Разработка урока по теме: Имя прилагательное (5 класс)

Урок имеет личностно- ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний.   Реализованы основные замыслы личностно ориентированного урока:   ·         На уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности,   ·         Серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями,   ·         Созданы условия для проявления...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семина Ольга Николаевна, г.Дзержинск

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Приветствует учащихся.

Цели урока.

Ведет беседу с учащимися:

- Обратите внимание на тему урока: «Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе». Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока.

- А что мы знаем об имени прилагательном?

Соглашается:

- Правильно. На уроке у вас будет возможность проверить и оценить свои знания по этой теме.

Для успешного осуществления целей урока предлагает определить тип урока, выполнив следующее задание:

- У вас на парте есть дидактический материал, возьмите красный листочек (Приложение 3), прочитайте задание.

Обобщает:

- На уроке мы обобщим знания по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе» и приведем их в систему.

Предлагает открыть тетради, записать число, тему урока.

Повторение материала по теме.

Знакомит с планом урока (Приложение № 4):

- Возьмите сиреневый листок, прочитайте задание.

Организует работу с тестом (Приложение 5):

- Первое задание по плану - тест. Возьмите оранжевый листок, прочитайте задание.

Конкретизирует:

- Цель задания - повторить правило об имени прилагательном. Приступайте к работе.

Проверяет задание, поощряет похвалой активных учащихся:

- Мы повторили правило по теме «Имя прилагательное».

Предлагает оценить свои знания:

- Поставьте знак ! рядом с тем пунктом правила, который вы хорошо усвоили, или знак ?, если сомневались, были неуверенны. Если нужно, ещё раз повторите правило.

Применение знаний в стандартной ситуации.

Предлагает отгадать загадку:

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Соглашается:

- Сегодня на уроке образ осени будет присутствовать в текстах, иллюстрациях, загадках и образных выражениях.

Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка" Владимир Даль посвятил составлению словаря всю жизнь.

Я просила вас к сегодняшнему уроку выписать из сборников Даля выражения, образные определения об осени. Прочитайте, пожалуйста.


Спрашивает:

- Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

Обобщает:

- Мы должны стремиться к тому, чтобы не только быть грамотными россиянами: правильно писать и говорить, но и чтобы наша речь была выразительная, поэтичная. Выполняя задание к уроку, вы пополнили свой словарный запас, обогатили речь. Мы продолжаем разговор об осени в следующем задании.

I Тренировочное упражнение.

Обращает внимание на план урока. Следующее задание - работа с текстом (Приложение № 6).

Предлагает взять лист, на котором напечатаны два задания к тексту.

Приступает к выполнению первого задания.

Организует беседу:

-1. Озаглавьте текст. Интересный и понятный ли текст?

-Почему? Как можно исправить? Исправим.

- Какова его основная мысль?

- Какое настроение у вас создаёт осенний пейзаж?

- Скажите, какова роль прилагательных в этом тексте?

Обращает внимание на выставку репродукций об осени , предлагает полюбоваться красотой осеннего пейзажа.

- Как вы думаете, в описании данных иллюстрации будут использоваться прилагательные?

Обобщает:

- Мы с вами ещё раз убедились, как велика роль прилагательных в речи.

- Словами какой части речи являются эпитеты?

- А в нашем тексте есть эпитеты? Назовите их.

- Определите роль эпитетов в тексте.

Обращает внимание на выставку:

- Это «Словарь эпитетов русского литературного языка», его авторы: К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло.

В нем отражены эпитеты из произведений шестисот писателей и поэтов. Словарь наглядно показывает, что есть такие имена существительные, которые имеют огромное количество эпитетов, например слово лицо - 591, глаза - 480, осень - 85: мягкая, звонкая, золотая, щедрая, ненастная, хмурая, внезапная, богатая….

-Продолжите ряд эпитетов.

II.Тренировочное упражнение.

Обращает внимание на третье задание (приложение № 6) - задание по выбору. Напоминает, что

каждый выберет одно задание, с которым будет работать. Инструкцию выбора задания ученики знают.

Объясняет:

- Если досрочно выполнили свой вариант, желающие могут прокомментировать выполнение задания на доске. Подумайте и определитесь с выбором заданий.

Проходит по рядам, оказывая дифференцированную помощь, контролирует учеников, выполняющих задание 1 уровня.

Предлагает двум ученикам, быстрее и правильнее всех справившихся с заданием, выйти к доске, вставить пропущенные орфограммы, определить род, число, падеж.

Проверяет:

- Поднимите руки, кто выполнял задание 1, 2, 3 уровня.

