Рабочая программа дисциплины Основы электротехники

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

на заседании МО протокол

№ ___от ___

Руководитель: _____________

Утверждено:

завфилиалом М. А. Идрисов

Приказ № __ от_____

.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»























2015







Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессионноальное образовательное учреждение Аургазинский многопрофильный колледж филиал с Красноусольский

180403.02 Матрос,


Разработчик Идрисов М А зав. филиалом








СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы учебной дисциплины 4

2.Структура и содержание учебной дисциплины 6

3.Условия реализации программы учебной дисциплины 11

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 13











1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электротехники»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 270802.09. Мастер общестроительных работ

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

3. Свойства постоянного и переменного электрического тока;

4. Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока

5. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

6. Свойства магнитного поля

7. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

9. Аппаратуру защиты электродвигателей;

10. методы защиты от короткого замыкания;

11. заземление, зануление;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

1. Читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

2. рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

3. Использовать в работе электроизмерительные приборы;

4. Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часа.











































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

2

лабораторные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Тема 1. Введение

Содержание учебного материала:

2

2

История развития электротехники. Роль электрической энергии в сельскохозяйственном производстве.

Значение и место курса «Электротехника» в подготовке специалистов для сельского хозяйства

1


Тема 2. Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала:

5

2

Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Электрический заряд.

1

2

Электромагнитное поле как особая форма материи, его составляющие. Электрическое поле. Физические процессы в электрических цепях постоянного тока.

1

2

Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Проводники в электрическом поле. Электрический ток в различных средах.

1

2

Элементы электрических цепей и их классификация. Электродвижущая сила (ЭДС), мощность и коэффициент полезного действия источника электрической энергии.

1

2

Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Режимы работы электрических цепей. Цели и задачи расчета электрических цепей.

1

2

Тема 3. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников

Содержание учебного материала:

1


Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности, сопротивления, их физический смысл и связь с другими единицами измерений.

1

2

Тема 4. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей


Содержание учебного материала:

2


Методы расчета и измерения параметров электрических цепей. Погрешности измерения. Класс точности приборов.

1

2


Методы расчета основных параметров магнитных цепей.

1

Практические работы

2

1. Расчет основных параметров электрической цепи.

1

2. Расчет основных параметров магнитных цепей

1

Лабораторная работа

2

1. Измерение параметров электрических цепей. Прямые и косвенные измерения.


2.

1

Тема 5. Свойства постоянного и переменного электрического тока

Содержание учебного материала:

1


Сущность, достоинства и недостатки постоянного и переменного тока.

1

2

Тема 6. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

Содержание учебного материала:

1


Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра. Правила включения

1

2

Тема 7. Свойства магнитного поля

Содержание учебного материала:

3


Магнитное поле. Основные понятия и величины.

1

2

Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов.

1

Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре

1

Тема 8. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия

Содержание учебного материала:

5

Двигатели постоянного тока. Их устройство и принцип действия.

1

Типы электродвигателей постоянного тока. Основные характеристики.

1

Асинхронные двигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

1

Синхронные электродвигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

1

Однофазные двигатели и двигатели малой мощности. Устройство, принцип действия, назначение и область применения.

1

Тема 9. Аппараты ручного управления. Контакторы. Защитные электротехнические устройства. Автоматические воздушные выключатели. Пускатели. Реле

Содержание учебного материала:

5


Аппараты ручного управления

1

2

Контакторы.

1

Защитные электротехнические устройства

1

Автоматические воздушные выключатели.

1

Пускатели.

1

Реле

1

Тема 10. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании

Лабораторные работы:

4


2

3. Пуск и остановка двигателей постоянного тока.

1

4. Пуск и остановка асинхронных двигателей

1

5. Пуск и остановка синхронных двигателей

1

6. Пуск и остановка однофазных электродвигателей и электродвигателей малой мощности

1

Тема 11. Методы защиты от короткого замыкания

Содержание учебного материала:

1


Виды КЗ. Причины возникновения КЗ. Методы защиты от КЗ.

1

2

Тема 12. Заземление, зануление.

Содержание учебного материала:

1


Заземление электроустановки. Защитное заземление. Виды заземлителей.

1

2

Контрольная работа

1


Всего:

36


Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам преподавателя). Поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя. Выполнение индивидуальной практической работы.


18



Всего:



54





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


























3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета теоретического обучения; лаборатории электротехники.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; типовые комплекты учебного оборудования

Технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Комплект типового лабораторного оборудования: Стенды:Электротехника и основы электроники; Электромонтаж в жилых и офисных помещениях. Электробезопастность в электроустановках до 1000В: Защитное заземление и зануление. Электрические измерения в системах электроснабжения. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Однофазные и трёхфазные трансформаторы. Установившиеся режимы работы электрических сетей. Распределение сети систем электроснабжения. Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения.

Электрически цепи переменного тока . Электрические цепи постоянного тока.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.

2. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.

3. Федорченко А.А., Сидеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники» учебник для профессиональных училищ, лицеев и студентов колледжей. Издательство Москва 2009 г.

Дополнительные источники:

1. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.

2. Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.

3. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.

4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

5. Прошин В.М. «Лабораторно - практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

6. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.

7. Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.


  1. Электронные ресурсы:

1.Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа mexmat.ru

2. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа mak-arbat.ru

3. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа toroid.ru







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; зачет

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; зачет

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

Принцип действия электрических машин

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет

аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет

виды и свойства электротехнических материалов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

Умения:

производить контроль параметров работы электрооборудования;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет



© 2010-2022