- Преподавателю
- Другое
- Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сажина С.Я. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чекрушанская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
протокол № 1 от 02.09. 2014 г.
рук. МО _________ /С.Я. Сажина/
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
БОУ «Чекрушанская СОШ»
_________ / И.А. Титова/
« » ___________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор
БОУ «Чекрушанская СОШ»
___________ / Т.А. Шайснер/
« »__________2014 г.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
10-11 КЛАСС
Программу составила:
учитель экономике высшей категории
Сажина Светлана Яковлевна
Срок реализации 2013-2015 годы
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
10-11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по экономике среднего (полного) общего образования (Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации Федерального компонента Государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях).
Программа рассчитана на 70 часов - в 10 классе, 70 часов - в 11 классе.
Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК:
1) Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1,2.- М.: Вита-пресс, 2012 г.;
2) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2006 г.;
3) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
4) Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
5) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
6) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Экономика: наука и хозяйство
1
Урок изучения нового материала
Экономическая наука, её предмет. Микроэкономика и макроэкономика, экономические модели
Знать смысл основных теоретических положений экономической науки. Уметь описывать предмет и метод экономической науки
Повторение изученного в 9 классе
Повторение §6
РАЗДЕЛ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ (11 часов)
2-3
Ограниченность и выбор как ос-новные понятия экономической науки
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей
Знать определение ограниченности ресурсов. Уметь:
- оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от которых отказались;
- объяснять выгоды обмена
Экономический диктант. Решение задач, составление графика
§1-2, определения, §4-5, задачи
4-5
Альтернативная стоимость и факторы производства
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности
Альтернативная стоимость
Знать сущноость понятий: факторы производства и факторные доходы (рента, зарплата, процент, прибыль). Уметь:
- анализировать целенаправленность экономических решений, их экономизацию, чтобы получить максимальное удовлетворение при наименьших затратах;
-объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости
Составление таблицы терминов
Решение задач
§ 3. Сообщение о факторных доходах
6-8
Специализация, объем. Абсолютные и сравнительные преимущества
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок повторения и обобщения изученного
Сущность и формы обмена, взаимозависимость
Специализация и разделение труда
Экономическая эффективность обмена. Условия торговли. Абсолютные и сравнительные преимущества
Знать определения: специализация, экономическая эффективность. Уметь:
- сравнивать абсолютное и относительное преимущество;
- различать формы обмена;
- анализировать способы увеличения объема производства и потребления
Составление таблицы
Решение
проблемных
задач
Обобщение темы
§7-9 §10-11 §12, 19
9-10
Экономические системы, собственность, рациональность и стимулы
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Понятие «экономическая система». Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономические системы. Собственность, ее формы, объекты
Понимать основные экономические принципы функционирования экономических систем. Анализировать ответы на главные вопросы экономики различных систем. Сравнивать и объяснять владение, пользование и распоряжение в различных формах собственности
Таблица
систем.
Рефераты
§ 2. Реферат «Формы собственности». Повторение
11
Фундаментальные экономические концепции
1
Итоговый урок
Альтернативная стоимость, факторы производства, рациональность экономической системы
Уметь систематизировать полученные знания
Тесты
-
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)
12-
14
Спрос, закон спроса, факторы, формирующие спрос
3
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Комбинированный урок
Понятие рынка и его формы
Спрос, величина спроса, закон спроса. Эффекты Гиффена и Веблена
Эластичность спроса. Нормальные и инфериорные блага
Знать термины: спрос, величина спроса, закон спроса. Уметь:
- объяснять понятие нормальных и инфериорных благ;
- сравнивать спрос и величину спроса;
- различать рыночные структуры;
- вычислять изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов
Составить таблицу «Формы рынка». Решение задач
§13,17 §14,24 § 27-29
15-16
Предложение, факторы и детерминанты
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Понятие предложения, величина предложения, основные детерминанты, определяющие движение кривой предложения (цена, технологии, налоги и т.д.). Закон предложения. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене
Уметь:
- находить причинно-следственные связи между ценой и величиной предложения;
- вычислять величину рыночного предложения;
- анализировать кривые спроса и предложения
Краткий конспект § 31. Опрос, задачи, построение кривых
§15,23 §32
17-18
Рыночное равновесие
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесные цена и объем. Влияние спроса и предложения на рыночное равновесие. Ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточные спрос и предложение
Уметь:
- теоретически представлять процесс установления равновесной цены;
- вычислять равновесную цену и объем продаж;
- анализировать графики изменения рыночной ситуации при изменении цен на факторы производства
Тест по определениям. Задачи
§16-17 § 20, 26
19
Спрос и предложение
1
Итоговый урок
Нахождение параметров равновесия
Уметь вычислять данные по спросу и предложению, находить эластичность товаров и анализировать ситуации на рынке при разных данных
Тест
РАЗДЕЛ 3. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (8 ЧАСОВ)
20-22
Бухгалтерские экономические издержки и прибыль
3
Уроки изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Прибыль фирмы. Издержки фирмы. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль
Уметь:
- описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль;
обосновывать сделанные выводы, анализировать издержки фирмы;
- решать задачи, находить значения издержек, прибыли
Написать формулы издержек, формулы прибыли
Практическая работа
§33 §34 §35
23-25
Теория производства
3
Комбинированные уроки
Максимизация прибыли и оптимальный объем производства. Производительность труда. Фирма как производственная функция. Закон убывающей отдачи. Фиксированные и переменные издержки, функции издержек. Показатели выпуска фирмы. Эффект масштаба
Знать условия максимизации
фирмы.
Уметь:
- анализировать различные показатели фирмы;
- объяснять изменения графиков издержек;
- вычислять на условных примерах значение издержек, решать практические задачи
Решение задач. Составление графиков. Определения, формулы
§ 36-38. Задачи
26
Теория производства
1
Итоговый урок
-
Уметь:
- решать задачи по определению прибыли и издержек;
- анализировать ситуации по поведению фирмы на рынке
Письменный опрос
РАЗДЕЛ 4. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (10 часов)
27-29
Совершенная конкуренция
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде.
Долгосрочное равновесие. Прибыль и поведение фирмы в долгосрочном периоде. Рынки, близкие к совершенной конкуренции
Знать:
- что такое рыночная структура, какие типы рыночных структур существуют;
- особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Уметь анализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Выделить основные характеристики
Решение задач
Фронтальный опрос
§ 39-40
§41
§42. Реферат
30-32
Монополия
3
Урок изучения нового материала
Комбинированные уроки
Виды монополий. Причины возникновения. Сравнительный анализ монополии и современной конкуренции. Ценовая дискриминация. Цена, издержки и эластичность спроса на монополии рынка
Знать причины максимизации прибыли в условиях монополии. Уметь:
- приводить примеры ценовой дискриминации;
- объяснять связь между ценой монополиста и объемом выпускаемой продукции
Рефераты
Таблицы сравнения
Письменный опрос по теме
§43
§44 § 45-46
33-35
Монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Природа и поведение олигополии, картель, лидерство в целом. Монополистическая конкуренция. Рыночная власть покупателей. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Антимонопольное законодательство
Знать:
- признаки олигополии, различать рыночные структуры;
- определение ценовой конкуренции.
