ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Ермагамбетова А.С., Комплекс школа - детский сад № 2

г. Приозерск Карагандинской области



Дети, с которыми мы работаем, являются нашим достоянием. Актуальной задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними.

Определимся с терминологией познавательных возможностей учащихся: встречаются понятия «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Способности - это индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одаренность - это выдающиеся способности личности.

Талант - это высокая степень одаренности в какой-либо деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать всего лишь 400. Часто одаренными детьми мы считаем просто очень старательных и ответственных детей, которые не подведут на очередной олимпиаде или НПК. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да еще и по своему предмету очень сложно.

Определение одарённости ребенка - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. К признакам одаренности относятся:

  • Высокие интеллектуальные способности

  • Высокие творческие способности

  • Способность к быстрому усвоению и отличная память

  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям

  • Высокая личностная ответственность

  • Самостоятельность суждений

  • Заинтересованность предметом

Выявлению этих способностей помогает диагностика (IQ, тест Айзенка, наблюдение, беседы).

После выявления одаренного ребенка необходимо создать условия в рамках общеобразовательного учреждения, способствующие оптимальному развитию способностей ребенка. С этой целью учитель отбирает методы, формы и приёмы обучения на уроках, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества. Такая работа предполагает индивидуальные образовательные маршруты. Это тот путь (траектория), которую должен пройти ученик под руководством учителя в

процессе познания определенного предмета.

В урочное время дети получают дополнительные задания (например, на уроках литературы разрабатывают собственные кроссворды, исследуют проблемы, составляют викторины). На завершающей стадии презентуют проделанную работу.

Во внеурочное время ученик развивает свои исследовательские способности в процессе подготовки к научно-практической конференции по предмету. При этом предполагается личная заинтересованность выбранной темой, научный подход, работа с различными видами литературы (художественная, документальная, научная литература, периодическая печать, интернет), выход в социум (социологическое исследование).

Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах по предмету. С целью углубленного изучения предмета на уроках ученик получает дополнительные и опережающие задания, читает дополнительную литературу. Также проводится индивидуальная внеурочная работа с данным учеником в форме консультаций.

Участие в олимпиадах и других предметных конкурсах

Дополнительная и опережающая работа на уроках

Индивидуальный образовательныймаршрут

Научно-исследовательская деятельность



Портфолио



Завершение образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио (портфель личных достижений).

Портфолио уже давно стал одной из альтернативных форм оценивания достижений человека.

Портфолио - это личные достижения человека, собранные им самим (а к достижениям причисляются не только грамоты и дипломы, но и фотографии, и видеоматериалы, лучшие, по мнению автора, его работы, т.е. все, что он сам о себе хочет поведать миру), это и есть лучшая иллюстрация человека, или его автопортрет.

При разработке ученического портфолио рекомендуется ориентироваться на три основных типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов.

Технология работы с портфолио обладает рядом особенностей, которые уже зафиксированы различными авторами:

-фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений учащихся (А.А.Пинский);

-организация отбора образцов учебно-познавательной деятельности, последующий их анализ, оценка уровня обученности учащегося и коррекция процесса обучения (М.Чошанов);

-диагностика изменений за определенный период времени, поддержка учебных целей, поощрение результатов учащихся, представление спектра выполненной работы и фиксация диапазона навыков и умений, обеспечение непрерывности учебного процесса (Т.Г.Новикова);

-демонстрация, непрерывная оценка и самооценка учебных результатов и усилий, приложенных к их достижению (А.В.Косоурихина);

-«запуск» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности (И.Р.Калмыкова) и др.

Идея использования портфолио в системе образования в последние годы получает широкое распространение. Составление портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать всё многообразие достижений конкретного субъекта (учителя, либо ученика), фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Список использованной литературы:

1.А.Савенков Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения. Журнал «Директор школы» №5 1999г.,

2.К.К.Жумадирова Особенности учебно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми. Справочник руководителя образовательного учреждения №3(40) 2010г.,

3.А.И.Семке, А.И.Архипова Организация работы с одаренными детьми в сельской местности. Справочник руководителя образовательного учреждения №3(51) 2011г., С.

4.Послание Президента народу Республики Казахстан от 14.12.2012г.

5. ГОСО РК Казахстан от 22.08.2012 г.

6. myshared.ru









Предлагается проект Кусаиновой Айданы - исследовательская работа по произведению Ч.Айтматова «Плаха»(проблемы нравственного воспитания поколений). В этом году учащаяся заняла второе место в городской олимпиаде по русскому языку.



12

Приложение

Обнажение проблем нравственности в романе

Чингиза Айтматова

«Плаха»


Введение

Имя Чингиза Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но также в СНГ и далеко за ее пределами. Произведения Айтматова переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами. Интерес этот обусловлен актуальностью затрагиваемых писателем проблем, обнажением острых вопросов современности, таких, как потеря исторической памяти, оскудение нравственных ценностей, бесчеловечное, жестокое, бездумное отношение к нашей колыбели - природе. В этом аспекте для изучения особенно интересно зрелое творчество писателя - это роман «Плаха» (1986)

Тема данной работы - «Обнажение проблем нравственности в романе Чингиза Айтматова «Плаха».

Целью исследования является определение актуальности в современном мире проблем, затрагиваемых Чингизом Айтматовым в романе «Плаха».

