- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования детей Истоки
Программа дополнительного образования детей Истоки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Имашева Р.С. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа
«Истоки»
Возраст детей: 13-16 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Имашева Рысс Серекбаевна,
учитель истории
2015 г.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и руководителей творческих объединений образовательных учреждений
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Направленность программы: социально-педагогическая
-
Изучение истории родного края - важная составная часть образовательного и культурного процесса, связанного с формированием гармонично развитой личности. Для человека важно знать свою родословную, историю своего города, деревни, села, населенного пункта, в котором жили его деды и прадеды.
-
В связи с этим возрастает роль исторического краеведения, являющегося одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
-
Краеведение - это разностороннее изучение какой-либо территории на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие данной местности. Личность воспитанника выступает в роли субъекта познания.
-
Дополняя школьный курс истории, краеведение раскрывает связи Оренбуржья с Россией, помогает понять единство истории края с историей страны.
-
При изучении истории края формируется чувство причастности к истории каждого и ощущение творца истории.
-
Объектами изучения являются социально, экономическое,
-
политическое, историческое и культурное развитие села, города, района,
-
края. История родного края рассматривается как часть, отечественной
-
истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
-
Программа «Истоки» - краеведческо-поисковой направленности. Программа направлена на развитие у членов объединения творческих способностей через реализацию их интересов и возможностей.
-
Общекультурная направленность программы подразумевает формирование у воспитанников системы знаний и представлений об окружающей действительности через поисковую деятельность, походы - экспедиции, встречи с ветеранами войны и труда, общественно-полезную работу, лекционную и экскурсионную деятельность. Через персонификацию изучаемых событий программа призвана обеспечить расширение знаний по истории страны и родного края. Практическое использование материала раскрывает созидательные возможности воспитанников, укрепляет такие черты характера как целеустремленность, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность.
-
Новизна программы «Истоки» состоит в расширении образовательного пространства через междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление к творчеству, к расширению и углублению своих знаний, а также развивает способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.
-
Актуальность программы выражается в общественно-полезной направленности работы творческого объединения. Это не только сбор и обработка краеведческого материала, но и использование его при проведении экскурсий, встреч с интересными людьми, составлении карт - маршрутов, презентаций к знаменательным датам. Немало важно оказание практической помощи ветеранам войны и тыла, пожилым жителям поселка.
-
Педагогическая целесообразность Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности творческого объединения. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе.
-
Цель программы: формирование гражданского самосознания школьников на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на познание традиций своего народа, истории родного края и села.
-
Задачи: Обучающие:
-
знакомство с культурно-историческим прошлым и настоящим Оренбуржья, Оренбургского района, малой родины - ПГТ «Первомайский»;
-
развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности;
-
использование историко-краеведческого потенциала Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития её творческих способностей;
-
создание собственных творческих работ: проектов презентаций, экспозиций,
-
выставок.
-
Развивающие:
-
формирование активной жизненной позиции;
-
- развитие творческой активности и социальной адаптации личности;
-
развитие образного мышления, воображения.
-
Воспитательные:
-
- воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-
- воспитание жизнеспособной личности, способной к активной жизни, саморазвитию и самосовершенствованию, труду и творчеству в социокультурной среде;
-
воспитание умения работать в коллективе, толерантное отношение друг к другу;
-
воспитание чувства гражданственности, патриотизма, ответственности за порученное дело.
-
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
-
В современных кризисных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения, присущую русскому патриотизму, веру в реальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости - желание встать на ее защиту. Отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса России.
-
Наше будущее должно иметь духовно-нравственные основы, свой духовно- нравственный стержень - любовь к Отечеству и своей Родине, без этого невозможно продвижение нашего общества по пути к прогрессу, как в экономике, так и в образовании, в культуре.
-
Таким образом, патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которая проявляется в любви к Родине, к своему долгу, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. В условиях ослабления патриотического и интернационального воспитания в России, будет правильным, если национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной культуры русского и других народов в школе и системе дополнительного образования будет отдано приоритетное значение. Работа творческого объединения школьников - это активная форма организации и подачи знаний учащимся школ, позволяющая с наибольшей отдачей использовать поисково-исследовательский материал, что способствует развитию творческих способностей обучаемых, особенно при использовании ИКТ.
-
Данная программа основывается на принципе связи теории с практикой, обучения с жизнью.
-
Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Истоки» рассчитана на детей 13-16 лет.
-
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
-
Программа рассчитана на 3 года. Первый год обучения 144 часа, второй год обучения 144 часа, третий год обучения 144 часа. Всего 432 часа.
-
Занятия в группах по 7-8 человек, делают возможным сочетать разноплановые задания для различных групп детей одновременно, а также, позволяют расширить вариативность заданий и индивидуализировать образовательный процесс.
