- Преподавателю
- Другое
- ДОКЛАД формирование ключевых профессиональных компетенций на уроках экономики
ДОКЛАД формирование ключевых профессиональных компетенций на уроках экономики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумова Н.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Н. А. Наумова, преподаватель ГБОУ СПО Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва»
Необходимость образования бесспорна. Споры начинаются при ответе на вопрос: чему учить и как учить? При составлении программы каждый специалист предлагает объем знаний, дающий наиболее полное представление о предмете изучения. Однако практика показывает, что успеха добивается не тот выпускник, который усваивает весь объем знаний, а тот, который умеет сам добывать знания и применять их в жизни.
В современном обществе наиболее востребованными оказываются два качества личности: готовность к работе и способность принимать решения. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте, а также решать задачи, поставленные перед работодателем. Поэтому, если говорить о конкурентоспособности выпускника, его мобильности на рынке, то эти качества невозможны без развития ключевых компетенций.
Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для профессионального самосохранения специалиста.
Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - это подготовка личности к профессиональному труду.
Система работы по экономическому образованию направлена на решение следующей задачи: образовательную деятельность педагога соотнести с личными интересами студентов, что позволит усилить мотивацию последних.
Методика, ориентированная на формирование мотиваций к предмету, требует повышенного внимания к подбору форм организации учебного процесса. В работе преподавателя важны способы мотивации: это и убеждение в практической необходимости изучаемого, и поддержка у обучающихся веры в успешность, и создание проблемных ситуаций, и коллективный поиск их разрешения. В начале работы с группами всегда дается задание по написанию эссе на тему: «Зачем повару, туристу нужно изучать экономику?»
Для ведения уроков используются различные методики: лекции, семинары, деловые игры. Это зависит от цели урока: при ознакомлении с новым материалом эффективнее лекции, а при контроле и закреплении знаний лучше проводить семинары и деловые игры. Использование активных форм проведения урока помогает студентам более глубоко усвоить теоретический материал, получить первый опыт применения экономических понятий на практике, облегчает и ускоряет усвоение предмета.
Применяя в своей работе традиционные методы - рассказ, лекцию, беседу, мы реализуем исполнительную функцию студентов. А нетрадиционные методы обучения позволяют ввести новую систему взаимоотношений на активных началах, когда преподаватель становится консультантом.
Задача преподавателя - смоделировать учебный процесс так, чтобы задание состояло из промежуточных этапов, при выполнении которых студенты могли бы овладеть ключевыми компетенциями:
-аналитическими, то есть ставить цель и определять задачи для ее достижения;
-информационными, то есть уметь находить нужную информацию, грамотно ее презентовать;
-коммуникативными, то есть уметь работать в группе, вести дискуссию, выстраивать контакты.
Одним из примеров формирования активной творческой личности является игра-аукцион «Мир рыночной экономики». Именно на таких уроках можно увидеть степень учебно-познавательной компетентности обучающихся.
Коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут», которые также используются на уроках. «Дебаты» или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, целей данной технологии, включающих:
-развитие логического мышления;
-формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
-обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;
-владение устным общением.
На уроках отработана технология под названием «Конференция однородных групп». Данная технология используется при проведении семинарских занятий, уроков-обобщений, для работы с литературой на уроке. Завершающим заданием урока является подготовка презентаций знаний обучаемых. Эта технология служит для развития креативного, логического, критического мышления. Технология формирует информационную, учебно-познавательную, социальную компетенции.
Формирование основных компетенций невозможно на одном уроке, каким бы современным он ни был, это необходимо делать на протяжении всего курса. Это обусловливает:
-экономическую необходимость - подготовку молодого поколения к жизни в информационном обществе;
-социальную необходимость, которая заключается в том, что социально-трудовые и коммуникативные компетенции обеспечивают молодому человеку занятость в соответствии с его интересами и способностями быть конкурентоспособным на рынке труда;
-нравственную необходимость, которая заключается в том, что формирование компетенций рассматривается как важнейший фактор формирования личности.