Задачи нашего исследования можно определить следующим образом:

1. Проанализировать произведения Чингиза Айтматова «Плаха» в аспекте указанной темы;

2. Выявить нравственные и общечеловеческие проблемы, поставленные автором;

3. Проанализировать преемственность образов главных героев романа«Плаха» .

4. Показать актуальность нравственной проблематики в современном мире.

Предметом исследования является нравственная проблематика современной отечественной прозы.

Объект исследования - роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986) .

Методы, используемые для исследования - анализ художественного прозаического произведения, анализ критической литературы по указанной теме.

Гипотеза, выдвинутая нами, заключается в предположении, что обращение к проблемам нравственности, вслед за Айтматовым, позволит современной молодежи по-новому взглянуть на окружающую действительность, переосмыслить свои поступки и их мотивы, а также увидеть коренные проблемы общества, единые как для национальных литератур, так и для мировой литературы в целом.

Нравственная проблематика романа

«Плаха»

В романе «Плаха» писатель затронул довольно актуальные проблемы современного общества: проблему экологии, нравственности, проблему угрозы наркомании. Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон, "гонцы" за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплетаются, образуя общий узел назревших в современном обществе проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас.

Повествование начинается описанием волчьей семьи - Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу. И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен.

Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей. Волки, в нашем представлении, - опасность, но, оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и уничтожить все, - это опять-таки люди. Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.

Дальнейшие действия волчицы становятся предупреждением человеку о том, что рано или поздно все живое воспротивится и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия. Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека - чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в ауле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что "возомнившего о себе и возгордившегося" Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара. Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша,

который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы - человечество и природу. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на "плаху", подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.

Вторая острая тема, раскрытая писателем в романе, - это проблема наркомании, одна из самых острых проблем современного общества. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасного социального явления, которое калечит человеческие души. Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь "гонцов", которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, "еретика - новомысленника", изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о "Боге-современнике". Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу. Авдий всеми силами стремится образумить сотоварищей, спасти погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Всемилостивом, Вездесущем... Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи.

Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи.Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга... "Ты пришла" - таковы были его последние слова, когда он увидел перед собой волчицу с удивительными синими глазами, которая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их объединяло общее страдание - страдание, которое они испытывали от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности.

Но все же самая главная и самая страшная проблема, затрагиваемая в романе «Плаха», как нам кажется - это проблема утерянной нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдною Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить.

Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Хотим отметить,

что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Мы считаем, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому мы совершенно согласны с автором "Плахи": экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Есть в романе и библейская реминисценция, которая освещает намечающуюся тему Авдия, как тему человека особенного, при всей его конкретности, тему человека избранного судьбой за его преданность вечным, истинным идеалам.

Воплощением этого истинного идеала в романе предстает, прежде всего, Иисус Христос, которого страстно проповедует Авдий, призывая людей мерить себя его, христовой мерой. Вся жизнь и мученическая смерть Авдия - реальность правоты Христа, возвестившего свое второе пришествие в стремлении людей к праведности, утверждаемом через страдание.
Вместе с тем, Авдий Каллистратов постоянно возносит свои мольбы к другому богу, которого почитает и любит нисколько не меньше, - волчице Акбаре: "Услышь меня, прекрасная мать-волчица!". Авдий ощущает свою особую избранность в жизни по тому, как пощадила его Акбара, увидев его доброту к ее детенышам. И эта доброта по отношению к маленьким волчатам для героя важна не меньше, чем его принципиальность христианина. Молясь Акбаре, Авдий заклинает ее и своим, человеческим богом, и ее, волчьими богами, не находя в этом ничего кощунственного. К Великой Акбаре - и его предсмертная молитва: "Спаси меня, волчица...". И последнее утешение в жизни - явившаяся на его зов синеглазая волчица.

Заключение. «Плаха» - это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это сильные по своему содержанию произведение способны оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой. Айтматов дает понять, что все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях.

Поэтому прежде всего надо пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Пробуждать нравственную память.

Чингиз Айтматов в каждой своей книге поднимает актуальные общечеловеческие проблемы, такие, как наркомания - «чума XX века», экология человеческой души, ее чистота и нравственность - извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней. Время требует от нас разрешения этих проблем, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он «играет с огнем», сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков...

Разве потеря нравственности для человека не самоубийство? Ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения. Мы в наше время нуждаемся в духовно чистых людях, так как только такие люди могут отвести человека от плахи и избавить мир от зла. Мы считаем, что еще не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать романы Ч.Айтматова. Его романы заставляют задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.




Список использованной литературы:

  1. Айтматов Ч. Плаха. Таллинн, «Ээстираамат», 1990 г.

  2. Воронов В. Чингиз Айтматов: Очерк творчества. М., «Правда», 1986г.

  3. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. М., «Правда», 1989 г.

  4. Гачев Г. О том, как жить и как умирать. // «Литература», 2007 г., № 1

  5. Камаль Ад-дин. Поэтический реализм Чингиза Айтматова. Волгоград, издательский дом «МарТ», 1991 г.

  6. Медриш Д. Фольклорная традиция в творчестве Айтматова. // «Литература и фольклор», 1990 г., № 5.

  7. Мироненко Е. Фольклорно - мифологический контекст художественной прозы Чингиза Айтматова. Ростов-на-Дону, «АСТ», 1996

  8. Наурзбаева А. О средствах выражения национального своеобразия в творчестве Айтматова как двуязычного писателя.// «Вестник московского университета», 1997 г., № 2.



17





© 2010-2022