следующий этап УИР - написание текста УИР в научном стиле речи - для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя (учителя) по обучению чтению научной литературы поможет снять значительную часть их.

Выводы.

Задача обобщить полученные факты и закономерности и сформулировать выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы над текстом исследователь более всего нуждается в помощи научного руководителя.

Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть привнесено ни соображений, оснований для которых нет в исследовании, ни излишней риторики, призванной украсить финал. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, разумеется, с формулировкой темы исследования.
Пример:
Выводы в работе «Аббревиатуры»:

В своей работе мы рассмотрели историю, способы образования и область употребления аббревиатур и пришли к следующим выводам:

1. Аббревиатуры возникли в Древнем Риме и Древней Греции для сбережения места и времени. В России аббревиатуры возникают и начинают активно использоваться в начале XX века в связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Многие аббревиатуры уже прочно вошли в наш язык и живут в нём на правах обычных слов.

2. Основная задача аббревиатур - это экономия речи и письменного текста.

3. В русском языке преобладают инициальные аббревиатуры и сложносокращенные слова.

4. Аббревиатуры используются чаще всего в научной литературе, в названиях учреждений.

5. В связи с употребительностью аббревиатур создано множество соответствующих словарей.

Составление списка используемой литературы.

При написании работы соблюдайте правила оформления библиографии. Список литературы обязательно должен быть включён в УИР.

Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:

1) научные работы по проблеме исследования;

2) справочные издания: энциклопедии и словари;

3) сборники текстов, публицистическая и художественная литература, Интернет-ресурсы и т.д.

Рассмотрим данные записи на примерах:

Статья из газеты:

Литвинова О. Радость чтения: цель простая - воспитать счастливого человека/ О. Литвинова // Учит. газ.-2005.-14 февр.-С.11.

Статья из журнала:

Чудинова Е.В.Особенности моделирования в учебной деятельности подростка/ Е.В.Чудинова // Вопр. психологии.- 2005.-№4.-С.107-117.

Книга одного автора:

Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для пед. вузов / В.И.Максакова. - М.: Академия, 2001. - 207с. - (Высшее образование).- ISBN 5-7695-0744-6.

Глава из книги одного автора:

Подласый И.П. Виды и формы обучения / И.П. Подласый // Педагогика начальной школы / И.П. Подласый.- М., 2000.- С.215-240.

Электронный ресурс локального доступа (Интернет):

Здоровье и образование [Электронный ресурс]: спец. портал системы федеральных образоват. порталов «Российское образование» /ГосНИИ информ. образоват. технологий.- Электрон. дан. - М.,2005. - Режим доступа:http//www/valeo/edu.ru /data/index.php.

Фиксируйте выходные данные книги сразу и тщательно, чтобы не приходилось уточнять их вновь.

Итак, написание собственно текста исследовательской работы в целом завершено. Научному руководителю и исследователю еще предстоят редакторская правка и окончательное оформление исследовательской работы для представления на конференции и конкурсе.

Реферирование как особая форма учебно-исследовательской работы.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание преподавателем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у обучающегося не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию руководителю.





Требования к оформлению учебно-исследовательской работы.


Вот основные части правильно оформленной работы.
1. Титульный лист, на котором указывается вверху название конференции, посередине - название работы, чуть ниже - фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выполнено исследование, и на самой нижней строке - место и год написания работы.
2. Введение, в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования. Иногда выдвигаются дополнительные требования: сформулировать гипотезу, предмет и объект исследования, актуальность работы.
3. Исследовательская часть, которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ языкового материала, обработанные и представленные в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и пр. результаты исследования.
4. Выводы.
5. Список литературы .
6. Приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал, организованный как список или словарик; редкие иллюстрации, например, из учебников русского языка XVIIIвека, фотографии говорящих при исследовании невербального поведения в различных ситуациях и другие материалы, непосредственно относящиеся к проведению исследования. Обратите внимание: широко доступные художественные тексты нет необходимости включать в приложение, в то время как никогда не публиковавшиеся архивные тексты, специально для работы расшифрованные записи живой разговорной речи могут быть приложены к тексту исследовательской работы. Объем не ограничен. Но бывают и ограничения. Советуем уточнить, какие требования к оформлению письменной работы выдвигают организаторы той или иной конференции. Обычно это можно узнать на официальных сайтах или в информационных листках.