Уметь:
- приводить примеры взаимодействия рынков;
- объяснять условия равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции;
- формулировать основные позиции антимонопольной политики
Опрос
Тест
Рефераты
§ 47-49
§50-51. Реферат «Антимонопольные законы в России»
§ 52-53
36
Конкуренция.
Рыночные
структуры
1
Итоговый урок
Сравнительные характеристики видов рынка. Общественные блага
Знать определения всех рынков. Уметь определять эффект масштаба
Контрольная работа
РАЗДЕЛ 5. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (6 часов)
37-39
Рынок труда
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Производственный спрос. Зарплата в экономической теории и практике. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда
Знать определение минимальной оплаты труда. Уметь:
- объяснять спрос на производственные факторы;
- объяснять общее предложение и мобильность факторов производства;
- объяснять равновесие на рынке труда
Анализ кривой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
§54-55 .
§56
§57
40-41
Рынки капитала и земли
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Понятие капитала и рынка капитала.
Дисконтирование. Рынок земли. Приведенная стоимость. Земельная рента. Цена земли
Знать:
- определение цены капитала;
- смысл ставки дисконтирования и ее выбор.
Уметь:
- вычислять предельную доходность;
- владеть приемами маржинального анализа в приложении к проблеме рынка земли
Лекция. Решение задач
§ 58-59
42
Рынки факторов производства
1
Итоговый урок
Рынок капитала, рынок земли, анализ ситуации
Работа с источниками экономической информации
Письменный опрос, задачи
РАЗДЕЛ 6. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (6 часов)
43-44
Общественные блага
2
Уроки изучения нового материала
Понятие несостоятельности рынка и государства. Общественные блага, их свойства.
Источники финансирования общественных благ
Уметь анализировать экономическое поведение государства. Знать сущность проблемы общественного выбора. Понимать государственный механизм принятия общественных решений
Работа с информационными источниками, анализ. Тест
§ 60-62
45-46
Внешние эффекты
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Положительные и отрицательные внешние эффекты. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов
Знать различие между положительными и отрицательными эффектами.
Анализировать способы государственного регулирования эффектов
Тест. Сообщение «Государственное регулирование внешних эффектов»
Доклады §58
47
Распределение доходов
1
Урок повторения и обобщения изученного
Доходы населения и их источники. Опасность выравнивания доходов
Знать:
- что такое функциональное распределение доходов;
- насколько равномерно распределяются личные доходы населения.
Уметь объяснять кривую Лоренса и коэффициент Джини
Решение задач, составление графика
§59
48
Рынки факторов производства
1
Итоговый урок
Общественные блага, внешние эффекты, распределение доходов
Уметь:
- классифицировать блага;
- анализировать экономические показатели доходов
Выполнение заданий на этапах игры «Вертушка»
РАЗДЕЛ 7. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ (8часов)
49
Предмет и особенности макроэкономического анализа
1
Урок изучения нового материала
Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты и рынки. Кругооборот доходов и расходов
Знать, в чем заключается процесс агрегирования. Уметь называть основные макроэкономические проблемы
Работа с учебником
§64
50-52
Валовой внутренний продукт
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
ВВП и ВНП. Добавленная стоимость, ВВП на душу населения.
Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Номинальные и реальные экономические показатели. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП
Знать:
- определения ВВП и ВНП;
- разницу между номинальным и реальным ВВП (ВНП);
- основные расходные статьи ВНП;
- составляющие ВНП. Уметь:
- объяснять доходный и расходный метод ВВП (ВНП);
рассчитать добавленную стоимость, а также национальные счета;
- объяснять разницу между конечным и промежуточным продуктом;
- рассчитывать ИПЦ и дефлятор ВНП
Анализ экономической информации (статьи, журналы)
Задачи
Рефераты
§ 65, 68
§ 66-67. Реферат «Статистика ВВП в России»
§69
53
Инструменты макроэкономики
, 1
Итоговый урок
Равновесный уровень ВНП, методы расчета ВНП,ВВП
Уметь:
- решать задачи по расчетам основных расходных и доходных статей;
- рассчитывать отношение реального и номинального ВВП (ВНП)
Тесты
Сообщение по теме «Спрос»
54-56
Совокупный спрос и предложение
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного роста.
Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Классическая макроэкономическая модель.
Знать:
- причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса;
- причины положительного наклона кривой совокупного предложения;
- кейнсианскую модель макроэкономики.
Уметь:
- просчитать детерминанты совокупного спроса;
- объяснять шоки совокупного спроса и предложения;
- анализировать изменения кривых спроса и предложения для достижения равновесия
Задачи. Сообщение
Экономический диктант
Практическая работа
§ 70-72
§ 84, 73,75 § 88-90
РАЗДЕЛ 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (11часов)
57-59
Инфляция
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Закон денежного обращения. Уравнение Фишера. Инфляция. Инфляция спроса и предложения.
Последствия и издержки инфляции, средства борьбы с ней
Знать:
- понятие инфляции, виды и причины;
- понятие дефляции. Уметь:
- решать задачи по денежному обращению;
- анализировать изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП;
- анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой процента;
- рассчитывать темп инфляции
Фронтальный опрос
Задачи
Выполнение проблемных заданий
§83,121. §82, 123, 124.
§ 122, 125. Эссе «Инфляционные ожидания, их воздействие на экономическую политику государства»
60-62
Безработица
3
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Понятие безработицы. Уровень и виды. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости
Знать:
- виды безработицы и ее уровни;
- факторы, действующие на длительность поисков работы и на норму безработицы.
Уметь:
- объяснять кривую Филипса;
- различать понятия «безработные» и «незанятые»;
- вычислять уровень безработицы
Экономический диктант-опрос
Тест
Сообщение, обсуждение
§79, 126
§80,81. Сообщения «Государственная политика по безработице»
§128,129
63-64
Экономические циклы
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Экономические циклы, их типы. Среднесрочные циклы годовой активности. Причины экономических циклов, фазы цикла
Знать термины «рецессия»,
«стагфляция».
