- Преподавателю
- Другое
- Выступление на конференции по Теме Формирование УУД во внеурочной деятельности
Выступление на конференции по Теме Формирование УУД во внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселева Т.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его так, чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить своего ученика тем, чему уже и никто не удивляется? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.
Третий год работаем по новым стандартам, поначалу было трудно: не было практической информации , только общие фразы, что делать , что от нас хотят - было не понятно. В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке.
Два года назад наши пятиклассники столкнулись с метапредметной контрольной работой, задания которой поставили меня в тупик. Так ли строим процесс обучения, тому ли учим. Задания были интересными, но требующие совсем не предметных знаний по математике, биологии, географии, русскому языку. Помните: дана карта Москвы, нужно было рассчитать, сколько времени потребуется, чтобы проехать на метро до определенного места или, например, кто из детей поможет Юре докрасить скамью? А на рисунке показано, сколько каких банок (желтая и синяя краски) смешивал каждый. Эта контрольная потребовала и умения анализировать информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, извлекать нужную информацию из текста, анализировать объекты по названным признакам, создать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту. Всего 15 заданий. Для интереса и мы, педагоги , решали. Потребовались время и усилия. А тут пятиклассники. Только из начальной школы. По ФГОСам не шли.
А тут еще совершенно случайно прочитала притчу :
Когда-то давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но никак не мог свести концы с концами. Вконец измотавшись и видя невзгоды своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег.
«Здравствуй, брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда обветшала! Наша хижина вся покосилась и вот-вот рухнет! Мы три дня ничего не ели, а работы всё нет и нет!» - сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак, дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела.
Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи. И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак:
«Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!»
А ведь и правда, проще дать удочку!
И тогда мы поняли: нужно нечто надпредметное, курс, который бы сформировал Универсальные учебные действия (УУД) - то есть обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Год ушел на обдумывание, и наконец родился метапредметный курс во внеурочной деятельности «Учусь учиться» ( ничего логичнее просто не придумали). В его основу легли Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) и Примерная программа и тематическое планирование метапредметного курса «Сам себе учитель» профессора МПГУ, кандидата биологических наук Галеевой Н.Л.
Цели курса :Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса :Формирование и развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в житейской практике .
Курс состоит из трёх последовательных содержательно-методических блоков:
Регулятивные УУД.
обеспечивают организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися; дают четкое представление о цели и результате учебной деятельности.
В рамках этого блока мы провели следующие занятия :
-
Секреты профессии «школьник» ,
-
Цель - это то, что придает жизни смысл
-
Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал
-
Тайм-менеджмент: учимся управлять временем
-
Игра-проект «Мы строим дом»
Во втором блоке Коммуникативные УУД учились организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать и слышать друг друга, продолжить и развить мысль собеседника, Распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.
Занятия были следующими:
-
Правила оратора
-
Работаем в команде
-
Тезис-аргумент-иллюстрация
-
Публичное выступление
-
Учимся задавать вопросы
И наконец, в третьем блоке Познавательные УУД учились обеспечивать нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Темы занятий:
-
Рациональная работа с текстом. Выделение главного
-
Составление плана
-
Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики
-
Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст Алгоритм
-
Инструкция
-
Сравнение
-
Анализ
-
Синтез
-
Обобщение
-
Что такое проект?
Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Значит, все занятия нужно было проводить так, чтобы было интересно. Это и было самым сложным: как построить занятие, чтобы завтра пришли еще. Смею заверить, все занятия проходили в игровой форме. Учащиеся с нетерпением ждали следующего. Чем мы занимались? Строили мост из бумаги, строили дом из кубиков , а научились проектированию и защите проекта. Отыскивали цифры по таблице Шульте, рисовали по точкам, сравнивали рисунки, а на самом деле тренировали память и внимание. Прокладывали маршрут по городу, по пересеченной местности, а в действительности учились ставить цели и планировать деятельность. То есть получили те самые метапредметные умения и навыки, которых так не хватало и с которыми нашим выпускникам идти по жизни.
Закончить хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Результаты нашей работы- в наших руках.
4