Сценарий проведения ХI Корниловских чтений

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытия 11 корниловских чтений.

Место проведения: актовый зал

Ведущие: Павлова А.С, Бастырова С.Д.

Слова за кадром: (звучит спокойная фоновая музыка )

2 Вед: Айынат хаан айма5а

Аан Ийэ дайдыны

Айар кунугэр,

Икки атахтаа5ы

Ийэ сиргэ

Кэскиллиир кунугэр,

Ураанхай дьону

Орто дойдуга

Олохтуур кунугэр,

Хохуоралаах тыллаах,

Хонкунас тыастаах,

Холобура суох хоhооннох

Хомус барахсаны

Хомуhуннаан айбыта уhу.

1 Вед: В тот светлый день,

Когда земля зарождалась,

И нас, людей,

Благословляли боги в Среднем мире

Жить с добром и верой,

В дар для памяти о том

Чудесном сотворении

Хомус преподнесли они якутам.

Стальной клинок,

Хранящий сотни звуков,

Заговорил на многих языках

И песни звонкие якутов

Озвучил в самых трепетных сердцах!

(Выступление хомусистов)

Звучит гимн РФ,РС(Я).

Звучат фанфары

1вед: Норуон-норгуй ытык мааны

ыалдьыттар, кунду о5олор!

2 вед: Добрый день,дорогие гости,учителя,учащиеся! Начинаем традиционные 11 корниловские чтения, посвященные к 100-столетию письма А.Е.Кулаковского «Письмо к интелегенции»!

1 вед: 2012 сыл ыам ыйыгар саха бастакы суруйааччыта, интеллигенэ, корбуоччутэ, болуhуогэ Алексей Елисеевич Кулаковскай «Саха интеллегенциятыгар» диэн суруга 100 сааhын туолар. Кулаковскай инникини ото корон, саха дьонугар сири сатаан туhанарга, онорорго, суоhу иитиигэр, уорэх сайдыытыгар, саха дьонун оло5ун тупсарарга элбэх туhалаах субэлэри биэрбит. Кини бу суругун саха а5ыйах ахсааннаах, уорэхтээх, сайдыылаах дьонугар-интеллигенциятыгар ыыппыта.

2 вед: Содержание письма «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского можно разделить условно на две части. Первую часть Г.П.Башарин назвал «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», вторую - «Соображения относительно культивизации Якутии».

В первой части А.Е.Кулаковский размышлял о борьбе народов за существование, о влиянии на нее переселенческой политики российского правительства, об угрозе надвигавшейся тогда мировой войны и ее возможных последствиях в исторических судьбах народов. Вторая часть письма состоит из «соображений» автора по вопросам, связанным исключительно с внутренними проблемами «выживания» и «существования» родного народа; причем эти соображения «выданы» им «для обсуждения» и с призывом для «деятельности».

1 вед: Кулаковскай суругун «Сири туhаныы» уонна «Сир оноhуута» диэн кэрдиистэртэн са5алаабыт. Саха сирин сайына тоhо да кылгаhын иhин, сири онорон, тупсаран, быйанын тупсаран биэрдэххэ, сиртэн ылыллар бородууксуйаны лаппа урдэтиэххэ собун ыйар. Ол инниттэн «Саха сирин олохтоохторо нуучча норуотун кытары бииргэ айыл5а баайдарын,

климаты, айыл5а усулуобуйаларын, табыгастаахтык уорэтэн, чинчийэн туhанарбыт буоллар, ба5ар хайдах эмэ тыыннаах хаалыахпыт», - диир.

2 вед: Первая часть письма связана с общественно-политической мыслью в России конца ХIХ - начала ХХ в., выдвинувшей в качестве одной из злободневных «инородческую проблему». Инициировали ее, прежде всего, сибирские областники, которые в своих публицистических и научных изданиях довольно активно обосновывали идею о «вымирании сибирских инородцев». Раздумья А.Е.Кулаковского об исторических судьбах родного народа были вполне естественными: как образованный и начитанный человек он не мог пройти мимо судьбоносных вопросов жизни родного народа в свете событий и процессов, происходивших тогда в России и мире.

