- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка уроков по обществознанию с применением проектной технологии
Методическая разработка уроков по обществознанию с применением проектной технологии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ПОНОМАРЕВА С.Л. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические разработки уроков обществознания
с применением проектной технологии
Автор: преподаватель обществознания и права
ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского
хозяйства и отраслевых технологий»
Пономарева Светлана Леонидовна
Тема «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»
«Автомеханики» группа 2-14
Возрастная группа: 10 класс.
Материально-техническое оснащение: учебные пособия по обществознанию, учебники и энциклопедии по истории, Интернет-ресурсы.
Цели проекта:
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- формирование представлений о признаках правового государства, его отличии от государств с недемократическими политическими режимами;
- обсуждение вопроса о том, каково положении личности в правовом и неправовом государствах, каковы пути становления правового государства, от каких факторов это зависит, можно ли считать современную Россию правовым государством.
Временные рамки: 2 урока.
Введение в проект (1 урок)
Занятие «Правовое государство».
Ход занятия
1 . Проблемная беседа.
Преподаватель. Томасу Гоббсу принадлежит высказывание: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Как вы его понимаете? Соотнесите это положение с темой
занятия. (Высказывания учащихся.)
Рассмотрев тему «Правовое государство», вы сможете:
- объяснить значение понятий «правовое государство», «тоталитарное правопонимание», «естественное право», «гуманистическое правопонимание», «презумпция невиновности», «свобода», «ответственность»;
- объяснить сущность права как меры свободы и справедливости;
- выделить признаки, присущие правовому и неправовому
государствам, сравнить их;
- работать в группе, выступать публично;
- работать с документами;
- разбирать ситуации, связанные с осуществлением принципа презумпции невиновности;
- задуматься о своем вкладе в построение правового государства и активном участии в политической и экономической жизни страны.
Послушайте притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций. |
- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина...»
Преподаватель.Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора! Конфуций? (Предположения учащихся.)
«... - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра».
Т. Гоббс назвал такой тип государства Левиафаном, сравнив его с фантастическим чудовищем. Однако не всякое государство можно назвать Левиафаном. В последней трети XX века во многих странах мира сложились государства с особыми признаками, которые в совокупности характеризуются как правовые государства.
- Какие смысловые значения имеет понятие «право»? (Править, управлять + правда, справедливость.) Таким образом, право является правом, поскольку устанавливает правильные отношения между людьми - единый, равный порядок в обществе. Право также призвано быть воплощением правды и справедливости. Наконец, право в самом широком смысле выступает как мера свободы человека, определяющая его права, обязанности, ответственность.
Проблема прав человека сопровождала человечество всю его долгую историю. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
Центральной идеей теории правового государства является идея естественных прав человека. Главный вопрос - соотношение права и закона. Есть две позиции: тоталитарное правопонимание и гуманистическое право.
Задание: вставьте в предложенный текст пропущенные слова.
ТОТАЛИТАРНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ
Между правом и законом нет различия: «Право есть совокупность законов, исходящих от государства». Поскольку право - это законы, а законы устанавливаются и охраняются ..., понятно, что ... есть продукт государственной деятельности. Из этого следует, что государство, произвольно, по своему усмотрению устанавливая ... , само предоставляет («дарует») гражданам те или иные ... или лишает их ... .
В таких условиях права человека жестко ... властью, какая-либо ответственность власти перед ... отсутствует, а сами ... рассматриваются в качестве «винтиков» государственной машины. Вся ... сосредоточивается в руках государственной или партийной элиты, ... властей практически отсутствует, управление максимально централизовано, политический плюрализм (многообразие) заменен господством ... партии, разрешена только ... , официальная идеология, инакомыслие жестоко ... . Проводимые выборы реального значения не имеют.
Преподаватель. Другой подход к построению государства называется гуманистическим. Гуманизм - исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества. Гуманизм предполагает веру в то, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Гуманное общество - это общество справедливое, в котором главное - человек, его благо. Чем большему количеству людей общество может дать все необходимое для подлинного человеческого существования, для разнообразных проявлений в них лучшего, доброго, светлого, тем она гуманнее.
Задание: вставьте в предложенный текст пропущенные слова.
ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПРАВА
Сторонники гуманистического подхода полагают, что право не тождественно ...и означает нечто большее. Закон, утверждают они, является только одной из форм выражения .... Есть и иные формы ....
Законы, установленные ..., относятся к творениям самого человека и называются позитивным (положительным, реалъным) правом. Однако не все формы ... созданы людьми. Существует еще никем не созданное естественное ... . Им обладают люди в силу самого факта своего ... -от природы.
