• Преподавателю
  • Другое
  • В помощь молодому учителю. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках истории

В помощь молодому учителю. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках истории

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение проблемно-диалогической технологии на уроках истории

И.И. Сурнина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района


«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский.


Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Задача учителя - создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

При этом можно использовать различные современные технологии. Я хочу остановиться на элементах проблемно-диалогической технологии, цель которой - обучить школьника самостоятельному решению проблем, а средство - открытие знаний вместе с детьми. В качестве примера - урок «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

В начале урока демонстрируется видеоряд «Католическая церковь» под органную музыку. С помощью диалога дети выходят на тему урока.

На 1 этапе происходит актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. Я предлагаю сравнить два источника: средневековую городскую песню:

«Возглавлять вселенную К Папе ты направился?

Призван Рим, но скверны Ну так знай заранее:

Полон он. И скверною Ты ни с чем воротишься,

Всё полно безмерною… Если пусты длани

Есть у римлян правило, Если мзду обильную

Всем оно известно: Ты им не предложишь,

Бедного просителя То и дела правого

Просьба неуместна: Выиграть не сможешь»

И справочные данные: «К концу Средневековья на епископском головном уборе Римских Пап появились три короны: первая - знак духовной власти верховного священника католического мира, вторая и третья - знаки светской власти верховного судьи и законодателя».

В результате ученики выходят на проблему. Возможны различные формулировки: Что поддерживало могущество католической церкви? Кто главнее папа или император? И др.

Знания актуализируются при выполнении задания: распределите на группы понятия: Церковь, монахи, Папа Римский, вассал, сеньор, феодальные отношения, христианство.

На этом этапе закрепляется умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения, излагать своё мнение, аргументируя его, выдвигать.

На 2 этапе организуется взаимодействие учащихся, решение, сбор и обсуждение результатов. Формируются познавательная, коммуникативная компетенции.

На 3 этапе учитель организует поиск рационального способа решения учебной задачи, самостоятельное выполнение учащимися заданий, самопроверку обучающихся своих решений. Работая с учебником в парах, обсуждают о взаимоотношениях светской и духовной власти, выясняют кто такие «инакомыслящие» с использованием словаря, выписывают и объясняют новые понятия, рассуждают о том, что думать по-другому было опасно, находят и вписывают в схему действия Папы, которые привели к усилению его власти. На этом этапе закрепляется умение находить достоверную информацию в разных источниках, работать в группе, работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих

На 4 этапе учитель организует применение полученных ЗУН на практике. Ученики выполняют задания разного уровня:

Задание 1. Расставьте события и явления последовательно.

1.Создание инквизиции; 2. Католическая церковь завладела огромными богатствами; 3. Возникновение ересей 4. Усиление церковной власти,

Задание 2. Из приведенных слов и словосочетаний составь определение двух понятий из пройденной темы. «Судебный, Религиозное, церкви, учение, церковного, орган, выступающее, века, Средние, против, господствующего, и, следственный, католической, в, учения».

На 5 этапе учитель организует контроль результатов учебной деятельности, оценку знаний: Какой процесс здесь представлен усиления или ослабления католической церкви? Приведи одно - два доказательства своей точки зрения. Ученики самостоятельно подводят итоги урока, проводят самоанализ и самооценку: Я считаю, что…, Потому, что… .

Технология проблемно - диалогического обучения позволяет ребёнку становится субъектом учебной деятельности -тем кто учится. А учится он действовать в группе с учётом позиции других людей, вступать в коммуникации с целью быть понятым, анализировать, работать со всеми видами информации. Ведь это здорово - открывать знания вместе с детьми. «Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.


© 2010-2022