Уметь:
- объяснять общую картину экономического цикла;
- анализировать поведение экономики в различные фазы цикла
Практическая работа
Письменная работа (анализировать поведение экономики в различные фазы цикла)
§78
Повторить экономический рост
65-66
Экономический рост и развитие
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Понятие экономического роста и его темпа, источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Индекс человеческого развития. Порочный круг бедности
Знать показатели экономического роста, их причины. Уметь:
- объяснять закон убывающей доходности;
- анализировать экстенсивный и интенсивный экономический рост;
- анализировать издержки и выгоды экономического роста;
- объяснять понятие «порочный круг бедности»
Работа с учебником
Опрос
§130-132 §133-134
67
Макроэкономические проблемы
1
Итоговый урок
Экономический рост и развитие. Основные определения макроэкономических проблем
Уметь анализировать показатели экономического роста
Эссе «Проблемы снижения экономического роста»
РАЗДЕЛ 9. ДЕНЬГИ И БАНКИ (3 часа)
68
Функции денег
1
Урок изучения нового материала
История денег. Формы денег. Денежные агрегаты
Знать определения всех видов и форм денег. Объяснять составляющие денежных агрегатов (М1, М2, МЗ, L)
Экономический диктант
§101-105
69
Банковская система
1
Комбинированный урок
Центральный банк и его функция. Операции коммерческих банков
Знать функции банков, их виды. Объяснять норму резервов
Работа с учебником
§108-111
70
Микроэкономика
1
Итоговый урок
Тестовые задания, выполнение проблемных и творческих заданий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
РАЗДЕЛ 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (8 часов)
1-5
Денежная политика
5
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Макроэкономическая политика. Кредитная эмиссия. Как банки делают деньги. Обязательные резервы. Банковские резервы и кредитные возможности. Банковский мультипликатор
Знать:
- определения: предельная маржа, реальная ставка процента;
- как денежная политика воздействует на ставку процента, производство и занятость;
- как воздействует изменение обязательной нормы резервов на денежную массу.
Уметь:
- анализировать различия между кейнсианским и монетаристским подходом к денежно-кредитной политике;
- использовать для расчетов формулу денежного мультипликатора
Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу
Письменная работа: сравнить два подхода к денежно-кредитной политике
Решение задач
§113,
115,117-
120
§114. Сообщения по теме «Налоги России»
6-12
Фискальная политика
6
Урок изучения новой темы
Комбинированные уроки
Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система России. Средняя и предельная ставки налогов, кривая Лаффера. Государственный бюджет. Его дефицит и способы финансирования. Государственный долг. Фискальная политика
Знать:
- разницу между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами;
- определение налоговой базы, среднюю и предельную ставку налога;
- причину возникновения дефицита государственного бюджета;
- разницу между ограничительной, антициклической, расширительной фискальной политикой. Уметь:
устанавливать причинно-
Составить систему классификации налогов.
Письменно описать действие кривой Лаффера. Анализ газетных статей по государственному бюджету.
Составить классификацию типов фискальной политики
§63,133 §98 § 95-97 §99-101
следственные связи возникновения государственного долга;
- комментировать кривую Лаф-фера;
- приводить примеры прямых и косвенных налогов;
- объяснять сущность фискальной политики
13
Макроэкономическая политика
1
Итоговый урок
Сущность фискальной политики. Виды налогов
Систематизировать полученные знания, оценивать современную точку зрения на фискальную политику
РАЗДЕЛ 11. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 часов)
14-18
Международная торговля
4
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок изучения
нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.
Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.
Протекционизм - цели и средства.
Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция
Знать:
- основные экономические принципы функционирования рынка и государства;
- определения: импортные квоты, демпинг, протекционизм;
- как определяют цены в международной торговле;
- как воздействуют тарифы на-конкретные тарифные рынки. Уметь:
- определять цели и средства протекционизма;
- доказывать выгоды от международной торговли;
- анализировать отношения России и ВТО
Фронтальный опрос
Письменная работа «Как торговые организации воздействуют на национальное благосостояние»
Запись лекции. Составление вопросного плана к ней
Реферат
§135
§136
Реферат. Записи в тетради)
Сообщение: собрать информацию 0 ВТО
19-
22
Международные финансы
4
Урок изучения нового материала
Комбинированные уроки
Формирование валютного курса. Мировой валютный рынок.
Факторы, определяющие валютные курсы.
Знать:
- определение спроса и предложения на рынке валют;
- понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные риски, платежный баланс страны
Опрос. Задачи
Анализ источников экономической информации
§138-139
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы
золотого стандарта. Уметь:
- анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика;
- объяснять систему «плавающих» валютных курсов;
- объяснять счета движения капитала и счета текущих операций
Письменно ответить на вопрос «Что вам известно о Международном Валютном фонде?»
Тест по определениям
Повторить §138-140
§141
23-26
Глобальные экономические проблемы
4
Уроки изучения нового материала
Развитые и развивающиеся страны. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие
Знать:
- наиболее актуальные для России глобальные проблемы;
- чем отличаются экономический рост и экономическое развитие;
- что такое устойчивое развитие. Уметь:
- объяснять, в чем состоит причина экономической отсталости;
- описывать глобальные экономические проблемы
Письменно ответить на вопрос: «Можно ли отнести Россию к развивающимся странам?»
Сообщения
§ 142-143. Сообщения
§144
РАЗДЕЛ 12. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС (17 часов)
27-30
Предпринимательство и предприниматель
4
Уроки изучения нового материала
Коммерция и бизнес. Понятие предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Характеристика предпринимателя. Предприниматель и фирма. Склонность к риску
Знать:
- сущность, цели и задачи предпринимательства;
- какие факторы следует учитывать для того, чтобы реализация предпринимательских идей принесла прибыль, а не убыток;
- особенности правового статуса предпринимателя.
Уметь начертить и объяснить схему предпринимательской деятельности
Составлять и объяснять схему предпринимательской деятельности. Словарик темы
Составить таблицу видов фирм
31-
34
Предприятия и их организационно-правовые
4
Урок изучения нового материала
Формы предприятий в России: государственные, муниципальные, унитарные пред-
Знать:
- особенности разных форм предприятий;
- особенности статуса ПБОЮЛ и
Составить схему «Виды предпринимательской деятельности»
Таблица «Классификация объектов
формы
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Комбинированный урок
приятия.
Производственные кооперативы. Некоммерческие предприятия.
Предприниматель без образования юридического лица (ПБО-ЮЛ) и юридическое лицо.
Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса. Малый бизнес
юридического лица;
- для чего предприятию Устав и Учредительный договор;
- нормативную базу предприятия;
- юридические правила открытия предприятия.
