Программа учебной дисциплины Учись учиться

Программа учебной дисциплины «Учись учиться» разработана с целью развития у обучающихся первого курса общих компетенций и учебных навыков: организационных, информационных, познавательных и  коммуникативных, обеспечивающих  успешное освоение профессиональной программы, а также дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие личности обучающихся. Дисциплина входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы (ООП) ФГОС СПО   В результате освоения дисциплин...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

Профессиональное училище № 9 г.Черемхово




Утверждаю:

И. о. Директора ОГБОУ НПО ПУ № 9

_______________М.Н. Балабанова

«____»_________________2013г.








ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ


по профессии среднего профессионального образования

10011601 Парикмахер


Квалификация: Парикмахер

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2 года 5 месяцев

на базе основного общего образования
















Черемхово, 2013



Программа учебной дисциплины «Учись учиться» разработана с целью развития у обучающихся первого курса общих компетенций и учебных навыков: организационных, информационных, познавательных и коммуникативных, обеспечивающих успешное освоение профессиональной программы, а также дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие личности обучающихся.

Разработчик:

Мирецкая Екатерина Алексеевна - методист, преподаватель

Рецензент:

Попова Ольга Леонидовна - к.п.н доцент кафедры профессионального образования и экономики образования ИИПКРО


Рассмотрена и одобрена на заседании

методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____от «___»________20____г.

Председатель МК ­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________ Мирецкая Е.А.








СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учись учиться

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для подготовки обучающихся по профессии 10011601 Парикмахер, относящейся к социально-экономическому профилю.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы (ООП) ФГОС СПО

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рационально планировать свою деятельность, самостоятельно выделять и формулировать ее задачи;

- организовывать свою учебную деятельность, выбирая наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- составлять конспект текста, выступления, рецензию на ответ;

- грамотно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- формулировать вопросы по заданной проблеме

- выполнять реферативные работы и проекты

- контролировать, оценивать, корректировать процесс и результаты собственной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- способы планирования и организации своей деятельности, определения ее основных задач;

приемами обоснованного доказательства

методами самоконтроля и самопроверки

- приемы информационного поиска, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;

- методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации;

- способы развития собственной памяти, речи, внимания, воображения и мышления;

- структуру и требования к выполнению реферативных работ и проектов.

- приемы самооценки и самоконтроля

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


практические занятия

11

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


- работа с источниками информации (интернет, библиотека, СМИ)

- составление опорных схем и конспектов

- составление плана реферата, проекта

- подготовка публичного выступления

- выполнение упражнений на развитие устной речи, мышления, внимания, памяти

- Решение задач на развитие эффективного мышления

4


3

2

2

2

4


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Учись учиться

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения


Домашнее задание

1

2

3

4

5

Тема 1 организация учебного труда.


Содержание учебного материала

10



1

Урок 1.1

Введение. Искусство учиться. Входная диагностика учебных навыков с помощью тестирования.

1

Составить самоанализ учебных навыков на основе результатов теста

2

Урок 1.2

Как заставить себя хорошо учиться. Целеполагание и мотивация. Определение учебных задач. Как ставить цели и достигать их. Роль целеполагания и планирования в организации учебного труда. Приемы самостоятельной мотивации.

2

Написать мини сочинение «Зачем мне нужно хорошо учиться »

3

Урок 1.3

Как управлять своим временем. Тайм-менеджмент. Приемы планирования времени. Ежедневное, декадное, месячное планирование. Решение повседневных задач.

2

Составить распорядок дня

4

Урок 1.4

Управление вниманием. Как научиться быть внимательным. Упражнения на развитие внимания. Необходимость и полезность внешнего контроля как образца для выработки внутреннего контроля за своими учебными действиями и профессиональными поступками.

2

Подготовить устное сообщение «Как развивать внимание»

5

Урок 1.5

Самоконтроль, и самопроверка. Необходимость самоконтроля и самооценки для успешной учебной деятельности. Как оценить себя. Методы самопроверки и самооценки

2

Заполнить таблицу самооценки

6


Урок 1.6

Развитие памяти. Память как необходимый инструмент в учебной деятельности. Можно ли развивать память. Методы и приемы рационального запоминания.

