Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Данная рабочая программа по информатике и информационным технологиям  рассчитана на учащихся 8 класса и составлена на основе: ·      примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям; ·      федерального компонента государственного стандарта общего образования основного общего образования; ·      информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.   Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основ...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе:

  • примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования основного общего образования;

  • информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 35 часов (8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год).

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;

освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы (8ч.)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Практическая работа 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»

2. Кодирование текстовой и графической информации (3ч.)

Двоичное кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация. Разрешение изображения. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.

Компьютерный практикум

Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации».

3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4ч.)

Звуковая информация. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум

Практическая работа 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

4. Кодирование числовой информации (7 ч.)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы и графики в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3ч.)

Базы данных. Системы управления базами данных. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

6. Коммуникационные технологии (8ч.)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа 6.2 «География Интернета».

Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

4. Итоговое повторение - 2 ч


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Информация и информационные процессы

8

2

1

    Кодирование текстовой и графической информации

    3

    2

    1

      Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео

      4

      3

      1

        Кодирование числовой информации

        7

        4

        1

          Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

          3

          1

          1

            Коммуникационные технологии

            8

            3

            1

              Повторение.

              2



              ВСЕГО:

              35

              15

              6





              Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

              знать/понимать:

              · виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

              · единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

              · основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

              · программный принцип работы компьютера;

              · назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

              уметь:

              · выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

              · оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

              · оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

              · создавать информационные объекты, в том числе:

              - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

              - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

              - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

              - создавать записи в базе данных;

              - создавать презентации на основе шаблонов;

              - искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

              - пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

              · создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

              · проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

              · создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

              · организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

              · передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



              Литература

              1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

              2. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

              3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

              Средства обучения

              1. Аппаратные средства

              • Компьютер

              • Проектор

              • Принтер

              • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

              • Устройства для записи (ввода) визуальной информации: сканер;


              1. Программные средства

              • Операционная система.

              • Пакет офисных приложений.

              • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

              • Антивирусная программа.

              • Программа-архиватор.

              • Клавиатурный тренажер.

              • Программа-переводчик.

              • Система оптического распознавания текста.

              • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

              • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

              • Программа интерактивного общения.

              • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.


              1. Цифровые образовательные ресурсы

              • Электронное приложение (ОС Windows) методическое приложение информатика и ИКТ 8-11классы;

              • Интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок;

              1. Интернет ресурсы

              • window.edu.ru/

              • school-collection.edu.ru/

              • internet-school.ru/

              • festival.1september.ru/informatics/






              Календарно-тематическое планирование


              № п/п

              Тема урока

              Требование к уровню подготовки учащихся

              Дата проведения

              Домашнее задание

              План

              Факт

              Информация и информационные процессы - 8 часов

              Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Информация и информационные процессы неживой природе.

              Знать виды информационных сигналов, способы восприятия информации, какие информационные процессы протекают в технических устройствах информации, о единицах измерения информации.

              Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.



              §1.1

              1.1.1


              Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация информационные процессы

              Знать виды информационных сигналов, способы восприятия информации, какие информационные процессы протекают в технических устройствах информации, о единицах измерения информации.

              Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.



              §1.1.2 1.1.3

              Информация и информационные процессы в технике

              Знать функционирование систем управления техническими устройствами.

              Уметь приводить примеры систем управления.



              §1.1.4

              Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

              Знать представление о знаковых системах как способе кодирования информации.

              Уметь приводить примеры знаковых систем.



              §1.2

              1.2.1

              1.2.2

              Кодирование информации.

              Знать способы кодирования информации.

              Уметь решать задачи на кодирование информации с помощью различных кодировочных таблиц.



              §1.2.3

              Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

              Знать единицы измерения количества информации.

              Уметь вводить текст и числа на русском и английском языке с помощью клавиатурного тренажера.



              §1.3

              1.3.1

              Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора».

              Знать информационную емкость знака двоичной знаковой системы.

              Уметь вычислять количество информации.



              §1.3.2

              1.3.3

              Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

              Знать основные понятия.

              Уметь производить расчет количества информации с использованием алфавитного подхода.



              Глава 1

              Кодирование текстовой и графической информации - 3 часа

              Анализ контрольной работы. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации»

              Знать различные кодировки знаков.

              Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.



              §2.1

              Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране

              монитора Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации»

              Знать в каких единицах выражаются изображения.

              Уметь выражать в единицах измерения.



