• Преподавателю
  • Другое
  • Программа доп. образования Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната

Программа доп. образования Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент общего образования Томской области

_________________________Программа доп.образования Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната____________________________

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III-IV вида»


634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 А, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

Email: [email protected], 33internat.tomsk.ru


Программа дополнительного образования

"Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната"

(срок реализации - 2 года)





Рассчитана на обучающихся 12-14 лет.

Утверждена методическим объединением воспитателей Протокол №1 от 28.08.2013 года

Автор: Петухова Галина Константиновна

г.Томск - 2013

Информационная карта программы


1. Название программы

"Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната"

2. Цель и задачи программы

Цель: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Задачи:

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;

  • формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;

  • воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;

  • формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, нитками, а так же разнообразными художественными материалами;

  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;

  • создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.

3. Адресат проектной деятельности

Учащиеся ТОГКОУ школы-интерната №33 в возрасте 12-14 лет

4. Сроки и этапы реализации программы

  1. года

5. Направление деятельности

Художественное

6.Краткое содержание программы

Программа «Цветы» предполагает развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий работы с бумагой.

7. Ожидаемые результаты

Рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

8. Авторы программы

Петухова Галина Константиновна, воспитатель, образование высшее.

9. Образовательное учреждение, предоставившее программу

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III-IV вида»,

10. Адрес, телефон.

634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 А, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

11.Дата создания и утверждения программы

Утверждена методическим объединением воспитателей

Протокол №1 от 28.08.2013 года

Пояснительная записка

«Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…
Важно только, чтобы за
призывами следовал труд».
Б.Н.Сухомлинский

Программа «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий работы с бумагой. Бумага - благодатный материал. Её легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить - возникнет бумажная скульптура.

Цветы! Что может быть прекрасней. Они знакомы нам с самого рождения. Первый одуванчик, первый «запуск» созревших парашютиков. Цветы - это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема, посвящённая цветам для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с природой.

Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Воспитанникам интернатов, оторванных от реальной жизни, имеющих душевные раны, а зачастую физические и умственные отклонения, и асоциальное поведение особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей - учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогут развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.

Программа дополнительного образования «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» в связи со спецификой образовательного учреждения не ограничена возрастными рамками, но исходя из опыта работы, можно предположить, что основную массу детей составят воспитанники 5-6 классов, они и будут являться постоянной частью обучаемой группы, остальные дети будут «подвижной» частью коллектива. Набор воспитанников в творческое объединение «От скуки бери дело в руки» будет свободным, единственный критерий - желание работать. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Программа рассчитана на два года по 1учебному часу 1 раз в неделю, и её объём составляет - 36 часов в год и 72 часа за два года. Программа состоит из 4-х разделов: цветы (торцевание); цветы (моделирование); цветы (квиллинг); цветы (оригами модульное).

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

  • Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Цветы». В процессе занятий ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов.

  • Возрастными психологическими особенностями воспитанников школы - интерната. Основной вид деятельности детей - учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Основные отличия программы дополнительного образования «Цветы» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (торцевание, моделирование, квиллинг), а так же использование модулей по главному признаку - «цветы»;

  • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, природоведению, ИЗО;

  • использование технологий дифференцированного обучения;

Цель программы: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;

  • формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;

  • воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;

  • формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой, нитками, а так же разнообразными художественными материалами;

  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;

  • создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.

В работе по данной программе находят свое полное подтверждение такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Программа «Цветы» предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Структура программы. Вся программа состоит из 4-х разделов: цветы (торцевание); цветы (моделирование); цветы (квиллинг); цветы (оригами модульное).

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.), знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

  • репродуктивные (работа по образцам);

  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

  • исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также других материалов для работы в объёме).

Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям членов творческого объединения

к концу 1 учебного года

Знать

Уметь

правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;

название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, и т.д.);

экономно размечать материал с помощью шаблонов;

экономично использовать любые материалы; бережно относиться к инструментам;

название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, шило, пинцет и т.д.);

резать бумагу ножницами и выполнять надрезы; пользоваться шилом, пинцетом;

виды изделий по образцу, замыслу;

самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий;

контролировать правильность выполнения работы;

законы композиции.

составить композицию (на плоскости и в объёме).

Основные требования к знаниям и умениям членов творческого объединения

к концу 2 учебного года

Знать

Уметь

правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;

название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, шило, пинцет и т.д.);

резать ножницами и выполнять надрезы; пользоваться шилом, пинцетом;

простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах техники «квиллинг»;

пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий в технике «квиллинг»;

квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство; стандартные формы: листочки, капельки, «глаза», звездочки и другие простые формы;

скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции;

простейшие условные обозначения, используемые в схемах по оригами;

пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий, схемами для оригами;

названия простейших базовых форм оригами, треугольный модуль, модуль кусудамы «супершар»;

выполнять следующие операции: технику складывания простейших базовых форм оригами, треугольного модуля, модуля кусудамы «супершар» и др.;

сравнивать с образцом;

законы композиции и техники составления букетов.

составить стилизованный букет, используя законы композиции (на плоскости и в объёме).