2

Найти информацию о приемах развития памяти

7

Урок 1.7

Практическое занятие № 1: Тренинг - выполнение упражнений на развитие внимания и памяти

3

Повторить тренинговые упражнения


8

Урок 1.8

Восприятие учебной информации. Аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия информации. Способы определения ведущего канала восприятия учебной информации.


2

Найти информацию о приемах развития восприятия

9

Урок 1.9

Практическое занятие №2: тренинг-Выполнение упражнений на восприятие учебной информации

3

Повторить тренинговые упражнения

10

Урок 1.10

Учебная и исполнительская дисциплина. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность обучающихся; структура образовательного учреждения, система организации учебной деятельности. Культура внешнего вида, подготовка к занятиям. Технология самостоятельной работы, рейтингового контроля, учебно-исследовательского сотрудничества.

1

Подготовиться к тесту

Самостоятельная работа

Упражнения по тайм - менеджменту и постановке учебных задач

выполнение упражнений на развитие устной речи, мышления, внимания, памяти

6



Тема 2

Познавательные умения

Содержание учебного материала

6



11

Урок 2.1

Умение мыслить. Основные способы мышления, виды и формы мышления. Операции мышления. (Сравнение, анализ, конкретизация и обобщение).

1

Подготовить устное сообщение

12

Урок 2.2

Практическое занятие №3: Составление сравнительных таблиц, анализ предложенной информации

3

Составить таблицу

13

Урок 2.3

Навыки логического мышления. Закономерности логического мышления, видо-родовые отношения понятий, логические правила определений, структура определений и способы их построения. Правильная схема рассуждений Выделение свойств в предметах и явлениях (общие и отличительные признаки, существенные и несущественные), приемы сравнения.

2

Решить логическую задачу

14

Урок 2.4

Навыки эвристического мышления. Необходимость вероятных рассуждений для поиска истины. Основные эвристические правила и операции (аналогия, обобщение, синтез. Фантазия. Эмпатия.

2

Написать мини сочинение

15

Урок 2.5

Как научиться решать нестандартные задачи. Планирование и алгоритм решения задачи. "Мозговой штурм". Алгоритм решения изобретательских задач. Приемы развития творческого воображения.

2

Сформулировать задачу на основе профессиональной проблемы

16

Урок 2.6

Практическое занятие №4. Отработка приемов развития творческого воображения и алгоритма решения изобретательских задач

3

Создать проект решения творческой задачи

Самостоятельная работа

Решение нестандартных задач по алгоритму

Составление вопросов к тексту

4



Тема 3


Учебно-информационные

умения

Содержание учебного материала

9



17

Урок 3.1

Работа с учебником. Работа с оглавлением, заданиями и вопросами, образцами, схемами, таблицами, данными в учебнике. Работа со словарем, самостоятельное составление плана, варианты опорных сигналов. Приемы систематизации учебного материала с использованием различных учебников.

2

Составить схему, таблицу или кроссворд по учебнику

18

Урок 3.2

Практическое занятие №5: Составление таблицы, схемы и плана с помощью учебника

3


19

Урок 3.3

Библиотечно-библиографические умения и навыки. Подбор дополнительную литературы к занятиям; техника работы со словарями, энциклопедиями. Обзор литературы по теме.

2

Составить библиографический список

20

Урок 3.4

Поиск и размещение информации в сети Интернет. Правила поиска информации. Учебные интернет-ресурсы. Технологии web-2.0.

2

Составить мультимедийный скрэпбук

с помощью сети Интернет


21

Урок 3.5

Фиксация учебной информации. Виды и формы конспектирования, общеупотребимые

условные обозначения и сокращения; методика опорного конспекта, плана конспекта-

схемы

2

Составить план-конспект

22

Урок 3.6

Практическое занятие №6. Составление опорного конспекта, пиктограммы,

3


23

Урок 3.7

Подготовка доклада. Определение темы, проблемы, системы обоснования результатов,

составление плана доклада.

