Доклад на конференции Одаренные дети

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Общепризнанно, что молодое поколение быстрее воспринимает инновации. А значит, необходимо раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Именно это составляет сегодня одну их главных задач совершенствования системы образования. Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Иногда бытует мнение, что работать с такими детьми легко, так как одаренные дети - это подарок судьбы, из них можно с легкостью сделать, что хочешь. Это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и осознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди". Прежде, чем рассказать о своем конкретном опыте работы с одаренными детьми, замечу, что на первый взгляд одаренный ребенок - это успешный ученик ("отличник"). Это не всегда так. Ребенок может проявлять к чему-то исключительные способности, а в другом может не достичь успеха.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей - Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Мой опыт работы с одаренными детьми составляет 20 лет. Свою цель вижу в создании условий для развития и формирования одаренной личности по предметам, которые я веду - история, обществознание, право. Убеждена, что сама по себе одаренность, то есть значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии детей - это только предпосылка успеха. И уже от многих обстоятельств, и от нас, учителей, прежде всего, зависит, сможет реализовать ребенок свои способности или нет. Каждый ребенок по своему одарен, наша задача выявить таланты детей и развивать их интенсивно, учитывая индивидуальные черты и личностные особенности. Большое внимание уделяю работе с детьми, обладающими повышенными интеллектуальными способностями.

Своим опытом по работе с одаренными детьми я делилась на заседаниях методического совета школы, РМО учителей истории Дуванского района. В декабре 2009 года провела мастер-класс и выступила с докладом на зональной конференции «Одаренные дети», которая проходила на базе МБОУ СОШ с.Вознесенки Дуванского района. С обобщением работы в мае 2011 года выступила на республиканских курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания при Месягутовском УМЦ ИРО РБ. В 2013, 2014, 2015 гг. принимала участие в республиканских форумах «Надежда Башкортостана» в г.Уфе.

Аналитичекая часть

Главным принципом своей работы с одаренными детьми считаю сохранение индивидуальности ребенка в процессе развития личности, познавательных и творческих способностей ученика. Девизом беру слова древнегреческого философа Сократа « Назначение Учителя - помочь родиться мысли ученика». В работе с одаренными детьми использую индивидуальный подход как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках дети получают задания повышенной сложности, составляют проблемные вопросы, вопросы-суждения, анализируют исторические источники, пишут эссе, занимаются исследовательской работой. Задания одаренным детям носят творческий характер: составить кроссворд, тест на изучаемую тему, написать сочинение, например, «Письмо Петра 1 своим потомкам», подготовить дополнительный материал об исторических личностях, истории родного края и.т.д. Учу работать с информацией на бумажных и электронных носителях. Во внеурочное время провожу с детьми индивидуальные консультации при подготовке к олимпиадам, конкурсам.

На сегодня одаренные дети, как мне кажется, прежде всего могут проявить свои способности, участвуя в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, разработке различных проектов.

Существует и другая проблема при подготовке одаренных учащихся к конкурсам, олимпиадам. Как привить интерес ученика к публичным состязаниям, не навредить его здоровью, не нарушить психологический климат, показать индивидуальную траекторию успеха - ответы на эти вопросы сегодня волнуют многих учителей.

Первое, с чего начинаю работу при подготовке к олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ - это установление психологического контакта с ребенком и его родителями. Как показывает опыт, это имеет большое значение в достижении успеха. Если ребенок доверяет учителю, он с большим желанием воспринимает его рекомендации и советы. И, безусловно, идеальный вариант - когда при этом существенную помощь оказывают родители. Ведь кто как не родители могут обеспечить ребенку дома удобное место для занятий, проследить, чтобы никто и ничто ему не мешало (телевизор, телефон, разговоры с домашними). Именно близкие и родные должны подбадривать, хвалить за то, что ребенок делает хорошо. Даже если не всегда все получается.

Рекомендую родителям позаботиться о правильном питании, чтобы не было упадка сил, раздражительности и слабости.