Уметь:
- анализировать и приводить примеры предприятий и видов предпринимательской деятельности;
- анализировать объекты налогообложения;
- анализировать организационно-правовые формы
Составить Устав и
Учредительный
договор
налогообложения». Реферат «Постановление Правительства о малом бизнесе»
35
Предпринимательство и предприниматель
1
Урок обобщения и систематизации изученного материала
Классификация фирм и их формы
Уметь анализировать организационно-правовые формы
Тесты
36-39
Менеджмент
4
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Комбинированные уроки
Понятия: менеджмент, менеджер. Принципы менеджмента, организационная структура. Механизмы координации.
Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль
Знать:
- понятия темы;
- принципы и организационные структуры менеджмента. Уметь:
- объяснять организацию производства;
- моделировать управление персоналом
Составить понятийный словарик темы. Составить вопросный план по изученному материалу. Моделировать конкретные ситуации темы
40-43
Маркетинг
4
Урок изучения нового материала
Комбинированные уроки
Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл то-
Знать:
- понятия: конъюнктура рынка, спрос, предложение, себестоимость;
- сущность и стратегию маркетинга. Уметь:
- чертить схему ценообразования;
Составить словарик темы. Построить график спроса и предложения.
Приводить примеры видов рекламы.
Рефераты об истории маркетинга
Урок обобщения и закрепления изученного материала
вара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта
- приводить примеры видов рекламы;
- объяснять сегментацию рынка, основные принципы стимулирования сбыта
Решать задачи на себестоимость, спрос, предложение
44-47
Бизнес-план
4
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Понятие, значение и структура бизнес-плана.
Процесс планирования. Знакомство с реальным бизнес-планом.
Разработка бизнес-плана.
Защита проекта «Бизнес-план»
Знать:
- какие задачи ставятся при составлении бизнес-плана;
- методику разработки и оформления бизнес-плана по всем разделам, основные этапы финансового планирования.
Уметь:
- составлять разработки интересующего дела по основным разделам бизнес-плана;
- защищать составленный бизнес-план
Описание сегментов рынка. Задачи. Разработать способы стимуляции сбыта (в том числе рекламу). Записи в тетради. Разработать бизнес-план. Составить таблицу
Проанализировать сегменты рынка и выбрать направление деятельности. Завершить проект
РАЗДЕЛ 13. ФИНАНСЫ (12 часов)
48-53
Финансирование бизнеса. Ценные бумаги
6
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Уроки изучения нового материала
Уроки обобщения и систематизации изученного материала
Финансы и финансовые институты. Внутренние и внешние источники финансирования.
Основной и оборотный капитал. Заемные средства, ценные бумаги. Облигации предприятий. Акции, цены и доходность акций и облигаций.
Рынок ценных бумаг, первичный и вторичный. Фондовый рынок. Стоимость фирмы, защита интересов вкладчиков. Паевые фонды.
Знать:
- из чего складываются финансовые средства предприятия;
- разные виды акций;
- определения понятий: фондовый рынок, первичный и вторичный рынок ЦБ;
- примеры различных фондовых рынков;
- определения основных финансовых институтов.
Уметь:
- различать затраты, включенные в себестоимость;
- оценивать различные виды ценных бумаг;
- объяснять значение государственных и муниципальных облигаций;
- уметь формулировать и харак-
Составление таблицы.
Анализ ценных бумаг. Задачи. ' Сравнительный анализ различных бумаг.
Реферат. Анализ статей информационных источников по ЦБ. Решение проблемных заданий
Собрать информацию 0 паевых фондах вашего города. Рефераты «Фондовый рынок»
Акция, облигация, финансовый институт. Доходность акций, облигаций
теризовать основные принципы установления цен и доходности ценных бумаг;
- анализировать основные статьи, доводы паевых фондов;
- приводить примеры защиты интересов вкладчиков;
- уметь производить оценку окупаемости капиталовложений, рассчитывать прибыль
54-55
Страхование
2
Урок изучения нового материала
Итоговый урок
Сущность страхования. Формы и виды. Основные понятия. Страховые услуги. Страхование в России
Знать основные понятия темы. Уметь:
- анализировать и сравнивать условия страхования разных фирм;
- анализировать рынок страхования в России
Эссе. Решение задач. Перечислять формы и виды страхования
56-57
Учет
2
Уроки изучения нового материала
Учет структуры и основные понятия. Принципы бухгалтерского учёта. Финансовая отчётность. Бюджет (смета)
Знать:
- основные понятия темы;
- определение пассивов и активов, составление отчета о прибыли и убытках;
- принципы бухгалтерского учета, составления бюджета;
- финансовую отчётность. Уметь:
- формулировать основные принципы бухгалтерского учета;
- рассчитывать бюджет семьи;
- объяснять составляющие сводного баланса предприятия
Составить словарик темы, смету семьи. Начертить кластер «Финансовая отчётность»
58-59
Финансы
2
Итоговый урок
Письменная работа. Анализ
РАЗДЕЛ 14. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (8 часов)
60-63
Становление рыночной экономики в современной России
4
Уроки изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления изученного материала
Краткая экономическая история России до 1917 г. Административно-командная экономика СССР. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Первые результаты и социальная цена реформ
Знать:
- определение рыночной экономики;
- экономическую историю России до 1917 г.;
- особенности административно-командной экономики СССР;
- проведенные реформы и их суть
Составить хронологическую таблицу «Экономическая история России до 1985 года», кластер «Реформы и их суть», таблицу «Реформы, их результаты»
Реферат «Экономические реформы в России». Сообщение о статистических данных Российской экономики
64-67
Современная российская экономика
4
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Современная экономическая политика. Стратегия роста. Ресурсы российской экономики
Знать:
- итоги первого десятилетия реформ;
- суть современной экономической политики;
- ресурсы российской экономики. Уметь:
- определять и выделять главное в стратегии экономического роста государства;
- исследовать процесс экономического развития России, анализировать источники её экономического роста
Составить таблицу, график. Творческая работа. Анализ экономической информации
Решение задач на экономический рост
68
Прикладная экономика
1
Итоговый урок
Практическая работа
69-70
Практикум по решению задач
Практикум
Практическая работа
Список использованной литературы
-
Экономика. Липсиц И.В. М.: Омега-Л, 2006. - 656 с.
-
Гравин Е.Н. «Уроки экономики в школе»
-
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. ч.1,2. 9кл. 2001 Вита-Пресс
-
Черняк В.З. Введение в предпринимательство. 10-11кл. 2001 Вита-Пресс
-
Мишин Б.И. Книга для учителя экономики. 2002 Астрель-АСТ
-
Н.Л. Зайцев. Экономика организации. М., Экзамен, 2000 г.
-
В.А. Кейлер. Экономика предприятия. М., ИНФРА-М. Новосибирск. НГАЭиУ. Сибирское соглашение. 2000 г.