Дополнительные требования к оформлению могут быть разными. В любом случае научному руководителю нужно владеть этой информацией заранее. Следует знать, какие ещё условия участия в конкурсе или конференции выдвигаются.
Скорее всего нужно будет подготовить «свернутый» вариант: тезисы или еще более краткий текст - аннотацию. Ее главная цель - дать краткую характеристику работы. Аннотация нужна организаторам конференции, чтобы распределить выступающих по тематическим секциям.


Формы представления исследовательских работ.

Формы представления исследовательских работ весьма многообразны:

-устный доклад,

- собеседование,

- стендовый доклад,

-компьютерная презентация…

Мы остановим внимание на двух из них: докладе - традиционной и наиболее часто встречающейся форме и наиболее современной, актуальной и универсальной - компьютерной презентации. И та и другая форма требуют специальной подготовки, на которую научный руководитель должен обратить серьезное внимание. Для обучающихся развернутое устное монологическое выступление сопряжено со значительными затруднениями, поэтому целесообразно поговорить на занятиях об особенностях восприятия устной речи, специальных риторических приемах удержания внимания и, конечно, провести репетицию выступления.

На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы,собственно исследовательской части, выводах.

Имеет смысл подготовить специальный вариант текста «для произнесения»: он должен легко восприниматься на слух, поэтому следует удалить тяжеловесные синтаксические конструкции, заменив их более короткими, использовать риторические вопросы, четко выстроить композицию выступления. Значительно сокращенная, работа не должна при этом потерять аргументированность.

Рационально использовать иллюстративный материал: схемы, таблицы, примеры слов или фрагменты текста, которые демонстрируют исследовательскую методику и результаты.
Компьютерные презентации наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы Microsoft Роwer Роint. Она позволяет демонстрировать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него.
Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8-12 слайдов, которые располагаются следующим образом:
• «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
• цель и задачи работы;
• описание метода исследования;
• основные результаты и их объяснение;
• выводы;
• перспективы дальнейшей работы по этой теме;
• список литературы (шире - источников);

Рекомендации по организации конференции

Конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию проектно-исследовательских школ на уровнях учащихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательней активности учащихся и способствующей развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности учащихся на местах. Проведение конференции регламентируется положением о конференции.

Главной целью конференции является образовательная цель, а моменты научной значимости и новизны имеют подчиненное значение.

Специфическое содержание конференции заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знания.

Основой конференции, определяющей ее содержание, функции, цели и задачи, является ее концепция.

Каждая конференция должна четко решать вопрос своих целей, задач, способов работы. Этим определяется ее характер и круг субъектов (участников), участвующих в ее работе, в конечном счете, ее уровень.

Современная юношеская научно-практическая конференция должна удовлетворять трем условиям:

  • наличие концепции или подхода;

  • понимание приоритета образовательных целей;

  • постоянность действия в течение года.

  • Работы, поступающие на чтения, оцениваются, исходя из следующих положений:

  • исследовательский подход, который позволяет построить в каждом случае модель научного исследования, структурированность деятельности в соответствии с этим подходом;

  • собственная практическая деятельность участников работы, в результате которой авторы получают экспериментальный материал;

  • наличие обоснованной методики экспериментальной работы;

  • системность подхода к исследуемой проблеме, проработка и осознание исследуемых явлений на проблемном уровне.

Необходимо помнить, что в отличие от «взрослых» конференций, где о достоинствах работы обычно не говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, на детской конференции каждую работу обязательно нужно похвалить (независимо от ее качества). Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность. Неточности методики и анализа, допущенные руководителем, - не предмет для обсуждения на детской конференции, их полезно обозначить, а разбор устроить позже (на педсовете и т.д.

Конечными критериями оценки исследовательской деятельности учащихся должны быть знания, умения и собственные идеи, позволяющие выпускнику среднего учебного заведения влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. Знания будут включать мировоззренческие, методологические понятия; умения и навыки планирования исследовательской деятельности, самоконтроля и регулирования своих действий. Также большое значение имеет интерес к изучению проблем теоретического и прикладного характера, активному поиску путей их решения.