1 вед: Ити тыыннаах буолуу боппуруоhун урукку ыраахтаа5ы сахалары хоту диэки утуруйэр политиканы ыыппытыттан сылтаан ойдуоххэ соп.

Бастатан, саха киhитин дьыл5атыгар, инники кэскилигэр суоhу иитиитин тоhо5олоон бэлиэтиир. Саха ына5ын боруодатын тупсарар сыалтан аhылыгын, хотонно коруу-истии технологиятын лаппа тупсарарга элбэх туhалаах субэлэри биэрэр. Бурдугу ууннэриигэ ураты сыhыаннаhыы наадатын ыйбыт.

2 вед: Итак, А.Е.Кулаковский в своих раздумьях об исторических судьбах родного народа считает более разумной пророссийскую ориентацию, которая действительно предотвратила или остановила бы опасность вымирания целого народа; действительно потому, что автор письма рекомендовал активную, действенную ориентацию, основным содержанием которой был процесс культивизации якутского народа с русским. Автор этим подразумевает неразрывную связь между ними, воссоединение в один поток развития. Для этого якуты, по мнению Кулаковского, должны будут провести громадную работу по поднятию своей материальной и духовной культуры, по приобщению к более высокой культуре России.

1 вед: Оксокулээх киэнник туттар табаардарын миэстэтигэр онорон таhаарыыны наадалаа5ынан аа5ар. Ынах тириититтэн танаhы, араас оноhугу тигиэххэ соп диир.

Мастан, тимиртэн уhаныыны тэнитэн дьиэ ис-тас тэриллэрин, араас киэргэллэри, иhити-хомуоhу миэстэтигэр онорору субэлиир.

Билигин кунду таастартан киэргэли уhаныыга сыахтар, мастарыскыайдар тэриллибиттэригэр элбэх саха дьо5урдаах ыччата улэлии сылдьаллар. Итини улуу Оксокулээх Олоксой кэриэс этиитин курдук сыаналыахха соп.

Дьон оло5ун тупсарарга, кыра да буоллар таhыттан капитал киирэрэ наада, туора сиргэ баран быстах улэлээhиннэр,кыаллан тэриллиэх предприятиелар наадалаахтарын эппит.

2 вед: В целом же, по мнению А.Е.Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщаться к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание. Его взгляд на реалии своего времени был мудрым, на перспективы исторических судеб родного народа - дальновидным. И этот взгляд пронизан прагматической мыслью - о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование». Такова общественно-политическая, просто человеческая позиция А.Е.Кулаковского - выдающегося якутского мыслителя начала ХХ в. Она оказалась реалистичной, потому и верной.

1 Вед: Косторун курдук, А.Е.Кулаковскай ити суруга билинни олохпутугар олус чугас. 1912 с. суруйбут суруга бугунну олохпут ыардарын туоруурбутугар хайа эмэ оттунэн куус-комо буолаллар.

2 Вед: Для вас выступают участники фольклорного ансамбля «Кундул».

Поэма А.Е. Кулаковского «Портреты якутских женщин».

2 вед: Слово для приветствия предоставляется заместителю министра образования РС(Я) Эдуарду Владимировичу Кондратьеву.

2 вед: Одним из основателей 2-Нерюктяйинской средней общеобразовательной школы является Николай Михайлович Корнилов-кавалер двух орденов Ленина, заслуженный учитель школ ЯАССР, отличник просвещения. Слово для приветствия участников конференции предоставляется директору 2-Нерюктяйинской средней общеобразовательной школы Ульяне Мефодьевне Малышевой.

2 вед: Спасибо Ульяне Мефодьевне, далее разрешите ознакомить с программой одиннадцатых Корниловских чтений.

(Программа)

1 вед: Бугунну конференция кыттыылаахтарыгар дьолу - соргуну,

айымньылаах улэни.

2 вед: Желаем больших успехов в исследовательских работах, крепкого

здоровья и самого- самого наилучшего!


© 2010-2022