Второе - психологический настрой самого ребенка. Он должен быть уверен в собственных силах, Существуют разные варианты памяток при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ. Рекомендую никогда не думать о том, что ребенок не справится с заданием, а напротив, советую мысленно рисовать себе картину триумфа.
Немаловажное значение имеет умение ребенка правильно распределять свое время. Оговариваем с ребятами, сколько по времени они должны потратить на изучение теоретического материала, сколько на решение тестов. Количество времени меняется в зависимости от сроков олимпиады или конкурса.

Очень важно научить детей сосредоточенности - умению отключаться от второстепенного, неважного в данный момент. Ребятам раздаю памятки, в которых содержатся рекомендации: например: «- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации, успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.»

Считаю, что необходимы упражнения, развивающие память одаренных детей. Иначе запомнить огромное количество исторических фактов, терминов по обществознанию и праву просто невозможно. Формирую развитие учебных навыков - умение работать с литературой, Интернетом, СД - программами для самоподготовки к олимпиадам и ЕГЭ. Наличие у подавляющего большинства детей компьютеров и возможность работать в сети Интернет дают возможность решать различные варианты заданий в режиме Он-лайн. Когда ученик может, самостоятельно выполнив задание, получить соответствующую оценку его знаний. Немаловажное значение имеет самоанализ, точнее анализ проделанной работы под руководством учителя: умение выявить, что получилось, что нет. Необходимо сделать соответствующие выводы и не делать трагедию из того, что что-то получилось не так, как ожидалось. Главное - постараться учесть на будущее. Бывает, что ученик не выступил на олимпиаде так, как он надеялся сам, как ожидал от него учитель. Важно при этом спокойно разобраться в причинах этого - пробелы в знаниях, неуверенность (или, наоборот, излишняя самоуверенность). Причин может быть много - даже плохое зрение, когда ученик не смог правильно прочитать задание и по причине особенностей своего характера не поставил в известность организаторов олимпиады. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не потерял веры в свои силы, чтобы он был уверен, что в будущем, если он учтет свои ошибки, у него все получится.

Таблица количества участников и победителей

во Всероссийской олимпиаде по истории, обществознанию, праву



Учебный год

Количество участников / победителей, призёров


Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

2012-2013

40/16

18/15

2

2

2013-2014

38/15

18/15

3

1

2014-2015

37/15

19/14

2

1

Учащиеся под моим руководством занимаются выполнением творческих работ по истории и обществознанию. Темы творческих работ различны: «Общение как одна из ведущих индивидуальных характеристик личности»,«Типы политических режимов», «Личность и моральная ответственность» и другие. Ежегодно в творческую деятельность вовлекается большее количество учеников. Повышается и качество творческих работ. Изменение уровня творческих работ можно проследить на примере работ Ростовцевой Оксаны: в 2007/08 учебном году ученицей 9 класса Ростовцевой Оксаной была выполнена творческая работа «Современники и историки о Петре 1». Удачно был подобран материал из первоисточников, которые наиболее полно освещают избранную проблему. Но работа в основном носит реферативный характер. В 10 классе работа по данной теме была продолжена и выполнена на более высоком уровне. Сделан грамотный обзор литературы, сопоставлены различные точки зрения по теме. В 11 классе творческая работа Оксаны по теме «Реформы Петра 1 и их значение для государства Российского» представляют уже исследовательскую работу: данные первоисточников сопоставлены, произведен их творческий анализ, на основании которого сделаны соответствующие выводы.



Творческие работы учащихся по предметам


Творческие работы учащихся по предметам

учебный год

предмет

Фамилия учащегося

Тема работы

класс

результат

2013-2014

история

Ростовцева Карина

Реформы Петра I и их значение для государства Российского

11

Выступление на школьной конференции творческих работ учащихся

2013-2014

Обществоз-нание

Учащиеся 11 класса

Легко ли быть молодым

11

Представление проекта на районном методическом объединении

2013-2014

история

Петрова Дарья

История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда


Представление эссе на региональной олимпиаде школьников по истории. Призер.

