Программа дополнительного образования детей Истоки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























Дополнительная образовательная программа

«Истоки»











Возраст детей: 13-16 лет

Срок реализации: 3 года











Автор-составитель:

Имашева Рысс Серекбаевна,

учитель истории















2015 г.















Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и руководителей творческих объединений образовательных учреждений


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Направленность программы: социально-педагогическая

  3. Изучение истории родного края - важная составная часть образовательного и культурного процесса, связанного с формированием гармонично развитой личности. Для человека важно знать свою родословную, историю своего города, деревни, села, населенного пункта, в котором жили его деды и прадеды.

  4. В связи с этим возрастает роль исторического краеведения, являющегося одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

  5. Краеведение - это разностороннее изучение какой-либо территории на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие данной местности. Личность воспитанника выступает в роли субъекта познания.

  6. Дополняя школьный курс истории, краеведение раскрывает связи Оренбуржья с Россией, помогает понять единство истории края с историей страны.

  7. При изучении истории края формируется чувство причастности к истории каждого и ощущение творца истории.

  8. Объектами изучения являются социально, экономическое,

  9. политическое, историческое и культурное развитие села, города, района,

  10. края. История родного края рассматривается как часть, отечественной

  11. истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

  12. Программа «Истоки» - краеведческо-поисковой направленности. Программа направлена на развитие у членов объединения творческих способностей через реализацию их интересов и возможностей.

  13. Общекультурная направленность программы подразумевает формирование у воспитанников системы знаний и представлений об окружающей действительности через поисковую деятельность, походы - экспедиции, встречи с ветеранами войны и труда, общественно-полезную работу, лекционную и экскурсионную деятельность. Через персонификацию изучаемых событий программа призвана обеспечить расширение знаний по истории страны и родного края. Практическое использование материала раскрывает созидательные возможности воспитанников, укрепляет такие черты характера как целеустремленность, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность.

  14. Новизна программы «Истоки» состоит в расширении образовательного пространства через междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление к творчеству, к расширению и углублению своих знаний, а также развивает способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

  15. Актуальность программы выражается в общественно-полезной направленности работы творческого объединения. Это не только сбор и обработка краеведческого материала, но и использование его при проведении экскурсий, встреч с интересными людьми, составлении карт - маршрутов, презентаций к знаменательным датам. Немало важно оказание практической помощи ветеранам войны и тыла, пожилым жителям поселка.

  16. Педагогическая целесообразность Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности творческого объединения. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.

  17. Цель программы: формирование гражданского самосознания школьников на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на познание традиций своего народа, истории родного края и села.

  18. Задачи: Обучающие:

  • знакомство с культурно-историческим прошлым и настоящим Оренбуржья, Оренбургского района, малой родины - ПГТ «Первомайский»;

  • развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности;

  • использование историко-краеведческого потенциала Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития её творческих способностей;

  • создание собственных творческих работ: проектов презентаций, экспозиций,

  1. выставок.

  2. Развивающие:

  • формирование активной жизненной позиции;

  1. - развитие творческой активности и социальной адаптации личности;

  • развитие образного мышления, воображения.

  1. Воспитательные:

  2. - воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  3. - воспитание жизнеспособной личности, способной к активной жизни, саморазвитию и самосовершенствованию, труду и творчеству в социокультурной среде;

  • воспитание умения работать в коллективе, толерантное отношение друг к другу;

  • воспитание чувства гражданственности, патриотизма, ответственности за порученное дело.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

  2. В современных кризисных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения, присущую русскому патриотизму, веру в реальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости - желание встать на ее защиту. Отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса России.

  3. Наше будущее должно иметь духовно-нравственные основы, свой духовно- нравственный стержень - любовь к Отечеству и своей Родине, без этого невозможно продвижение нашего общества по пути к прогрессу, как в экономике, так и в образовании, в культуре.

