- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Учись учиться
Программа учебной дисциплины Учись учиться
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мирецкая Е.А. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Профессиональное училище № 9 г.Черемхово
Утверждаю:
И. о. Директора ОГБОУ НПО ПУ № 9
_______________М.Н. Балабанова
«____»_________________2013г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
по профессии среднего профессионального образования
10011601 Парикмахер
Квалификация: Парикмахер
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года 5 месяцев
на базе основного общего образования
Черемхово, 2013
Программа учебной дисциплины «Учись учиться» разработана с целью развития у обучающихся первого курса общих компетенций и учебных навыков: организационных, информационных, познавательных и коммуникативных, обеспечивающих успешное освоение профессиональной программы, а также дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие личности обучающихся.
Разработчик:
Мирецкая Екатерина Алексеевна - методист, преподаватель
Рецензент:
Попова Ольга Леонидовна - к.п.н доцент кафедры профессионального образования и экономики образования ИИПКРО
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № _____от «___»________20____г.
Председатель МК _______________ Мирецкая Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учись учиться
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для подготовки обучающихся по профессии 10011601 Парикмахер, относящейся к социально-экономическому профилю.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы (ООП) ФГОС СПО
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рационально планировать свою деятельность, самостоятельно выделять и формулировать ее задачи;
- организовывать свою учебную деятельность, выбирая наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- составлять конспект текста, выступления, рецензию на ответ;
- грамотно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- формулировать вопросы по заданной проблеме
- выполнять реферативные работы и проекты
- контролировать, оценивать, корректировать процесс и результаты собственной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- способы планирования и организации своей деятельности, определения ее основных задач;
приемами обоснованного доказательства
методами самоконтроля и самопроверки
- приемы информационного поиска, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;
- методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации;
- способы развития собственной памяти, речи, внимания, воображения и мышления;
- структуру и требования к выполнению реферативных работ и проектов.
- приемы самооценки и самоконтроля
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
11
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
- работа с источниками информации (интернет, библиотека, СМИ)
- составление опорных схем и конспектов
- составление плана реферата, проекта
- подготовка публичного выступления
- выполнение упражнений на развитие устной речи, мышления, внимания, памяти
- Решение задач на развитие эффективного мышления
4
3
2
2
2
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Учись учиться
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
Домашнее задание
1
2
3
4
5
Тема 1 организация учебного труда.
Содержание учебного материала
10
1
Урок 1.1
Введение. Искусство учиться. Входная диагностика учебных навыков с помощью тестирования.
1
Составить самоанализ учебных навыков на основе результатов теста
2
Урок 1.2
Как заставить себя хорошо учиться. Целеполагание и мотивация. Определение учебных задач. Как ставить цели и достигать их. Роль целеполагания и планирования в организации учебного труда. Приемы самостоятельной мотивации.
2
Написать мини сочинение «Зачем мне нужно хорошо учиться »
3
Урок 1.3
Как управлять своим временем. Тайм-менеджмент. Приемы планирования времени. Ежедневное, декадное, месячное планирование. Решение повседневных задач.
2
Составить распорядок дня
4
Урок 1.4
Управление вниманием. Как научиться быть внимательным. Упражнения на развитие внимания. Необходимость и полезность внешнего контроля как образца для выработки внутреннего контроля за своими учебными действиями и профессиональными поступками.
2
Подготовить устное сообщение «Как развивать внимание»
5
Урок 1.5
Самоконтроль, и самопроверка. Необходимость самоконтроля и самооценки для успешной учебной деятельности. Как оценить себя. Методы самопроверки и самооценки
2
Заполнить таблицу самооценки
6
Урок 1.6
Развитие памяти. Память как необходимый инструмент в учебной деятельности. Можно ли развивать память. Методы и приемы рационального запоминания.
2
Найти информацию о приемах развития памяти
7
Урок 1.7
Практическое занятие № 1: Тренинг - выполнение упражнений на развитие внимания и памяти
3
Повторить тренинговые упражнения
8
Урок 1.8
Восприятие учебной информации. Аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия информации. Способы определения ведущего канала восприятия учебной информации.