-
А.И. Михайлушкин. Экономика. Практикум. М., Высшая школа, 2001 г.
-
С.М. Пястолов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., Мастерство, 2001 г.
-
Б.Л. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов. Управление экономикой. М., ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 г.
-
Н.В. Сергеев. Экономика предприятия. М., Финансы и статистика, 2001 г.
-
И.А. Сафронов. Экономика предприятия. Москва. Юристъ, 2002 г.
-
Л.Н. Чечевицына. Микроэкономика. Ростов-на-Дону; Феникс, 2001 г.
-
В.А. Швандара. Стандартизация и управление качеством продукции. М., ЮНИНИ, 1999
-
В.А. Швандара. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М., ЮНИНИ, 2001
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ ПО ПРОГРАММЕ И. В. ЛИПСИЦА
9-11 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 9-10 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц). Программа мобильна, позволяет рассчитывать учебное время на курс 32-48 часов или 48-64 часа в 10 классе, Это позволило составить рабочие программы данного курса для 9 класса (34 часа), 10 класса (34 часа), 11 класса (34 часа). Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК:
1) Липсиц И. В, Экономика. Кн. 1,2,- М.: Вита-пресс, 2004 г.;
2) Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;
3) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2002 г.;
4) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. - СПб.: Питер, 2007;
5) Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
6) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
7) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности:
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, пра-фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
(форма и вид
деятельности)
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
Вид
контроля.
Измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ (4 часа)
1
Что такое экономика
1
Урок изучения
нового
материала
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
Составить словарик темы, составить схемы: «Микроэкономика», «Макроэкономика»
Задание в тетради
2
Основы хозяйственной жизни человечества.
1
Комбинированный урок
Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью
Знать:
- виды потребностей людей;
- причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены
Составить схему «Виды потребностей людей»
Стр. 6-12
3
Ограниченность экономических ресурсов
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов
Знать:
- понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»;
- виды ограниченных ресурсов;
- причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов
Решение задач
Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена
Стр.16-21
4
Главные вопросы экономики
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы произ-
Знать:
- главные вопросы экономической жизни общества;
Решение задач
Стр. 21-26.
Решить задачи
водства и факторные доходы
- основные понятия темы. Уметь решать задачи по теме
РАЗДЕЛ 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (3 часа)
5
Традиционная и командная экономические системы
1
Изучение нового материала
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации
Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них
Заполнение таблицы
Стр. 26-29
6
Рыночная и смешанная экономические системы
1
Комбинированный урок
Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки
Знать:
признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их
Решение задач. Задания по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики»
Экономическая свобода. Рациональный потребитель
Стр. 29-33.
Повторить тему.
7
Типы экономических систем
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Тестирование.
Решение задач
Решить задачи
РАЗДЕЛ 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 часа)
8
Понятие о спросе
1
Урок изучения нового материала
Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса и ее значение для продавцов
Знать:
- понятие о спросе и предложении;
- факторы формирования величины спроса и предложения;
- эластичность спроса и ее значение для продавцов (объяснять)
Решение задач. Составление графика
Стр. 40-44.
Решить задачи
.
9
Понятие о предложении
1
Комбинированный урок
Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов
Знать формирование на рынке спроса и предложения
Решение задач
Стр. 45-48.
Решить задачи
10
Как работает рынок
1
Урок изучения нового материала
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов
Знать:
- типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
- механизм формирования рыночного равновесия;
- рынок покупателей и продавцов. Описывать действие рынка
Решение задач.
Схема «Типы рыночных ситуаций»
Основные рыночные структуры
Решить задачи. Повторить тему
11
Спрос и предложение
1
Итоговый урок
Решение задач
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА (3 часа)
12
Функции денег в экономике
1
Урок изучения нового материала
Причины изобретения денег.
Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения
Знать:
- причины изобретения денег;
- функции денег;
- роль денег как средства обмена и сбережения
Решение задач. Составить таблицу «Функции денег»
Стр. 49-53
13
Деньги как средство соизмерения различных товаров
1
Комбинированный урок
Понятие о бартере и причины его распространения
Иметь понятие о бартере, причинах его распространения, выделения драгоценных металлов. Уметь решать задачи
Решение задач. Схема «Причины распространения бартера», кластер «Бартер»
Причины выделения из мира денежных товаров -драгоценных металлов
Стр. 54-58
14
Роль денег как средства сбережения и измерения
1
Урок-практикум
Деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег
Знать понятие о ликвидности.
Определять плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег
Составить таблицу «Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме на-
Понятие об эмиссии денег. Современная структура
Стр. 60,
задание
№3,5
личных денег»
денежной массы
РАЗДЕЛ 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ (2 часа)
15
Факторы формирования величины денежной массы
1
Урок изучения
нового
материала
Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения
Знать:
- понятие о денежном обращении;
- закон обмена и его использование
Решение задач
Основы денежной политики государства
Стр. 63-67
16
Причины и виды инфляции
1
Урок изучения
нового
материала
Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции
Инфляция и причины, ее определяющие. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
Составить таблицу «Виды инфляции», словарик темы
Понятие об инфляционной психологии. Последствия инфляции
Стр. 71-75
РАЗДЕЛ 6. РЫНОК ТРУДА (4 часа)
17
Экономическая природа рынка труда
1
Комбинированный урок
Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда
Знать:
- особенности труда как товара;
- деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. Объяснять суть положения «спрос на рынке труда»
Словарик темы. Моделирование ситуаций и их анализ
Стр. 80-86
18-19
Спрос на
услуги
труда
2
Изучение нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)
Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда
Знать:
- факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда;
- закон предложения на рынке труда.
Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда
Решение задач. Привести примеры, объясняющие положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда
Роль государства на рынках труда
Стр. 87, №2,5
Стр. 92-97
20
Формирование заработной
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на зара-
Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину.
Работа в
группах.
Принятие
Контрольные во-
платы на
рынке
труда
ботную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда, причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы
Приводить примеры, объяснять их
решений по предложенным проблемам
просы на стр. 98
РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА (5 часов)
21
Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата
1
Комбинированный урок
Прожиточный минимум как минимальная цена труда. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы
Знать, что такое прожиточный минимум, минимальная и средняя заработная плата. Объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы
Решение задач. Составить словарик темы
Роль
профсоюзов и государства на рынках труда
Стр. 92-98
22
Понятие о
трудовом
контракте
1
Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)
Понятие о трудовом контракте. Причины заключения трудовых договоров и генеральных соглашений
Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора и генеральные соглашения
Составление контракта при приеме на работу
Стр. 98-101
23
Основные способы стимулирования трудовой активности работников
1
Комбинированный урок
Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности и качества труда
Знать:
- основные способы стимулирования трудовой активности работников;
- виды заработной платы. Объяснять, как трудовая пенсия способствует росту производительности и качества труда
Задания по группам. Составить схему «Виды заработной платы», таблицу «Способы стимулирования труда работников»
Стр. 103, №3,5
24-25
Проблема безработицы
2
Комбинированные уроки
Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы
Знать:
- что такое безработица;
- критерии признания человека безработным;
- виды безработицы и причины их возникновения
Составить таблицу «Виды безработицы»
Основные формы безработицы в России
Стр. 104-109.