- Ученики, работающие у доски, прокомментируйте выполнение упражнения.

Дает задание остальным проверить правильность выполнения задания у доски.

Спрашивает учеников, работавших у доски:

- Какие морфологические признаки прилагательных вы повторили? Над какой орфограммой вы работали? Расскажите правило.

Предлагает поднять руки тем учащимся, которые выполнили работу верно.

Демонстрирует выполнение задания с помощью мультимедийного проектора. (Приложение 7).

Спрашивает желающих прочитать свой вариант предложений на весеннюю тему.

Показывает весенний пейзаж:

- Прилагательные изменили текст, и соответственно изменилась иллюстрация к тексту. Мы ещё раз убедились, как велика роль прилагательных в речи.

Проверяет учеников, выполнявших задание 3 уровня.

Рецензирует ответы, указывая положительные и отрицательные стороны в знаниях и навыках.

Осуществляет коррекцию знаний:

- Какие трудности возникли при выполнении задании?

Предлагает оценить свои знания о морфологических признаках прилагательного, о правописании падежных окончании прилагательных известными знаками. Если нужно, ещё раз повторить правило.

III Тренировочное упражнение.

Сообщает о работе на следующем этапе:

- Мы продолжаем совершенствовать умения и навыки по написанию орфограммам, изученных по теме «Имя прилагательное». Обратите внимание на план урока, следующее задание - игра

«Четвертый лишний» (Приложение № 8). Найдите розовый листок, прочитайте вслух задание.

Предлагает приступить к выполнению задания.

Проходит по рядам, оказывая дифференцированную помощь, контролирует слабоуспевающих учеников.

Проверяет задание:

- Кто желает прокомментировать выполнение упражнения?

- Прочитайте получившиеся словосочетания.

Обобщает:

- Какие орфограммы мы повторили? Расскажите их.

Организует взаимопроверку:

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания, если нужно, исправьте ошибки карандашам. Образец выполнения вы прослушали.

Осуществляет коррекцию знаний:

- Поднимите руки те учащиеся, которые выполнили работу верно. Учащиеся, допустившие ошибки, повторите правило.

Предлагает оценить свои знания и умения по написанию 18, 20 орфограмм.

Сообщает о физкультминутке (Приложение №9)

- Послушайте, кто приглашает вас на разминку, для того чтобы вы отдохнули и набрались сил.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

Дождик

IV Тренировочное упражнение

Сообщает о работе на следующем этапе:

- Что нам осталось повторить по теме «Имя прилагательное»?

- Обратите внимание на план урока. Следующее задание - графическое упражнение

(Приложение № 10).

- Отгадайте, о ком идет речь?

Конкретизирует задание:

- Ребята, при выполнении дополнительного задания не забывайте о цели задания: повторить синтаксическую роль имени прилагательного.

Проверяет правильность выполнения задания с помощью мультимедийного проектора

(Приложение 11).

Осуществляет коррекцию знаний:

- Поднимите руки те ученики, которые выполнили работу верно. Исправьте, кто допустил ошибки.

Организует работу по дополнительному вопросу: предлагает прочитать получившиеся предложения.

Обобщает:

- Какова синтаксическая роль прилагательного? Приведите примеры из текста.

Предлагает оценить известными знаками выполнение упражнения.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Сообщает о работе на следующем этапе:

- Обратите внимание на план урока. Следующее задание - деловая игра « Я - учитель» (Приложение № 12).

- Это очень серьёзная работа. Я предлагаю вам такую форму работы, когда вы становитесь учителями и готовите дидактический материал для урока.

Я ставлю перед вами проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса.

Знакомит с заданием:

- Найдите зеленый листок, прочитайте вслух задание.

Читает вслух текст под музыку.

Акцентирует внимание:

- Чтобы справиться с заданием, мы вспомним порядок выполнения работы. Прочитайте его (Приложение № 12).

Объясняет:

- Это групповая форма работы: каждая группа будет работать с одним предложением - порядок предложений соответствуют номеру группы, и мы все вместе подготовим текст для контрольного списывания. Инструкцию к выполнению подобного задания вы знаете.

Организует работу в группах:

- Приготовьтесь к работе в группах. Руководители групп поднимите карточки с номером с номером своей группы. Приступайте к работе.

Контролирует выбор дополнительных заданий, разрешает спорные моменты.

Проверяет:

- Займите свои места. Отвечающий первой группы, поднимите карточку с номером своей группы. Вы готовы к ответу? Выходите к доске.