-
Формы и методы организации образовательного процесса беседа, рассказ, объяснение - ведущие при освоении теоретического блока. На практических занятиях доминируют:
-
конспектирование, составление плана текста, тестирование, цитирование, анкетирование, рецензирование;
-
дискуссия как метод обучения используется при обмене взглядами по определенной проблеме
-
Формы и режим занятий:
-
практико-ориентированное обучение в малых группах - работа с архивными материалами, обработка поискового материала, запись воспоминаний старожилов, ветеранов войны и труда, очевидцев тех или иных событий;
-
лекции;
-
- беседы;
-
викторины;
-
конференции;
-
тематические экскурсии.
-
Формы работы - группой, микрогруппой, индивидуальные. Индивидуальная работа предполагает поисково-исследовательскую деятельность, работу в архиве, глубокое изучение и систематизацию изучаемого материала, написание исследовательских работ.
-
Режим занятия:
-
1-й год обучения - два раза в неделю по два часа;
-
2-й год обучения - два раза в неделю по три часа;
-
3-й год обучения - два раза в неделю по три часа.
-
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
-
Результатом обучения является:
-
владение знаниями об Оренбуржье в древности, истории основания города Оренбурга и губернии, крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва, исследователей родного края;
-
владение знаниями о писателях и поэтах прошлого и современности, чьи имена связаны с Оренбургским краем;
-
приобретение навыков исследовательской деятельности в работе со справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
-
владение социокультурными аспектами, связанными с историей и литературой родного края;
-
потребность в познании истории, культуры, литературы родного края, его проблем, как жизненной необходимости;
-
гуманное отношение ко всему окружающему, уважение и бережное отношение к историческому наследию предшествующих поколений;
-
способность в любых жизненных ситуациях иметь активную социальную позицию гражданина и патриота своей страны, в основе которой лежат духовность и общечеловеческие ценности.
-
Способы определения результативности программы
-
педагогическое наблюдение;
-
зачёты на знание теоретических вопросов: работа по карточкам, краеведческий и топографический диктанты;
-
самостоятельные работы за полугодие;
-
анализ творческих работ: рефератов, сочинений, исследовательской деятельности;
-
итоговый контроль в виде игр, викторин, соревнований.
-
Для определения результативности программы используется диагностический инструментарий (см. приложение 1).
-
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Истоки»
-
Итогом 1-го года обучения является выступление по подготовленной теме на мероприятиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию.
-
Итогом 2-го года обучения является защита написанных проектов на общешкольных мероприятиях и участие в конкурсах разного уровня.
-
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
-
-особенности профессии экскурсовода;
-
-понятия о фондах музея, содержание экспозиции;
-
-методику исследования;
-
-историю города Оренбурга, поселка Первомавйский, оренбургского района.
-
Должны уметь:
-
- работать со словарем, сочетать рассказ с показом;
-
- отвечать на вопросы экскурсантов;
-
- оформлять исследовательскую работу, составлять текст выступления.
-
Учебно-тематический план
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (1 год обучения)
-
-
№
-
Наименование темы
-
Количество часов
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
теория
-
практика
-
практика индивид.
-
всего
-
1.Навыки поисковой работы
-
Из истории музеев и музейного дела
-
Классификация фондов музея
-
Краеведение в работе музея
-
Моя родословная
-
10
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
10
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
20
-
2
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
74
-
26
-
8
-
108
-
Город Оренбург до конца 18 в.
-
Губернаторы города Оренбурга
-
Оренбургское казачье войско
-
Оренбуржье в XIX веке
-
Культура и быт Оренбуржья
-
Из прошлого села до конца 18 в.
-
Донгуз в XIX веке
-
8
-
8
-
12
-
12
-
10
-
12
-
12
-
3
-
3
-
6
-
3
-
5
-
3
-
3
-
1
-
1
-
2
-
1
-
1
-
1
-
1
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
8
-
8
-
16
-
__Ђdrt
-
1.Что такое риторика?
-
Сценарии мини-экскурсий
-
Жесты и мимика оратора как составляющая выступления
-
4.Экскурсия для начальных классов
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
І__Ђbrdrb
-
Всего за год
-
92
-
44
-
8
-
144
-
-
Учебно-тематический план
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (2 год обучения)
-
-
№
-
Наименование темы
-
Количество часов
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
теория
-
практика
-
практика индивид.
-
всего
-
Навыки поисковой работы
-
Как готовить экскурсию?
-
3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами
-
5.Основы работы с источниками, работа с архивными документами
-
10
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
10
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
20
-
2
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
74
-
26
-
8
-
108
-
1. Оренбуржье в начале 20 века
-
Край в годы революций и гражданской войны
-
В годы сталинской модернизации
-
Культура края в 1 половине 20 в.