Стр. 110-115
РАЗДЕЛ 8. РОЛЬ ФИРМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ (2 часа)
26
Роль
фирм в экономической жизни страны
1
Урок изучения
нового
материала
Понятия «фирма» и «предприятие». Фирма и отрасль. Понятие о добавленной стоимости
Знать:
- понятия: фирма, предприятие, отрасль;
- понятие о добавленной стоимости
Составить словарик темы, схему «Виды
фирм», решение задач
Стр. 117-120
27
Фирмы и конкуренция
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
Знать:
- понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы;
- понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
Решение задач
Стр. 120-126
РАЗДЕЛ 9. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ (2 часа)
28
Доходы и
расходы
семьи
1
Урок изучения
нового
материала
Источники доходов семьи. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране
Знать понятия темы. Уметь объяснять:
- источники доходов семьи;
- изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране
Фронтальный опрос
Защита прав потребителей. Рациональный потребитель. Реклама
Стр.127-130
29
Семейный бюджет
1
Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны
Задание по группам
Сбережения. Страхование
Стр. 131, №3,1
РАЗДЕЛ 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ (2 часа)
30
Неравенство доходов и неравенство богатств
1
Комбинированный урок
Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования
Знать:
- понятие о прогрессивном налогообложении;
- социальные программы. Уметь:
- анализировать материалы СМИ;
- работать с нормативными документами
Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами
Стр. 132-135
31
Понятие о налогообложении. Бедность как экономическая проблема
1
Комбинированный урок
Понятие о прогрессивном налогообложении. Социальные программы
Знать:
- понятие о прогрессивном налогообложении;
- социальные программы. Уметь:
- анализировать материалы СМИ;
- работать с нормативными документами
Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами
Стр. 135-137
РАЗДЕЛ 11. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ (2 часа)
32
Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции
1
Комбинированный урок
Роль государства как экономической свободы. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни
Знать:
- роль государства как экономической свободы; - государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни
Составить схему «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны»
Стр. 139-143
33
Внешние эффекты и общественные блага
1
Урок применения знаний и умений
Понятие о слабости рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах
Знать:
- понятие о слабости рынка;
- экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка;
- понятие об общественных благах
Таблица «Экономические функции государства»
Повторение по курсу
34
Экономика и ее роль в жизни общества
1
Контрольный урок
Тестовые задания. Понятийный диктант, составление графиков, решение задач
35
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов)
1
Классификация стран мира по уровню экономического развития
1
Урок изучения нового материала
Группы стран по уровню экономического развития. К какой категории * относится экономика России. Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий
Знать:
- классификацию стран мира по типам экономических систем и уровням экономического развития;
исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России;
- этапы реформирования экономики России в 90-х годах.
Уметь:
- работать с диаграммами, графиками;
- составлять таблицу
Вопросы стр. 22
§ 1, таблица 1.1
2
Россия, как постсоциалистическая страна с переходной экономикой
1
Комбинированный урок
Экономика в лицах
§2.
Вопросы для размышления
3-4
Исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. Реформирование экономики России в 90-х годах
2
Комбинированные уроки
Вопросы стр. 22. Таблица «Этапы реформирования в России в 90-х годах»
§3.
Вопросы для рассуждения
5
Причины проведения в России приватизации государственной собственности
1
Комбинированный урок
Причины проведения в России приватизации государственной собственности
Знать причины проведения в России приватизации государственной собственности
Составить таблицу «Этапы приватизации в России»
§1-3. Повторить «Развитие советской промышленности» по учебнику «История России»
6
Экономическое устройство России
1
Итоговый урок
Знать основные теоретические вопросы, понятия темы. Уметь составлять графики, таблицы
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА (3 часа)
7
Российская промышленность. Причины технической отсталости и экономической неэффективности российской промышленности
1
Урок изучения нового материала
История возникновения и проблемы развития российской промышленности. Проблемы развития сельского хозяйства. Главные моменты и пути развития промышленности, сельского хозяйства. Фермерское хозяйство
Знать:
- в чем причины слабости российской промышленности;
- почему Россия вынуждена покупать продовольствие за границей;
- почему в России не растёт число фермеров.
Уметь вести сравнительный анализ с помощью диаграмм
Контропьные вопросы. Составить таблицу «Этапы развития российской промышленности»
Экономика в лицах
§4
8
Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства и причины её низкой результативности
1
Урок изучения нового материала
Вопросы. Составить таблицу «Причины слабости российской промышленности»
Вопросы для размышления
9
Дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства
1
Комбинированный урок
Государственная поддержка сельского хозяйства. Преобразования в российской промышленности: планы и прогнозы
Знать:
- в чем состоит поддержка сельского хозяйства;
- планы преобразования промышленности.
Уметь:
- составлять тезисы;
- анализировать материалы СМИ
Анализ материалов СМИ. Тезисы
§ 5, вопросы для обсуждения на стр. 53
РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 часов)
10-11
Различие в формировании спроса в зависимости от типа товаров.
1
Урок изучения нового материала
Основные виды эластичности спроса и предложения. Как определять графически характер эластичности
Знать:
- почему спрос на товары может меняться по-разному;
- какие потребности насы-
Схема «Виды эластичности спроса и предложения»
Закон Знгеля.
Парадокс
Гиффена
1
Урок обобщения и закрепления знаний
спроса. Формирование спроса. Закономерности изменения совокупного спроса
щаются первыми; - чем совокупный спрос отличается от рыночного. Уметь вести расчёты на эластичность спроса
Работа с фафиками. Составить схему формирования спроса
§ 6. Построение фафиков
12
Зависимость спроса от изменения доходов покупателей
1
Урок изучения нового материала
Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос
Знать:
- понятия темы;
- зависимость спроса от изменения доходов покупателей;
влияние цен других товаров на спрос. Уметь начертить график
Составить таблицу «Факторы формирования спроса». Вопросы на стр.63
§7
13
Индивидуальный и рыночный совокупный спрос
1
Комбинированный урок
Индивидуальный и рыночный . спрос, взаимосвязь между ними. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей
Знать:
- понятия темы;
- индивидуальный и рыночный спрос, взаимосвязь между ними;
- совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.