Оценка и контроль результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 год

Приобретение ЗУН при работе с различными художественными материалами, используемые в технике «торцевание» и «моделирование». Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Проведение выставки «Цветы - торцевание», «Цветы - моделирование». Участие в конкурсах.

2 год

Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление цветов и композиций в технике «квиллинг» и «оригами», основой которых являются модули. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Проведение выставки «Цветы - квиллинг», «Цветы - модули-оригами»

Участие в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение

(Условия реализации программы)

Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:

  • наличие светлого, просторного кабинета рассчитанного только для работы одного объединения;

  • наличие материалов необходимых для работы;

  • инструменты в достаточном количестве (не менее 12 комплектов): ножницы, линейки, клей и т.д.;

  • наличие рамок и подрамников;

  • наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;

  • выставочные планшеты и застеклённые витрины;

    • желание детей и поддержка администрации.

Примечание.

  • Творческое объединение «От скуки бери дело в руки» помимо выполнения программы будет принимать участие в общественно-полезной работе, принимать участие в выставках, проводимых на территории школы-интерната, конкурсах вне школы.

  • В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны замены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.

  • При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно включение их в работу вне плана.

Литература

  1. Т.В.Сержантова. 366 моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2007.

  2. 100 игрушек из бумаги. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1998.

  3. Самоделки из бумаги. Просто и доступно: 50 моделей Роберта Нила. - М.: Дрофа, 1995.

  4. Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

  5. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: Новая школа, 1994.Внешкольник. 2004. - №5.

  6. Интернет-ресурсы «Мастер класс». stranamasterov.ru/node/2081



Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Рабочее место, материал, инструмент.

Ножницы, шило, пинцет, шаблон, угольник, схема, таблица, плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр, разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.

Трубочка-«торцовочка», оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, развертка, чертеж, размер, линия, шкала, линейка, длина, ширина, высота.

Бумага гофрированная.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство.




Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема

Кол-во

часов

1 год обучения

1

Вводное занятие. Ознакомление с программой на год. Инструктаж по технике безопасности.

1

Цветы из бумаги (торцевание)

2

Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с ножницами, бумагой, клеем, различными художественными материалами, используемые в технике «торцевание».

1

3

Цветик - семицветик. Б/ф «Книжечка». Торцевание на бумаге.

2

4

Роза. Мимоза. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

5

Колокольчик. Гвоздика. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

6

Одуванчик. Тюльпан. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

7

Мак. Василёк. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

8

Фиалка . Астра. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

9

Подснежники. Ромашка. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

10

Анютины глазки. Ирисы. (по выбору детей) Б/ф «Картина». Торцевание на бумаге.

1

11

Фантазийные цветы по представлению. Георгин. Б/ф «Полушар». Торцевание на пластилине. Составить стилизованный букет, используя законы композиции. Коллективная работа.

3

12

Фантазийные цветы по представлению. Гиацинты в горшочке. Б/ф «Овал». Торцевание на пластилине.

3

13

Подготовка и проведение выставки «Цветы - торцевание».

1

Итого: 18 часов

Цветы из бумаги (моделирование)

14

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «моделирование» и условными обозначениями.

1

15

Букет из сердечек. Бумагопластика, в технике скручивания гофрированной бумаги.

1

16

Парад цветов. Моделирование из салфеток.

2

17

Посланник весны «Подснежник». Бумагопластика. Бумага гофрированная.

1

18

Розы. Б/ф «Гофротрубочки». Крутим розы из салфеток.

2

19

Тюльпаны. Бумагопластика. Гофрированная бумага, проволока.

2

20

Цветочные шары. Гофрированная бумага. Коллективная работа.

2

21

Корзина с цветами (картон, нитки, плетение). Б/ф «Кольцо». Коллективная работа.

3

22

Подготовка и проведение выставки «Цветы и бумага».

3

Итого: 17 занятий

Итого за год: 35 занятий

2 год обучения

Цветы (квиллинг)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой оригами и условными обозначениями.

1

2

Основные формы: Тугая спираль, Капля, Свободная спираль, Изогнутая капля, Глаз, Ромб, Лист, Треугольник, Стрелка, Полукруг и др.

2

3

Фиалка. Б/ф «Картина». Полосы бумажные.

2

4

«Цветочная поляна» - Полосы бумажные.

2

5

Мимоза. Объемная открытка. Полосы бумажные.

2

6

Мои Анютины глазки. Панно, коллективная работа.

2

7

Ромашки. Полосы бумажные.

2

8

Подготовка и проведение выставки «Цветы (квиллинг)»

3

Итого: 16 занятий.

Цветы (оригами модульное)

9

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой оригами и условными обозначениями.

1

10

Знакомство с основными базовыми формами, «Треугольник». Изготовление рамочки из модулей оригами.

2

11

Подснежники в вазочке. Букет, коллективная работа.

2

12

Тюльпаны. Букет, коллективная работа.

3

13

Цветущий кактус в горшочке из модулей.

3

14

Цветы из кругов. Смешанная техника - оригами из кругов, скручивания в жгут и скатывания в комок.

2

15

Составление букетов и декоративных композиций.

2

16

Подготовка и проведение выставки «Цветы (оригами модульное)»

1

17

Итоговая выставка за год.

1

Итого: 17 занятий

Итого за год: 33 занятия.


© 2010-2022