• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе

Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.

Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе. Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.Доклад на тему: Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника в специальной (коррекционной) школе.



Интерактивные формы обучения как средство развития
личности школьника в специальной (коррекционной) школе.

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземленная- создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Понятно, что

всякое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Разумное сотрудничество учителя и ученика предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную ученику, которая, в конечном итоге ведет к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности. В процессе обучения любому предмету наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение, построенное на «взаимодействии, воздействии».

Современное обучение сегодня- это и активное использование технологии мультимедиа, т.е. использование текста, графики, видео и мультипликации в интерактивном режиме.

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных деловых игр и ситуаций, как одна из форм, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное воздействие. Игровая форма обучения ненавязчиво способствует формированию внутренней и внешней мотивации к учению. Ведь игра- это пространственное творчество, которое работает на будущее, и хорошая форма коллективного познания и взаимодействия. Учитель во время игры занимает скрытую педагогическую позицию, выдвигая учеников - участников игры на первый план главными героями происходящего действия. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, игра перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений.

Законы Республики Казахстан «Об образовании (1999) и «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями» (2002г.) представляют гражданам с ограниченными возможностями все условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации. При этом предусматривается создание оптимальных условий для формирования личности на основе национальных общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Качественно новая национальная система обучения и воспитания подрастающего поколения должна сочетать в себе мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с приоритетом родного языка и культурных ценностей, что обеспечит реализацию этнокультурных запросов, как отдельной личности, так и общества в целом.

Перспективы реформирования существующей системы специального образования связаны с активным внедрением в практику коррекционно педагогической работы опыта народной педагогики, интегрированного с достижениями педагогической мысли. Существенная роль в оптимизации подходов к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии должна быть отведена народной игре.

Проблема использования игр в образовательном процессе находит отражение в многочисленных трудах философов, педагогов и психологов.

И.Г. Пестолоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макеренко и другие высоко ценили педагогический потенциал народных игр, указывали на их развивающие возможности. Разработка теории и практики игры связана с именами известных психологов Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.П. Блонского и др. Теория игры развивалась в трудах Ф.Шиллера, В.Штерна, К.Гросса и др. Ученые подчеркивают роль и значимость игры в развитии ребенка, формировании его личности. Игра предполагает собой идеальное средство в коррекционной работе. В работах исследователей Л.К. Усачевой, С.А. Игнатьевой, Л.Г.Соловьевой, Н.Д. Соколовой показана специфика игровой деятельности детей в норме, с нарушениями речи, интеллекта, слуха и зрения, предприняты попытки разработки научно- методических аспектов применения игры при коррекции психофизических нарушений.

Велики педагогические возможности казахских народных игр. Будучи тесно связными с народным творчеством, бытом, культурой народа, они сосредоточили в себе большой запас обучающих, воспитательных, развивающих возможностей. На необходимость использования казахских народных игр в учебно- воспитательном процессе указывали известные педагоги - просветители. И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, М. Жумабаев, И.Жансугуров, М.Ауэзов, С.Муканов и др.

Ойын - тіршіліктің нышаны, еңбекке бейімделудің белгісі, денешынықтыру мен сергітудің құралы. Қазақ халқы «ойын баласы» деп жас баланың еркін ойнауына мүмкіндік туғызып отырган. Ойынның түрлері өте көп. Әрбір ойынның тәрбиелік мақсаттары болады. Ойындардың түрлерін қауымдасып ойнау, одақтасып ойнау, жеке ойнау деп, ал мазмұнына қарай тұрмыстық ойындар, шынығу ойындары, кәсіптік ойындар, спорттық ойындар деп топтауға болады. Ақ серек- Көк серек, Ақ сүйек, Орамал тастамақ, Арқан тарту, Аударыспақ сияқты қазақтың ұлттық ойындары қайрат жігерді, байқампаздық пен жеңімпаздықты, сезімталдықты арттырады. Тоғызқұмалақ ойыны окушылардың ойлау қабілетін дамытады. Бірінші байлық- денсаулық дейді халық, ал ойын денсаулықты да арттырады.