Диплом в приложении

2013-2014

история

Зеленкин Денис

Российская политика в Иране в 1720-х - 1730-х гг.. Проект


9

Представление эссе на региональной олимпиаде школьников по истории. Призер

(диплом в приложении)

2014-2015

право

Петрова Дарья

Творческое эссе «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть»

11

Выступление на заключительном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по праву, Нижний Новгород. Призер.

( диплом в приложении)

2014-2015

история

Петрова Дарья

Церковное землевладение в 16 веке. Проект.


Представление эссе на региональной олимпиаде школьников по истории. Призер

(диплом в приложении)

2014-2015

Обществоз-нание

Горкунова Славяна

Свобода есть право на неравенство

10

Выступление на школьной конференции творческих работ учащихся

2014-2015

история

Зеленкин Денис

Падение Берлина было важнейшим событие завершающего этапа Великой Отечественной войны

10

Представление эссе на региональной олимпиаде школьников по истории

2014-2015

история

Зеленкина Диана

Иван Грозный в оценке историков и современников

9

Представление эссе на муниципальной олимпиаде по истории. Призер.

(диплом в приложении)


2015-2016

история

Зеленкин Денис

Петр 1 в оценке историков 19 века

11

Представление эссе на муниципальной олимпиаде по истории. Победитель.

(диплом в приложении)


2015-2016

Обществоз-нание

Горкунова Славяна

Настоящий патриот никогда не будет националистом

11

Дипломант зональной конференции

(диплом в приложении)


2015-2016

история

Кутышева Екатерина

Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья.

9

Представление эссе на региональной олимпиаде школьников по истории

2015-2016

Обществоз-нание

Павлов Александр

Смертная казнь-«за» и «против»

10

Выступление на школьной конференции творческих работ учащихся

Хочу заметить, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Поэтому, на мой взгляд, очень важно похвалить ребенка, отметить его большие или малые победы, сказать ему вовремя доброе слово. Отрадно, что иногда есть возможность не только морального, но и материального стимулирования детей. В рамках республиканской программы «Одаренные дети» за успешное выступление на республиканской и всероссийской олимпиаде по праву Чулков Никита стал стипендиатом Президента Республики Башкортостан 2011-2012 и 2012-2013 учебного года. Петрова Даша- стипендиатом Президента Республики Башкортостан 2012-2013, 2013-2014, 3014-2015.

Большое значение для развития способностей детей имеет внеурочная деятельность. Для этого провожу исторические вечера, КВНы, викторины, конкурсы, брейн-ринги. Традицинным стало проведение недели истории, в ходе которой организуются олимпиады по классам, конкурсы на лучшего знатока истории, конкурс краеведов, викторины, просмотр видеофильмов на исторические темы, экскурсии в музей. Результаты подводятся на общешкольной линейке, там же награждаются победители.

Немаловажно, что село находится на северо-востоке Республики Башкортостан, где есть уникальные памятники истории и природы. Поэтому ребята с таким большим желанием участвуют в походах и краеведческих слетах (фотографии в приложении).

Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности учащихся. Мои ученики являются лауреатами и призерами районных и республиканских краеведческих конференций, стремятся публиковать свои краеведческие исследования в печатных изданиях (Кирякова Аня о призере Олимпийских игр Г.Ваганове, Пестерева Настя «История одной фотографии», Тряскина Вероника, «История церкви Вознесения») Большой вклад в изучение истории родного края внесли Тряскина Вероника, Пестерева Полина, Курбатова Елена, Киряков Алексей, Шутова Илона. В течение нескольких лет они занимались краеведением, являлись неоднократными призерами и лауреатами районных и республиканских краеведческих конференций, участниками Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников им. Вернадского.

Считаю необходимым организацию внеклассных мероприятий по праву. Ежегодно проводятся ставшие традиционными тематические вечера старшеклассников «Правовой лабиринт», конкурсы знатоков права, олимпиада по праву среди учащихся 7-11 классов, викторина «Знаешь ли ты закон?», творческий конкурс-написание эссе на правовую тему, тематические линейки по правовой тематике. На кружке «Юный правовед» старшеклассники имеют возможность углубленно изучать право. Под моим руководством они готовят исследовательские проекты по праву и представляют их одноклассникам.