2

Выбрать тему и составить план доклада

24

Урок 3.8

Реферирование. Основные требования к структуре реферативной работы. Составление

плана реферата. Техника работы над рефератом

2

Составить план реферата

25

Урок 3.9

Проектирование. Понятие проекта, виды проектов, структура проекта, методы работы

над проектом.

2

Разработать творческий или социальный проект

Самостоятельная работа

- работа с источниками информации (интернет, библиотека, СМИ)

- составление опорных схем и конспектов

- составление плана реферата, проекта

- подготовка публичного выступления

4



Тема 4

учебно-коммуникативные

умения

Содержание учебного материала

9



26

Урок 4.1

Дидактическое взаимодействие. Организация совместной учебной деятельности по решению учебных задач. Функции учебно-исследовательского общения (контактная, информационная, побудительная, координационная.)

1

Написать мини сочинение

27

Урок 4.2

Практическое занятие №7. Решение кейса в малых группах. Создание групповых проектов

3

Составить кейс. Разработать социальный проект

28

Урок 4.3

Техника устной речи. Ответы на вопросы различного характера; техника постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско - практическом занятии, к лектору. Выступление по плану подробно, сжато; создание различных по типу речи: (повествование, описание, рассуждение) связных высказываний.

2

Подготовить устное сообщение и вопросы к слушателям

29

Урок 4.4

Практическое занятие №8: Составление вопросов к тексту, кроссвордов

3

Составить рассказ




30

Урок 4.5

Правила публичного выступления. Секреты ораторского мастерства. Требования к публичному выступлению.

1

Подобрать информацию о секретах ораторского мастерства

31

Урок 4.6

Практическое занятие №9: тренинг «Вкусный оратор»

3

Повторить тренинговые упражнения

32

Урок 4.7

Создание мультимедийного сопровождения публичного выступления. Методика разработки презентаций, основные программы по разработке презентаций. Требования к презентации

2

Подготовить материалы для создания презентации

33

Урок 4.8

Практическое занятие № 10: Создание презентации к выступлению

3

Подготовиться к публичному выступлению

34

Урок 4.9

Практическое занятие №11: Защита реферата по заданной теме -публичное выступление

3




Самостоятельная работа

Подготовка к публичному выступлению

Составление плана устного выступления

Упражнения на развитие устной речи и навыков публичного выступления

5




Итого

51ч.




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор

  • комплект презентаций

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. - М. ., 1981.

  2. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалка. СПб: Речь, 2001.

  3. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. - Ростов - на - Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2007.

Дополнительные источники:

  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М., 1993.

Колмогорова Л.С., Гуляева Е.Н. От самопознания - к саморазвитию.Барнаул, 1997г.

2. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.

3. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. - М., 1980.

  1. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.М., "Сфера" 2002г.

  2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.

  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, "Образование - культура", 2002г.





4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать


- способы планирования и организации своей деятельности, определения ее основных задач;

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы

Приемы обоснованного доказательства,

методы самоконтроля и самопроверки

Устный опрос, тестирование

- приемы информационного поиска, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;

Проверка результатов выполнения практической работы

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы

- методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации;

Проверка результатов выполнения практической работы

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы

- способы развития собственной памяти, речи, внимания, воображения и мышления;

Тестирование

- структуру и требования к выполнению реферативных работ и проектов.

Проверка реферативной работы

- приемы самооценки и самоконтроля

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы

Уметь

- рационально планировать свою деятельность, самостоятельно выделять и формулировать ее задачи;

Проверка результатов выполнения практической работы

- организовывать свою учебную деятельность, выбирая наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Проверка результатов выполнения практической работы

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Проверка результатов выполнения практической работы

- составлять конспект текста, выступления, рецензию на ответ;

Проверка результатов выполнения практической работы

- грамотно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Проверка результатов выполнения практической работы

- формулировать вопросы по заданной проблеме

- выполнять реферативные работы и проекты

Проверка результатов выполнения практической работы

- контролировать, оценивать, корректировать процесс и результаты собственной деятельности.

Проверка результатов выполнения практической работы

5

© 2010-2022