Қазағыма қайта оралды,

Қазақтың ұлттық ойыны.

Кел ойнайық, көрсетейік,

Қауым болып ел- жұртқа.


Мына оқыған тақпақ жолдары, яғни қазақтын ұлттық ойындарына арналады. Ойын терапиясын пайдаланған кезде , көптеген коррекциялык жэне тэрбиелік мақсаттары орындалады мысалы:

  1. Қазақтын ұлттық ойындарына түсініктеме беру. Бүгінде қолда бардың қадірін түсініп, ұлттық тәрбиенің саналуан жұмбағының сырын ашуға талпындыру, балалардың дене қимылдарын дамыту, ойынның мэнін, мазмұнын түсініп, эдеппен, тәртіппен ойнауға, ойын шартын бұзбауга, ойынның дұрыс ойналуын қадағалау, олардың бойында ұлттық сезімді ойын арқылы оятуға, эрі ұйымшылдыққа тэрбиелеу.

  2. ¥лттық ойынға деген сүйіспеншілігін арттыру, баланы тиянақтылыққа, жылдамдылыққа, адамгершілікке, еңбекқорлыққа жэне ептілікке баулу.

  3. Ойын арқылы балалардың қимыл- қозғалысын дамыту, сұрақ бере отырып, баланың тілін дамыту, баланы анық жэне толық сөйлеуге ұйрету, балалардың ой- өрісін қалыптастыру, білгірлікке жетелеу, халықтың салт- дәстүрін үйрету, тілін дамыту.

Казахские национальные игры не перестают быть предметом внимания исследователей М.Таникеева, Ж.Тулегенова, Т.Бекбатчаева, Т.Куанышева, Е.Сагындыкова, А.Айтпаевой, К.Т.Джанабаева. однако эти исследования не рассматривают вопросы применения народных игр в обучении и воспитании детей и подростков с ограниченными возможностями. Теоретические положения о достаточно высокой эффективности использования игр в образовании не находят должного воплощения в практике роботы специального образования, в Казахстане недостаточно разработана теория народной игры: отсутствуют научные исследования по проблеме

использования казахских народных игр в специальной педагогике, в частности, в работе с умственно отсталыми детьми. Но наши учителя все же стараются применять элементы народных игр.

Изучая труды и опыт ученых необходимо учитывать в работе следующие принципы:

  • Доступность изучаемого материала;

  • Стимулирование деятельности ученика;

  • Яркую наглядность;

  • Осознанность восприятия;

  • Мотивацию к учению.

Не секрет, что чем взрослее становятся ученики, тем сложнее подобрать для них интересную форму общения в создании и разработке урока, проводимых в форме игры. Игры можно классифицировать следующим образом.



Классификация используемых игр (опираясь на Селевко)


Педагогические игры


По области деятельности

Деловые

Интелектуальные

Сюжетно ролевые

По охране педагогичемкого процесса

Обучающие,

Обобщающие

Позновательные,

Развивающие

Творческие

По игровой методике

Сюжетные


Ролевые


Предметные


Делвые


Имитационные



В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках должна преследовать следующие цели и задачи:

  1. Учебно- коррекционная сторона содержания игры выдвигается на первый план, а средства и способы, повышающие эмоциональные отношение учеников к игре, рассматриваются как путь, ведущий к выполнению поставленной цели;

  2. Рациональное сочетание игровых моментов должно давать возможность обязательного участия в них для всех учащихся, независимо от уровня их подготовки;

  3. Игровые ситуации должны активизировать деятельность учеников, делать из восприятие более активным, эмоциональным, творческим;

  4. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах обучения и при изучении разного по содержанию материала должно стать эффективным средством активизации познавательной активности учащихся, положительно влиять на повышение качества ЗУН.

Урок - это управляемый процесс, поэтому необходимо определить систему управленческих действий учителя во время проведения таких уроков. Управленческий цикл учителя, это система деятельности, направленная на развитие мотивации к изучению предмета.