Напоминает:

- Не забывайте о том, что вы - учитель, объясняйте доходчиво, грамотно, громко, убедительно.

- Ребята, а вы тоже выступаете в роли учителя. Вы слушаете, записываете, если надо, исправляете и оцениваете отвечающего.

- Дальше будет отвечать вторая группа и так по очереди.

Обобщает задание:

- Какой пройденный материал по теме «Имя прилагательное» могут проверить ребята параллельного класса, выполняя предложенное вами задание?

проверить?

Обращает внимание на доску, показывает деформированный текст.

- На уроке вы не только проверили, обобщили и оценили свои знания и умения по теме «Имя прилагательное», но и выступили в роли учителя, подготовив дидактический материал. К следующему уроку я напечатаю данное упражнение, и мы предложим его ученикам параллельного класса.

Обращает внимание на выставку:

- Найдите иллюстрацию, соответствующую тексту.

- Охарактеризуйте с помощью прилагательных свое отношение к выставке иллюстраций.

Предлагает учащимся оценить себя:

- Ребята, вам понравилось быть в роли учителя?

- Какую оценку вы себе поставите за работу? Выразите оценку аплодисментами.

Итоги работы, инструктаж о домашнем задании.

- Чему учились на уроке?

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? Кто запомнился?

- Что нового узнали на уроке?

- А что хотели бы повторить?

Благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

По итогам ответов учитель выставляет оценки и комментирует их.

Объясняет домашнее задание (Приложение 13).

Конкретизирует домашнее задание, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися.

Приветствуют учителя.

Исходя из знаний, полученных на предыдущих уроках, формулируют цель урока: закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном, а именно: роль имени прилагательного в речи; морфологические признаки; синтаксическую роль; правописание.

Выполняют задание:

тип урока: урок обобщения и систематизации.

Записывают число, тему урока.

Знакомятся с планом, осмысливают ход урока, задания.

Находят правильный вариант ответа, обязательно приводят примеры.

Оценивают свои знания.


Говорят, что речь идет об осени.

Обращают внимание на выставку к уроку.

Осень говорит: гнило , а весна: мило, лишь бы было!

Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу!

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Осенью любого гостя потчуют молоком, нелюбого медом.

Осенница -пасмурная, холодная, дождливая погода.

Они дошли до нас от давних времен, живут в нашем родном языке и сегодня, украшая речь, делая живой, выразительной, поэтичной.


Работу выполняют устно все ученики класса: анализируют текст, отвечают на вопросы, определяют тему, основную мысль.

Убеждаются в том, что с помощью прилагательных автору удалось выделить предмет из ряда подобных ; описать осенний пейзаж; выразить своё отношение , т. е. точно и образно передать свое представление о зиме.

Обращают внимание на иллюстрации.

Делают вывод, что употребление в тексте прилагательных способствует созданию более выразительного осеннего пейзажа.

Созерцают осенний пейзаж, отвечают, что в описании данных иллюстрации будут использоваться прилагательные.

Обращают внимание на «Словарь эпитетов русского литературного языка».

Янтарная, облачная, цветная, унылая, благодатная

Обдумывают решение выбора.

Приступают к выполнению задания.


Ученики, выполнявшие задание 1, 2, 3 уровня, поднимают руки.

Слушают учеников, выполняющих задание 2 уровня.

Отвечают, что повторили род, число, падеж прилагательных, отрабатывали 19 орфограмму.


Слушают учеников, выполняющих задание 3 уровня.

Оценивают свои знания.


Приступают к работе.

Слушают учеников, комментирующих задание.

Сообщают, что повторили орфограммы №18, 20, рассказывают их.

Обмениваются тетрадями друг с другом, работают в парах, проверяют правильность выполнения задания.

Оценивают свои знания.


Отвечают, что осталось повторить

синтаксическую роль прилагательных.


Говорят, что речь в загадках идёт об осени, листочке,грибе,рябине.


Проверяют правильность выполнения задания.

Отвечают, что прилагательное в предложении является определением и сказуемым.

Оценивают свои знания.





По мере выполнения задания выходят к доске, готовят текст для контрольного списывания, выполняют образец работы.

По очереди отвечают задание, остальные слушают, записывают, если надо, исправляют.

Отвечают, что могут проверить орфограммы №18, 19, 20; морфологические признаки, синтаксическую роль, словообразовательные морфемы.


Находят иллюстрацию, соответствующую тексту.

Оценивают свои знания аплодисментами.

Отвечают на вопросы,

слушают ответы друг друга, дополняют, корректируют знания.

Читают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


© 2010-2022