  4. Таким образом, патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которая проявляется в любви к Родине, к своему долгу, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. В условиях ослабления патриотического и интернационального воспитания в России, будет правильным, если национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной культуры русского и других народов в школе и системе дополнительного образования будет отдано приоритетное значение. Работа творческого объединения школьников - это активная форма организации и подачи знаний учащимся школ, позволяющая с наибольшей отдачей использовать поисково-исследовательский материал, что способствует развитию творческих способностей обучаемых, особенно при использовании ИКТ.

  5. Данная программа основывается на принципе связи теории с практикой, обучения с жизнью.

  6. Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Истоки» рассчитана на детей 13-16 лет.

  7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

  8. Программа рассчитана на 3 года. Первый год обучения 144 часа, второй год обучения 144 часа, третий год обучения 144 часа. Всего 432 часа.

  9. Занятия в группах по 7-8 человек, делают возможным сочетать разноплановые задания для различных групп детей одновременно, а также, позволяют расширить вариативность заданий и индивидуализировать образовательный процесс.

  10. Формы и методы организации образовательного процесса беседа, рассказ, объяснение - ведущие при освоении теоретического блока. На практических занятиях доминируют:

  • конспектирование, составление плана текста, тестирование, цитирование, анкетирование, рецензирование;

  • дискуссия как метод обучения используется при обмене взглядами по определенной проблеме

  1. Формы и режим занятий:

  • практико-ориентированное обучение в малых группах - работа с архивными материалами, обработка поискового материала, запись воспоминаний старожилов, ветеранов войны и труда, очевидцев тех или иных событий;

  • лекции;

  1. - беседы;

  • викторины;

  • конференции;

  • тематические экскурсии.

  1. Формы работы - группой, микрогруппой, индивидуальные. Индивидуальная работа предполагает поисково-исследовательскую деятельность, работу в архиве, глубокое изучение и систематизацию изучаемого материала, написание исследовательских работ.

  2. Режим занятия:

  3. 1-й год обучения - два раза в неделю по два часа;

  4. 2-й год обучения - два раза в неделю по три часа;

  5. 3-й год обучения - два раза в неделю по три часа.

  6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  7. Результатом обучения является:

  • владение знаниями об Оренбуржье в древности, истории основания города Оренбурга и губернии, крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва, исследователей родного края;

  • владение знаниями о писателях и поэтах прошлого и современности, чьи имена связаны с Оренбургским краем;

  • приобретение навыков исследовательской деятельности в работе со справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

  • владение социокультурными аспектами, связанными с историей и литературой родного края;

  • потребность в познании истории, культуры, литературы родного края, его проблем, как жизненной необходимости;

  • гуманное отношение ко всему окружающему, уважение и бережное отношение к историческому наследию предшествующих поколений;

  • способность в любых жизненных ситуациях иметь активную социальную позицию гражданина и патриота своей страны, в основе которой лежат духовность и общечеловеческие ценности.

  1. Способы определения результативности программы

  • педагогическое наблюдение;

  • зачёты на знание теоретических вопросов: работа по карточкам, краеведческий и топографический диктанты;

  • самостоятельные работы за полугодие;

  • анализ творческих работ: рефератов, сочинений, исследовательской деятельности;

  • итоговый контроль в виде игр, викторин, соревнований.

  1. Для определения результативности программы используется диагностический инструментарий (см. приложение 1).

  2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Истоки»

  3. Итогом 1-го года обучения является выступление по подготовленной теме на мероприятиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию.

  4. Итогом 2-го года обучения является защита написанных проектов на общешкольных мероприятиях и участие в конкурсах разного уровня.

  5. К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:

  6. -особенности профессии экскурсовода;

  7. -понятия о фондах музея, содержание экспозиции;

  8. -методику исследования;

  9. -историю города Оренбурга, поселка Первомавйский, оренбургского района.

  10. Должны уметь:

  11. - работать со словарем, сочетать рассказ с показом;

  12. - отвечать на вопросы экскурсантов;

  13. - оформлять исследовательскую работу, составлять текст выступления.