Участие ребят в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах считаем итоговым, завершающим этапом научно-исследовательской творческой работы. Достижения и неудачи (которых по сути нет) позволяют совершенствовать, координировать проводимую работу, повышать ее результативность.

Организаторы конференции и руководители исследовательских работ учащихся должны внушать детям, что участие в конференции - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки. Необходимо учить детей быть благодарными и осознавать, что главная заслуга в этом -принадлежит их руководителям. Настоящее самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; нужно еще годы и годы напряженного труда. Необходимо внушать детям веру в свои возможности, стремление не останавливаться на достигнутом!

Конференция - напряженное и длительное мероприятие, по окончании которого необходима разрядка: театральное представление, концерт, игры и т.п.


Оценка учебно-исследовательской работы.

Критерии оценивания учебно-исследовательской работы:

• Исследовательский характер работы.
• Новизна исследования.
• Актуальность работы.
• Практическая и (или) теоретическая значимость.
• Грамотность и логичность изложения.
• Анализ литературы по теме.
Экспертами могут быть введены дополнительные критерии оценки.

Критерии, которые выдвигаются на защите исследовательских работ (Публичное выступление на конференции):


• Ясное понимание целей работы
• Владение материалом
• Логика изложения, убедительность рассуждений и выводов
• Наглядность представленных материалов
• Полнота ответов на вопросы аудитории
• Ораторское мастерство

Возможные вопросы при защите:

• Объяснить более подробно некоторые результаты исследования
• Раскрыть более подробно некоторые этапы исследования
• Защитить некоторые утверждения или позиции исследования
• Дать примеры по некоторым отдельным моментам презентации
• Дать ответ на вопрос, чему научился, работая над исследованием, какие сложности при работе возникли.

Критерии оценки реферата:

Представленный для составления отзыва и рецензирования реферат оценивается в соответствии с критериями:

• адекватность темы и содержания уровню учебно-исследовательской работы школьника;

• актуальность и оригинальность темы;

• степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях;

• объем исследованной литературы и других источников информации;

• стиль и грамотность изложения;

• соблюдение требований к оформлению ученического реферата.


Программа экспертизы продуктов исследовательской деятельности учащихся:

Параметры

Уровень развития низкий

Самостоятельных средний

Исследовательских действий высокий

Анализ литературы по теме исследования.

Описательный обзор 1 -2 литературных источников.

Описательный обзор значительного (4 и более) количества литературных источников с элементами анализа

Аналитический обзор значительного количества (4 и более) литературных источников

Освоение и применение приемов исследовательской деятельности.

Применение существующих методов и приемов исследовательской деятельности по имеющемуся образцу.

Адекватное, но недостаточно полное самостоятельное использование методов и приемов исследовательской деятельности.

Адекватный, исчерпывающий задачи исследования арсенал методов и приемов исследовательской деятельности.

Разработка специальных средств для исследовательской деятельности (компьютерные программы, модели и пр.).

Разработанные средства являются аналогами уже существующих.

Разработанные средства пригодны лишь для целей данного исследования.

Разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях и приближаются к уровню профессионально разрабатываемых.

Степень разработки исследовательской проблемы.

Описание выполненных исследовательских действий без анализа полученной информации.

Частичный анализ и интерпретация полученной информации в ходе исследовательских действий.

Наличие анализа всей полученной информации с адекватными логическими выводами.

Качество оформления работы.

Отсутствие логических переходов между частями работы, несоблюдение стандартов оформления.

Наличие отрывочных, недостаточно оправданных сведений, неполное соблюдение стандартов оформления

Связное изложение содержания проведенного исследования с соблюдением принятых стандартов.


Составление отзыва руководителя на исследовательскую работу

Отзыв на исследовательскую работу может рассматриваться в качестве рецензии перед её публикацией, защитой и т.д. Отзыв дает общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации автору работы. объем отзыва не более 1 страницы печатного текста: кегль - 12, промежуток - одинарный или полуторный.

План составления отзыва:

  1. Предмет анализа. (В работе автора... В представленной работе... В предмете анализа...).

  2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).

  3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В работе обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

  4. Краткое содержание работы.

  5. Степень самостоятельности автора.

  6. Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает…).

