- Преподавателю
- Другое
- Методические указания по учебной дисциплине ОГСЭ. 05 Социальная психология для заочного отделения
Методические указания по учебной дисциплине ОГСЭ. 05 Социальная психология для заочного отделения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болдырев Е.П. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
Методические указания
по учебной дисциплине ОГСЭ.05
Социальная психология
для студентов заочного отделения
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2015
Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчик:
Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа
Рассмотрена на заседании кафедры ________________
________________________
________________________
Рассмотрена научно-методическим советом колледжа
Утверждаю Заместитель директора по УР
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ /______________________/
_________Е. В. Белова
«____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.05 Социальная психология
Раздел, тема
Основные дидактические единицы на заочном отделении
Кол-во часов
для аудиторной работы
Кол-во часов для самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии
Предмет социальной психологии, значение и место теории в социально-психологической науке
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
История отечественной социальной психологии. Становление современной социальной психологии за рубежом
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей
Понятие и виды общения
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Многоплановый характер общения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социальные и межличностные отношения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Психология слушания
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Искусство договариваться
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 3. Психология социальных сообществ
Проблема группы в социальной психологии
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Основные понятия: предмет исследования, типология и уровни развития больших групп
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социально-психологическая сущность толпы
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Малые группы, их структура и динамика
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Межгрупповые отношения
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Лидер и лидерство
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Функции и эффективность социальных организаций
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 4. Социальная психология личности
Характеристика социально-психологических теорий личности
2
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Социально-психологические типы личности
2
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности
4
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
Раздел 5. Социально-психологический аспект проблемы деятельности
Социально-психологический аспект проблемы деятельности
2
4
работа с учебной литературой, составление опорного конспекта
10
42
Темы контрольной работы
-
Социальная психология как наука.
-
Методы социально-психологического исследования.
-
Общественные и межличностные отношения.
-
Содержание, функции и виды общения
-
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны.
-
Невербальное общение и его виды.
-
Диалог как форма общения.
-
Имидж: понятие, способы и приемы формирования.
-
Способы психологического воздействия в общении.
-
Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
-
Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.
-
Теории лидерства в отечественной и зарубежной психологии.
-
Психология межгрупповых отношений.
-
Основные социально-психологические теории личности.
-
Социализация личности: понятие, стадии и механизмы.
-
Семья как социальная общность.
-
Психологическое содержание семейных конфликтов.
-
Отклоняющееся поведение: понятие, причины появления, виды.
-
Социально-психологические условия и причины делинквентного поведения несовершеннолетних.
-
Социально-психологическая характеристика производственного конфликта.
Методические указания по написанию и оформлению
контрольной работы
«Социальная психология» в структуре дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений.
При изучении «Социальной психологии» студенты должны освоить общие социально-психологические закономерности общения, взаимодействия людей, приобрести знания о психологических процессах, протекающих в малых и больших группах. Студенты должны приобрести умение анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в ней индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологический связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной их деятельностью. Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.
Контрольная работа студента должна подробно раскрывать избранную тему, показывать умение анализировать изучаемые материалы и письменно излагать их, сопровождая собственными рассуждениями и аргументацией. Объем контрольной работы должен составлять 10-12 страниц формата А4 при компьютерном наборе или в объеме 18-тистраничной ученической тетради при рукописном выполнении контрольной работы.
Контрольная работа должна показывать хорошие знания темы, рассматриваемой в ней, и умение автора правильно формулировать ее основные положения, раскрывать их значение в научном познании и практической деятельности.
Тема контрольной работы выбирается в соответствии с ее номером, совпадающим с номером студента по списку в журнале. Работа, выполненная по любой другой теме без согласования с преподавателем, к проверке не принимается.
План по каждой теме состоит из введения, 2-3-х вопросов, заключения и списка литературы.
