Организация самостоятельной работы студентов на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский политехнический техникум»













Тематическая разработка

«Организация самостоятельной работы студентов на уроках»











Разработал

преподаватель С.В. Дронова

специальных дисциплин





Сызрань, 2014

Самостоятельная учебная деятельность и ее виды

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает особое место на современном уроке, потому что студент приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а учитель - руководить их самостоятельной работой

Самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную преподавателем, активную деятельность студентов, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирования и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания. Как дидактическое явление, самостоятельная работа, с одной стороны, является учебной задачей, которую должен выполнить ученик, с другой - формой проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого отражения, поглощения и расширения сферы действия ранее полученных знаний.

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся:

  1. Копируя действия студентов по заданному образцу - идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом.

На этом уровне осуществляется подготовка студентов к самостоятельной деятельности.

  1. Репродуктивная деятельность - связана с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта.

На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности.

  1. Продуктивная деятельность - самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивных и дедуктивных выводов.

  2. Самостоятельная деятельность - проявляется в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности студентов на уроке. Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель. Каждый студент знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям студента, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому, обеспечивая сочетание различных видов самостоятельной работы.

Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решения.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у студентов, желание выполнить работу до конца. Самостоятельная работа организуется так, чтобы она способствовала выработке у студентов навыков.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические и творческие работы.

Каждый из этих типов имеет свою дидактическую цель:

  • воспроизводящей - самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного усвоения. При выполнении работ этого типа деятельности учащихся не совершенно самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако, роль таких работ достаточно значительная. Они формируют почву для действительно самостоятельной деятельности студента. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы. Преждевременный переход к самостоятельным работам других типов лишает студента необходимой системы знаний, умений и навыков. Задержка в работах по образцам - лишняя трата времени, что способствует порождению скуки и безделья. У студентов исчезает заинтересованность к обучению и предмета, наступает торможение в их развитии;

  • реконструктивно-вариативные самостоятельные работы позволяют на основе ранее полученных знаний и в данной преподавателем идеи самостоятельно найти конкретные способы решения задач.

Самостоятельные работы этого типа способствуют осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, выработке умений анализировать события, явления, факты, формированию приемов и методов познавательной деятельности, внутренних мотивов познания, создают условия для развития умственной активности студентов.

  • эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам выбирает путь решения задачи на основе уже известных ему знаний. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация новых знаний, перенос их в новые, нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими, мобильными, вырабатывают умение, навыки и потребности самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ могут быть самыми разнообразными.

Распространенным видом эвристических самостоятельных работ в практике является самостоятельное объяснения, анализ демонстрации, явления, реакции, обоснование выводов с помощью аргументов, расчетов;

  • творческие самостоятельные работы является венцом системы самостоятельной деятельности студентов, которая позволяет им получать принципиально новые знания, укрепить навыки самостоятельного поиска знаний. Задача такого типа - один из эффективных средств формирования творческой личности.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий:

  1. Работа с учебником - это работа с текстом и графическим материалом учебника, перевод основного содержания текста, составление плана ответа по прочитанным текстом; краткий конспект текста, поиск ответа на ранее поставлен ни к тексту задачи, анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование и рефератирование прочитаного.

  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие и по образцу, составление заданий и вопросов и их решения, рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности, упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  3. Решение разнообразных задач и выполнения практических и лабораторных работ.

  4. Разнообразные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.

  5. Подготовка докладов и рефератов.

  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

  8. Техническое моделирование и конструирование.

Большинство из перечисленных видов самостоятельных работ может использоваться на разных уровнях самостоятельной деятельности студентов, т.е. отнесена к каждому из четырех отмеченных выше типов самостоятельных работ.

Любая самостоятельная работа должна начинаться с осознания студентом целей и способов действия. От этого в значительной степени зависит эффективность всей работы.







© 2010-2022