  14. Учебно-тематический план

  15. дополнительной образовательной программы

  16. «Истоки» (1 год обучения)

    1. Наименование темы

    1. Количество часов

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. теория

    1. практика

    1. практика индивид.

    1. всего

    1. 1.Навыки поисковой работы

    1. Из истории музеев и музейного дела

    2. Классификация фондов музея

    3. Краеведение в работе музея

    4. Моя родословная

    1. 10

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    5. 2

    6. 2

    1. 10

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    5. 2

    6. 2

    1. 20

    1. 2

    1. Модульный блок «Историческое краеведение»

    1. 74

    1. 26

    1. 8

    1. 108

    1. Город Оренбург до конца 18 в.

    2. Губернаторы города Оренбурга

    3. Оренбургское казачье войско

    4. Оренбуржье в XIX веке

    5. Культура и быт Оренбуржья

    6. Из прошлого села до конца 18 в.

    7. Донгуз в XIX веке

    1. 8

    2. 8

    3. 12

    4. 12

    5. 10

    6. 12

    7. 12

    1. 3

    2. 3

    3. 6

    4. 3

    5. 5

    6. 3

    7. 3

    1. 1

    2. 1

    3. 2

    4. 1

    5. 1

    6. 1

    7. 1

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 8

    1. 8

    1. 16

    1. __Ђdrt

    1. 1.Что такое риторика?

    1. Сценарии мини-экскурсий

    2. Жесты и мимика оратора как составляющая выступления

    1. 4.Экскурсия для начальных классов

    1. 2

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    1. 2

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    1. І__Ђbrdrb

    1. Всего за год

    1. 92

    1. 44

    1. 8

    1. 144

  17. Учебно-тематический план

  18. дополнительной образовательной программы

  19. «Истоки» (2 год обучения)

    1. Наименование темы

    1. Количество часов

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. теория

    1. практика

    1. практика индивид.

    1. всего

    1. Навыки поисковой работы

    2. Как готовить экскурсию?

    1. 3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами

    2. 5.Основы работы с источниками, работа с архивными документами

    1. 10

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    5. 2

    6. 2

    1. 10

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    5. 2

    6. 2

    1. 20

    1. 2

    1. Модульный блок «Историческое краеведение»

    1. 74

    1. 26

    1. 8

    1. 108

    1. 1. Оренбуржье в начале 20 века

    1. Край в годы революций и гражданской войны

    2. В годы сталинской модернизации

    3. Культура края в 1 половине 20 в.

    4. Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    5. Донгуз в начале 20 века

    6. Село в годы военного лихолетья

    1. 8

    2. 8

    3. 10

    4. 12

    5. 12

    6. 12

    7. 12

    1. 3

    2. 3

    3. 4

    4. 3

    5. 3

    6. 5

    7. 5

    1. 1

    2. 1

    3. 2

    4. 1

    5. 1

    6. 1

    7. 1

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 8

    1. 8

    1. 16

    1. 1 .Основы риторики

    2. 2.0сновы составления рассказов

    3. (мини-экскурсии)

    4. 3.Жесты и мимика оратора как

    5. составляющая выступления

    6. 4.Экскурсия для начальных классов

    1. 2

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    1. 2

    2. 2

    3. 2

    4. 2

    1. Всего за год

    1. 92

    1. 44

    1. 8

    1. 144

  20. Учебно-тематический план

  21. дополнительной образовательной программы

  22. «Истоки» (3 год обучения)

    1. Наименование темы

    1. Количество часов

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. теория

    1. практика

    1. практика

    1. всего

    1. индивид.

