• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации»

Доклад на тему: Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации»

В данном докладе говорится об особенностях реабилитации детей после кохлеарной имплантации. В работе представлены примеры упражнений и заданий, которые помогут при работе с детьми. Программа артикуляторного тренинга с использованием зрительного подкрепления (автоматизация произношения). Цель программы – развитие навыков программирования, воспроизведения и контроля последовательных артикуляторных движений (автоматизация звукопроизношения) с использованием зрительного подкрепления (написание с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации.

Методические подходы и организация реабилитации.

По состоянию развития понимания речи и устной речи всех ранооглохших пользователей с КИ можно разделить на подгруппы:

  1. Дети (взрослые), не использующие устную речь для общения. К ним относятся дети раннего и дошкольного возраста, а также часть детей старшего возраста и взрослых, у которых единственное средство общения - жестовая и дактильная речь.

  2. Дети (взрослые) с функциональной речью. Входят дети старшего дошкольного и школьного возраста, которые очень ограниченно понимают речь путем чтения с губ или зрительно-слуховым способом с помощью слухового аппарата прежде всего из-за несформированности системы родного языка. Это наиболее многочисленная подгруппа ранооглохших детей имплантируемых в старшем дошкольном и школьном возрасте.

  3. Подростки (взрослые) с развернутой речью.

Основные особенности реабилитации детей (взрослых) после кохлеарной имплантации:

  1. У глухого ребенка, по существу, одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры не умеют анализировать звуки. Главной целью реабилитации в первые 6 - 12 месяцев использования КИ является РСВ и слухового контроля собственной речи. При реабилитации таких пациентов наиболее эффективными являются подходы, ориентированные на активное вовлечение родителей и близких в этот процесс.

  2. (серьезная проблема) организация послеоперационной реабилитации детей с КИ. С одной стороны, для эффективного развития слуха и речи с КИ ребенок должен постоянно находиться в среде говорящих людей. Благодаря этому он имеет возможность слышать речь и запоминать слова. С ним общаются речью, что стимулирует его использовать речь для общения. С другой стороны, ребенок нуждается в систематической интенсивной сурдопедагогической поддержке, потому что при имплантации в позднем возрасте возможность спонтанного развития языка значительно меньше, чем у детей раннего возраста.

Если родители живут далеко от специальной школы, которую посещает ребенок, и он остается там на неделю, то очень важно, чтобы во внеурочное время воспитатели следили, чтобы ребенок всегда носил КИ и он работал. Они должны как можно больше общаться с ребенком, используя устную речь и помогать ему использовать устную речь для общения.

Особенности слухоречевой реабилитации ранооглохших школьников и взрослых с низким уровнем языкового развития:

  1. Даже если пациент носил слуховой аппарат с раннего возраста, СА не позволял ему достаточно хорошо слышать звуки и у него не сформированы процессы анализа тонких различий в звуковых сигналах. К тому же многие слуховые образы окружающих звуков и слов в его памяти отсутствуют или нечеткие, потому что со СА он их слышал плохо.

  2. Пациенты не привыкли пользоваться своим слухом, предпочитая в основном опираться на зрение как на наиболее надежный источник информации. Поэтому важно научить больше опираться на слух по мере его развития.

  3. Развитие слухового восприятия речи с КИ проводится параллельно с развитием понимания значения слов, умения произносить и использовать эти слова в реальной жизни. Конечной целью реабилитации является не умение слышать, а умение понимать речь и говорить.

  4. Необходимо использовать речевой материал (слова, фразы), знакомый пациенту. Прежде всего эти слова и фраз, которые он слышит и использует при общение с окружающими в течение дня, а также слова, которые интересны и важны для самого ребенка.

  5. С самого начала использования КИ у этих пациентов надо развивать фонематический слух. Умение различать и узнавать при закрытом выборе в слогах и в словах разные звуки речи (гласные, согласные).

  6. У этих пациентов не сформированы слухоартикуляторные координации - умение контролировать свою речь с помощью слуха. Их развитие вместе с развитием фонематического слуха является основой для развития и коррекции у пациентов устной речи.

  7. У пациентов, имплантированных в старшем возрасте всегда имеются стойкие проблемы слухоречевой памяти - оперативной, кратковременной и долговременной. Эти проблемы выражены у пациентов, которые не носили постоянно СА или начали его использовать в возрасте после 3 лет.

  8. В процессе коррекционной работы с ранооглохшими школьниками/взрослыми с врожденной глухотой надо иметь в виду, что у них меньше возможности развития слухового анализа. Педагог должен постоянно оценивать, какие звуковые/речевые сигналы пациент слышит, между какими сигналами он воспринимает различия, какие признаки речевых сигналов он может узнавать на данном этапе реабилитации.

