- Преподавателю
- Другое
- Организация проектной и исследовательской деятельности на уровне основного общего образования
Организация проектной и исследовательской деятельности на уровне основного общего образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нечаева М.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация проектной и исследовательской деятельности на уровне основного общего образования
Человек обучается и воспитывается всю жизнь. Это для него биологическая и социальная необходимость, ибо только так мы можем выживать и ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Даже на уровне биологического существования процветающими оказываются те виды, которые быстрее и успешнее перестраиваются под изменения окружающей среды. Это называется естественным отбором.
Конечно, человеческое общество существует по другим законам, но необходимость идти в ногу со временем пока никто не отменял. С другой стороны, наше развитие всегда требует большего, чем элементарное приспособление, ведь главное предназначение человека - реализовать заложенные в нем самой Природой созидательные способности. А для этого он должен быть воспитан гармоничной, высоконравственной, творческой личностью. И конечно, личностью деятельной (Нинбург, 2006).
Согласно приказу Министерства образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий обучающимися и расширение возможностей ориентации в различных предметных областях достигаются с помощью формирования основ культуры проектной деятельности и презентации обучающимися результатов исследования. В 5-8 классах преимущество имеет непосредственно проектная деятельность, тогда как в 9 классе осуществляется выход на более высокий уровень - исследовательскую деятельность.
На уровне основного общего образования проектная и исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию со стороны обучающихся, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научной направленности и личностными достижениями в данном виде деятельности.
Для эффективной организации работы над проектом педагогу необходимо составить примерную технологическую карту, которая может использоваться при работе с учащимися на уровне основного общего образования. При этом следует учитывать следующие основные этапы работы над проектом:
Этапы
Методические комментарии
Подготовительный этап
Выбор темы
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо при помощи педагога). Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражая существенные стороны проекта, и должна быть уточнена после завершения всей работы.
Актуальность
Актуальность порождается противоречием между необходимостью в результатах данного проекта и их отсутствием.
Цели и задачи проекта
Цель формулируется как представление о результате деятельности, который автор хотел бы получить в конечном итоге. Задачи - это промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта.
Методика
Для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается содержание и порядок действий автора. Определяются источники получения информации на каждом этапе работы: что известно по содержанию данной проблемы, каких знаний недостает, где и каким образом можно приобрести недостающие знания.
Формы и определение срока
Обоснование выбора формы представления конечного результата, корректировка сроков в процессе подготовки проекта
Практический этап
Выполнение задач проекта
Обучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи педагога) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации, согласно разработанной методике и программе).
Подготовка презентации
Важно в отведенное на представление результата ограниченное время кратко отразить общие сведения о проекте (тему, актуальность, практическую значимость, цель, задачи и их достижение), общий результат работы и выводы.
Представление результатов
Презентация проекта
Публичная защита проекта.
Рефлексия
Автор проекта должен ответить себе на вопросы: осуществлен ли замысел (достигнута ли цель), что способствовало / препятствовало достижению цели, как избежать выявленных проблем в дальнейшем.
Применение результатов работы
Определение совместно с педагогом дальнейших возможных путей использования результатов проекта / исследования.
На уровне основного общего образования при работе над проектом ключевой фигурой остается учитель. Однако из носителя знаний и информации учитель становится организатором деятельности, консультантом по решению поставленной перед учащимися задачи. Учитель вдохновляет и мотивирует учащихся заниматься проектной деятельностью. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем. Это самая трудная проблема, которую, тем не менее, необходимо решить, если учитель решил заняться вовлечением учащихся в проектную деятельность (Савенков, 2008).
Оценивание проекта или результатов исследования следует проводить на основании следующих критериев:
1. Постановка цели проекта (max. 3 балла)
2. Самостоятельность в постановке проблемы и определении путей ее решения (max. 3 балла)
3. Планирование путей достижения целей проекта (max. 3 балла)
4. Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета (max. 4 балла)
5. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (max. 7 баллов)
6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (max. 3 балла)
7. Соответствие требованиям оформления письменной части (max. 9 баллов)
8. Качество проведенной презентации (max. 11 баллов)
9. Качество презентации (max. 7 баллов)
10. Качество проектного продукта (max. 7 баллов)
Технические баллы, выбранные по всем критериям, складываются, переводятся в проценты и по таблице приравниваются к определенной отметке. Максимально возможное количество технических баллов, или 100% успешности работы, различно для разных классов:
- для 5-6 классов 100% - 57 баллов;
- для 7-8 классов 100% - 58 баллов;
- для 9 классов 100% - 61 балл (Сергеева, 2006).
Исследовательское поведение, как и творчество, не ограничиваются одной профессиональной областью, и то и другое необходимо в разных сферах деятельности и в повседневной жизни. Это один из путей достижения успешности через деятельность.
Но далеко не все учащиеся стремятся к такому виду деятельности, так как исследовать - это сделать шаг в неизведанное, а у людей с низким творческим потенциалом ситуации с высокой степенью неопределенности (проблемные ситуации) обычно вызывают дискомфорт. Поэтому далеко не все исследования, можно считать удачными.
Основным результатом проделанной работы считаю не столько создаваемые учащимися проекты (проект может и не заслужить высокой оценки), сколько развитие познавательных потребностей и способностей учащихся.
Таким образом, в ходе проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на уровне основного общего образования формируются ключевые компетенции: проектная компетенция и исследовательская компетенция, позволяющие учащимся самостоятельно формулировать тему, обосновывать цель проекта, определять методы исследования, анализировать материал, делать выводы, а также представлять результаты своего исследования.
А если работа еще и получает признание, то это служит дополнительным стимулом к продолжению исследовательской деятельности учащимся.
ЛИТЕРАТУРА
-
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации.,
М.: 2006. 28 с.
-
Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-
№ 93.
-
Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания
результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.П. Сергеевой.
- М.: АПКиППРО, 2006. 116 с.
3