              §2.2

              2.2.1

              2.2.2

              Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации» (продолжение)

              Знать палитру цветов в системах цветопередачи.

              Уметь кодировать в системе цветопередачи.



              §2.2.3

              Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео - 4 часа

              Кодирование и обработка звуковой информации

              Знать частоту и глубину кодирования

              Уметь определять частоту и длительность звукового файла.



              §3.1

              Цифровое фото и видео. Практическая работа № 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд- шоу»

              Знать цифровые фотокамеры позволяющие получать изображения высокого качества

              Уметь захватывать фото с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу.



              §3.2

              Цифровое фото и видео. Практическая работа 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

              Знать цифровые видеокамеры позволяющие снимать видеофильмы.

              Уметь оцифровать, отредактировать и сохранить видеофильмы.



              §3.2

              Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»

              Знать основные понятия кодировки и обработки звука, цифрового фото и видео.



              Глава 2, 3

              Кодирование и обработка числовой информации- 7 часов

              Представление числовой информации с помощью систем счисления.

              Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

              Знать систему счисления.

              Уметь кодировать и обрабатывать числовую информацию.



              §4.1

              4.1.1

              Арифметические операции в позиционных системах счисления

              Знать арифметические операции в позиционных системах счисления.

              Уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.



              §4.1.2

              Двоичное кодирование чисел в компьютере

              Знать двоичное кодирование чисел в компьютере.

              Уметь хранить и обрабатывать в двоичной системе счисления.



              §4.1.3

              Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

              Знать основные параметры таблиц.

              Уметь создавать электронные таблицы.



              §4.2

              4.2.1

              4.2.2

              Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа 4.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

              Знать относительные и абсолютные ссылки

              Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные ссылки.



              §4.2.3

              4.2.4

              Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

              Практическая работа №4.4 «Построение диаграмм различных типов».

              Знать основные типы диаграмм.

              Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы с легендами.



              §4.3

              Контрольная работа №3 по теме

              «Кодирование и обработка числовой информации».

              Знать основные понятия электронных таблиц уметь создавать электронные таблицы, строить диаграммы.

              Уметь обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.



              Глава 4


              Хранение и сортировка информации в базах данных-3 часа

              Базы данных в электронных таблицах

              Знать основные понятия.

              Уметь создавать базу данных в электронных таблицах.



              §5.1


              Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

              Знать основные понятия базы данных.

              Уметь в электронных таблицах внести данные, осуществлять поиск записей в базе данных.



              §5.2


              Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Практическая работа № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

              Знать основные понятия базы данных.

              Уметь в электронных таблицах внести данные, осуществлять поиск записей в базе данных.



              §5.2

              Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов - 8 часов

              Передача информации. Локальные компьютерные сети

              Знать коммуникационные технологии

              Уметь вычислять пропускную способность каналов передачи информации в единицах измерения.



              §6.1

              6.2


              Состав Интерната. Адресация в интернете. Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

              Знать локальные компьютерные сети.

              Уметь предоставлять доступ для пользователей локальной сети к съемному диску на вашем компьютере, подключенном к локальной сети.



              §6.3

              6.3.1

              6.3.2

              Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа 6.2 «География Интернета».

              Знать маршрутизацию данных обеспечивающих передачу информации между компьютерными сетями

              Уметь определять маршрут прохождения данных от локального компьютера к удаленному Интернет-серверу.



              §6.3.3


              Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

              Знать основные достоинства Web-страниц, теги Web-страницы.

              Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.



              §6.4.1

              6.4.2

              Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений.

              Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

              Знать основные параметры форматирования.

              Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.



              §6.4.3

              6.4.4

              Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

              Знать атрибуты и тэги для создания гиперссылок. Уметь создавать гиперссылки на Web-страницах с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.



              §6.4.5

              6.4.6

              Интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

              Знать элементы управления различного типа.

              Уметь использовать теги для создания на Web-страницах с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.



              §6.4.7

              Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

              Знать основные понятия коммуникационных технологий.

              Уметь создавать Web-сайты, Web-страницы с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.



              Глава 6

              Повторении - 2 часа

              Повторение по теме «Информация и информационные процессы»

              Знать основные понятия.

              Уметь производить расчет количества информации с использованием алфавитного подхода.



              §1.1.1-1.3.3

              Повторение «Кодирование и обработка числовой информации»

              Знать основные понятия электронных таблиц уметь создавать электронные таблицы, строить диаграммы.

              Уметь обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.



              §4.1-4.3




              © 2010-2022