Достижения учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя Киряковой Н.А.

Достижения учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя Киряковой Н.А.

год

Фамилия учащегося

класс

Тема

результат

2013-2014

Горкунова Славяна

9

История церкви Вознесения

участник Всероссийского конкурса исследовательских работ им. Вернадского (рецензия в приложении)

2013-2014

Кузиков

Александр

8

Война в истории моей семьи. Мой прадед Чулков Николай Васильевич

Дипломант районной конференции «Знаменитые дуванцы»

(приказ Дома пионеров и школьников по итогам конференции в приложении)

2014-2015

Шутова Илона

11

Орлов Николай- участник военных действий в Чечне. Видеофильм

Лауреат районной

краеведческой конференции

(видеоролик в электронном приложении)

2014-2015

Горкунова Славяна

10

Участник военных действий в Афганистане Киряков Алексей

Дипломант районной конференции «Знаменитые дуванцы»

(сертификат в приложении)

2014-2015

Горкунова Славяна

10

Дети военной поры

Дипломант зональной научно-практической конференции «Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

(сертификат в приложении)


2015-2016

Ширшова Алена

9

«Мой дядя- участник военных действий в Афганистане»

Публикация в Интернет-журнале «Пытливые умы»

(сертификат в приложении)

2015-2016

Зеленкин Денис

11

Война глазами солдат

Публикация в Интернет-журнале «Пытливые умы»

(сертификат в приложении)

2015-2016

Сазонов Никита

8

Трудовая деятельность крестьянства села Вознесенки в конце19-начале 20вв

Призер районной краеведческой конференции «Я, семья, Отечество»

(приказ Дома пионеров и школьников по итогам конференции, диплом в приложении)

2015-2016

Горкунова Славяна

11

Настоящий патриотизм не уживается с неприязнью к другим народам

Дипломант зональной конференции по профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи

(сертификат в приложении)

2015-2016

Сазонов Никита

8

Афганистан болит в душе моей

Дипломант районной конференции «Знаменитые дуванцы»

(приказ Дома пионеров и школьников по итогам конференции, сертификат в приложении)


Заключение

Конечно, способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться - высокая миссия учителя. Миссия непростая, которая ко многому обязывает. Работа с одаренными детьми очень непроста, но тем отраднее, когда она приносит определенные результаты, когда она дает возможность раскрыться талантам. За последние 3 года мною подготовлено 38 победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории, праву, обществознанию. Призером регионального этапа по праву 2010 года стал ученик 9 класса Киряков Алексей, победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по праву в 2011 году стал ученик 9 класса Чулков Никита. Чулков Никита стал призером республиканской олимпиады по истории и праву в 2013 году. Ученица 9 класса Даша Петрова стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году. В апреле 2013 года Даша и Никита успешно выступили на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву в Великом Новгороде - они стали призерами. В 2014, 2015 годах Даша Петрова стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и праву, а также призером заключительного этапа Всеросса в 2014, 2015 гг.В феврале 2011 года ученик 10 класса Киряков Алексей стал призером заочного тура и участником очного тура Всероссийской олимпиады по праву «Ломоносов» в г. Москве.

На основе имеющегося опыта я пришла к выводу, что задача учителя - заметить вовремя одаренного ребенка, помочь ему реализовать свои возможности и таланты. Однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе. Приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности. Работа с одаренными детьми обязывает ко многому: заставляет постоянно пополнять свои учительские знания, формировать определенные личностные качества, учит строить межличностные отношения с учеником. Конечно, «вырастить» способного ученика очень непросто. Но, наверное, стоит того. Особенно когда видишь живой огонек в глазах ребенка и понимаешь, что усилия не пропали даром. Хочу отдать таким детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. И хочется верить, что воплощение юных талантов России - одаренные дети. Им принадлежит будущее.

Нам не дано предугадать Как наше слово отзовется.
Посеять в души благодать
Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны творить,
Забыв все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые!





© 2010-2022