- Преподавателю
- Другое
- Рекомендации для воспитателя детского сада
Рекомендации для воспитателя детского сада
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Царегородцева О.В. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Функции речи воспитателя
1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь воспитателя может сделать восприятие образовательного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи воспитателя при изложении нового материала - способствовать не только передаче знаний, но и формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к ним.
2. Обеспечение эффективных занятий. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения воспитателя во время тематических занятий.
3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между воспитателем и детьми. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь воспитателя выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения воспитателя, характера его социальных установок в сфере общения.
Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:
1) продуктивное взаимодействие между педагогом и детьми;
2) положительное воздействие воспитателя на сознание, чувства детей с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе воспитания;
4) рациональную организацию игровой, развивающей и практической деятельности детей.
3.2. Выразительность и техника речи воспитателя.
Речевая техника - совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих воспитателю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.
Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают живому слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяющую передавать в речи мельчайшие оттенки и чувства.
Речь воспитателя - прежде всего звучащая речь. Выполняя важнейшую социальную функцию общения, она, как и любая звуковая система, является акустической, и, поскольку она принадлежит человеку, ее нельзя рассматривать вне его психофизиологической деятельности. В формировании мастерства устной речи учителя важное значение имеют вопросы речевой техники с фонетических позиций.
С этих позиций устная речь представляет собой озвученный выдох, поэтому первым элементом речевой техники педагога можно считать фонационное (речевое) дыхание. Однако дыхание является лишь энергетической базой речи. Второй ее важнейших элемент - речевой голос, поэтому речевая техника воспитателя включает навыки голосоведения.
Звучание еще не определяет процесса речи, нужна система членораздельных звуков для выражения содержательной стороны. Речевая техника воспитателя включает дикцию - умение правильно произносить гласные и согласные звуки.
Подобное деление техники речи на отдельные элементы весьма условно и проводится лишь для удобства теоретического анализа звучащей речи. Живая речь - сложный динамический процесс, в котором тесно взаимосвязаны все названные элементы речевой техники.
Каждый из элементов речевой техники требует особых методических приемов тренировки, которые должны быть освоены в ходе самостоятельных занятий. Можно использовать упражнения для тренировки речевого (фонационного) дыхания. Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие из них даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания.
воспитатели, чья деятельность профессионально связана со звучащей речью, в первую очередь будет интересовать фонационное дыхание - дыхание, обслуживающее речь, которое характеризует активность, организованный выдох, распределение выдоха. Активность связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи; организованный выдох предполагает фокусирование струи выдыхаемого воздуха как бы в одной точке; распределение выдоха - это умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции.
Постановка речевого голоса. Голос должен обладать достаточной звучностью и чистотой звуков (благозвучностью), чтобы быть слышным.
К основным качествам голоса относят силу, высоту, темп, полетность, тембр. Они являются условием выразительности речи и ее информативности. Говорить можно громко, не очень громко и тихо, в зависимости от содержания сообщаемой информации. Если мы прислушаемся к тому, как говорят наши знакомые или мы сами, то различим смену звуков - верхних, средних или низких, то есть смену тона. В речи тон постоянно меняется, он становится то выше, то ниже. И чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому, и наоборот, необходимы гибкость и широкий диапазон голоса. Необходимо знать свой звуковысотный диапазон, его пределы.
Голосообразование - сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой программе, заложенной в специальных центрах коры головного мозга. Действие программы связано с тем, какую речевую задачу решает человек в каждой ситуации.
Формирование дикционных навыков. Дикция - это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов "проглатываются".
Произношение слов, слогов и звуков - это результат артикуляции, сокращения мышц речевого аппарата - губ, языка, челюстей, твердого и мягкого неба, маленького язычка, гортани, голосовых связок. На произношение влияют зубы, носовая полость.
Обратимся к понятию коммуникативного поведения воспитателя.
Под коммуникативным поведением воспитателя понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя- такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Для характеристики коммуникативного поведения воспитателя имеют значение: тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к детям, умение поддерживать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.
Коммуникативное поведение воспитателя, основанное на корректности, стимулирует познавательный интерес и мотивацию детей.