- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации»
Доклад на тему: Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Уткина Д.А. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Слухоречевая реабилитация ранооглохших школьников и взрослых с ограниченным слуховым опытом и низким уровнем языкового развития после кохлеарной имплантации.
Методические подходы и организация реабилитации.
По состоянию развития понимания речи и устной речи всех ранооглохших пользователей с КИ можно разделить на подгруппы:
-
Дети (взрослые), не использующие устную речь для общения. К ним относятся дети раннего и дошкольного возраста, а также часть детей старшего возраста и взрослых, у которых единственное средство общения - жестовая и дактильная речь.
-
Дети (взрослые) с функциональной речью. Входят дети старшего дошкольного и школьного возраста, которые очень ограниченно понимают речь путем чтения с губ или зрительно-слуховым способом с помощью слухового аппарата прежде всего из-за несформированности системы родного языка. Это наиболее многочисленная подгруппа ранооглохших детей имплантируемых в старшем дошкольном и школьном возрасте.
-
Подростки (взрослые) с развернутой речью.
Основные особенности реабилитации детей (взрослых) после кохлеарной имплантации:
-
У глухого ребенка, по существу, одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры не умеют анализировать звуки. Главной целью реабилитации в первые 6 - 12 месяцев использования КИ является РСВ и слухового контроля собственной речи. При реабилитации таких пациентов наиболее эффективными являются подходы, ориентированные на активное вовлечение родителей и близких в этот процесс.
-
(серьезная проблема) организация послеоперационной реабилитации детей с КИ. С одной стороны, для эффективного развития слуха и речи с КИ ребенок должен постоянно находиться в среде говорящих людей. Благодаря этому он имеет возможность слышать речь и запоминать слова. С ним общаются речью, что стимулирует его использовать речь для общения. С другой стороны, ребенок нуждается в систематической интенсивной сурдопедагогической поддержке, потому что при имплантации в позднем возрасте возможность спонтанного развития языка значительно меньше, чем у детей раннего возраста.
Если родители живут далеко от специальной школы, которую посещает ребенок, и он остается там на неделю, то очень важно, чтобы во внеурочное время воспитатели следили, чтобы ребенок всегда носил КИ и он работал. Они должны как можно больше общаться с ребенком, используя устную речь и помогать ему использовать устную речь для общения.
Особенности слухоречевой реабилитации ранооглохших школьников и взрослых с низким уровнем языкового развития:
-
Даже если пациент носил слуховой аппарат с раннего возраста, СА не позволял ему достаточно хорошо слышать звуки и у него не сформированы процессы анализа тонких различий в звуковых сигналах. К тому же многие слуховые образы окружающих звуков и слов в его памяти отсутствуют или нечеткие, потому что со СА он их слышал плохо.
-
Пациенты не привыкли пользоваться своим слухом, предпочитая в основном опираться на зрение как на наиболее надежный источник информации. Поэтому важно научить больше опираться на слух по мере его развития.
-
Развитие слухового восприятия речи с КИ проводится параллельно с развитием понимания значения слов, умения произносить и использовать эти слова в реальной жизни. Конечной целью реабилитации является не умение слышать, а умение понимать речь и говорить.
-
Необходимо использовать речевой материал (слова, фразы), знакомый пациенту. Прежде всего эти слова и фраз, которые он слышит и использует при общение с окружающими в течение дня, а также слова, которые интересны и важны для самого ребенка.
-
С самого начала использования КИ у этих пациентов надо развивать фонематический слух. Умение различать и узнавать при закрытом выборе в слогах и в словах разные звуки речи (гласные, согласные).
-
У этих пациентов не сформированы слухоартикуляторные координации - умение контролировать свою речь с помощью слуха. Их развитие вместе с развитием фонематического слуха является основой для развития и коррекции у пациентов устной речи.
-
У пациентов, имплантированных в старшем возрасте всегда имеются стойкие проблемы слухоречевой памяти - оперативной, кратковременной и долговременной. Эти проблемы выражены у пациентов, которые не носили постоянно СА или начали его использовать в возрасте после 3 лет.
-
В процессе коррекционной работы с ранооглохшими школьниками/взрослыми с врожденной глухотой надо иметь в виду, что у них меньше возможности развития слухового анализа. Педагог должен постоянно оценивать, какие звуковые/речевые сигналы пациент слышит, между какими сигналами он воспринимает различия, какие признаки речевых сигналов он может узнавать на данном этапе реабилитации.
-
При развитии языковой системы, способности понимать речь окружающих и устную речь следует опираться на слухозрительное восприятие чтения. Это уменьшит трудности, связанные с плохой слухоречевой памятью, недостаточным развитием слухоречевого анализа у этих детей.
