• Преподавателю
  • Другое
  • Проект Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде через игру

Проект Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде через игру

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема«Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде через игру».

Автор-разработчик педагогического опыта: Грехов Владимир Геннадиевич, педагог дополнительного образования.

Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр детского творчества города Сургута.

Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2000-2015 гг.

Адрес педагогического опыта: педагогический опыт адресован педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям, заместителям директора по ВВР, занимающимся вопросами профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания культуры безопасного поведения обучающихся в транспортной среде, и предназначен для детей школьного возраста, их родителей.

1. Актуальность педагогического опыта

На основе идеи свободного развития ребенка в образовательных процессах, включающих не только передачу ученику опыта прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающих как личностный, так и общекультурный рост ребенка я представляю свой опыт педа. Будучи сам учеником начальной школы выступал на соревнованиях «Юных велосипедистов», прекрасно осознавая потом, что не только физическая подготовленность требуется для победы. А именно полное воплощение теоретической основы физического воспитания, ее практической направленности​ психологии детей, общения с родителями, с педагогами школы, центрами дополнительного образования, службами ГИБДД. Только в такой связке можно получить гармонично развитого ребенка, расширяющего свой опыт в безопасном поведении на дороге.

Подрастающее поколение имеет достаточно низкую грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность детей разного возраста к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.

Обучение основам безопасности дорожного движения не относится к основным предметам школьного обучения, ограничено во времени в рамках предмета ОБЖ, что обуславливает формальное ознакомление школьников с правилами дорожного движения.

2. Содержательная форма представления педагогического опыта

Материалы, разработанные по теме инновационного опыта:

1. Дополнительная общеобразовательная программа для детей 1-3 классов «Безопасное колесо»

2. Дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор движения» для 4-6 классов.

3. Педагогический проект «Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде», утвержден на заседании научно-методического совета МБОУ ДОД ЦДТ, протокол №2 от 07.09.2012.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Причины этого явления лежат не только в области дорожного движения: нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и другое, но и в области образования подрастающего поколения. Работа только сотрудников государственных органов автоинспекции не дает желаемых результатов.

Мой опыт основывается на следующих принципах:

• доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей по­знавательной деятельности детей;

• актуализация знаний и умений, моти­вированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потреб­ностей ребенка данного возраста;

• линейно-концентрический принцип расположения учебного материала, который позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и расширяя их;

• деятельностная основа процесса обуче­ния, его практико-ориентированная направ­ленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоциональ­но-наглядной опоре познавательной дея­тельности.

Особенности педагогического опыта:

  • решение задач не только обучения детей законопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;

  • системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения - педагогам, так и объектам - учащимся школы и их родителям;

  • инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;

  • организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Каждое занятие помогает детям успешно усваивать правила дорожного движения, узнавать их историю. Главная задача - научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает обучающимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия на автогородке «Зарница» и транспортной площадке МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф.Пономарева помогают детям сформировать прикладные навыки, увидеть наглядно, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Инновационная направленность педагогического опыта

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане состоит в создании комплекса условий, направленных на проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения.

Новизной педагогического опыта в прикладном плане является:

  • возможность на практике создавать ситуации взаимодействия со всеми участниками транспортного процесса при вождении велосипеда на транспортной площадке, патрулировании, проведении массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения;

  • сохранение контингента занимающихся за счет заинтересованности как самих учащихся, так и их родителей;

  • создание банка компьютерных программ, мультимедийных разработок, направленных на обучение правилам дорожного движения;

  • создание банка методических материалов по данному направлению.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает

закрепление и развитие полученных знаний и умений в процессе регулярных тренировок. Занятия проводятся «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Принцип наглядности используется в показе упражнений и демонстраций плакатов, схем, фотографий, видеосюжетов по итогам соревнований других наглядных пособий.

Принцип связи обучения с практикой: учащиеся полученные теоретические знания используют в решении практических задач, выезжая на соревнования и участвуя в спортивных сборах.

Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании у детей чувства патриотизма, коллективизма, ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи через практические занятия и участие в соревнованиях, спортивных сборах, различных мероприятиях.

Принцип вариативности дает определенную свободу учащимся в выборе вида деятельности и времени обучения.

Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности в образовательной деятельности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Принцип взаимодействия "Дети - дорожная среда". Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Создание комплекса условий, направленных на Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде.

Задачи:

Воспитательные и развивающие:

  1. Развивать навыки самоорганизации, самоконтроля.

  2. Развивать сплоченность детского коллектива на основе взаимовыручки и поддержки.

  3. формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
    4. Воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

    5. Формирование человеческих нравственных ценностных ориентаций.

    6. Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
    7. Поддерживать у родителей учащихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Обучающие:

Организовать подготовку учащихся к безопасному участию в транспортном процессе, через:

  1. Изучение Правил дорожного движения и других правил безопаснос­ти на транспорте.

  2. Знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.

  3. Овладение методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД.

Для эффективного процесса обучения воспитанников в данном педагогическом проекте используются следующие формы обучения: традиционные и нетрадиционные типы занятий: тренинги, игровые формы организации занятий, конкурсы, экскурсии.

Для применения педагогического опыта на практике необходимо использовать следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный - сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, демонстрацию опытов. Воспитанники воспринимают, осознают и фиксируют в памяти полученные знания.

Частично-поисковый - основным назначением метода является постепенная подготовка детей к самостоятельному решению проблемы.

