• Преподавателю
  • Другое
  • Программа летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Исследуй свой мир!» Номинация: образовательные программы детских объединений в каникулярный период

Программа летнего отдыха, оздоровления и занятости детей «Исследуй свой мир!» Номинация: образовательные программы детских объединений в каникулярный период

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Подсосенская средняя общеобразовательная школа»









Программа летнего отдыха, оздоровления и занятости детей

«Исследуй свой мир!»

Номинация: образовательные программы детских объединений в каникулярный период.




Красноярский край

Назаровский район

Автор программы:

Тихая Ирина Александровна - учитель математики. Место работы:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Подсосенская средняя

общеобразовательная школа».

с. Подсосное, ул. Школьная №7

2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3

  2. Цели и задачи программы……………………………………………..5

  3. Содержательная часть………………………………………………….6

  4. Литература……………………………………………………………..15







Пояснительная записка.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений и инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагают на образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Исследовательская деятельность способствует развитию этих качеств. То, чему научится школьник, позволит ему задать определенность собственного будущего. Поскольку в ходе исследования происходит столкновение с открытыми ситуациями и возникает необходимость планировать варианты решения, опробовать и анализировать результат, то именно исследование позволяет достичь качественных результатов в учебном процессе и повседневной жизни.

Посредством исследовательской деятельности ребята получат новые знания с использованием научного метода и определенные компетентности. Только те знания остаются с человеком «на всю жизнь», которые получены самостоятельным путем. Учебное исследование школьника - это исследование, как в плане содержательного решения задачи, так и в плане преодоления препятствий. От научного исследования учебное отличается лишь тем, что школьник только начинает погружаться в деятельность, осваивая как язык, методы и логику рассуждений, так и осиливая затруднения и разочарования.

С методической точки зрения исследование было бы интересно проводить с использованием современных образовательных технологий, например, проблемного обучения.

Выбор такого направления как исследовательская деятельность на площадке школьного лагеря дневного пребывания оказался не случайным. Ребята с интересом относятся к этому роду деятельности, желают в ней участвовать, однако не всегда понимают, что такое исследование. Именно непонимание становится барьером для получения нового опыта. Развить познавательный интерес к этому виду деятельности одна из приоритетных задач данной программы. Во время занятий ребята смогут взглянуть на мир, который нас окружает не с теоретической точки зрения, а практической. Приобретут новые знания по предметам естественнонаучного и математического цикла, продолжат развитие коммуникативных компетентностей, умения позиционировать себя в личностном и профессиональном контексте и весело проведут время, общаясь со своими сверстниками. Работа в данном направлении планируется с ребятами 10-15 лет, поскольку у них уже есть определенный багаж знаний и умений. На занятиях будут проходить тренинги и исследования. Школьники будут работать в группах, у каждого члена группы будет своя определенная роль. По завершению каждая группа должна будет представить презентацию или видеоролик о ходе и результатах работы на любую тему из программы «Исследуй свой мир!». Исследовательская деятельность представляет собой широкий фронт для творческого поиска. В ходе реализации программы ребята смогут раскрыть свои уникальные способности, а также усовершенствуют умение позиционировать себя в коллективе.



Цели и задачи программы.

Цель:

Развитие творческих способностей и компетентностей в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся по предметам математического и естественнонаучного цикла.

  2. Научить детей более профессионально работать с различными источниками информации.

  3. Продолжить развитие коммуникативных компетентностей учащихся.

  4. Продолжить формирование умения анализировать и обрабатывать полученные результаты.

  5. Продолжить развитие творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении и самореализации детей.

  6. Развитие толерантности в отношении друг с другом и сплочение детского коллектива.




Содержательная часть.

Целевой группой программы являются на учащихся 6 - 8 классов (10 - 15 лет).

Группа учащихся разбивается на три группы (реализация разбиения на группы происходит на основании результатов тренинга групповой работы), внутри каждой группы происходит распределение ролей:

  • научный руководитель (1 учащийся);

  • лаборант (2 учащихся);

  • аналитик (1 учащийся);

  • корреспондент (1 учащийся).