Цели слухоречевой реабилитации ранооглохшего ребенка старшего возраста/взрослого без слухового опыта и не использовавшего речь для общения.
-
Сформировать у ребенка/взрослого потребность постоянно использовать КИ
-
Сформировать у ребенка/взрослого основные процессы слухового и слухоречевого анализа. Умение обнаруживать разные, в том числе и тихие, звуки, различать их, оценивать разные характеристики звуков (тихий - громкий, длительность, высоту звучания), запоминать разные звуки и связывать их с определенными предметами и действиями, различать и узнавать различные звуки речи, определять интонационно-ритмическую структуру слов и фраз.
-
Накопить в памяти ребенка/взрослого слуховые образы окружающих звуков, звуков речи, наиболее часто, используемых в обычной жизни слов и фраз.
-
Научить ребенка/взрослого узнавать с помощью КИ окружающие звуки, голос человека и использовать эти умения для ориентации в разных условиях.
-
Научить ребенка/взрослого узнавать слухозрительно и на слух наиболее часто используемые в быту слова и фразы в разных ситуациях общения.
-
Научить ребенка/взрослого контролировать свою речь с помощью слуха.
-
Научить общаться с окружающими с помощью простых обиходных фраз.
Начальный этап слухоречевой реабилитации .
Основные задачи:
-
Обнаруживать и различать разные речевые/неречевые звуки
-
Выделять разные акустические признаки звуков (тихий - громкий, один - несколько, гласный - согласный)
-
Запомнить слуховые образы наиболее часто слышимых звуков и слов .
Упражнения
-
Учим слышать и анализировать окружающие звуки. Привлекаем внимание к стуку в дверь, шуршанию бумаги, кашлю, смеху. При работе над развитием восприятия неречевых звучаний у ранооглохших детей старшего возраста и взрослых всегда предпочтительны бытовые звуки.(
-
Учим пациента обнаруживать разные звуки - удары барабана, произнесение низкочастотных (па, у, п), среднечастотных (ш и высокочастотных (с) звуков. Оцениваем, какие звуки он слышит и на каком расстоянии, чтобы в дальнейшем использовать звуки, слышащи им на данном этапе, для обучения их различать, анализировать.
-
Учим пациента анализировать звуки - количество (1-2-3) и длительность (длинный и короткий звуки, начало и конец звука) звучания. Учим различать звуки по громкости ( тихий, громкий, очень громкий).
-
Стимулируем пациента увеличивать усиление на процессоре КИ, показываем ему, что в этом случае он будет слышать больше звуков.
-
Учим пациента различать при парном сравнении неречевые звуки, доступные его восприятию. Это могут быть окружающие звуки и голос человека. Начинаем с наиболее конкретных звучаний. Например сравниваем стук в дверь и свисток.
-
Учим пациента различать при парном сравнении речевые звуки. Это должны быть, прежде всего слова и фразы, которые пациент будет часто слышать в обычной жизни.
-
Параллельно с РСВ неговорящих пациентов учим произносить ( по образцу) слова, ориентируясь на контур слова. При выполнении этого упражнения мы опираемся на умение пациента читать. При этом после того как он прочитал слово/букву/предложение, мы обязательно просим повторить его по памяти, не глядя на написанное.
-
По мере того как пациент успешно различает неречевые звуки, звуки речи, слова, фразы при парном сравнении, мы учим его узнавать эти звуки/слова/фразы при выборе из 3 -4 сигналов.
-
Обучаем родных и близких тому, как учить пациентов слушать и запоминать звуки и речь в домашних условиях во время выполнения обычных дел и целенаправленных занятиях. Родителей просят записать слова и фразы, с которыми они обращаются к пациенту в течение дня. Этот материал используют во время занятий и просят родителей говорить именно эти слова/фразы при общении с пациентом дома. Это помогает пациенту постепенно запомнить их и узнавать в реальной жизни.
Упражнение по классификации картинок с объектом.
Цель: научить пациента узнавать слухозрительно и на слух разные слова, произносить их с опорой на чтение, самостоятельно называть предметы, использовать эти слова при общении. Во время упражнения педагог дает ребенку картинки и просит их назвать, называет сам. Например, педагог дает картинки «свитер», «платье», «брюки», «стул», «диван», «шкаф», а пациент должен положить в соответствующую группу «одежда» и «мебель».
Игра «Эрудит».
Цель игры - развитие восприятия слов на слух, овладение знанием и произнесением новых слов, запоминание слов, развитие семантических связей между словами и процессов извлечения слов из памяти, развитие грамматической системы, фразовой речи и произносительных навыков.
Участники составляют слова из имеющихся у них фишек с буквами.