    1. 10

    1. 10

    1. 20

    1. 1. Первые российские музеи

    1. 2

    1. 2

    1. 2. Классификация музеев

    1. 2

    1. 2

    1. 3. Музеи Оренбуржья

    1. 2

    1. 2

    1. 4. Работа с фондами

    1. 2

    1. 2

    1. 5. Правила работы с источниками и

    1. 2

    1. 2

    1. архивными документами, составление

    1. проектов, презентации

    1. 2

    1. Модульный блок «Историческое

    1. 74

    1. 26

    1. 8

    1. 108

    1. краеведение»

    1. 1 .Оренбуржье в послевоенный

    1. 15

    1. 5

    1. период

    1. 2. Образование в городе в после­

    1. 15

    1. 5

    1. военный период

    1. 3.Религиозный мир края

    1. 15

    1. 5

    1. 4.Культура и медицина на

    1. 15

    1. 5

    1. современном этапе

    1. 5. Донгуз после войны

    1. 14

    1. 6

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 8

    1. 8

    1. 16

    1. 1 .Основы публичного выступления и

    1. 2

    1. 2

    1. общение с аудиторией

    1. 2.Жесты и мимика оратора как

    1. 2

    1. 2

    1. составляющая выступления

    1. 3.Экскурсия на улице и в помещении

    1. 4

    1. 4

    1. Всего за год

    1. 92

    1. 44

    1. 8

    1. 144

  23. Содержание программы дополнительного образования

  24. «Истоки» (1-ый год обучения)

  25. Модульный блок «Музейное дело»

  26. Тема 1. Навыки поисково-краеведческой работы (книги, источники)

  27. Тема 2. История музейного дела. Возникновение музеев

  28. Тема З. Что такое фонды музея

  29. Тема 4.Как помогает краеведение работе музея

  30. Тема 5.Моя родословная

  31. Практика: Конспект. Правила составления конспекта, виды конспектов. Основы работы с архивными документами. Работа и книгами, различными источниками. Правило оформления библиографии

  1. Модульный блок «Историческое краеведение»

  1. Тема 1. Оренбург от основания до конца XVIII века

  2. Наш край в середине XIX века. Присоединение Казахстана к России. Основание Оренбурга и Оренбургской губернии. Развитие хозяйства края. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева Культура и быт Оренбургского края.

  3. Практические занятия. Экскурсия на мост, по которому проезжала императрица Екатерина 2.

  4. Тема 2. Губернаторы города Оренбурга

  5. Губернатор граф Эссен

  6. Губернатор граф Перовский

  7. М.Н.Неплюев

  8. А.Ф.Давыдов, Д.В.Волков, А.А.Путятин, И.А.Рейнсдорп .

  9. Оренбургские военные губернаторы: Н.Н. Бахметов, Г.С. Волконский, П.Т. Сухтелен, В.А.Обручев. Оренбургский генерал - губернатор: И.П. Крыжановский. Основатели Оренбургского края: И.К.Кириллов, В.И.Татищев и др. Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей.

  10. Тема 3. Оренбургское казачье войско. Предшественники казачества. Становление казачества. Воспитание. Хозяйство и быт.

  11. Практические занятия. Экскурсии в Музей Оренбургского района, зал казачества.

  12. Тема 4. Оренбуржье в XIX веке. Наш край в Отечественной войне 1812 года. Оренбургское тайное общество Оренбургская политическая ссылка. Оренбург в экспедициях и завоевательных походах в Средней Азии. Экономическое состояние города в период капитализма.

  13. 3. Модульный блок «Экскурсионное дело»

  14. 1 .Основы риторики

  15. 2.Основы составления рассказов (мини-экскурсии)

  16. 3.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления

  17. 4.Экскурсия для начальных классов

  18. Содержание программы дополнительного образования

  19. (2-ой год обучения)

  1. Модульный блок «Музейное дело»

  1. Тема 1. Навыки поисковой работы

  2. Тема 2. Как готовить экскурсию?

  3. Тема 3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами

  4. Тема 4.Основы работы с источниками, работа с архивными документами

  5. 2. Модульный блок «Историческое краеведение»

  6. Тема 1. Оренбуржье в начале 20 века. Участие оренбуржцев в русско-японской войне 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 года в Оренбургском крае Политическая реакция и новый политический подъем Победа Февральской революции.

