• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: «Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

Статья: «Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

  Статья: «Внедрение интеграции в учебно – воспитательный  процесс через предмет «Самопознание»   Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная.                                                                                                                          Ш.А.Амонашвили   Сегодня, как и во все века и времена люди высоко ценят  духовно - нравственную воспитанность. Сейчас, ког...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Блаженец

Татьяна Ивановна

Заместитель директора

по воспитательной работе,

учитель самопознания

КГУ Подольская СШ

СКО,Тайыншинский район

с.Подольское



«Внедрение интеграции в учебно - воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя - самая благородная, самая трудная и самая важная.

Ш.А.Амонашвили

Сегодня, как и во все века и времена люди высоко ценят духовно - нравственную воспитанность. Сейчас, когда в современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о её молодёжи.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера нравственного пространства, в котором проживают дети. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.

Автор проекта нравственно- духовного образования «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы, писала: «На рубеже веков мы почему то вдруг решили, что главная цель воспитания - научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по - английски. И вот он уже готов - человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем- то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя - должен каждый».[1]

Великий педагог Ш.А. Амонашвили о воспитании подрастающего поколения писал так: «Вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одним из ключевых, стоящих перед учебными заведениями, родителями, обществом в целом. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, нетерпимости к отклонению от норм нравственности. И в этом отношении важную роль в школьном образовании играют предметы гуманитарного цикла».[2]

С 1 сентября 2013 г. осуществляется многогранная научно-методическая работа по интеграции программы «Самопознание» в воспитательную систему организаций образования, где особая роль уделена рассказыванию притч, беседам по осмыслению содержания и ценностей, хорового пения. Учителя на уроках Самопознания рассказывают о нормах поведения в семье, обществе, в транспорте, общественных местах. Усвоение социальных и этических норм поведения идет успешно в том случае, когда перекликаются действия учителей и родителей.

Мировоззренческие основы интеграции нравственно - духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов состоят в целостном понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.

Процесс интеграции (от лат.integratio -соединение, восстановление)представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.[3] Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогике.

Основная цель интеграции: создание условий для формирования социально-ценностных, нравственно-психологических, социально-психологических, личностных, психофизических компетентностей при помощи целесообразного взаимодействия различных предметов школьной программы.

Интеграция нравственно - духовного образования «Самопознание» в учебно -воспитательный процесс - это прежде всего, выявление нравственно - духовной сущности учащихся. Вечные ценности, такие как любовь, праведное поведение, истина, ненасилие, здоровье, семья, внутренний покой должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

В процессе интеграции предмета «Самопознание» и других учебных предметов в школе, следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип общечеловеческих ценностей.

  2. Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения.

  3. Принцип единства.

  4. Принцип вдохновленного научно - исследовательского творчества учащихся.

  5. Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу.

  6. Принцип позитивности.

  7. Принцип культуросообразности.

  8. Принцип природосообразности.

Конечно, интеграция самопознания с другими предметами вызывает затруднения у учителей - предметников. Но в ходе развития современной науки приводит человечество к пониманию существования тесной взаимосвязи между устройством внешнего мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. Интеграция напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему - то новому, стремиться совершенствоваться и познавать свою истинную природу - вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и предмета «Самопознание».

Все чаще и чаще, мы взрослые задаем себе вопрос: - Почему наши дети не хотят учиться? Но в тоже время мы знаем, что дети с рождения любопытные, они хотят узнавать, что - то новое, стремятся исследовать этот мир. Ответ очень прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. А какие знания - живые, а какие мертвые, помог нам в этом разобраться выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики Ш.А.Амоношвили.

«Что есть мертвые знания?

Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются.

В общем, мертвые знания - это те знания,которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

Живые знания составляют Культуру Образования.

Живые знания - те знания, которые:

- одухотворяют человека;

- влекут к горизонтам науки;

-способствуют творить новую жизнь;

- воодушевляют мысль на новые поиски;

- несут просветление и эволюцию.

Живые знания - крылья, мертвые знания- гири на ногах.

Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мертвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. И именно на этом отрезке жизни, а не потом когда - либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».[4]

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. Когда мне предложили вести этот предмет, я сначала немного побаивалась «А смогу ли я»? Нас отправили на курсы повышения квалификации. Уже тогда я влюбилась в этот предмет, хотя некоторые относились к нему с недоверием. Но время не стоит на месте. В 2013 году, в программу «Самопознание» внесены изменения.

Когда я узнала, что будут курсы по «Самопознанию», выбор ехать или не ехать перед мной не стоял. Курсы «Самопознания» дали мне возможность по другому взглянуть на многие вещи. Помогли мне обрести физическое, энергетическое и духовное исцеление. Я поверила, что «Самопознание» творит чудеса. Этот предмет имеет высокую педагогическую значимость для определения личности.

На протяжении курсов я пересмотрела многие свои качества. По - другому буду теперь вести свою воспитательную работу. Буду применять элементы самопознания не только на своих уроках, но и на педсоветах, внеклассной работе. Также научу классных руководителей внедрять элементы самопознания на классных часах, чтобы была взаимосвязь между учителем и учениками, помочь им познать себя и мир.

По приезду домой с курсов повышения квалификации, я решила сразу же все свои полученные знания внедрить у себя в школе. Я провела внеклассное мероприятие с элементами самопознания «Путешествие в страну вежливости и добра» в начальных классах. Дети с удовольствием принимали участие в ходе мероприятия.

Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»Статья:«Внедрение интеграции в учебно – воспитательный процесс через предмет «Самопознание»

«Самопознание» является огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла, радости, счастья. Можно еще бесконечно перечислять…Он творит чудеса с нами и нашими детьми.

Я люблю свою профессию, горжусь ею и очень рада тому, что я снова и снова иду в школу…, потому что я нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту…

Литература:

  1. Назарбаева С.А. Этика жизни - Алматы, 2001.

  2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.

  3. Энциклопедический словарь.- М.,1995.- С.233

  4. Амонашвили Ш.А.Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.2 Как любить детей.- М.: Амрита- Русь, 2012.







© 2010-2022