Развитие восприятия / воспроизведения ритма.
Цель упражнения - развитие у пациента умения различать и воспроизводить ритм речевых сигналов.
Во время упражнения учим ребенка повторить ритм хлопков сначала с опорой на зрение, потом только на слух. По мере того как ребенок справляется с заданием, увеличиваем число хлопков до 3, делаем разные паузы между хлопками.
Интересный день
Цель упражнения - развитие логического мышления, овладение значением слов/фраз, развитие умения узнавать эти слова/фразы слухозрительно и на слух, произносить их и использовать в соответствующих ситуациях.
Очень важно, чтобы картинки/фотографии были представлены в виде последовательной серии. Важный принцип отбора материала: отбираются только те темы/события, которые интересны ребенку и о которых он хочет говорить. Картинки/фотографии нужно подписать предложениями.
Рассказ по серии картинок.
Рассказы являются существенным элементом обучения ребенка использовать речь для общения. Любимого героя можно использовать во время занятия.
Игры по инструкции.
Цель: развитие коммуникативных навыков, узнавания слов и фраз с КИ, понимания речи, развитие диалоговой речи.
Можно рисовать картинки , описываемые устно другими, раскрашивать картинки и создавать модели по устной инструкции.
РСВ с помощью музыкальных сигналов.
Цель упражнения - научить ребенка определять начало / конец звука, определять ритм музыки, громкость, имитировать движениями ритм, напевать, развивать голосовой контроль и слухомоторные координации.
Используя магнитофонные записи, компьютер, музыкальные инструменты можно учить пациента двигаться, когда музыка звучит, и останавливаться, когда музыка выключается.
Развитие языковой системы ( системы родного языка)
Основной принцип.
При развитии языковой системы мы опираемся на навыки, которые уже сформированы у ребенка, - чтение, навык чтения с губ, позднее слухозрительное восприятие речи, поскольку возможности развития восприятия речи на слух у пациентов этой группы ограничены.
Овладение родным языком ребенком с КИ очень сходно с процессом овладения иностранным языком человеком с нормальным слухом в зрелом возрасте. Возможности овладения языком при этом ограничены и очень зависят от речевой среды - возможности человека слышать и использовать язык/речь для общения. Поэтому ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям и близким ребенка. И задача сурдопедагога научить их помогать ребенку узнавать новые слова и общаться с помощью речи. Важно только, чтобы ребенок, прочитав предложение, потом обязательно повторил его без этой подсказки.
Стр 507
Упражнения по развитию речевого дыхания.
Цель - развить у пациентов контроль за дыханием и сформировать характеристики дыхания, важные для речи.
-
Учим плавно и долго дуть на висящую нить, горящую свечку, вату.
-
Лежа, сидя, стоя, при ходьбе: правая рука на животе, а грудь и плечи расслабленны на выдохе протянуть звук с ф ш
-
Вдох через нос - выдох через рот.
-
Закинуть голову, вдох носом, уронить голову, ровный слабый выдох со звуком с ф ш или х (дышать животом)
-
Руки в стороны, вдох, уронить руки вниз, медленный выдох с усилением в конце со звуком с.
-
Стоя ноги на ширине плеч, обхватить грудь руками - выдох через широко открытый рот
-
Развести руки в стороны - вдох носом, обхватить грудь руками, выдох через широко открытый рот.
-
Приседая, руки вперед или в стороны, спина прямая, вдох носом. Возвращаясь в исходное положение - выдох через широко открытый рот.
-
Вдох, приседая - выдох.
Упражнения по развитию силы и контроля голоса.
-
Произносим как можно дольше - а_______. При этом пациент ведет пальцем по линии на листе бумаги/по столу во время произнесения. Со всеми гласными.
-
Произносим на одном выдохе длительную последовательность слога - па -па - па. Легкие похлопывания в ладоши и по столу помогают ребенку это делать. Вначале по 3 слога, постепенно увеличиваем до 7 слогов.
-
Произносим по очереди короткие и долгие гласные - а____а__а____. Усложнив это задание на следующем этапе можно, предложив пациенту произносить длинные и короткие гласные не по очереди, а в случайном порядке.
-
По мере развития у ребенка/взрослого умения произносить долгий гласный и последовательность слогов, учим его долго произносить эти звуки голосом разной громкости, а также меняя громкость и высоту голоса в момент произнесения звука - поем эти звуки.
-
Более сложное задание - произносить по очереди 2 разных гласных одинаковой и разной длительности. В этом случаи ребенок учится регулировать дыхание и переключать артикуляционные движения.
-
По мере развития у пациента речи произносим на одном выдохе несколько раз одно слово, несколько слов и фраз.