Игровой - в данном случае используется в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Важными в работе с детьми являются следующие методы воспитания:

  • создание ситуации успеха;

  • стимулирование и мотивация;

  • методы коррекции и самокоррекции поведения;

  • воспитывающие ситуации;

  • рефлексия.

Психологическая целесообразность педагогического опыта

Возраст обучающихся - 7-10 лет.

Поведение на дорогах детей этой возрастной группы, обусловленное психофизиологическими и возрастными особенностями - основная и главная причина ДТП с участием детей. Это - несформированность координации движений, неразвитость бокового зрения, неумение сопоставить скорость и расстояние, и другие особенности. В этом возрасте нервной системе подростков свойственно преобладание процессов возбуждения над торможением. Поэтому их реакция на внешние воздействия не всегда адекватна.

Занятия, проводимые, в рамках педагогического проекта «Формирование культуры безопасного поведения учащихся в транспортной среде» доступны для всех желающих. Группы создаются в количестве до 15 человек (на каждый год обучения. Основной вид деятельности на занятиях - тренинг (учебно-тренировочный процесс).

Психологической подготовкой учащихся можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый - свойство личности.

Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов тренировки и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психологическая подготовка к соревнованию направлена на формирование готовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях и создание условий для полноценной реализации такой готовности.

Специфика процесса подготовки к соревнованиям «Безопасное колесо» способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации цели, принятии решений, воспитании воли.

Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:

  • Вербальные (словесные средства) - лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка.

  • Комплексные средства - всевозможные спортивные и психологические упражнения.

Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные.

Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы. Методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.

Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения, психологические тренинги.

На занятиях огромную роль играет мотивация обучающихся на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы ребенка определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.

Основу мотивации ребенка к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у обучающихся мотивов к высоким достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.

Социальная направленность педагогического опыта

условия реализации изменений представляет собой описание конкретных условий, в которых формировался инновационный педагогический опыт и которые должны быть созданы в рамках внедренческого проекта с целью распространения инновационного опыта в массовой практике.

Мой педагогический опыт с точки зрения социальной направленности носит многофункциональный характер и включает в себя структурированную воспитательную и образовательную деятельность с учащимися, направленную на решение одной из важнейших проблем современного общества - безопасное поведение на дорогах.

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Многим представляется сложным процесс обучения ребенка правилам безопасного поведения на дорогах. Через игру ввести первые знания о дороге, дать возможность ребенку самому поучаствовать в регулировании дорожным процессом, все это становится очень важным для меня. Воспитываю у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах, в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса школы.

учащиеся, вовлеченные в данный педагогический проект смогут:

- определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

- соблюдать требования ПДД по безопасному движению на велосипеде, при движении в общественном транспорте;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении

дорожных ситуаций;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- производить технический осмотр велосипеда;

- правильно оценивать дорожную ситуацию, поведение участников дорожного движения, предвидеть результат возникшей ситуации и принимать правильное (безопасное) решение.

Будут знать:

  • нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • причины и последствия ДТП;

  • обязанности пешеходов, водителей, пассажиров;

  • назначение дорожной разметки;

  • основные дорожные знаки;

  • основные группы дорожных знаков, их назначение;

  • новые формы агитации и пропаганды ПДД;

  • основные приёмы оказания ПМП.

У учащихся есть возможность продемонстрировать уровень сформированности практических навыков в процессе участия в социальных проектах, акциях. Приняли участие в конкурсе социальных проектов «Зеленая улица» в 2011году; «Безопасный переход» в 2012 году, «Стоп пешеход» в 2013 году. «Безопасный путь домой» в 2015.

Участвуем в акции всероссийской политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги», где также приняли участие в акции «Вежливый водитель» в 2012 году. Приняли участие в акции «Письмо водителю» в 2011 и 2012 гг.

Воспроизводимость педагогического опыта

Представленный педагогический опыт эффективен с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей, не требует крупных финансовых вложений.

Педагогический опыт адресован педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям, заместителям директора по ВВР, занимающимся вопросами профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания культуры безопасного поведения обучающихся в транспортной среде, и предназначен для детей школьного возраста, их родителей.

Материально-техническое обеспечение:

- транспортная площадка МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф.Пономарев;

- «Автогородок» МБОУ ДОД «Центр детского творчества»;

- спортивный зал МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф.Пономарева;

- учебный кабинет, оснащенный компьютерами.

Оборудование транспортной площадки

№ п/п

Наименования

Количество

2

Велосипед

12

3

Дорожные знаки

16

4

Контрольные пункты

6

5

Элементы фигурного вождения

24

3. Результативные параметры

Более 40 участников подготовлены для выступлений на Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», более 100 раз они становились призерами Всероссиийского конкурса.

Распространение педагогического опыта

Наиболее значимые из них: «Учебный фильм «Вождение велосипеда в Автогородке», «Программа по внеурочной деятельности «Безопасное колесо» для 1-3 классов» и др.

В 2011 году представлял опыт работы на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения», г.Сургут.

В 2012 году участвовал в организации и проведении Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», г. Ханты-Мансийск.

Участие в профессиональных конкурсах.

Награжден Дипломом за 2 место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» в номинации «Сердце отдаю детям», 2009 г., г. Лангепас, ХМАО-Югра

Принимал участие на городском конкурсе профессионального педагогического мастерства «Учитель года-2012», г. Сургут, ХМАО-Югра

11


© 2010-2022