Окружающий мир Осторожно, огонь

В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение  автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать  электроэнергию.Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая  необходимые меры безопасности.     В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, эл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока Осторожно: огонь!

Класс 2 класс

Автор урока : Ерко А.И., учитель начальных

Цели:

Обучающая:

  • Формировать умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них;

  • Раскрыть в доступной форме пользу огня и приносимый им вред;

  • Учить детей осторожному обращению с огнем.

Развивающая:

  • Развивать представления об опасностях окружающего мира;

  • Развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации;

  • Совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

Воспитательная:

  • Воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: свое и окружающих, воспитывать личность безопасного типа;

  • Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного.

Оборудование: компьютерная презентация, серия плакатов, рисунки учащихся, иллюстрации с изображением "огня - друга и врага", костюмы героев.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас много гостей. Гостям мы рады. Давайте улыбнёмся друг - другу и начнём наш урок.

1.Проверка домашнего задания

- Какой раздел мы изучаем? ( "Ты и твое здоровье»). О чем уже вы узнали в этом разделе?

- (О правилах здоровой жизни…)

- У: Могут ли квартира и улица стать опасными для жизни?

- Вы дома должны были вспомнить сказки, в которых нарушены основы безопасности жизнедеятельности, что привело к печальным последствиям.

Ответы обучающихся.

1. "Колобок", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Кот, петух и лиса"

2. "Волк и семеро козлят"

3. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

4. "Спящая красавица"

5. "Снежная королева"

(чрезмерное доверие к незнакомцам)

(не открывай дверь чужим)

(слушай старших)

(будь осторожен с колющими и режущими предметами)

(нельзя цепляться за впереди идущий транспорт)

- Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с … А вот с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание! Загадка:

У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься! Я …….огонь!

- Итак, ребята, как вы думаете. Какова тема нашего сегодняшнего урока? О каких опасностях будем говорить на уроке? (Пожар, огонь…)

Учитель: - Верно.

-Сегодня мы с вами поговорим о такой страшной беде, как пожар, выясним, что нужно делать, если он вдруг начался, обсудим, как его можно избежать.

Огонь с древних времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.

2. Создание проблемной ситуации

- В первых числах января, во время новогодних праздников, число пожаров всё - таки бывает больше. Почему? (Люди не соблюдают правила пожарной безопасности, невнимательно относятся к бытовым приборам, во время праздников зажигают бенгальские огни в квартирах, забывают выключить гирлянды на новогодних ёлках.)

- Попробуем разобраться в этой проблеме. Нужен ли вообще огонь людям?

- Огонь друг человеку или враг? Как вы думаете?

- Сейчас вам предстоит работать в группах Каждая группа получит своё задание.

1 группа - приведите примеры, когда огонь является человеку другом.

2 группа - назовите, в каких случаях огонь - враг человека.

Слово первой группе

3. - Ребята, слово «огонь» известно человеку с дав¬них времен Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите. А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты. Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток - ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы. Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, утюги, холодильники С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

- А людям каких профессий огонь помогает в работе? (Повару, пекарю, сталевару, космонавту.)

Когда огонь враг? Слово 2 группе.

- Иногда огонь «выходит из - под контроля» - Что тогда может произойти? (Беда, пожар, несчастье, опасность)

Что такое пожар?

Работа группами: 1-я гр. - спрашивает у гостей, 2-я гр. - работает со словарем

Слово 1 группе

Слово 2 группе

.- Пожары очень опасны. Самое страшное при пожарах - гибель людей. Ребята, когда возникает опасная ситуация? Как вы думаете, каковы основные причины пожара?

- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие игры заканчиваются пожаром.

Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями - хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или непотушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Вот основные из них:

1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;

2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;

8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

4. Практическая работа.

- Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

- Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы звоните.

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?

- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника - плохой помощник в сложной обстановке.

1. Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2. Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.

3. Очаг возгорания можно тушить подручными средствами - водой, плотной мокрой тканью.

4. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.

5. В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара Карточки:

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это

буду делать, не включая света

г) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать

б) закричать

в) вызвать пожарных

г) спрятаться

4. Телефон при пожаре ):

а) 03

б) 01

в) 02

г) 08

Фронтальная работа

Опасные и безопасные предметы

Карточки с изображением различных предметов: огнетушитель, пластиковая бутылка с водой, одеяло, игрушка, портфель, книга, новогодняя ёлка, бенгальский огонь, пенал, телевизор, плита, баллончик с аэрозолем, хозяйственное мыло, стиральный порошок.

Задача - распределить карточки по группам:

1 - предметы, которые используют при тушении пожаров;

2 - предметы, которые могут вызвать пожар;

(Обучающиеся выполняют задание у доски, учитель контролирует работу, в случае необходимости помогает).

Сейчас посмотрим фильм о пожарных.

V. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что же такое пожар?

- Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?

- По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы говорим диспетчеру?

- Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в нашей школе.

VI. Домашнее задание.

- Дома прочитайте в учебнике страницы 23-24, выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.



© 2010-2022