- Преподавателю
- Другое
- Тема: Основы здорового образа жизни, в том числе у людей с ограниченными возможностями здоровья
Тема: Основы здорового образа жизни, в том числе у людей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галкин М.Н. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Галкин М.Н.,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ гимназия
муниципального района
г. Нерехта и Нерехтский район
Костромской области
Конспект урока ОБЖ в 10 классе
Тема: Основы здорового образа жизни, в том числе у людей с ограниченными возможностями здоровья
Цели урока:
1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье».
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни на примере спортсменов-паралимпийцев
Тип урока, используемые технологии: объяснение нового материала с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и ИКТ.
Развитие универсальных учебных действий:
Личностные УУД - ситуации на личностное самоопределение, смыслообразование; мотивацию;
Коммуникативные УУД - групповая работа на учёт позиции партнёра, организацию и осуществление сотрудничества;
Познавательные УУД - ситуации на выстраивание стратегии поиска решения задач, сравнение, оценивание, задачи на проведение теоретического исследования;
Регулятивные УУД: формируются на различных этапах урока в процессе планирования действий учащихся, рефлексии, целеполагания, принятия решений, самоконтроля.
Оборудование: учебник Т.А.Смирнова « ОБЖ 10 класс», проектор, компьютер, экран
План урока:
1. Понятия «здоровье», «духовное здоровье», «социальное благополучие»
2. Понятие «здоровый образ жизни»
3. Понятие «олимпизм»
4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
5. Влияние олимпийского движения на формирование здорового образа жизни
Ход урока:
I . Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя
Эпиграфом урока являются слова: «В здоровом теле - здоровый дух».
Вопросы учителя:
Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока и какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока?
Как связаны понятия: «Человек - спорт - здоровье»?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, отвечая на вопросы учителя.
Тема урока посвящена актуальной проблеме поддержания, сохранения и преумножения здоровья на всех этапах жизненного пути человека, но в большей степени в период молодости.
Сегодня мы должны с вами обсудить проблему состояния здоровья современной молодежи, его укрепления и продления активной жизнедеятельности. Хочется, чтобы вы задумались о состоянии своего здоровья и определили, насколько здоровый образ жизни вы ведете сами и наметили пути совершенствования своего здоровья.
III. Изучение нового материала.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
Что такое «здоровье»? Какие другие понятия вы вкладываете в слово «здоровье»?
Задание группам: расшифруйте понятие «здоровье»
З -
Д -
О -
Р -
О -
В' -
Е -
Учащиеся работают группами, на выполнение задания отводится 5 минут. Далее один человек от каждой группы представляет результаты группы.
Варианты ответов выписываются учителем на доске.
З - зарядка, закаливание
Д - доброта, духовность
О - организованность
Р - режим дня, рацион питания
О - отдых
В' - воля, витамины
Е - еда
Итак, что же такое «здоровье»?
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
Вопросы:
1. Подумайте, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья?
(компоненты здоровья тесно связаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично).
2. От чего зависит здоровье человека? (от образа жизни, поведения, образа мыслей и т.д.).
ЗДОРОВЬЕ - главный дар, данный нам нашими предками и расточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным даром?
Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, в результате воспитания в себе здорового образа жизни.
Вопрос:
- Сложно ли сохранять здоровье, вести здоровый образ жизни? Да, очень сложно.
- Возможно ли выполнить это? Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.
В качестве примера приводятся спортсмены-паралимпийцы.
Справка: на летних паралимпийских играх в Лондоне 2012 года наши атлеты заняли 2 общекомандное место, завоевав 102 олимпийские медали, 36 из которых - золотые, 38 - серебряные и 28 бронзовые. На 1 месте - команда Китая.
Вопрос: знакомо ли вам понятие «олимпизм»? Что это такое?
Учащиеся самостоятельно формулируют понятие «олимпизм», затем дается научное определение.
Понятие «олимпизм» впервые выдвинул Пьер де Кубертен в 1912 году. «Олимпизм, - писал он, - объединяет, как сноп солнечных лучей, принципы, которые способствуют совершенствованию человека». Эти идеи легли в основу Олимпийской хартии, в первых строках которой говорится о гармоничном, всестороннем развитии, об объединении в единое целое достоинств тела, души и разума, о соединении спорта с культурой, высокой нравственностью.
Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Вопросы:
Занимаетесь ли вы спортом?
Какие виды спорта доступны вам в повседневной жизни?
Какие виды спорта укрепляют здоровье? - (Плавание, бег, лыжи).
Чем отличаются занятия физкультурой от занятий спортом?
(ответы учащихся)
Какова же наша молодежь, с точки зрения статистики? Как влияют на нее общественные условия?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состояние здоровья современного общества, в том числе молодежи постоянно ухудшается.
Вопрос: Назовите причины, влияющие на ухудшение здоровья человека.
(вредные привычки, гиподинамия (сидячий образ жизни), неправильное питание, неполноценный сон и отдых, перегрузки в школе, повальное увлечение компьютером, отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни).
Вопрос: какие привычки считаются вредными?
(ответы учащихся)
Насколько распространены вредные привычки среди молодежи?
Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что количество курящих достигло в среднем 70% (40% - девушки, 60% - юноши);
Употребление алкоголя среди подростков составляет - 30%;
Прирост наркоманов, в целом по России составлял в среднем 24% (в период с 1991 по 2002 года), а за 2006 год этот прирост составил 0,5%.
Подумайте и ответьте на вопросы:
Как предотвратить факторы риска, влияющие на ухудшение здоровья?
Что значит вести здоровый образ жизни? (работа в группах)
Итак, мы выяснили, что здоровый образ жизни - это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Недаром в цивилизованных странах ведение здорового образа жизни становится очень популярным и даже модным.
IV. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
1. От чего зависит состояние здоровья человека?
(Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)
2. Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья).
V. Подведение итогов урока, рефлексия
Заключительное слово учителя
Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.
Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!
Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей - означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся:
-
Эссе на тему «Здоровый образ жизни»
-
Реферат на тему «История олимпийских игр»
-
Презентация о паралимпийском движении, спортсменах - паралимпийцах