диагностика

Познавательные

Способности уч-ся

Виды внимания, памяти

Избирательность получения информации

Поле проблем изучения предмета и поиск путей и методов преподавания

предмета.

  • роблем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.




Контроль деятельности учителя и учащихся (процесса и результатов),

изучение соответствия результатов деятельности существующим программам и Стандартам.

Определение системы деятельности учителя и учащихся по изучению

предмета с элементами обучающих и дидактических игр.

Контрольно-коррекционная деятельность

Рефлексия результатов.

  • роблем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.



Система поощрения и создание ситуации успеха.

  • роблем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.





Создание условий для вовлечения учащихся в познавательную игровую деятельность.

  • роблем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.



Система форм и методов обучения на

основе субъект - субъектных отношений

  • лем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.





Система целей, направленных на

доступность освоения предмета через обучающие игры.

  • роблем изучения предмета и

% поиск путей и методов преподавания

предмета.





Стимулирование познавательной

деятельности учащихся средствами обучающих игр на уроке.

Разработка дидактического

обеспечения процесса обучения (раздаточный, иллюстративный материал дидактических игр).

Обучение с увлечением

мотивация

организация

планирование

целеполаганием









Весь педагогический коллектив нашей Специальной (коррекционной) школы- интернат №7 учителя и воспитатели знают о том важном значении одной из интерактивных форм обучения, как обучающая, дидактическая, развивающая, сюжетно- ролевая игра.

Особенно эффективно эта форма работы применяется опытными, творческими работающими учителями как Оспановой З.С, Абиыровой Ш.Е., Танабаевой А.С., Гура Т.В., Хусайновой А.С.

Данные учителя, согласно концепции развития в деятельности Л.С. Выготского и его школы ориентируют обучение воспитание детей на актуальное развитие (начальный уровень развития, то, чего ребенок может достигнуть самостоятельно) и на зону ближайшего развития (то, чего ребенок может достигнуть в совместной деятельности с детьми и взрослыми т.е. завтрашний день ребенка).

Феномен зоны ближайшего развития, обоснованный Л.С. Выготским, предполагает опережающее обучение, когда обучение и ведет за собой развитие, учитывая сенситивные периоды развития ребенка, ориентируя на возрастные психологические новообразования.

Педагоги успешно решают задачу формирования у детей позитивного игрового опыта эмоционального взаимодействия для самовыражения личностного «я» и положительной учебной мотивации.

Учителя начальных классов Бобко Т.В., Ермекова Ж.Т. в своей работе, используют игры, развивают мотивационную деятельность, направленную на повышение творчески- поисковой активности учащихся, что стимулирует праявление у них индивидуальность качеств, использование интеллектуальных способностей, развитие сообразительности, самостоятельности и т.д., следовательно, создаются благоприятные условия для максимального усвоения базовых знаний в процессе подготовки к основной школе.

Учителя начальных классов Мынбаева М.Б, Курбанова Р.Т., Туспаева З.Б успешно проводят игры, развивающие навыки общения и нравственно-волевые качества, которые помогают ребенку усваивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, устанавливать эмоциональный контакт, приобрести социальный опыт взаимодействия с окружающими в условиях подготовки к основной ступени школы.

Учителя нулевых классов Ниязова Р.А., Алдабергенова Ж.К.в контексте реализации задач пропедевтического этапа обучения проводят разнообразно курс игровой терапии, основой которых является развивающие игры, развивающие игрушки и игровые задания. Пока ребенок не овладел в совершенстве вербальными средствами общения, игра и игровой материал способствуют установлению эмоционального контакта со взрослыми, приобретению необходимого опыта в развитии учебных навыков.

Игровая терапия - это лечение игрой, которая удовлетворяет многие потребности детей, помогает подготовится к усвоению предполагаемых знаний.