  9. При развитии языковой системы, способности понимать речь окружающих и устную речь следует опираться на слухозрительное восприятие чтения. Это уменьшит трудности, связанные с плохой слухоречевой памятью, недостаточным развитием слухоречевого анализа у этих детей.

Цели слухоречевой реабилитации ранооглохшего ребенка старшего возраста/взрослого без слухового опыта и не использовавшего речь для общения.

  1. Сформировать у ребенка/взрослого потребность постоянно использовать КИ

  2. Сформировать у ребенка/взрослого основные процессы слухового и слухоречевого анализа. Умение обнаруживать разные, в том числе и тихие, звуки, различать их, оценивать разные характеристики звуков (тихий - громкий, длительность, высоту звучания), запоминать разные звуки и связывать их с определенными предметами и действиями, различать и узнавать различные звуки речи, определять интонационно-ритмическую структуру слов и фраз.

  3. Накопить в памяти ребенка/взрослого слуховые образы окружающих звуков, звуков речи, наиболее часто, используемых в обычной жизни слов и фраз.

  4. Научить ребенка/взрослого узнавать с помощью КИ окружающие звуки, голос человека и использовать эти умения для ориентации в разных условиях.

  5. Научить ребенка/взрослого узнавать слухозрительно и на слух наиболее часто используемые в быту слова и фразы в разных ситуациях общения.

  6. Научить ребенка/взрослого контролировать свою речь с помощью слуха.

  7. Научить общаться с окружающими с помощью простых обиходных фраз.

Начальный этап слухоречевой реабилитации .

Основные задачи:

  1. Обнаруживать и различать разные речевые/неречевые звуки

  2. Выделять разные акустические признаки звуков (тихий - громкий, один - несколько, гласный - согласный)

  3. Запомнить слуховые образы наиболее часто слышимых звуков и слов .

Упражнения

  1. Учим слышать и анализировать окружающие звуки. Привлекаем внимание к стуку в дверь, шуршанию бумаги, кашлю, смеху. При работе над развитием восприятия неречевых звучаний у ранооглохших детей старшего возраста и взрослых всегда предпочтительны бытовые звуки.(

  2. Учим пациента обнаруживать разные звуки - удары барабана, произнесение низкочастотных (па, у, п), среднечастотных (ш и высокочастотных (с) звуков. Оцениваем, какие звуки он слышит и на каком расстоянии, чтобы в дальнейшем использовать звуки, слышащи им на данном этапе, для обучения их различать, анализировать.

  3. Учим пациента анализировать звуки - количество (1-2-3) и длительность (длинный и короткий звуки, начало и конец звука) звучания. Учим различать звуки по громкости ( тихий, громкий, очень громкий).

  4. Стимулируем пациента увеличивать усиление на процессоре КИ, показываем ему, что в этом случае он будет слышать больше звуков.

  5. Учим пациента различать при парном сравнении неречевые звуки, доступные его восприятию. Это могут быть окружающие звуки и голос человека. Начинаем с наиболее конкретных звучаний. Например сравниваем стук в дверь и свисток.

  6. Учим пациента различать при парном сравнении речевые звуки. Это должны быть, прежде всего слова и фразы, которые пациент будет часто слышать в обычной жизни.

  7. Параллельно с РСВ неговорящих пациентов учим произносить ( по образцу) слова, ориентируясь на контур слова. При выполнении этого упражнения мы опираемся на умение пациента читать. При этом после того как он прочитал слово/букву/предложение, мы обязательно просим повторить его по памяти, не глядя на написанное.

  8. По мере того как пациент успешно различает неречевые звуки, звуки речи, слова, фразы при парном сравнении, мы учим его узнавать эти звуки/слова/фразы при выборе из 3 -4 сигналов.

  9. Обучаем родных и близких тому, как учить пациентов слушать и запоминать звуки и речь в домашних условиях во время выполнения обычных дел и целенаправленных занятиях. Родителей просят записать слова и фразы, с которыми они обращаются к пациенту в течение дня. Этот материал используют во время занятий и просят родителей говорить именно эти слова/фразы при общении с пациентом дома. Это помогает пациенту постепенно запомнить их и узнавать в реальной жизни.

Упражнение по классификации картинок с объектом.

Цель: научить пациента узнавать слухозрительно и на слух разные слова, произносить их с опорой на чтение, самостоятельно называть предметы, использовать эти слова при общении. Во время упражнения педагог дает ребенку картинки и просит их назвать, называет сам. Например, педагог дает картинки «свитер», «платье», «брюки», «стул», «диван», «шкаф», а пациент должен положить в соответствующую группу «одежда» и «мебель».

Игра «Эрудит».

Цель игры - развитие восприятия слов на слух, овладение знанием и произнесением новых слов, запоминание слов, развитие семантических связей между словами и процессов извлечения слов из памяти, развитие грамматической системы, фразовой речи и произносительных навыков.