  7. Практические занятия. Экскурсии в музей воинской части, ДК Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей.

  8. Тема 2. Край в годы революций и гражданской войны. Победа Февральской революции. Борьба за установление советской власти в Оренбурге. Оренбург в годы Гражданской войны на Урале. Разгром Дутовского восстания. Донгуз во время гражданской войны. Памятник красноармейцам в селе. Упрочение Советской власти. Белый и красный террор.

  9. Тема 3. В годы сталинской модернизации. Оренбуржцы в годы советского строительства (1921-1941).Восстановление народного хозяйства. Коллективизация. Индустриализация. Репрессии.

  10. Практические занятия. Исследовательская работа «Уголок России».

  11. Тема 4. Культура края в первой половине 20 в. Культурное строительство. Образование до войны.

  12. Практические занятия.

  13. Тема 5. Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Оренбуржцы фронту. Сельские труженики фронту. Промышленный Оренбург в годы войны.

  14. Практические занятия. Экскурсии в музей, под открытым небом, в сад Фрунзе.

  15. Тема 6. Донгуз в начале 20 века. Село и революции. Установление советской власти на селе Борьба партии с церковью. Коллективизация. Образования колхозов «1 мая», «Красный пахарь». История опытного хозяйства ВНИИМС.

  16. Тема 7. Село в годы военного лихолетья. Земляки - фронту. Женщины - трактористки. Дети - подростки в годы войны. Семья Кузнецовых.

  17. 3. Модульный блок «Экскурсионное дело»

  18. 1 .Основы риторики

  19. 2.Основы составления рассказов (мини-экскурсии)

  20. 3.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления

  21. 4.Экскурсия для начальных классов

  22. Содержание дополнительной образовательной программы «Истоки»

  23. (3-ой год обучения)

  24. Модульный блок «Музейное дело»

  25. Тема 1. Возникновение российских музеев.

  26. Тема 2. Государственные и частные музеи родного края.

  27. Тема 3. Классификация музеев:

  28. - исторический музей

  29. - художественный музей

  30. - музей коллекционного типа

  31. - государственный музей

  32. - ведомственный музей

  33. - общественный музей

  34. - частный музей

  35. Тема 4. Работа с фондами.

  36. Методика сборов и фиксации материалов

  37. Сбор материалов

  38. Фиксация материалов

  39. Создание фоно - и видеотеки, как фондовая работа в музее Фотография как музейный фонд.

  40. Тема 5. Основы работы с источниками, работа с архивными документами, составление проектов.

  41. Практика: Конспект. Правила составления конспекта, виды конспектов. Основы работы с архивными документами. Правило оформления библиографии. Работа в архивах села

  42. Модульный блок «Историческое краеведение»

  43. Тема 1. Оренбург и область в послевоенный период. Восстановление народного фронта. Строительство газоперерабатывающего завода Промышленный комплекс области.

  44. Тема 2. Образование города Оренбурга в послевоенный период. Образование после войны. Средне-специальное и высшее образование.

  45. Тема 3.Религиозный мир края. Атеизм советского периода. Строительство церквей, мечетей.

  46. Тема 4. Культура и медицина на современном этапе.

  47. Тема 5. Донгуз после войны. Село в 50 годы. Школы поселка. Дошкольные учреждения. Дом культуры. Обелиск Славы. Парк Победы. Современное село.

  48. Практические занятия. Сбор материалов и оформление экспозиций музея.

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

  1. Тема 1 .Основы публичного выступления и общение с аудиторией.

  2. Тема 2. Жесты и мимика оратора как составляющая выступления.

  3. Тема 3.Экскурсия на улице и в помещении.

  4. Практика: практическое занятие по риторике и культуре речи и пробные экскурсии с последующим обсуждением, отработка общего текста экскурсии, отработка рассказа и показа.