Так как речевая деятельность - это говорение, слушание, чтение и письмо, то при обучении речи учителя русского и казахского языка Жангозина Ж.Т., Канлыбава Г.Т., Амирова М.А., Утеушева Ж.И., Исабаева Ш.А. ставят следующие задачи:

  • Учить умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

  • Учить умению говорить (передавать информацию устно);

  • Учить умению читать (понимать написанное);

  • Учить умению писать (передавать информацию письменно);

  • Учить конкректному общению как обмену репликами, т.е. учить диалогу.

Учителя естественно- математического цикла Махамбетова Г.Б., Миронова Л.С., Надырбаева Г.Д., Нурлыбаева А.А. в своей работе большое внимание уделяют играм, развивающим мышление, память, внимание м и элементы воображения;

  • Переход от восприятия к мышлению;

  • Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления.

  • Развитие наглядно- действенного мышления с использование вспомогательных средств или орудий, имеющих: фиксированное значение; находящих в поле зрения найти в окружающей обстановке; с учетом свойств предметов.

Эти развивающие игры помогут целенаправленной и дифференцированной подготовке детей к дальнейшей жизни.

Учителя коррекционного цикла музыки и физической культуры Уразалиева М.А., Аширбаева Ш.М., Буфенова С.Т., Тугарина В.М., Усенбаев Т.Е. учитывая особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта успешно используют игры, развивающие зрительно-двигательную коррекцию, развивают память, внимание, что является важным условиям учебного процесса, игры, развивающие слуховое восприятие, а именно: развитие неречевого слуха; развитие речевого слуха; тактильно-двигательное восприятие. Также учителя проводят игры, направленные на ориентировку в пространстве, на ориентировку в помещении.

На уроках трудового обучения учителями Тура Т.Н., Арянова А.Н., Солтанович Л.А., Молжигитова Б.Т., и Рахимбердиевым А.Р. наиболее успешно проводятся игры, развивающие мелкую моторику и двигательную координацию рук, направленные на развитие внимание, на развитие движения пальцев, развитие движений кистей рук.


Основные факторы от которых
зависит уровень внимания


Составляющие устойчивого внимания (интерес к обучению, восприятие программного материала, дисциплинированность) существенно понижаются или повышаются у воспитанников в различное время года (осень, зима, весна) и на протяжении учебных четвертей. Соответственно для поддержания устойчивого внимания на уроке со стороны учителя, выполнение учебных целей и задач обучения и воспитания предпринимаются адекватные усилия.

Были выделены три основных факторов, от которых зависит уровень внимания воспитанников:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

  1. Начало 1 четверти - интерес, связанный с приходом в обновленную школу, переходом на более высокую ступень обучения (желание нового, встреча с товарищами, учителями, школой);

  2. Середина 1 четверти - снижение интереса (все по-старому, как обычно)

  3. Конец 1 четверти - привыкание, последующее повышение интереса вследствие целенаправленной работы всего педагогического коллектива;

  4. 2-3 четверть - устойчивое внимание, восприятие (желание внимания, забота со стороны учителя, школы). Непродолжительные срывы в микрогруппах, отдельных воспитанников, связанные с каникулами и личными моментами;

  5. 4 четверть - психологическая усталость, сниженное восприятие учебного процесса, обострение психических расстройств.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

  1. 1 четверть - неусидчивость, энергичность летних каникул, подвижность, энергетизм лета;

  2. 2-3 четверть - снижение уличной активности, сокращение светового дня. Повышение внутри классной, школьной активности, желание тепла уюта;

  3. 4 четверть- физиологическая усталость, недостаток витаминов, нарастание утомляемости (желание быть на природе, солнце, отрицание помещения).

КЛИМАТИЧЕСКИЙ

  1. 1 четверть - продолжение лета, тепло, урожай, обилие пищи, возможность мимолетного заработка, активизация рынков (другие интересы).

  2. 2-3 четверть - наступление холодов, выпадение снега, морозы (стремление в школу, устойчивое внимание);

  3. 4 четверть - таяние снега, потепление, наступление весны, начало лете (другие интересы).


© 2010-2022