Уметь сравнивать и устанавливать взаимосвязь индивидуального и рыночного опросов
Задачи
§ 8, контрольные вопросы
14
Факторы формирования и изменения рыночного спроса
1
Комбинированный урок
Факторы формирования и изменения рыночного спроса
Знать факторы формирования рыночного спроса
Составить схему «Факторы формирования рыночного спроса»
Факторы формирования уровней эластичности спроса
§9
15
Расчет эластичности спроса
1
Урок обобщения и закрепления знаний
Расчет эластичности спроса. Классификация товаров
Уметь рассчитывать эластичность спроса
Решать задачи. Составить таблицу «Классификация товаров»
РАЗДЕЛ 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ НА РЫНКЕ (6 часов)
16-17
Виды фирм. Цели
деятельности
фирм
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможность собственников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на формирование кривой предложения
Знать:
- виды и цели, факторы деятельности фирм;
- основные графические модели;
- о максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Уметь:
- вести расчёты коэффициента эластичности предложения;
- построить кривую предложения
Составить схему «Виды фирм». Решения и графические иллюстрации задач на определение затрат, выручки, прибыли фирм в различных рыночных структурах
Модель, стр. 81
Контрольные вопросы
§ ю.
Таблица 4-2 на стр. 82
18-
19
Индивидуальные и рыночные предложения
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Индивидуальные и рыночные предложения и связь между ними. Понятие о совокупном предложении, особенности его формирования
-
Разбор ситуаций, решение задач
§11-Таблица 4-3 на стр. 90. §12
20-21
Метод расчета
эластичности
предложения
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения
Знать:
- понятия темы;
- метод расчета эластичности предложения;
- факторы, формирующие уровень эластичности предложения
Решение задач, разбор ситуаций. Таблица «Факторы, формирующие уровень эластичности предложения»
Зависимость эластичности предложения от времени
§12
РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИРМ (4 часа)
22-23
Условия эффективности деятельности фирмы
2
Урок изучения нового материала
Урок
обобщения и закрепления знаний
Условия эффективности деятельности
фирмы. Эффект масштаба и его значение для формирования
коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы
Знать, почему фирма выгоднее рынка. Уметь рассчитывать, какой из способов производства наиболее
экономически эффективен
Работа с таблицами. Словарик темы, решение задач
Понятие о трансак-ционных затратах
§13
24
Условия возникновения совершенной конкуренции
1
Урок изучения нового материала
Условия возникновения совершенной конкуренции. Значимость конкуренции для эффективности распределения ресурсов общества
Знать:
- понятия темы;
- условия и значимость возникновения совершенной конкуренции.
Уметь:
- решать задачи;
- моделировать ситуации и анализировать их
Решение задач. Таблица «Условия возникновения совершенной конкуренции»
§14. Рис. 5-3
25
Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции
1
Комбинированный урок (деловая игра)
Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции. Изменение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конкуренции
Знать понятия темы
Участие , в
деловой игре
Вопросы для обсуждения
РАЗДЕЛ 6. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ (4 часов)
26
Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы
1
Урок изучения нового материала
Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста
Знать:
- понятия темы;
- почему конкурентный рынок лучше для покупателей, чем монопольный;
- какие барьеры мешают совершенной конкуренции;
- можно ли бороться с монополией.
Таблица «Виды слияния компаний». Приводить примеры применения квот, входных барьеров.
§15.
Таблица
120
Уметь:
- различать виды монополий;
- классифицировать монополии по российским законам
Схема «Основные типы структуры рынка»
27
Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок
1
Урок изучения нового материала
Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. Монополизация рынков в российской экономике. Типичные формы поведения фирм-монополистов
Таблица «Виды монополий». Анализ нормативных документов
§16
28
Методы антимонопольного
регулирования
1
Комбинированный урок
Причины появления
антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. Демпинг и методы борьбы с ним. Классификация монополий по российскому законодательству
Знать:
- понятия темы;
- причины появления антимонопольного законодательства;
- меры противодействия монополизации рынков
Диаграммы, таблица «Меры противодействия монополизации рынков»
§17
29
Монополия и защита конкуренции
1
Итоговый урок
Систематизация и проверка усвоения знаний по разделу
Тестовые задания. Решение задач, проблемных заданий
§17
РАЗДЕЛ 7. СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА (4 часа)
30
Виды капитала, их роль в деятельности фирмы
1
Урок изучения нового материала
Виды капитала, их роль в обеспечении деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действую-
Знать:
- что такое физический и невещественный капитал, рынок капитала, сбережения, заемный капитал, об-
Вопросы стр. 154. Словарик
темы
§18
щие на нем продавцы и покупатели. Экономическая логика формирования сбережений и превраще ния их в инвестиции
лигации, акции; - что такое цена денежного капитала, инвестиционное планирование, дисконтирование.
Уметь делать расчеты будущей стоимости по формулам
31-
32
Структура рынка капитала
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Структура рынка капитала. Понятие о заемном и собственном капитале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о ценных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с курсом акций. Проблемы организации и регулирования фондового рынка в России
§19
33
Формирование цен на рынке капитала
1
Урок изучения нового материала
Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирования рыночной цены капитала. Дисконтирование как метод учета разной ценности денег во времени. Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала
Расчет роста суммы сбережений. Формула расчета пользователей на рынке природных ресурсов
Задачи
Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала
§ 20, стр. 204.
Доклады, сообщения, графики
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ (2 часа)
34
Особенности экономического устройства России
1
Итоговый урок
Систематизация знаний по курсу
Составление схем, графиков, таблиц
35
Особенности экономического устройства России
1
Контрольный урок
Проверка качества знаний по курсу
Решение экономических задач, тестирование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Основные вопросы экономики
1
Вводный урок
Знать основные вопросы экономики. Анализировать структуру учебника
РАЗДЕЛ 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (9 часов)
2-3
Причины возникновения банков, основные виды услуг, оказываемых банками
2
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения
История возникновения банков.
Причины экономической, рациональной деятельности банков. Структура современных национальных банковских систем
Знать:
- зачем люди придумали банки;
- как выдают кредиты;
- почему банки являются главными создателями денег;
- зачем стране Центральный банк.
Уметь различать виды банков по роду их деятельности
Составить словарик темы, схему «Виды банков»
§24
4
Принципы кредитования
1
Комбинированный урок
Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит
Знать понятия: депозит, кредит, вексель, чек, чековый счёт.