  5. Методическое обеспечение

  6. дополнительной образовательной программы

  7. «Истоки» (1-ый год обучения)

    1. п/п

    1. Название темы

    1. Виды методической продукции

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. 1 .Навыки поисковой работы

    1. Из истории музеев и музейного дела

    2. Классификация фондов музея.

    3. Краеведение в работе музея

    4. Моя родословная

    1. Методика историко-краеведческой работы в школе // Под ред. Н.С. Борисова, М.: Просвещение,2000

    2. Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007

    3. Материлы РДДТ (диск)

    4. Internet-pecypсы

    1. 2.

    1. Модульный блок «Историческое краеведение»

    1. І__Ђdrs

    1. Город Оренбург до к. 18 в.

    2. Губернаторы г. Оренбурга

    3. Оренбургское казачье войско

    4. Оренбуржье в XIX веке

    5. Культура и быт Оренбуржья

    6. Из прошлого села до к. 18 в.

    7. Донгуз в 19 веке

    1. Злобин Ю.П., Поляков Н.В. История Оренбургская часть 1. Оренбург: «Орлит- А»,2008

    2. Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2. Оренбург: «Орлит- А»,2008

    3. Губернаторы Оренбургского края, Оренбургское книжное изд-во, 1999

    4. Материалы СМИ и школьного музея

    5. Internet-ресурсы

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 1 .Что такое риторика?

    1. Сценарии мини-экскурсий

    2. Жесты и мимика оратора как составляющая выступления

    3. Экскурсия для начальных классов

    1. Липинак В.Г. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: канд. дис., С-П, 2000

    2. Internet-ресурсы

  8. Методическое обеспечение

  9. дополнительной образовательной программы

    1. «Истоки» (2-ой год обучения)

    1. п/п

    1. Название темы

    1. Виды методической продукции

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. Навыки поисковой работы

    2. Как готовить экскурсию?

    1. 3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами

    2. 5.Основы работы с источниками, работа с архивными документами

    1. Иванов П.М. Педагогические основы краеведения. Петрозаводск, 2000

    2. Основы экскурсоведения: учебное пособие//Под редакцией Б.В.Емельянова

    3. Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007

    4. Материлы РДДТ (диск)

    1. 2

    1. Модульный блок

    2. «Историческое краеведение»

    1. Оренбуржье в начале 20 века.

    2. Край в годы революций и гражданской войны.

    3. В годы сталинской модернизации.

    4. Культура края в 1 пол. 20 века

    5. Наш край в годы ВОВ 1941-45 гг.

    6. Донгуз в начале 20 века.

    7. Село в годы военного лихолетья.

    1. Футорянский Л.И «История Оренбуржья» - Учебное пособие- Оренбург: Оренбургское книжное изд- во, 1996

    2. Липинак В.Г. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: Канд. Дис. Л, 2004

    3. Материалы СМИ и школьного музея Internet-ресурсы

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 1 .Основы риторики

    2. 2.Основы составления рассказов

    3. (мини-экскурсии)

    4. 3.Жесты и мимика оратора как

    5. составляющая выступления

    6. 4.Экскурсия для начальных классов.

    1. Методика историко-краеведческой работы в школе // под редакцией Н.С. Борисова, 2001

    2. Материлы РДДТ (диск) Internet-ресурсы

  10. Методическое обеспечение

  11. дополнительной образовательной программы

    1. «Истоки» (3-ий год обучения)

    1. п/п

    1. Название темы

    1. Виды методической продукции

    1. 1.

