• Преподавателю
  • Другое
  • ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

     История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя: - загрязнение биосферы; -изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты; - изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.      Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

детский дом «Хуры тын»




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»










выполнила:

воспитатель - Арчегова А.М.








г.Владикавказ 2015

Содержание

Введение

Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности

Глава II.Сущность экологического воспитания

2.1.Основы формирования экологической культуры учащихся
2.2. Программа экологического воспитания

2.3.Многообразие экологического воспитания

Литература





Введение.

«О, Светло светлая и красно украшенная

земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озерами многими дивишь ты,

реками и источниками место чтимыми

городами великими, селами дивными…

всего ты исполнена, земля Русская!»

« Слово о погибели Русской земли»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:

- загрязнение биосферы;

-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;

- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о низ только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, и в мире является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе. Экологическая ситуация в Северной Осетии в первую очередь определяется сильным загрязнением земель и водных объектов, нарушенных в результате добычи и переработке полезных ископаемых, а также от деятельности спиртопроизводящих предприятий. Особую «лепту» в загрязнение окружающей среды вносят автопарк и предприятия металлургической промышленности ("Электроцинк" и «Победит»), построенные в послевоенное время и оказавшиеся сегодня практически в жилом секторе города Владикавказа.

Вызывает самую серьезную тревогу экологическое состояние источников водоснабжения Владикавказа, поэтому научно-технический совет нашего общества во главе с кандидатом геолого-минералогических наук В. Цогоевым в настоящее время изучает эту проблему.

Выбранную мною тему доклада «Экологическое воспитание детей» считаю актуальной в современных условиях развития общества, потому что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.

Сегодня экологическое образование и воспитание - два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у воспитанников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.

Я уверена, что наши воспитанники, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.




Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.

С начала 70-х годов прошлого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стали оформляться новая наука - экология и экологическая культура. В нашей стране в периодической печати, журналах стали появляться научные статьи, посвященные глобальным экологическим проблемам, которые имели вес и широко обсуждались в обществе. Сегодня интерес к данным проблемам как к чему-то совершенно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.

Во-первых, на это повлияла информация о надвигающихся опасностях, которая неизменно повторялась на протяжении многих десятилетий, и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.

В-третьих, основные формы и методы исследований экологических проблем были разработаны к середине 70-х годов. Они совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.

В-четвертых, для того, чтобы эффективно решать глобальные проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук, что усложнило взаимодействие, как самих наук, так и специалистов, их представляющих.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем сегодня все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием.

А между тем, во всем мире отмечено истощение подземных вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за уничтожения лесных массивов, возникла серьезная проблема загрязнения поверхностных и подземных вод. В нашей стране районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Ухудшилось качество воды в Волге, Днепре, Доне. Ухудшается состояние вод из-за стоков близлежащих предприятий в закрытых водоемах (постепенно гибнет жемчужина наших озер - озеро Байкал).

Загрязняются моря. В Каспии загрязнение превышает норму в 10

раз, в Балтийском - в 5 раз, в Черном - в 25 раз.

Промышленность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате при соприкосновении с парами воды образуются кислотные дожди и кислотные туманы, последние более опасны. Они уничтожают все живое в водоемах, оказывают вредное влияние на людей, животных, растительность, приводят к усыханию лесов. Ежегодно в стране усыхает более 600 тысяч га леса. Наш лес значительно пострадал и от планов по лесозаготовкам. В центральной России уничтожены хвойные леса, в западных регионах исчерпан резерв промышленных лесов. Это вызывает кардинальные изменения климата, воздушного и водного режима, состояния почв. Исчезают наиболее уязвимые виды животных и растений, те которые не могут приспособиться к изменяющимся условиям биосферы.

Состояние почвенного покрова Земли также вызывает серьезную тревогу. Если политика обработки почв не изменится, то мы безвозвратно потеряем 1/3 имеющихся сегодня земель. В нашей стране 22% всех почв подвержены эрозии.

Быстрый рост населения Земного шара, урбанизация, увеличивающаяся миграция происходит в условиях все большего загрязнения биосферы. В результате возникает сложная проблема сохранения здоровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в худшую сторону. Значительная доля химикатов попадает в организм человека.