Закон, не отвечающий ценностям ... права, не является ... . Высшая же ценность права - это ..., его ..., а значит, неотъемлемые права. Достоинство ... никогда не может быть принесено в жертву интересам... .
Задание: составьте таблицу «Права человека в неправ вом и правовом государстве».
Линия сравнения
Государство неправовое
(тоталитарное
правопонимание)
Государство правовое (гуманистическое правопонимание)
Происхождение прав человека
Основные права определяются и устанавливаются государственной властью
Основные права имеют естественное происхождение (то есть присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах
Соотношение права и закона
Право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от их качества
Право производно от основных прав человека, включает только правовые нормативные акты
Сущность права
Право - возведенная в закон воля господствующего класса
Право - мера свободы
Главное предназначение права
Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле
Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества
Соотношение государства и права
Право рождается в «коридорах» государственной власти и полностью подчинено ей
Право зарождается в силу требований самой жизни, оно выше государства
Задание. Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:
- в сфере государственного устройства: «Государство должно быть правовым, с разделением властей»;
- в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и государство обязаны подчиняться строго определенным и общепринятым ограничениям - правовым законам, и это разумное ограничение есть подлинная свобода»;
- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами».
Вопросы:
1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное определение и сохранение границ свободы?
2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел
природы?
3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ свободы?
Вывод. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.
Задание. Опираясь на текст, отметьте, какие принципы правового государства нашли отражение в следующих статьях Конституции РФ:
Ст. 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ст. 7.
1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 18.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Задание. Докажите или опровергните истинность следующих положений:
-
Свобода есть возможность делать все что хочется.
-
Свобода есть право делать все, что дозволено законом.
-
Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.
-
Свобода есть независимость от заветов Бога.
-
Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Преподаватель.Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.
Всеобщая декларация прав человека, ст. 29: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали».
Задание. Прочитайте документ. Дайте современную интерпретацию признакам правового государства.
Философы XVII-XVIII вв. Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант выдвинули ряд принципиальных положений, заложивших основы теории правового государства. Согласно этому, целью государства является:
- обеспечение торжества права, требованиям которого оно должно подчиняться;
- каждое лицо, независимо от его социального положения, обладает совокупностью прирожденных (естественных) прав, вечных и неизменяемых, независимостью от чужой воли, свободой самоопределения, настолько широкой, насколько она совмещается со свободой других;
- между государством и гражданином заключается своего рода договор, согласно которому все вместе и каждый в отдельности делегирует государству свою внешнюю свободу, так как это неизбежно для всякого сообщества;
- способом достижения правового государства является разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство), судебную (суд присяжных). Каждая из них имеет право на автономию, не выходя за пределы отведенной ей компетенции.
Работа со схемой «Динамика развития демократического конституционного государства»:
I этап. Государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в своих руках. На этой стадии устанавливается внутренний мир. Государство строится как государство.
II этап. Государство становится конституционным, когда этот «Левиафан» (Т. Гоббс) создает условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека.
III этап. С проведением в жизнь принципа суверенитета народа и с завоеванием всеобщего избирательного права оно становится демократическим государством.
IV этап. Государство дополняется компонентами социального государства, государства «всеобщего благоденствия».
Реализация проекта (2 урок).
Преподаватель. Мы рассмотрели теоретические аспекты темы «Правовое государство». Предлагаю вам принять участие в проекте, в ходе реализации которого вы сможете:
- научиться различать государства с разными политическими режимами;
- назвать существенные признаки правового государства;
- объяснить, какие условия необходимы для становления правового государства;
- определить положение личности в правовом и в недемократическом государстве;
- выразить мнение о важности становления правого государства, о том, какими качествами должен обладать гражданин правового государства.
Формирование творческих групп. Определение заданий.
Задание 1-й группе:
1. Дайте определение понятию «демократический режим».
2. Назовите признаки демократического режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в демократическую страну. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Задание 2-й группе:
1. Дайте определение понятию «авторитарный режим».
2. Назовите признаки авторитарного режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в страну с авторитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Задание 3-й группе:
1. Дайте определение понятию «тоталитарный режим».
2. Назовите признаки тоталитарного режима.
3. Представьте, что вы совершили поездку в страну с тоталитарным режимом. Проанализируйте, как там общаются люди, о чем пишут газеты, что показывают по телевизору, что наблюдается на улицах, в магазинах, в других учреждениях.
Материал для работы групп.