Каждая группа должна представить свою эмблему и девиз.

Программа реализуется в три этапа:

I этап - Организационный.

Задачами организационного этапа являются включение детей в исследовательскую деятельность, адаптация к режиму работы и правилам поведения в группах, создание позитивного эмоционального настроя, стимулирование детей к самореализации.

Организационный этап включает:

1. Проведение тренинга.

2. Формирование групп.

3. Знакомство с тематикой исследований, формой работы.

II этап - Основной.

Задачи основного периода совпадают с задачами организационного. Основной этап дополнительно включает практическое осуществление программы.

Основной этап включает:

1. Проведение исследований по предложенным темам программы.

2. Оформление презентаций или видеороликов.

III этап - Итоговый.

Задачами итогового периода является фиксирование ситуации успеха каждого ребёнка в том или ином виде деятельности, стимулирование их к дальнейшему развитию компетентностей и самореализации.

Итоговый этап включает:

1. Мероприятие по подведению итогов коллективных работ.

2. Чествование ребят со стороны коллектива.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип самореализации означающий:

  1. осознание детьми целей и перспектив деятельности.

  2. добровольность включения школьников в деятельность.

  3. обязательный учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

  4. создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

  5. признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

  1. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:

  1. предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.

  2. взаимоуважение всех участников воспитательного процесса.

3. Принцип творческой индивидуальности (творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал).

Актуальность

Образование в школе ученикам необходимо для того, чтобы освоить такие способы действия, которые будут полезны в дальнейшей жизни. То, чему научится ученик, позволит ему задать определенность собственного будущего. Поскольку в ходе исследования происходит столкновение с открытыми ситуациями и возникает необходимость планировать варианты решения, опробовать и анализировать результат, то именно исследование позволяет достичь качественных результатов в образовании.

Посредством исследовательской деятельности учащиеся получат новые знания с использованием научного метода. Только те знания остаются с человеком «на всю жизнь», которые получены самостоятельным путем. Учебное исследование школьника - это исследование, как в плане содержательного решения задачи, так и в плане преодоления препятствий. От научного исследования учебное отличается лишь тем, что школьник только начинает погружаться в деятельность исследования, осваивая как язык, методы и логику рассуждений, так и осиливая затруднения и разочарования.

С методической точки зрения исследование было бы интересно проводить в контексте проблемного обучения. Когда ставится какая-то неоднозначная задача, выдвигается гипотеза, проводится исследование с изучением литературы по данному вопросу. Затем происходит оформление результатов работы.

Учебное исследование школьника не может существовать отдельно без научного исследования, в противном случае оба вида исследования, бессмысленны. Так как не происходит непрерывного потока молодых талантов в научное общество. У учащихся была бы большая заинтересованность и мотивация в учебном исследовании, если бы существовало тесное сотрудничество с ВУЗом. Учебные исследования могли бы являть частью научных исследований, которые проходят на базе ВУЗов. К тому же, талантливые и способные учащиеся имели бы возможность реализовать себя в рамках школы, углубить свои знания по интересующим их наукам. Учебные исследования школьников являются важными составляющими образовательного процесса.

Проблемы

Учащиеся не умеют самостоятельно работать с источниками информации, выделять из предложенного материала главные мысли, достойно позиционировать себя в личностном и профессиональном контексте.

Причина: низкая мотивация учащихся в исследовательской деятельности.

Цель проекта:

Развитие творческих способностей и компетентностей в ходе исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Углубить знания учащихся по предметам математического и естественнонаучного цикла.

  2. Научить детей более профессионально работать с различными источниками информации.

  3. Продолжить развитие коммуникативных компетентностей учащихся.

  4. Продолжить формирование умения анализировать и обрабатывать полученные результаты.

  5. Продолжить развитие творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении и самореализации детей.

  6. Развитие толерантности в отношении друг с другом и сплочение детского коллектива.

Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся работать с различными источниками информации, находить нужные сведения, анализировать и обрабатывать результаты своих работ. Расширят знания по изучаемым предметам. Сформируют коммуникативные способности и умение позиционировать себя.

Возможные дополнительные эффекты в ходе реализации проекта:

Продолжить формирование умений работать и действовать индивидуально и в коллективе, принимать и защищать свои решения, готовность к образованию. Сформировать бережное отношение к природе.

Возможные риски:

Потеря мотивации со стороны учащегося в исследовательской работе. В результате работы по данному направлению учащиеся могут не овладеть компетентностями.

Пути преодоления: помощь со стороны преподавателя. Четкие инструкции при работе с литературой.

Источники, ресурсы:

Школьная и сельская библиотеки. Материал библиотеки СФУ. Интернет-сайты.

Тематика занятий:

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Техника безопасности. Тренинг групповой работы.

1

1

2

Математические иллюзии (рисунки на асфальте)

0,5

1,5

2

Исследование продуктов питания на наличие крахмала

1

1

2

Способы быстрого счета

1

1

2

Определение запыленности воздуха в здании школы и пришкольном участке

1

1

2

Необычные системы счисления

1

1

2

Определение свойств натурального меда

1

1

2

Определение прозрачности предметов

0,5

1,5

2

Определение органолептических показателей воды

1

1

2

Софизмы и парадоксы в математике

1

1

2

Оформление презентации или видеоролика

0

2

2

Представление презентации. Защита мини - проектов

0

2

2

ИТОГО:

9

15

24

Смета

Для проведения занятий необходимо

Количество

Стоимость одной единицы наименования (в рублях)

Итого

(в рублях)

Бумага «Снегурочка» (500 листов)

1 упаковка

200

200

    Ручки (чернила синего цвета)

    6 штук

    10

    60

      Цветной мел (набор 4 цвета)

      3 пачки

      24

      72

        Ватман

        3 штуки

        15

        45

          Краски (6 цветов)

          3 штуки

          33,50

          100,5

            Фломастеры (6 цветов)

            3 штуки

            35

            105

              Простые карандаши

              6 штук

              3

              18

                Салфетки

                1 пачка

                15

                15

                  Альбом для рисования

                  3 штуки

                  25

                  75

                  ИТОГО:

                  690,5рублей

                  Прогнозируемые результаты освоения программы.

                  По завершению данной программы учащиеся должны:

                  • уметь работать в группе;

                  • уметь позиционировать себя;

                  • уметь выполнять простейшие опыты и исследования;

                  • уметь оформлять результаты своей работы;

                  • уметь презентовать свою работу;

                  • уметь реализовывать свои творческие способности.

                  Формами подведения итогов реализации программы являются: презентация деятельности группы (видеоролик, презентация, макет, стен - газета и т. д.). Награждение и чествование команд. Информация о работе групп, итогах работы программы отображается на школьном сайте.









                  Литература:

                  1. Иллюзии зрения, И. Д. Артамонов.

                  2. Интернет - сайт: artelectronics.ru/mirazhi/mirazhi/256

                  3. Интернет - сайт: intelkot.ru/catalog1384_1.html

                  4. Математические беседы (Дынкин Е. Б., Успенский В. А.), 1980.

                  5. Математическая шкатулка Ф.Ф. Нагибин, , 1968.

                  6. Маш Реми Давидович: Человек и его здоровье. 9 (8) классы. Сборник опытов и заданий с ответами по биологии, Издательство: Мнемозина, 2000.

                  7. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря. Издательство «АРКТИ», Москва 2008 год.

                  8. Педагогика лета. Минск, 2002 год.

                  9. Солодова Елена Александровна: Биология. Тестовые задания. 8 класс. Дидактические материалы. Издательство: Вентана-Граф, (Вентана-Граф), ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013

                  10. Удивительные трюки зрения, как работают оптические иллюзии Ал. Секель, Издательство: TopBooxs, 1968.



                  16


                  © 2010-2022