- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка по химии
Рабочая программа кружка по химии
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гойко О.В. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа кружка по химии предназначена для учащихся 8-9 классов.
Содержание программы знакомит учеников с историей развития химии, характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и внедрение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т. д.);
- Частая смена деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);
- Использование самых разнообразных организационных форм;
- Акцент на практические виды деятельности;
- Отказ от обязательных домашних заданий;
- Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны на проведение 2 раза в неделю по 1 часу, всего 70 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Всего
В том числе
Лекции
Семинарские занятия
Практические занятия
1
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
4
2
1
1
2
Вода
4
1
3
-
3
Смеси в жизни человека
4
2
1
1
4
Поваренная соль
4
1
2
1
5
Химия пищи
12
4
5
3
6
Спички
3
1
2
-
7
Бумага
4
2
2
-
8
В мире красок и карандашей
4
2
2
-
9
Стекло
4
2
1
1
10
Керамика
2
1
1
-
11
Химия стирает, чистит и убирает
9
3
4
2
12
Химия- хозяйка домашней аптечки
6
2
3
1
13
Химия- помощница садовода
4
2
1
1
14
Химия и ювелирные украшения
4
2
1
1
15
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
2
-
-
-
16
Итого
70
27
19
10
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
Химия- творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: Знакомство с химической посудой и оборудованием.
Тема 2. Вода (4 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 2: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (4 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 3: Очистка поваренной соли.
Тема 5. Химия пищи (12 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 4: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 5: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 6: Качественные реакции на присутствие углеродов.
Тема 6. Спички (3 ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно- восстановительные процессы, протекающие при зажигании спичек. Виды спичек. Производство спичек в России.
Тема 7. Бумага (4 ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаг и их практическое использование.
Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Экскурсия- лекция в музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина.
Тема 9. Стекло (4 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной области стекол.
Практическая работа № 7: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (2 ч).
Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (9 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно- активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 8: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 9: Знакомство с образцами средств санитарии и гигиены.
Тема 12. Химия- хозяйка домашней аптечки (6 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины.
Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Тема 13. Химия- помощница садовода (4 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 11: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных металлов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 12: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождение воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления, классификации, свойствах и способах получения пигментов, видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися
-
Имеет ли вода память.
-
Влажность воздуха и самочувствие человека.
-
Физиологический раствор в медицинской практике.
-
БАД. Минералы, необходимые человеку.
-
Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
-
Продукты, старящие организм.
-
Отравление препаратами бытовой химии.
-
«Соляные бунты» в России.
-
Синтетическая бумага- альтернатива целлюлозной.
-
История бумажных денег.
-
История спичек.
-
Реставрация знаменитых картин.
-
Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд- шоу).
-
Поиск химических веществ- препаратов против СПИДа.
-
Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
-
Выращивание растений на питательных растворах.
-
Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
-
История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Литература
-
Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
-
Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас». М.: «Высшая школа», 1992 г.
-
Петрянов И. В. «Самое необычное вещество в мире». М.: «Педагогика», 1985 г.
-
Скурихин И. М., Нечаев А. П. «Все о пищи с точки зрения химика. Справочное издание». М.: «Высшая школа», 1991 г.
-
Степин Б. Д., Аликерова Л. Ю. «Домашняя химия, химия в быту и на каждый день». М.: «РЭТ», 2010 г.
-
Ольгин О. В. «Опыты без взрывов». М.: «Химия», 2011 г.
-
Быстров Г. П. «Технология спичечного производства». М.: «Гослесбумиздат», 1981 г.
-
Розен Б. Л. «Чудесный мир бумаги». М.: «Химия», 1991 г.
-
Титова И. М. «Вещества и материалы в руках художника». М.: «Мирос», 1991 г.
-
Сопова А. С. «Химия и лекарственные вещества». М.: «Высшая школа», 1998 г.
-
Дудоров И. Г. «Общая технология силикатов». М.: «Стрйиздат», 1987 г.
-
Владимиров Л. И. «Всеобщая история». М.: «Книга», 1988 г.