-
Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
-
Донгуз в начале 20 века
-
Село в годы военного лихолетья
-
8
-
8
-
10
-
12
-
12
-
12
-
12
-
3
-
3
-
4
-
3
-
3
-
5
-
5
-
1
-
1
-
2
-
1
-
1
-
1
-
1
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
8
-
8
-
16
-
1 .Основы риторики
-
2.0сновы составления рассказов
-
(мини-экскурсии)
-
3.Жесты и мимика оратора как
-
составляющая выступления
-
4.Экскурсия для начальных классов
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
Всего за год
-
92
-
44
-
8
-
144
-
-
Учебно-тематический план
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (3 год обучения)
-
№
-
Наименование темы
-
Количество часов
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
теория
-
практика
-
практика
-
всего
-
индивид.
-
10
-
10
-
20
-
1. Первые российские музеи
-
2
-
2
-
2. Классификация музеев
-
2
-
2
-
3. Музеи Оренбуржья
-
2
-
2
-
4. Работа с фондами
-
2
-
2
-
5. Правила работы с источниками и
-
2
-
2
-
архивными документами, составление
-
проектов, презентации
-
2
-
Модульный блок «Историческое
-
74
-
26
-
8
-
108
-
краеведение»
-
1 .Оренбуржье в послевоенный
-
15
-
5
-
период
-
2. Образование в городе в после
-
15
-
5
-
военный период
-
3.Религиозный мир края
-
15
-
5
-
4.Культура и медицина на
-
15
-
5
-
современном этапе
-
5. Донгуз после войны
-
14
-
6
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
8
-
8
-
16
-
1 .Основы публичного выступления и
-
2
-
2
-
общение с аудиторией
-
2.Жесты и мимика оратора как
-
2
-
2
-
составляющая выступления
-
3.Экскурсия на улице и в помещении
-
4
-
4
-
Всего за год
-
92
-
44
-
8
-
144
-
-
Содержание программы дополнительного образования
-
«Истоки» (1-ый год обучения)
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
Тема 1. Навыки поисково-краеведческой работы (книги, источники)
-
Тема 2. История музейного дела. Возникновение музеев
-
Тема З. Что такое фонды музея
-
Тема 4.Как помогает краеведение работе музея
-
Тема 5.Моя родословная
-
Практика: Конспект. Правила составления конспекта, виды конспектов. Основы работы с архивными документами. Работа и книгами, различными источниками. Правило оформления библиографии
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
Тема 1. Оренбург от основания до конца XVIII века
-
Наш край в середине XIX века. Присоединение Казахстана к России. Основание Оренбурга и Оренбургской губернии. Развитие хозяйства края. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева Культура и быт Оренбургского края.
-
Практические занятия. Экскурсия на мост, по которому проезжала императрица Екатерина 2.
-
Тема 2. Губернаторы города Оренбурга
-
Губернатор граф Эссен
-
Губернатор граф Перовский
-
М.Н.Неплюев
-
А.Ф.Давыдов, Д.В.Волков, А.А.Путятин, И.А.Рейнсдорп .
-
Оренбургские военные губернаторы: Н.Н. Бахметов, Г.С. Волконский, П.Т. Сухтелен, В.А.Обручев. Оренбургский генерал - губернатор: И.П. Крыжановский. Основатели Оренбургского края: И.К.Кириллов, В.И.Татищев и др. Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей.
-
Тема 3. Оренбургское казачье войско. Предшественники казачества. Становление казачества. Воспитание. Хозяйство и быт.
-
Практические занятия. Экскурсии в Музей Оренбургского района, зал казачества.
-
Тема 4. Оренбуржье в XIX веке. Наш край в Отечественной войне 1812 года. Оренбургское тайное общество Оренбургская политическая ссылка. Оренбург в экспедициях и завоевательных походах в Средней Азии. Экономическое состояние города в период капитализма.
-
3. Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
1 .Основы риторики
-
2.Основы составления рассказов (мини-экскурсии)
-
3.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления
-
4.Экскурсия для начальных классов
-
Содержание программы дополнительного образования
-
(2-ой год обучения)
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
Тема 1. Навыки поисковой работы
-
Тема 2. Как готовить экскурсию?
-
Тема 3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами
-
Тема 4.Основы работы с источниками, работа с архивными документами
-
2. Модульный блок «Историческое краеведение»
-
Тема 1. Оренбуржье в начале 20 века. Участие оренбуржцев в русско-японской войне 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 года в Оренбургском крае Политическая реакция и новый политический подъем Победа Февральской революции.
-
Практические занятия. Экскурсии в музей воинской части, ДК Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей.
-
Тема 2. Край в годы революций и гражданской войны. Победа Февральской революции. Борьба за установление советской власти в Оренбурге. Оренбург в годы Гражданской войны на Урале. Разгром Дутовского восстания. Донгуз во время гражданской войны. Памятник красноармейцам в селе. Упрочение Советской власти. Белый и красный террор.