Рекомендуется выполнять контрольные работы в следующем порядке:
- проработать изучаемую дисциплину по учебнику и учебным пособиям с самого начала, включая тему Вашей контрольной, ибо усвоить ее в отрыве от предыдущих невозможно (см. Тематический план);
- распределить подготовленный таким образом материал по вопросам данной темы;
- изложить его в соответствии с вопросами плана работы, осмысливая информацию как целое и приводя ее в систему.
Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст пишется разборчивым почерком или печатается 14 шрифтом с одинарным интервалом.
Изложение темы надо снабдить справочным аппаратом. С этой целью цитаты заключаются в кавычки и делается ссылка на источники. В тексте (в скобках) или в конце страницы, под чертой приводятся выходные данные цитируемого источника, из которого заимствована цитата. Для этого указывают: фамилию и инициалы автора или коллектив авторов, название издания (книга, брошюра или статья), место и год издания, страницы издания. Ссылки на источники следует делать и тогда, когда в работе приводятся цифровые данные, высказывания и тому подобные материалы. Если они взяты из статей газет, журналов, то необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или газеты, год и месяц, номер или дату их выпуска. Например: Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 23.
Если материал источника не цитируется а перефразируется студентом, то ссылку следует начать с пометы - "См.:" Например: См.: Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб. 1996. С. 37.
Без указания источника приводимые цитаты, цифровой материал и т. п. теряют свое значение, достоверность. Их подчас становится невозможно проверить.
После освещения темы нужно составить список использованной литературы, в котором авторы изданий или названия изданий (как правило, в виде сборников) приводятся в алфавитном порядке. Например:
1. 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012
2. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5, с.15 - 22
В конце работы надо поставить личную подпись и дату.
Вопросы к дифференцированному зачету
-
Предмет, задачи и функции социальной психологии
-
Социальная психология за рубежом
-
Развитие отечественной социальной психологии
-
Методы социальной психологии
-
Этапы и организация социально-психологического исследования
-
Сущность личности, ее психологическая структура
-
Социализация человека
-
Стадии процесса социализации
-
Социальное поведение личности
-
Социальный интеллект и социальная компетентность личности
-
Типы личности
-
Социально-психологическое взаимодействие людей. Виды взаимодействия
-
Человек как субъект взаимодействия
-
Сущность функции и структура общения
-
Общение как обмен информацией. Средства общения
-
Общение как межличностное взаимодействие
-
Функции и трудности общения
-
Характеристика профессионального общения
-
Общение как познание и понимание людьми друг друга
-
Понятие социальной группы и виды групп
-
Межличностные отношения в группе и ее структура
-
Понятие и виды малых неформальных групп
-
Возникновение и развитие малой неформальной группы
-
Малые группы и их социально-психологические феномены
-
Эффективность групповой деятельности и межгрупповое взаимодействие
-
Стадии и уровни развития группы
-
Личность в группе
-
Признаки больших социальных групп и движений
-
Психология больших социальных групп и массовых социальных движений
-
Социально-психологические проблемы семьи
-
Социально-психологическая сущность толпы
-
Характеристика различных видов толпы
-
Понятие и виды конфликтов,
-
Структура, функции, стадии протекания конфликтов
-
Урегулирование конфликтов
-
Сущность социально-психологического воздействия
-
Психология пропаганды
-
Стиль лидерства
-
Массовая коммуникация и реклама
-
Общая характеристика и типы стихийных групп
Список литературы и интернет-ресурсов
Основная учебная литература:
-
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012
-
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2011
-
Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.Н. Сухов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011
-
Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012
Дополнительная учебная литература:
-
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008
-
Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009
-
Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Академия, 2009
-
Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М.: Академия, 2008
-
Хрестоматия по социальной психологии. - М.: Академия, 2008
Интернет-ресурсы:
-
psychology.ru - «Психология на русском языке»
-
psychology.net.ru/articles - «Мир психологии»
-
psycheya.ru - «Психея», сайт психологического факультета Самарского университета