- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нуриев А.Р. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе:
-
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования основного общего образования;
-
информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 35 часов (8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;
освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин формационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы (8ч.)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Практическая работа 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»
2. Кодирование текстовой и графической информации (3ч.)
Двоичное кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация. Разрешение изображения. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.
Компьютерный практикум
Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации».
3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4ч.)
Звуковая информация. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
Практическая работа 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
4. Кодирование числовой информации (7 ч.)
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы и графики в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»
5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3ч.)
Базы данных. Системы управления базами данных. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
6. Коммуникационные технологии (8ч.)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум
Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа 6.2 «География Интернета».
Практическая работа 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение - 2 ч
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
Информация и информационные процессы
8
2
1
Кодирование текстовой и графической информации
3
2
1
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
4
3
1
Кодирование числовой информации
7
4
1
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
3
1
1
Коммуникационные технологии
8
3
1
Повторение.
2
ВСЕГО:
35
15
6
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
знать/понимать:
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Средства обучения
-
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной информации: сканер;
-
Программные средства
-
Операционная система.
-
Пакет офисных приложений.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Цифровые образовательные ресурсы
-
Электронное приложение (ОС Windows) методическое приложение информатика и ИКТ 8-11классы;
-
Интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок;
-
Интернет ресурсы
-
window.edu.ru/
-
school-collection.edu.ru/
-
internet-school.ru/
-
festival.1september.ru/informatics/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Требование к уровню подготовки учащихся
Дата проведения
Домашнее задание
План
Факт
Информация и информационные процессы - 8 часов
Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Информация и информационные процессы неживой природе.
Знать виды информационных сигналов, способы восприятия информации, какие информационные процессы протекают в технических устройствах информации, о единицах измерения информации.
Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
§1.1
1.1.1
Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация информационные процессы
Знать виды информационных сигналов, способы восприятия информации, какие информационные процессы протекают в технических устройствах информации, о единицах измерения информации.
Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
§1.1.2 1.1.3
Информация и информационные процессы в технике
Знать функционирование систем управления техническими устройствами.
Уметь приводить примеры систем управления.
§1.1.4
Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Знать представление о знаковых системах как способе кодирования информации.
Уметь приводить примеры знаковых систем.
§1.2
1.2.1
1.2.2
Кодирование информации.
Знать способы кодирования информации.
Уметь решать задачи на кодирование информации с помощью различных кодировочных таблиц.
§1.2.3
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Знать единицы измерения количества информации.
Уметь вводить текст и числа на русском и английском языке с помощью клавиатурного тренажера.
§1.3
1.3.1
Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора».
Знать информационную емкость знака двоичной знаковой системы.
Уметь вычислять количество информации.
§1.3.2
1.3.3
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Знать основные понятия.
Уметь производить расчет количества информации с использованием алфавитного подхода.
Глава 1
Кодирование текстовой и графической информации - 3 часа
Анализ контрольной работы. Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации»
Знать различные кодировки знаков.
Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.
§2.1
Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране
монитора Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации»
Знать в каких единицах выражаются изображения.
Уметь выражать в единицах измерения.
§2.2
2.2.1
2.2.2
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Практическая работа 2.2 «Кодирование графической информации» (продолжение)
Знать палитру цветов в системах цветопередачи.
Уметь кодировать в системе цветопередачи.
§2.2.3
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео - 4 часа
Кодирование и обработка звуковой информации
Знать частоту и глубину кодирования
Уметь определять частоту и длительность звукового файла.
§3.1
Цифровое фото и видео. Практическая работа № 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд- шоу»
Знать цифровые фотокамеры позволяющие получать изображения высокого качества
Уметь захватывать фото с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу.
§3.2
Цифровое фото и видео. Практическая работа 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Знать цифровые видеокамеры позволяющие снимать видеофильмы.
Уметь оцифровать, отредактировать и сохранить видеофильмы.
§3.2
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»
Знать основные понятия кодировки и обработки звука, цифрового фото и видео.
Глава 2, 3
Кодирование и обработка числовой информации- 7 часов
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Практическая работа 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Знать систему счисления.
Уметь кодировать и обрабатывать числовую информацию.
§4.1
4.1.1
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Знать арифметические операции в позиционных системах счисления.
Уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.
§4.1.2
Двоичное кодирование чисел в компьютере
Знать двоичное кодирование чисел в компьютере.
Уметь хранить и обрабатывать в двоичной системе счисления.
§4.1.3
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Практическая работа 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Знать основные параметры таблиц.
Уметь создавать электронные таблицы.
§4.2
4.2.1
4.2.2
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа 4.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Знать относительные и абсолютные ссылки
Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные ссылки.
§4.2.3
4.2.4
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Практическая работа №4.4 «Построение диаграмм различных типов».
Знать основные типы диаграмм.
Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы с легендами.
§4.3
Контрольная работа №3 по теме
«Кодирование и обработка числовой информации».
Знать основные понятия электронных таблиц уметь создавать электронные таблицы, строить диаграммы.
Уметь обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Глава 4
Хранение и сортировка информации в базах данных-3 часа
Базы данных в электронных таблицах
Знать основные понятия.
Уметь создавать базу данных в электронных таблицах.
§5.1
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Знать основные понятия базы данных.
Уметь в электронных таблицах внести данные, осуществлять поиск записей в базе данных.
§5.2
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Практическая работа № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Знать основные понятия базы данных.
Уметь в электронных таблицах внести данные, осуществлять поиск записей в базе данных.
§5.2
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов - 8 часов
Передача информации. Локальные компьютерные сети
Знать коммуникационные технологии
Уметь вычислять пропускную способность каналов передачи информации в единицах измерения.
§6.1
6.2
Состав Интерната. Адресация в интернете. Практическая работа 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Знать локальные компьютерные сети.
Уметь предоставлять доступ для пользователей локальной сети к съемному диску на вашем компьютере, подключенном к локальной сети.
§6.3
6.3.1
6.3.2
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа 6.2 «География Интернета».
Знать маршрутизацию данных обеспечивающих передачу информации между компьютерными сетями
Уметь определять маршрут прохождения данных от локального компьютера к удаленному Интернет-серверу.
§6.3.3
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Знать основные достоинства Web-страниц, теги Web-страницы.
Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.
§6.4.1
6.4.2
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений.
Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Знать основные параметры форматирования.
Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.
§6.4.3
6.4.4
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Знать атрибуты и тэги для создания гиперссылок. Уметь создавать гиперссылки на Web-страницах с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.
§6.4.5
6.4.6
Интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа 6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Знать элементы управления различного типа.
Уметь использовать теги для создания на Web-страницах с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.
§6.4.7
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»
Знать основные понятия коммуникационных технологий.
Уметь создавать Web-сайты, Web-страницы с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе Блокнот.
Глава 6
Повторении - 2 часа
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
Знать основные понятия.
Уметь производить расчет количества информации с использованием алфавитного подхода.
§1.1.1-1.3.3
Повторение «Кодирование и обработка числовой информации»
Знать основные понятия электронных таблиц уметь создавать электронные таблицы, строить диаграммы.
Уметь обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
§4.1-4.3