Выступление на конференции по Теме Формирование УУД во внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его так, чтобы он стремился к новым знаниям? Как удивить своего ученика тем, чему уже и никто не удивляется? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.

Третий год работаем по новым стандартам, поначалу было трудно: не было практической информации , только общие фразы, что делать , что от нас хотят - было не понятно. В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке.

Два года назад наши пятиклассники столкнулись с метапредметной контрольной работой, задания которой поставили меня в тупик. Так ли строим процесс обучения, тому ли учим. Задания были интересными, но требующие совсем не предметных знаний по математике, биологии, географии, русскому языку. Помните: дана карта Москвы, нужно было рассчитать, сколько времени потребуется, чтобы проехать на метро до определенного места или, например, кто из детей поможет Юре докрасить скамью? А на рисунке показано, сколько каких банок (желтая и синяя краски) смешивал каждый. Эта контрольная потребовала и умения анализировать информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, извлекать нужную информацию из текста, анализировать объекты по названным признакам, создать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту. Всего 15 заданий. Для интереса и мы, педагоги , решали. Потребовались время и усилия. А тут пятиклассники. Только из начальной школы. По ФГОСам не шли.

А тут еще совершенно случайно прочитала притчу :

Когда-то давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но никак не мог свести концы с концами. Вконец измотавшись и видя невзгоды своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег.

«Здравствуй, брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда обветшала! Наша хижина вся покосилась и вот-вот рухнет! Мы три дня ничего не ели, а работы всё нет и нет!» - сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак, дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела.
Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи. И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак:
«Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!»

А ведь и правда, проще дать удочку!

И тогда мы поняли: нужно нечто надпредметное, курс, который бы сформировал Универсальные учебные действия (УУД) - то есть обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Год ушел на обдумывание, и наконец родился метапредметный курс во внеурочной деятельности «Учусь учиться» ( ничего логичнее просто не придумали). В его основу легли Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897) и Примерная программа и тематическое планирование метапредметного курса «Сам себе учитель» профессора МПГУ, кандидата биологических наук Галеевой Н.Л.

Цели курса :Развитие универсальных учебных действий учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса :Формирование и развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в житейской практике .

Курс состоит из трёх последовательных содержательно-методических блоков:

Регулятивные УУД.

обеспечивают организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися; дают четкое представление о цели и результате учебной деятельности.

В рамках этого блока мы провели следующие занятия :

  1. Секреты профессии «школьник» ,

  2. Цель - это то, что придает жизни смысл

  3. Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал

  4. Тайм-менеджмент: учимся управлять временем

  5. Игра-проект «Мы строим дом»

Во втором блоке Коммуникативные УУД учились организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать и слышать друг друга, продолжить и развить мысль собеседника, Распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.

Занятия были следующими:

  1. Правила оратора

  2. Работаем в команде

  3. Тезис-аргумент-иллюстрация

  4. Публичное выступление

  5. Учимся задавать вопросы

И наконец, в третьем блоке Познавательные УУД учились обеспечивать нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Темы занятий:

  1. Рациональная работа с текстом. Выделение главного

  2. Составление плана

  3. Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики

  4. Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст Алгоритм

  5. Инструкция

  6. Сравнение

  7. Анализ

  8. Синтез

  9. Обобщение

  10. Что такое проект?

Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Значит, все занятия нужно было проводить так, чтобы было интересно. Это и было самым сложным: как построить занятие, чтобы завтра пришли еще. Смею заверить, все занятия проходили в игровой форме. Учащиеся с нетерпением ждали следующего. Чем мы занимались? Строили мост из бумаги, строили дом из кубиков , а научились проектированию и защите проекта. Отыскивали цифры по таблице Шульте, рисовали по точкам, сравнивали рисунки, а на самом деле тренировали память и внимание. Прокладывали маршрут по городу, по пересеченной местности, а в действительности учились ставить цели и планировать деятельность. То есть получили те самые метапредметные умения и навыки, которых так не хватало и с которыми нашим выпускникам идти по жизни.

Закончить хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Результаты нашей работы- в наших руках.


4


© 2010-2022