2
Найти информацию о приемах развития восприятия
9
Урок 1.9
Практическое занятие №2: тренинг-Выполнение упражнений на восприятие учебной информации
3
Повторить тренинговые упражнения
10
Урок 1.10
Учебная и исполнительская дисциплина. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность обучающихся; структура образовательного учреждения, система организации учебной деятельности. Культура внешнего вида, подготовка к занятиям. Технология самостоятельной работы, рейтингового контроля, учебно-исследовательского сотрудничества.
1
Подготовиться к тесту
Самостоятельная работа
Упражнения по тайм - менеджменту и постановке учебных задач
выполнение упражнений на развитие устной речи, мышления, внимания, памяти
6
Тема 2
Познавательные умения
Содержание учебного материала
6
11
Урок 2.1
Умение мыслить. Основные способы мышления, виды и формы мышления. Операции мышления. (Сравнение, анализ, конкретизация и обобщение).
1
Подготовить устное сообщение
12
Урок 2.2
Практическое занятие №3: Составление сравнительных таблиц, анализ предложенной информации
3
Составить таблицу
13
Урок 2.3
Навыки логического мышления. Закономерности логического мышления, видо-родовые отношения понятий, логические правила определений, структура определений и способы их построения. Правильная схема рассуждений Выделение свойств в предметах и явлениях (общие и отличительные признаки, существенные и несущественные), приемы сравнения.
2
Решить логическую задачу
14
Урок 2.4
Навыки эвристического мышления. Необходимость вероятных рассуждений для поиска истины. Основные эвристические правила и операции (аналогия, обобщение, синтез. Фантазия. Эмпатия.
2
Написать мини сочинение
15
Урок 2.5
Как научиться решать нестандартные задачи. Планирование и алгоритм решения задачи. "Мозговой штурм". Алгоритм решения изобретательских задач. Приемы развития творческого воображения.
2
Сформулировать задачу на основе профессиональной проблемы
16
Урок 2.6
Практическое занятие №4. Отработка приемов развития творческого воображения и алгоритма решения изобретательских задач
3
Создать проект решения творческой задачи
Самостоятельная работа
Решение нестандартных задач по алгоритму
Составление вопросов к тексту
4
Тема 3
Учебно-информационные
умения
Содержание учебного материала
9
17
Урок 3.1
Работа с учебником. Работа с оглавлением, заданиями и вопросами, образцами, схемами, таблицами, данными в учебнике. Работа со словарем, самостоятельное составление плана, варианты опорных сигналов. Приемы систематизации учебного материала с использованием различных учебников.
2
Составить схему, таблицу или кроссворд по учебнику
18
Урок 3.2
Практическое занятие №5: Составление таблицы, схемы и плана с помощью учебника
3
19
Урок 3.3
Библиотечно-библиографические умения и навыки. Подбор дополнительную литературы к занятиям; техника работы со словарями, энциклопедиями. Обзор литературы по теме.
2
Составить библиографический список
20
Урок 3.4
Поиск и размещение информации в сети Интернет. Правила поиска информации. Учебные интернет-ресурсы. Технологии web-2.0.
2
Составить мультимедийный скрэпбук
с помощью сети Интернет
21
Урок 3.5
Фиксация учебной информации. Виды и формы конспектирования, общеупотребимые
условные обозначения и сокращения; методика опорного конспекта, плана конспекта-
схемы
2
Составить план-конспект
22
Урок 3.6
Практическое занятие №6. Составление опорного конспекта, пиктограммы,
3
23
Урок 3.7
Подготовка доклада. Определение темы, проблемы, системы обоснования результатов,
составление плана доклада.
2
Выбрать тему и составить план доклада
24
Урок 3.8
Реферирование. Основные требования к структуре реферативной работы. Составление
плана реферата. Техника работы над рефератом
2
Составить план реферата
25
Урок 3.9
Проектирование. Понятие проекта, виды проектов, структура проекта, методы работы
над проектом.
