Рабочая программа кружка по химии

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа кружка по химии предназначена для учащихся 8-9 классов.

Содержание программы знакомит учеников с историей развития химии, характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

- Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и внедрение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т. д.);

- Частая смена деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);

- Использование самых разнообразных организационных форм;

- Акцент на практические виды деятельности;

- Отказ от обязательных домашних заданий;

- Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Занятия рассчитаны на проведение 2 раза в неделю по 1 часу, всего 70 занятий за учебный год.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

4

2

1

1

2

Вода

4

1

3

-

3

Смеси в жизни человека

4

2

1

1

4

Поваренная соль

4

1

2

1

5

Химия пищи

12

4

5

3

6

Спички

3

1

2

-

7

Бумага

4

2

2

-

8

В мире красок и карандашей

4

2

2

-

9

Стекло

4

2

1

1

10

Керамика

2

1

1

-

11

Химия стирает, чистит и убирает

9

3

4

2

12

Химия- хозяйка домашней аптечки

6

2

3

1

13

Химия- помощница садовода

4

2

1

1

14

Химия и ювелирные украшения

4

2

1

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

2

-

-

-

16

Итого

70

27

19

10



























Программа

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).

Химия- творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: Знакомство с химической посудой и оборудованием.

Тема 2. Вода (4 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 2: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (4 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 3: Очистка поваренной соли.

Тема 5. Химия пищи (12 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 4: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 5: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 6: Качественные реакции на присутствие углеродов.

Тема 6. Спички (3 ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно- восстановительные процессы, протекающие при зажигании спичек. Виды спичек. Производство спичек в России.

Тема 7. Бумага (4 ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаг и их практическое использование.

Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Экскурсия- лекция в музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина.

Тема 9. Стекло (4 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной области стекол.

Практическая работа № 7: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (2 ч).

Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (9 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно- активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 8: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 9: Знакомство с образцами средств санитарии и гигиены.

Тема 12. Химия- хозяйка домашней аптечки (6 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины.

Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Тема 13. Химия- помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 11: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных металлов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 12: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).









Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

- нахождение воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли

- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

- видах и свойствах красок, способах их изготовления, классификации, свойствах и способах получения пигментов, видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

- составе стекла, видах стекол и способах их получения;

- истории возникновения керамики и ее видов;

- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

- применять методы качественного и количественного анализа;

- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

- составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися

  1. Имеет ли вода память.

  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  3. Физиологический раствор в медицинской практике.

  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.

  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

  6. Продукты, старящие организм.

  7. Отравление препаратами бытовой химии.

  8. «Соляные бунты» в России.

  9. Синтетическая бумага- альтернатива целлюлозной.

  10. История бумажных денег.

  11. История спичек.

  12. Реставрация знаменитых картин.

  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд- шоу).

  14. Поиск химических веществ- препаратов против СПИДа.

  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.

  16. Выращивание растений на питательных растворах.

  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.

  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

Литература

  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

  2. Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас». М.: «Высшая школа», 1992 г.

  3. Петрянов И. В. «Самое необычное вещество в мире». М.: «Педагогика», 1985 г.

  4. Скурихин И. М., Нечаев А. П. «Все о пищи с точки зрения химика. Справочное издание». М.: «Высшая школа», 1991 г.

  5. Степин Б. Д., Аликерова Л. Ю. «Домашняя химия, химия в быту и на каждый день». М.: «РЭТ», 2010 г.

  6. Ольгин О. В. «Опыты без взрывов». М.: «Химия», 2011 г.

  7. Быстров Г. П. «Технология спичечного производства». М.: «Гослесбумиздат», 1981 г.

  8. Розен Б. Л. «Чудесный мир бумаги». М.: «Химия», 1991 г.

  9. Титова И. М. «Вещества и материалы в руках художника». М.: «Мирос», 1991 г.

  10. Сопова А. С. «Химия и лекарственные вещества». М.: «Высшая школа», 1998 г.

  11. Дудоров И. Г. «Общая технология силикатов». М.: «Стрйиздат», 1987 г.

  12. Владимиров Л. И. «Всеобщая история». М.: «Книга», 1988 г.



























© 2010-2022