Возможности приспособляемости организма к окружающей среде не беспредельны. Ученые считают, что они уже исчерпаны. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый, необычный характер. Возрастает количество хронических болезней, что служит накоплению нарушений в генофонде человечества. На сегодня снижение смертности и рост продолжительности жизни достигнуты не путем увеличения жизнестойкости организма, а широким использованием средств внешней защиты. Растет зависимость человека от медицинской помощи.

В чем же причина создавшейся бедственной экологической ситуации?

Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации. Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины.

А между тем, чтобы сохранить человечество, растительный и животный мир, окружающую среду для потомков, обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием, формируя личность на базе нового мышления.



Глава II. Сущность экологического воспитания.

2.1. Основы формирования экологической культуры учащихся.

Экология - наука будущего, и, возможно,

само существование человека на

планете будет зависеть от ее прогресса.

Ф.Дре

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей…

И конечно, она немыслима без экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть нравственного воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода - морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1.Принцип природосообразности - изучение задатков, способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка.

2.Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.

Итак, экологическая культура - это социально необходимое нравственное качество личности. Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности являются:

- знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

Я знакомлю ребят с особенностями природы родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть оправданным и целесообразным, включать:

  1. соблюдение параметров более высокого порядка - эмоциональность, рациональность в отношении к природе;

  2. обобщение или избирательность;

  3. сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете.

Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

Экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная подготовка, являющаяся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

2.2. Программа экологического воспитания

На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

«В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Главная цель экологического воспитания школьников - формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:

1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.

За последние пять лет было высоченно 35 тысяч деревьев, более 280 тысяч кустарников, около 6,5 тысячи кустарников хвойных пород, 11,5 тысячи кустов роз, 160 тысяч квадратных метров газонов. И можно сказать, что Владикавказ постепенно становится самым зеленым (а значит, и здоровым!) городом юга России, отбирая пальму первенства у Ростова.

2.3. Многообразие экологического воспитания

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность, и решать их - задача современной школы.

Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

Немалую роль в этом играет этнопедагогика, т.е. народная педагогика, которая способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного подрастающему поколению.

Этнопедагогику можно в целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов- профессионалов.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих способностей.

Так, она оказывается:

- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

-объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

-реальным пространством, где протекает деятельность;

-окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях;

-объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее в образе в самодеятельном искусстве.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений воспитанников к действительности, детский дом организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. Не думаю, что после такой красоты, переданной нам потомками, подростку захочется уничтожить дерево, бросить бутылку в родник.

От воспитателя во многом зависит планирование и организация общественно -полезных действий детей, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные делами. Уход за клумбами, очищать территорию детского дома от мусора, опавшей листвы, побелка деревьев и содержание в чистоте территории.

Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранительная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики.

Наблюдая за ребятами в различных природных условиях, я заметила, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности ребенка. Девочки эмоциональней воспринимают ландшафт, мальчики выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.

Особую роль во взаимодействии ребят с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого - форма, третьего - орудия труда. При поездки детей за город, я обратила внимание, что часть детей охотно интересуется жизнью природы, другая - возможностью развлечься. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы ребят, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.

Я считаю, что сформировать у воспитанников бережное отношение к природе может тот педагог, которого увлекает благородная задача охраны среды, если он испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму развития окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир ребят, воспитатель закаляет детей физически, формирует их волю и характер, воспитывает коллективизм и патриотизм будущих хозяев родной земли. Чем бережнее относится к природе сам педагог, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют педагоги разных специальностей, воспитывая отношение ребят к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:

  1. объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;

  2. дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников;

  3. усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.

Пример педагога активно влияет на сознание и поведение детей, на их отношение к природе и друг к другу.

Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование педагогов по вопросам окружающей среды:

-организации выставок находок и поделок из природных материалов;

-режима игр и отдыха среди природы;

- ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности;

- ухода за природой;






Заключение

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно -пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно - воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.




Литература

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. -

Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

4. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.

5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. - Улан -

Удэ, 1990. - 29с.

6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / -Н.

И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. - М.: Просвещение,

1983. - 303с

7. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1998г.- Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.

8. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 199

9. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г.

10. Вопросы экологического образования и воспитания в учебно-ввоспитательных учреждениях Московской области / сборник документов с кконференции/- 2005г.

111. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. учебное пособие по экологии.-22000г.

112. Экология и развитие личности/ Сборник документов с конференции/. -1Ступино 2003г.

113. Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум

школьника - издательство «Учебная литература», 2005г.





© 2010-2022