• Преподавателю
  • Другое
  • Программа внеурочной деятельности 5 класс по духовно-нравственному воспитанию История родного края

Программа внеурочной деятельности 5 класс по духовно-нравственному воспитанию История родного края

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Увельская средняя общеобразовательная школа № 1


«Согласовано»

зам. директора по

ВР__________Щеголева Е.А.

«__»______2015

«Утверждаю»

Директор ___________Новиков В.М.

«___»___________2015 г.









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

5 КЛАСС






Автор-составитель:

Курканина В.А. учитель биологии

высшей категории


2015-2016 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в году), количество недельных часов - 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники;

  • трудовой десант;

  • экскурсии

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь.

При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Структура курса

Введение. Что такое краеведение (1 час).

Тема 1. Малая Родина (20 часов).

С чего начинается родина. Страницы истории Увельского района. Сказание о стороне казачьей. История и судьбы земляков. Поселок Увельский в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Туристские маршруты. Памятники природы. Хозяйственная деятельность обитателей нашего края.

Тема 2. Я и моя семья (3 часа).

Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.

Тема 3. Наша школа (9 часа).

История моей школы. Школа в годы ВОВ. Первые выпускники. Выпускники медалисты. Символика родной школы. Школьные традиции.

Подведение итогов (1 час).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

  • называть 2-3 достопримечательности края;

  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

  • охранять природу родного микрорайона;

  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Тематическое планирование курса (34 часа)


Название разделов, тем, занятий

Количество

часов

Введение в курс. Что изучает краеведение

Тема 1. Малая родина

  1. С чего начинается родина. История открытия нашего края.

  2. Страницы истории Увельского района. Экскурсия в районный краеведческий музей.

3. Сказание о стороне казачьей. Экскурсия в Дом народного творчества.

4. История и судьбы земляков. Встреча с интересными людьми поселка.

5.Поселок Увельский в годы ВОВ. Экскурсия в районный краеведческий музей.

6. Земляки - участники ВОВ. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

7. Туристские маршруты. Экскурсия в районную библиотеку.

8. Памятники природы. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

9. Предприятия района. Встреча с интересными людьми.

10. Памятники истории и архитектуры.

11. Защита проекта «Моя малая Родина».

Тема 2. Я и моя семья

  1. Моя семья.

  2. «Старая фотографии рассказали». Семейные реликвии. Памятные вещи.

  3. Защита проекта « Моя родословная».

Тема 3. Наша школа

  1. История моей школы. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

  2. Школа в годы ВОВ. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

  3. Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. Трудовой десант. Возложение цветов к обелиску.

  4. Гордость школы - выпускники медалисты. Встреча с выпускниками школы.

  5. Школьные традиции.

  6. Конкурс рисунков и фотографий «Наша школа».

Подведение итогов. Устный журнал «С чего начинается Родина»

1 час


20 часов

1 час

2 часа

2 часа


2 часа

2 часа


1 час


2 часа


2 часа


3 часа


1 час

2 часа


3 часа

1 час

1 час


1 час



9 часов

2 часа


2 часа


1 час


1 час


2 часа



1 час


34 часа



Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  • Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца 18 века: учебное пособие для учащихся 6-7 классов. - Екатеринбург: «Сократ», 2006 год.

  • Моисеев А.П, Драгунов А.В.. Книга для чтения по краеведению: Южноуральская панорама событий и достижений. Выпуск 1. - Челябинск: АБРИС, 2007 год.

  • 2. Левит А.И.. Южный Урал: география, экология, природопользование. Учебное пособие, - Челябинск, 2005 год.

  • Андреева М.А., Маркова А.С.: География Челябинской области. Учебное пособие для учащихся 7 - 9 классов основной школы. - Челябинск, 2002 год.

  • Лютов В.В., Вепрев О.В.. Забытые тайны Южного Урала. - Челябинск: Книга. 2011 г.

  • Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. - Челябинск: Абрис, 2006.

  • Гитис М.С., Моисеев А.П. Челябинская область. Краткий справочник.- Челябинск: Абрис, 2006.

  • Тренин М.А.: Край Увельский - Отчизны частица. 1 - 5 том.Челябинск, 1997 год.

  • Челябинская область: энциклопедия/ гл.ред.Бочкарев К.Н.. - Челябинск: Каменный пояс, 2008.


© 2010-2022