- Преподавателю
- Другое
- Социокультурные основы музыкального восприятия
Социокультурные основы музыкального восприятия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Федорова Л.М. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Социокультурные основы музыкального восприятия.
Докладчик: Федорова Людмила Максимовна
Название организации, Название города:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3
им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова"
Елабужского муниципального района РТ
Г. Елабуга
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.
Ключевые слова: 1. Социокультурный подход - методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
2. Социоло́гия му́зыки (англ. Sociomusicology) - научная дисциплина, изучающая различные аспекты социального бытования музыки, а также занимающаяся коммуникативной систематизацией и социокультурной структуризацией всего многообразия её художественных форм и общественных проявлений; один из разделов социологии искусства.
Различие в социально-эномических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт личности их жителей. Социокультурные факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местности, приводят к появлению городского и сельского образа жизни. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции и обычаи.
Развитие музыкального восприятия представляет собой сложную систему, связывающее в единое целое множество условий и функций, операций и механизмов, облагающих особыми свойствами, структурой и воздействующих на человека.
Близкий круг проблем, связанный с изучением функций музыкального восприятия вырисовывается в интересной работе В.В.Медушевского, где кардинальным является вопрос о применении по отношении к музыке понятия знака, текста, значения, языка и речи. Философские аспекты функционального анализа концентрируется вокруг понятия теории отражения музыкального восприятия. Оно изучается в его познавательных функциях, спектр которых весьма богат, это познание произведения. Жизни и самого себя; раскрытие или открытие нового в самом музыкальном искусстве и в действительности. Многие из вопросов, связанные с познавательной функцией, интересно поставлены и отчасти решены в работах по музыкальной эстетике.
В сегодняшней социокультурной ситуации музыка властно пронизывает всю нашу жизнь. Она приобретает всевозрастающую популярность. Социологическими исследованиями, проводимыми в области музыкальной культуры. Занимается социология музыки. Однако, как отдельная отрасль знания, музыкальная социология в России оформилась лишь в 60-е годы. К тому времени на Западе накопилась обширная литература по социологии музыки. Особое место занимают исследования музыкальных увлечений современной публики, ее вкусов, потребностей, а также вопросов, связанных с пропагандой и распространением музыки в трудах Т.Адорно, К.Блаукопфа, М.Вебеоа, А.Зильбермана. Немало интересного о развитие музыкальной культуры можно найти в книге «Музыкальная социология» австрийского ученого К.Блаукопфа, где он исследует проблемы акустики, теории и истории музыки.
В современном обществе общеобразовательная школа во многом утратила свои соцально-воспитательные функции. Воспитание растворилось в широко понимаемом термине «образование». Целенаправленная воспитательная работа ведется в ограниченных пределах и не во всех образовательных учреждениях. А значение воспитания очень велико. Оно, по своей сущности, устремлено в будущее, от качества воспитательной деятельности зависит судьба будущего, духовное богатство России будет пополнятся за счет культуры, основой которой являются как национальные, так и общечеловеческие ценности. А они закладываются в процессе воспитания, приобретаются благодаря самовоспитанию. От правильного понимания идеалов, соблюдения общечеловеческих норм и принципов в значительной степени зависит эффективность и качество решения задач во многих сферах нашей жизни.
Сегодня, как никогда раньше, необходима духовно-нравственное, ориентированное на общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего поколения.
Использованная литература:
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. -Воронеж, 1998
2. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - 1987
3. Маслова Л. П. Педагогика искусства.- Н., 1997