Участники составляют слова из имеющихся у них фишек с буквами.

Развитие восприятия / воспроизведения ритма.

Цель упражнения - развитие у пациента умения различать и воспроизводить ритм речевых сигналов.

Во время упражнения учим ребенка повторить ритм хлопков сначала с опорой на зрение, потом только на слух. По мере того как ребенок справляется с заданием, увеличиваем число хлопков до 3, делаем разные паузы между хлопками.

Интересный день

Цель упражнения - развитие логического мышления, овладение значением слов/фраз, развитие умения узнавать эти слова/фразы слухозрительно и на слух, произносить их и использовать в соответствующих ситуациях.

Очень важно, чтобы картинки/фотографии были представлены в виде последовательной серии. Важный принцип отбора материала: отбираются только те темы/события, которые интересны ребенку и о которых он хочет говорить. Картинки/фотографии нужно подписать предложениями.

Рассказ по серии картинок.

Рассказы являются существенным элементом обучения ребенка использовать речь для общения. Любимого героя можно использовать во время занятия.

Игры по инструкции.

Цель: развитие коммуникативных навыков, узнавания слов и фраз с КИ, понимания речи, развитие диалоговой речи.

Можно рисовать картинки , описываемые устно другими, раскрашивать картинки и создавать модели по устной инструкции.

РСВ с помощью музыкальных сигналов.

Цель упражнения - научить ребенка определять начало / конец звука, определять ритм музыки, громкость, имитировать движениями ритм, напевать, развивать голосовой контроль и слухомоторные координации.

Используя магнитофонные записи, компьютер, музыкальные инструменты можно учить пациента двигаться, когда музыка звучит, и останавливаться, когда музыка выключается.

Развитие языковой системы ( системы родного языка)

Основной принцип.

При развитии языковой системы мы опираемся на навыки, которые уже сформированы у ребенка, - чтение, навык чтения с губ, позднее слухозрительное восприятие речи, поскольку возможности развития восприятия речи на слух у пациентов этой группы ограничены.

Овладение родным языком ребенком с КИ очень сходно с процессом овладения иностранным языком человеком с нормальным слухом в зрелом возрасте. Возможности овладения языком при этом ограничены и очень зависят от речевой среды - возможности человека слышать и использовать язык/речь для общения. Поэтому ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям и близким ребенка. И задача сурдопедагога научить их помогать ребенку узнавать новые слова и общаться с помощью речи. Важно только, чтобы ребенок, прочитав предложение, потом обязательно повторил его без этой подсказки.

Стр 507

Упражнения по развитию речевого дыхания.

Цель - развить у пациентов контроль за дыханием и сформировать характеристики дыхания, важные для речи.

  1. Учим плавно и долго дуть на висящую нить, горящую свечку, вату.

  2. Лежа, сидя, стоя, при ходьбе: правая рука на животе, а грудь и плечи расслабленны на выдохе протянуть звук с ф ш

  3. Вдох через нос - выдох через рот.

  4. Закинуть голову, вдох носом, уронить голову, ровный слабый выдох со звуком с ф ш или х (дышать животом)

  5. Руки в стороны, вдох, уронить руки вниз, медленный выдох с усилением в конце со звуком с.

  6. Стоя ноги на ширине плеч, обхватить грудь руками - выдох через широко открытый рот

  7. Развести руки в стороны - вдох носом, обхватить грудь руками, выдох через широко открытый рот.

  8. Приседая, руки вперед или в стороны, спина прямая, вдох носом. Возвращаясь в исходное положение - выдох через широко открытый рот.

  9. Вдох, приседая - выдох.

Упражнения по развитию силы и контроля голоса.

  1. Произносим как можно дольше - а_______. При этом пациент ведет пальцем по линии на листе бумаги/по столу во время произнесения. Со всеми гласными.

  2. Произносим на одном выдохе длительную последовательность слога - па -па - па. Легкие похлопывания в ладоши и по столу помогают ребенку это делать. Вначале по 3 слога, постепенно увеличиваем до 7 слогов.

  3. Произносим по очереди короткие и долгие гласные - а____а__а____. Усложнив это задание на следующем этапе можно, предложив пациенту произносить длинные и короткие гласные не по очереди, а в случайном порядке.

  4. По мере развития у ребенка/взрослого умения произносить долгий гласный и последовательность слогов, учим его долго произносить эти звуки голосом разной громкости, а также меняя громкость и высоту голоса в момент произнесения звука - поем эти звуки.

  5. Более сложное задание - произносить по очереди 2 разных гласных одинаковой и разной длительности. В этом случаи ребенок учится регулировать дыхание и переключать артикуляционные движения.

  6. По мере развития у пациента речи произносим на одном выдохе несколько раз одно слово, несколько слов и фраз.



© 2010-2022