    1. Модульный блок «Музейное дело»

    1. Первые российские музеи

    2. Классификация музеев

    3. Музеи Оренбуржья

    4. Работа с фондами

    5. Правила работы с источниками и архивными документами, составление проектов, презентаций

    1. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско- юношеского туризма в России, 1999, №3

    2. Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007

    3. Internet-pecурсы

    1. 2

    1. Модульный блок «Историческое краеведение»

    1. 1. Оренбуржье в послевоенный период

    1. Образование в городе в послевоенный период

    2. Религиозный мир края

    3. Культура и медицина на современном этапе

    4. Донгуз после войны

    1. Савильзон И.В. Оренбургская история в лицах» 50 портретов на фоне эпохи, Оренбург.: 2000

    2. Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2. Оренбург: «Орлит-А»,2008

    3. Материалы СМИ и школьного музея Internet-pecypcbi

    1. 3

    1. Модульный блок «Экскурсионное дело»

    1. 1 .Основы публичного выступления и общение с аудиторией 2.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления 3.Экскурсия на улице и в помещении

    1. Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007

    2. Материлы РДДТ (диск) Internet-ресурсы

  12. Литература для педагогов

  13. 1. Методика историко-краеведческой работы в школе// Под ред. Н.С.Борисова М.: Просвещение, 2000.

  14. 2.Основы экскурсоведения: Учебное пособие//Под ред. Б.В.Емельянова. М.Д. М.: Просвещение, 1999

  15. 3.Злобин Ю.П., Поляков. История Оренбургская часть 1.Учебное пособие для учащихся. Оренбург: «Орлит - А», 2008

  1. Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2.Учебное пособие для учащихся. Оренбург: «Орлит - А», 2008

  2. А.Т.Степанищев. Мет. справочник по истории. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 б.Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2007

    1. Информационно- справочный вестник Оренбуржье,- Оренбург, 1998, № 25.

    2. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. Творческий Центр «Сфера», М., 2005

    3. Пушкин и Оренбургский край. Документы. Записки. Письма. Воспоминания. Исследования // Сост. А.Ф.Прокофьева. Оренбург, 2000.

    4. Ю.Ю.Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско- юношеского туризма в России. 1993, № 5,6.

  1. 11 .Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 2000

      1. Савильзон В. «Пушкин и Оренбуржье», Оренбургское книж. изд., 1998

      2. Савильзон В. «Оренбургская история в лицах»50 портретов на фоне эпохи, Оренбург.: 2000

  1. Агапова И.А. Тематические праздники по истории России. Методическое пособие. Творческий Центр «Сфера», М., 2004

  2. Шамонтьева О.В. Отечество в наследство нам дано. - Кострома: «МЦ «Вариант», 2005

  3. Любовь и Восток. Москва, Московский писатель, 1999

  4. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006

  5. Бабков Д.И., Бирюкова В.И. Черный тюльпан. - Оренбург: Печ. Дом «Димур», 2002

  6. Материалы СМИ и Internet - ресурсы

  7. Материалы школьного музея

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    1. Добкович В.В. Турист СССР. М., «Физкультура и спорт», 1957.

    2. Дорофеев В.В. Над Уралом рекой. Южно-Уральское книж. Изд. 1988.

    3. Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. Калуга. «Золотая аллея» , 1994.

    4. Кошель П.А. Любовь и Восток. Сб.- М., «Московский писатель» , 1994.

    5. Курилова В.И. Туризм, уч. Пособие. М., «Просвещение», 1988.

    6. Ландшафты Оренбуржья. Оренбург. 1994.

    7. Семенов В.Г. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург, 1999.

    8. Трипольский Л.Г. Спутник туриста. «Физкультура и спорт», 1963.

    9. Условные знаки, образцы шрифтов и сокращений топографических карт. М., ВТС М.. 1951.

    10. Футорянский Л.И. Оренбург. Челябинск. Южно-Уральское книж. Изд. 1993.

    11. Футорянский Л.И. История Оренбуржья. Оренбург, 1996.

    12. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. Челябинск. Южно-Уральское книж Изд. 1983.

    13. Чибилев А.А. Лик степи. Л. Гидрометиздат. 1990..

    14. Чибилев А.А. В глубь степей. Екатеренбург. УИФ «Наука», 1993.

    15. Шабанов А.А. Карманная энциклопедия туриста. М., «Вече» , 2000.

7

© 2010-2022