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Демократический
Недемократический (авторитарный)
Недемократический (тоталитарный)
1
2
3
Многопартийность, сменяемость партий у власти
Допускается многопартийная структура, но оппозиция подавляется, если она противоречит режиму
Господство одной идеологии, однопартийная система. Массовые репрессии против тех, кто выступает против господствующей идеологии или не принадлежит к определенной партии, нации, классу
Признание народа высшим источником власти, которую он осуществляет через выборы. Правительство, основанное на согласии управляемых
Базирование власти на популярности одной политической фигуры или могуществе одной политической Труппы, опирающейся на силовые структуры
Культ вождя
Признание широких прав и свобод. Всеобщее избирательное право
Наличие определенных свобод в сфере политического и личностного поведения при условии отсутствия конфронтации с властью
Ограничение политических свобод или их полная ликвидация
Справедливое судопроизводство
Отсутствие независимого судопроизводства и равенства людей перед законом
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, при котором они должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга
Командно-административные методы управления
Гласность, открытость, возможность свободно высказывать свое мнение
Всякое инакомыслие подавляется. Используются внесудебные методы расправы с людьми
Многообразие форм собственности, наличие свободного рынка, свободной конкуренции
Наличие разных форм собственности, находящихся под контролем государства
Мгновенная или постепенная ликвидация частной собственности
Свободная независимая
пресса.
Наличие оппозиции,
критикующей власть,
выражающей иной
взгляд на решение тех
или иных проблем
Существование альтернативных источников информации, но запрещение открыто оппозиционных. Средства массовой информации осуществляют пропаганду идей правящей партии
Полная монополия власти на средства массовой информации.
Постоянный поиск внешних и внутренних врагов для поддержания мобилизационного состояния общества
Представление результатов проекта
Каждая группа представляет словесный портрет «своего» типа государства, а также защищает плакат-коллаж:
«Статус личности в ___________________________ государстве».
(указывается тип государства)
Литература:
-
Боголюбов Л.Н. Обществознание 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2007.
-
Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы. М.. 2008
-
Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 8-11 классы. М., 2008.
-
Северина О.А. Обществознание. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2008.
-
Е.А. Певцова Основы правовой культуры. (в 2-х частях) М. «Русское слово». 2007
Тема «ВЫДАЮЩАЯСЯЛИЧНОСТЬ»
«Контролеры банка» 15-14
Предметная область: обществознание.
Форма продуктов проектной деятельности: устный журнал «В мире замечательных людей».
Возрастная группа: 9 класс.
Время работы: краткосрочный проект, 2 урока
Материально-техническое оснащение: историческая, публицистическая литература, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.
Цели проекта:
- развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассуждать, делать выводы;
- рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности;
- сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.
Реализация проекта:
1. Введение в проект.
2. Формирование творческих групп.
3. Представление результатов проекта.
Введение в проект Урок 1.
Ход урока
Преподаватель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.
Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество. О человеке иногда говорят и как об индивидуальности. Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.
Слово «личность» (лат. persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.).
Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.
Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т. д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т. д.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту, характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический портрет личности.
Практикум «Темперамент. Чувства. Способности».
Задание 1. Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
Слова для справок: повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, малая активность, вялость, выразительность мимики, ярко выраженная жестикуляция, молчаливость, чувствительность, возбудимость
Задание 2. На основании характеристик определите тип темперамента:
а) Виктор, ученик 7 класса. Медлителен. Походка неторопливая. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руку не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Сам не обижает ребят, но к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для друзей ленится что-то сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не очень
быстро. Требуется несколько раз повторить новый материал, после чего задание выполняет правильно. Любит порядок.
б) Борис, ученик 7 класса. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. От смеха резко переходит к гневу. Очень инициативен. Любознателен. Любит получать хорошие отметки. Не может сдерживать свои эмоции.
в) Саша, ученик 7 класса. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, часто плачет, расстраивается по каждому поводу. Очень обидчив. Мечтатель. Покорно подчиняется всем правилам. Не верит в свои силы. Если встречаются трудности, легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца.
Задание 3. Приведите примеры из сказок, фильмов, литературных произведений, где дети обладали теми или иными способностями.
Задание 4. Перечислите, какие вы знаете эмоции и чувства, составьте с этими словами предложения.
Задание 5. Произнесите предложение «Сегодня идет дождь» с разными чувствами (с грустью, радостно, удивленно и т. д.).
Учитель: Мы сегодня познакомились с очень важными для каждого человека понятиями. На следующем уроке мы продолжим изучением темы
Формирование творческих групп Урок 2.
Ход урока
Учитель. Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен немало. Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:
• ответить на во п р о с ы:
- Какого человека называют «выдающейся личностью»?
- Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?
• соотнести конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
• высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.