2
Разработать творческий или социальный проект
Самостоятельная работа
- работа с источниками информации (интернет, библиотека, СМИ)
- составление опорных схем и конспектов
- составление плана реферата, проекта
- подготовка публичного выступления
4
Тема 4
учебно-коммуникативные
умения
Содержание учебного материала
9
26
Урок 4.1
Дидактическое взаимодействие. Организация совместной учебной деятельности по решению учебных задач. Функции учебно-исследовательского общения (контактная, информационная, побудительная, координационная.)
1
Написать мини сочинение
27
Урок 4.2
Практическое занятие №7. Решение кейса в малых группах. Создание групповых проектов
3
Составить кейс. Разработать социальный проект
28
Урок 4.3
Техника устной речи. Ответы на вопросы различного характера; техника постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско - практическом занятии, к лектору. Выступление по плану подробно, сжато; создание различных по типу речи: (повествование, описание, рассуждение) связных высказываний.
2
Подготовить устное сообщение и вопросы к слушателям
29
Урок 4.4
Практическое занятие №8: Составление вопросов к тексту, кроссвордов
3
Составить рассказ
30
Урок 4.5
Правила публичного выступления. Секреты ораторского мастерства. Требования к публичному выступлению.
1
Подобрать информацию о секретах ораторского мастерства
31
Урок 4.6
Практическое занятие №9: тренинг «Вкусный оратор»
3
Повторить тренинговые упражнения
32
Урок 4.7
Создание мультимедийного сопровождения публичного выступления. Методика разработки презентаций, основные программы по разработке презентаций. Требования к презентации
2
Подготовить материалы для создания презентации
33
Урок 4.8
Практическое занятие № 10: Создание презентации к выступлению
3
Подготовиться к публичному выступлению
34
Урок 4.9
Практическое занятие №11: Защита реферата по заданной теме -публичное выступление
3
Самостоятельная работа
Подготовка к публичному выступлению
Составление плана устного выступления
Упражнения на развитие устной речи и навыков публичного выступления
5
Итого
51ч.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор
-
комплект презентаций
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. - М. ., 1981.
-
Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалка. СПб: Речь, 2001.
-
Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. - Ростов - на - Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2007.
Дополнительные источники:
-
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М., 1993.
Колмогорова Л.С., Гуляева Е.Н. От самопознания - к саморазвитию.Барнаул, 1997г.
2. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
3. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. - М., 1980.
-
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.М., "Сфера" 2002г.
-
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.
-
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, "Образование - культура", 2002г.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знать
- способы планирования и организации своей деятельности, определения ее основных задач;
Проверка результатов выполнения самостоятельной работы
Приемы обоснованного доказательства,
методы самоконтроля и самопроверки
Устный опрос, тестирование
- приемы информационного поиска, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;
Проверка результатов выполнения практической работы
Проверка результатов выполнения самостоятельной работы
- методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации;
Проверка результатов выполнения практической работы
Проверка результатов выполнения самостоятельной работы
- способы развития собственной памяти, речи, внимания, воображения и мышления;
Тестирование
- структуру и требования к выполнению реферативных работ и проектов.
Проверка реферативной работы
- приемы самооценки и самоконтроля
Проверка результатов выполнения самостоятельной работы
Уметь
- рационально планировать свою деятельность, самостоятельно выделять и формулировать ее задачи;
Проверка результатов выполнения практической работы
- организовывать свою учебную деятельность, выбирая наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
Проверка результатов выполнения практической работы
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Проверка результатов выполнения практической работы
- составлять конспект текста, выступления, рецензию на ответ;
Проверка результатов выполнения практической работы
- грамотно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Проверка результатов выполнения практической работы
- формулировать вопросы по заданной проблеме
- выполнять реферативные работы и проекты
Проверка результатов выполнения практической работы
- контролировать, оценивать, корректировать процесс и результаты собственной деятельности.
Проверка результатов выполнения практической работы
5