Уметь: рассчитать процент за кредит, перечислять виды банковских депозитов
Моделировать ситуацию «Расчёт процента кредита», контрольные вопросы на с. 216
§24
5
Понятие о векселях и чеках
1
Урок изучения нового материала
Безналичные денежные расчёты и роль банков в их обеспечении
Знать понятия: вексель, чек, денежная масса, денежные расчеты. Уметь рассчитать необ-
Составить словарик темы, контрольные вопросы на с. 220, ре-
Современная структура денежной
§25
ходимое количество денежной массы для государства
шить задачи по расчету денежной массы
массы и значение изменений в ней
6-7
Функции Центрального банка страны. Управление банком
2
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения (деловая игра «Управление банком»)
Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком
Знать:
- понятия темы;
- функции ЦБ РФ. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБ РФ масштабов кредитной эмиссии
Составить словарик темы, таблицу «Функции ЦБ РФ»
§ 26, 27
8-9
Банковская система и проблемы её функционирования
2
Уроки обобщения и закрепления знаний (решение задач на проценты и сложный процент)
Знать понятия раздела, уметь решать задачи на проценты, знать основные теоретические положения раздела
Решение задач
§28
10
Банковская система и проблемы её функционирования
1
Контрольный урок
Тестирование, решение задач, выполнение проблемных заданий
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (7 часов)
11-
12
Необходимость экономического роста
2
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения
Причины, порождающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста
Знать, зачем государству нужен экономический рост
Сделать вывод: «Почему экономику называют биологией человеческого общества?» Составить схему «Причины необходимости экономического роста»
§29
13
Факторы ускорения экономического роста
1
Урок изучения нового материала
Факторы ускорения экономического роста. Понятие экстенсивного роста, интенсивного роста. Сочетание экономического роста и качественных изменений в организации хозяйственной жизни страны
Изучить факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста
Работа с таблицей. Составить схему «Факторы ускорения экономического роста», таблицу «Экстенсивный и интенсивный рост»
§30,
таблица
257
14
Человеческий капитал
1
Урок изучения нового материала
Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста
Знать:
- понятие «человеческий капитал»;
- значение человеческого капитала для экономического роста
Сделать вывод: значение человеческого капитала для обеспечения экономического роста
§30, таблица 10-7 на стр. 258, 10-8 на стр.259
15
Понятие об экономическом развитии
1
Урок изучения нового материала
Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономического развития
Знать:
- что такое экономическое развитие;
- неравномерность экономического роста и развития и причины, её порождающие
Составить словарик темы, выполнить проблемные задания
§31, стр. 261-264
16
Цикличность экономического роста, методы воздействия на ход экономических циклов. Неравномерность экономического роста и развития
1
Урок изучения нового материала
Порочный круг слаборазвитое™ и особенности его проявления в экономике России. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов
Знать экономические циклы, методы воздействия на ход экономических циклов
Составить схему «Типы экономических циклов»
Методы воздействия на ход экономических циклов
§32, таблица на стр. 266
17
Проблемы экономического роста
1
Итоговый урок
Знать теоретический материал и понятия темы
Тестовые задания, решение экономических задач
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВАЛЮТНОГО РЫНКА (6 часов)
18-19
Причины возникновения международной торговли
2
Урок изучения нового материала
Урок повторения и закрепления
Причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли
Знать:
- что порождает протекционизм;
- для чего нужен валютный рынок;
- с кем и чем торгует Россия.
Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли»
Составить таблицы «Принцип сравнительных затрат», «Принципы абсолютного и относительного преимущества»
§ 33-34, таблица на стр. 278. Импорт, экспорт, стр. 278-279
20-21
Регулирование международной торговли
2
Комбинированные уроки
Влияние международной торговли на производственные возможности и уровень благосостояния торгующих стран. Значение международной торговли для экономики России
Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей
Сделать вывод «Значение международной торговли для экономики», составить таблицу «Плюсы и минусы международной торговли»
§35
22-23
Методы государственного регулирования внешней торговли
2
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения
Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования
Объяснить:
- влияние пошлин на импорт, на изменение рыночной ситуации;
- что такое импортные квоты и внешнеторговая лицензия.
Проанализировать закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (июнь 1992 г.)
Анализ материалов СМИ. Составить словарик темы. Работа с нормативным документом
Формы либерализации международной торговли и перспективы вступления России в торговые союзы
§36
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (5 часов)
24-
Глобальная экономическая проблема
2
*
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения
Различие в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема
Знать:
- глобальные экономические проблемы конца XX века;
- зачем нужно спасать природу.
Доказать взаимосвязанность экономики и экологии
Составить словарик темы. Сделать вывод: пути решения глобальных экономических проблем конца XX века
Барьеры на пути ускорения роста благосостояния беднейших наций
§37,
таблицы
§38
26-27
Взаимосвязь развития экономики и состояния экологии
2
Урок изучения нового материала
Урок закрепления и повторения
Экономические аспекты экологических процессов
Знать:
- понятия темы;
- экономические аспекты экологических процессов;
- в чём заключаются экономические ограничения;
- в чем суть стратегии экономического развития. Уметь работать с материалами СМИ
Составить словарик темы, таблицу «Взаимосвязь развития экономики и экологии». Анализ материалов СМИ
Экологические ограничения при выборе стратегии экономического развития России
§38, стр. 333
28
Экономические проблемы мирового хозяйства
1
Урок повторения и обобщения
Знать основные положения и понятия темы
Тестовые задания, выполнение проблемных заданий
РАЗДЕЛ 5. ТЕКУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ (4 часа)
29-30
Производительность факторов производства. Технологии. Человеческий капитал
2
Уроки закрепления и повторения
Текущие экономические проблемы России. Производительность факторов производства. Технологии. Человеческий капитал
Знать:
производительность факторов производства, технологии;
- что такое человеческий капитал;
- текущие экономические проблемы. Уметь делать обзор экономических статей из газет и журналов
Обзор экономических статей из газет и журналов. Систематизация понятий темы
Подготовить сообщения, вопросы к теме
31-
Экономиче-
2
Уроки закреп-
Открыто-ориентиро-
Знать:
Систематизиро-
Подго-
32
ская страте-
ления и по-
ванная экономическая
- что такое открыто-
вать понятия
товить
гия России на
вторения
стратегия, закрыто-
ориентированная эконо-
темы, анализи-
сообще-
современном
ориентированная стра-
мическая стратегия, за-
ровать мате-
ния, во-
этапе
тегия
крыто-ориентированная
стратегия;
- понятия темы.
Уметь анализировать
материалы СМИ
риалы СМИ, делать выводы
просы к теме
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
33-
Основные
2
Итоговый урок
Знать основные теоре-
Решение про-
34
вопросы экономики
Контрольный урок
тические положения курса и понятия
блемных задач, выполнение проблемных заданий, тестирование
54