Вопросы для обсуждения в каждой группе:
1. Кого называют личностью?
2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?
Материал для 1-й группы.
«...Отправившись в «великое посольство», Петр I посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.
- Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий. - В том, что я царь, моей заслуги нет, на; то воля Божья. А вот звание корабельного мастера я сам себе добыл своими руками...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означают слова русского императора?
Материал для 2-й группы.
«С ранних лет к Леонардо да Винчи были приставлены учителя, которые учили мальчика чтению, письму, арифметике, латыни и музыке. Каждое утро начиналось с занятий. Он быстро справлялся со всеми заданиями и всё оставшееся время посвящал рисованию и лепке. Его детские пальцы с удивительной точностью лепили из бесформенных кусков глины фигурки собак, лошадок и людей. Одаренность ребенка была настолько очевидна, что Леонардо отдали в ученики к знаменитому скульптору и живописцу Андрею Варроккьо. Ученику приходилось трудиться с утра до ночи, и Леонардо работал сосредоточенно и упорно.
Особенно больших успехов Леонардо достиг в живописи. В 20 лет его уже провозглашают «мастером», то есть профессионалом своего дела. Самые знаменитые его шедевры - «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Благовещение». Помимо живописи он имел познания в математике, физике и оптике. Он изобрел пропорциональный циркуль и прибор для вычерчивания параболы. Он часто повторял: «Механика - рай математических наук», и занимался ею постоянно. Его даже считают величайшим инженером всех времен. Он ввёл понятие силы трения. Леонардо да Винчи изобрел несколько типов станков для прядения и ткачества, выдвижную пожарную лестницу, землечерпалку, снаряжение для водолазных работ, построил модель планера. О нём отзывались как о необыкновенно красивом человеке, прекрасном пловце, искусном всаднике, фехтовальщике, острослове и блестящем рассказчике, танцоре, певце и поэте, математике, гениальном художнике, астрономе, геологе, ботанике, военном инженере, мыслителе... Умирая весной 1519 г., он сокрушался, что сделал так мало в своей жизни и просил за это прощения у Бога и людей».
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью?
Материал для 3-й группы.
«В России конца XIX века Сергей Александрович Рачинский был известен как педагог, создатель уникальной школы для крестьянских детей. Культурное значение его деятельности было велико - крупный ученый-ботаник, профессор, философ, литератор, музыкант, поэт.
Большой удачей для детей села Татево и окрестных деревень оказалось то, что дело их школьного образования попало в руки человека, который как никто другой был к нему предназначен, о котором все знавшие его вспоминают как о подвижнике, о человеке удивительно высоких нравственных устоев, о духовном деятеле.
Крестьянские дети стали его семьей, он не только учил их, но и заботился об их дальнейшей судьбе.
Рачинский любил своих учеников, любовался ими, восхищался их способностями, тяготением к высокому нравственному идеалу...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? В чём С. А. Рачинский видел смысл своей жизни?
Материал для 4-й группы.
«С. И. Мамонтов был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал театральное искусство, живопись. Покровительствовал русским художникам, коллекционировал их картины.
Познакомившись в 1873 году с В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским, он организовал в своем имении Абрамцево мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики, скульптуры. Образовался так называемый Абрамцевский художественный кружок. Там жили и работали братья Васнецовы, Антокольский, Поленов, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков, а также Врубель, которого открыл и поддержал Савва Иванович. Художники жили там подолгу, зачастую с семьями. Здесь были созданы многие шедевры мировой живописи. Абрамцево при Мамонтовых стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры.
Именно Мамонтов открыл и поддержал Шаляпина как оперного певца. Савве Ивановичу удалось путем постоянных поисков создать сильный оперный коллектив. Из его Частной оперы вышли многие знаменитые певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах.
Шаляпин, выступая по случаю победы на конкурсе оперного искусства в Лондоне в 1933 году, произнес речь, посвященную Мамонтову: «...Я хочу вспомнить о своем друге и учителе Савве Ивановиче Мамонтове... Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству...»
- Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Какую роль в развитии отечественной культуры сыграл С. И. Мамонтов?
Представление результатов проекта
1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
2.Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:
1) О ком хотят рассказать участники проекта?
2) В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
3) Почему этого человека признают выдающейся личностью?
4) Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха в жизни?
5) Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?
Оценивание проекта преподавателем и студентами. Процесс самооценки
Литература:
-
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 9-11 классы. М., 2009.
-
Обществознание 10 класс / под. Ред. Боголюбова Л.Н., М., 2008.
-
Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 9-11 классы. М., 2008.
-
Северина О.А. Обществознание. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2008