  7. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

  8. Выводы. (Представляется, что в целом исследовательская работа... имеет важное значение... и может быть представлена… (на республиканском уровне, в конкурсе …, для публикации в …). Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

Составление рецензии на исследовательскую работу.

Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку исследовательской работы.

Рецензия составляется членом жюри либо любым другим педагогом, компетентным в данной области знания. Рецензия в части пп. 1-11 составляется при условии направления работы экспертной группе в указанный срок. Рецензия предоставляется автору или руководителю исследовательской работы по их запросу.

Требования к рецензии:

В рецензии отмечается:

  1. Соответствие работы заявленной теме

  2. Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов работы.

  3. Научный подход, наличие исследовательского компонента

  4. Глубина раскрытия темы

  5. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее.

  6. Умение выявлять несовпадение в различных позициях, суждениях по проблеме работы, давать им критическую оценку.

  7. Присутствие личной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений.

  8. Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность мышления, индивидуальность стиля автора.

  9. Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.).

  10. Правильная структура работы, оформление цитат и ссылок.

  11. Сопроводительные материалы и их соответствие поставленным целям и задачам.

  12. Устное выступление (защита работы).

Заключение. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания.

Научное мировоззрение, основанное на традициях русской научной школы и ее понимания воспитания, может выступать как основа воспитательной работы в современном обществе и образовании.

Как известно, главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определенных связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений и т. д.).

Отношение - личностный феномен, помимо знаний, включает в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.

В области социальных отношений это - понимание объективности действующих в обществе и в природе законов (одним из которых является закон равноправия личностей в гражданском обществе), необходимость соизмерять свои желания и поступки с этими законами, понимание объективной невозможности нарушить общие закономерности. Весьма значимым здесь является момент ответственности исследователя перед обществом в отношении объективности своего исследования, достоверности информации и ответственности за ее донесение. Научное творчество есть работа на благо общества, в целях его развития, осознание этого ведет к осознанию себя частью социума, социализации.

В области нравственных отношений научная, исследовательская деятельность дает необъятную картину сотворчества, события.

В области эстетических отношений - это внутреннее ощущение гармонии и красоты мира, воспринимаемого с точки зрения исследователя. Эту красоту отмечали и воспринимали как величайшее эстетическое наслаждение, кульминацию жизни почти все крупнейшие ученые. Ощущение высшей целесообразности и взаимообусловленности всего, происходящего в природе, породило такое понятие, как «научная вера». В.И. Вернадский пишет: «...мы на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед, среди самых невозможных внешних условий...».

В области этики исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности. Исследователь на практике ежеминутно убеждается, каким огромным трудом добывается новое знание, каких ухищрений оно стоит, какой парадоксальности мышления требует.

Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.

И, наконец, остановимся на исторических предпосылках для воспитания на основе научного мировоззрения в нашем обществе. В условиях, когда за советский период огромная часть населения получила высшее образование в научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим мировоззрением, огромное количество семей в своей воспитательной работе отталкивается именно от ценностей научного мировоззрения, что в настоящее время, по-видимому, является культурно-исторической традицией людей, имеющих корни в «инженерно-техническом» сословии советского периода. Осознанное построение этой линии как «сословного» компонента воспитательной работы в образовательных учреждениях отвечает реалиям и потребностям общества.

Все исследователи признают, что так или иначе исследование поможет им в дальнейшем: в процессе получения образования (в том числе для продолжения образования в вузе); «в жизни» (в основном для успешной коммуникации и более глубокого понимания науки, истории и культуры).


Таким образом, учебно-исследовательская работа в образовательной сфере имеет серьезный образовательный потенциал.



Литература:
1. Интернет-ресурс gymnaziago. mybb. ru/viewtopic. php? id=22

2. Лебедева С. А., Тарасов С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. //Практика административной работы в школе. №7, 2003.
3. Савенков А. И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками.//Практика административной работы в школе. №1, 2004.
4. Савенков А. И. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.//Практика административной работы в школе. №1, 2004.
5. Сырицына С. И. Воспитать ученого. //Управление школой. №14, 2008.
6. Тыртышная М. И. Школа интеллекта. //Управление школой. №22, 2007.
7. Файн Т. А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.// Практика административной работы в школе. №7, 2003.
8. Шеленкова Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.//Научно-практический журнал «Завуч». №5, 2005



© 2010-2022