-
Тема 3. В годы сталинской модернизации. Оренбуржцы в годы советского строительства (1921-1941).Восстановление народного хозяйства. Коллективизация. Индустриализация. Репрессии.
-
Практические занятия. Исследовательская работа «Уголок России».
-
Тема 4. Культура края в первой половине 20 в. Культурное строительство. Образование до войны.
-
Практические занятия.
-
Тема 5. Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Оренбуржцы фронту. Сельские труженики фронту. Промышленный Оренбург в годы войны.
-
Практические занятия. Экскурсии в музей, под открытым небом, в сад Фрунзе.
-
Тема 6. Донгуз в начале 20 века. Село и революции. Установление советской власти на селе Борьба партии с церковью. Коллективизация. Образования колхозов «1 мая», «Красный пахарь». История опытного хозяйства ВНИИМС.
-
Тема 7. Село в годы военного лихолетья. Земляки - фронту. Женщины - трактористки. Дети - подростки в годы войны. Семья Кузнецовых.
-
3. Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
1 .Основы риторики
-
2.Основы составления рассказов (мини-экскурсии)
-
3.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления
-
4.Экскурсия для начальных классов
-
Содержание дополнительной образовательной программы «Истоки»
-
(3-ой год обучения)
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
Тема 1. Возникновение российских музеев.
-
Тема 2. Государственные и частные музеи родного края.
-
Тема 3. Классификация музеев:
-
- исторический музей
-
- художественный музей
-
- музей коллекционного типа
-
- государственный музей
-
- ведомственный музей
-
- общественный музей
-
- частный музей
-
Тема 4. Работа с фондами.
-
Методика сборов и фиксации материалов
-
Сбор материалов
-
Фиксация материалов
-
Создание фоно - и видеотеки, как фондовая работа в музее Фотография как музейный фонд.
-
Тема 5. Основы работы с источниками, работа с архивными документами, составление проектов.
-
Практика: Конспект. Правила составления конспекта, виды конспектов. Основы работы с архивными документами. Правило оформления библиографии. Работа в архивах села
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
Тема 1. Оренбург и область в послевоенный период. Восстановление народного фронта. Строительство газоперерабатывающего завода Промышленный комплекс области.
-
Тема 2. Образование города Оренбурга в послевоенный период. Образование после войны. Средне-специальное и высшее образование.
-
Тема 3.Религиозный мир края. Атеизм советского периода. Строительство церквей, мечетей.
-
Тема 4. Культура и медицина на современном этапе.
-
Тема 5. Донгуз после войны. Село в 50 годы. Школы поселка. Дошкольные учреждения. Дом культуры. Обелиск Славы. Парк Победы. Современное село.
-
Практические занятия. Сбор материалов и оформление экспозиций музея.
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
-
Тема 1 .Основы публичного выступления и общение с аудиторией.
-
Тема 2. Жесты и мимика оратора как составляющая выступления.
-
Тема 3.Экскурсия на улице и в помещении.
-
Практика: практическое занятие по риторике и культуре речи и пробные экскурсии с последующим обсуждением, отработка общего текста экскурсии, отработка рассказа и показа.
-
Методическое обеспечение
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (1-ый год обучения)
-
№ п/п
-
Название темы
-
Виды методической продукции
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
1 .Навыки поисковой работы
-
Из истории музеев и музейного дела
-
Классификация фондов музея.
-
Краеведение в работе музея
-
Моя родословная
-
Методика историко-краеведческой работы в школе // Под ред. Н.С. Борисова, М.: Просвещение,2000
-
Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007
-
Материлы РДДТ (диск)
-
Internet-pecypсы
-
2.
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
І__Ђdrs
-
Город Оренбург до к. 18 в.
-
Губернаторы г. Оренбурга
-
Оренбургское казачье войско
-
Оренбуржье в XIX веке
-
Культура и быт Оренбуржья
-
Из прошлого села до к. 18 в.
-
Донгуз в 19 веке
-
Злобин Ю.П., Поляков Н.В. История Оренбургская часть 1. Оренбург: «Орлит- А»,2008
-
Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2. Оренбург: «Орлит- А»,2008
-
Губернаторы Оренбургского края, Оренбургское книжное изд-во, 1999
-
Материалы СМИ и школьного музея
-
Internet-ресурсы
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
1 .Что такое риторика?
-
Сценарии мини-экскурсий
-
Жесты и мимика оратора как составляющая выступления
-
Экскурсия для начальных классов
-
Липинак В.Г. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: канд. дис., С-П, 2000
-
Internet-ресурсы
-
-
Методическое обеспечение
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (2-ой год обучения)
-
№ п/п
-
Название темы
-
Виды методической продукции
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
Навыки поисковой работы
-
Как готовить экскурсию?
-
3.Основы туризма и ориентирования 4.Работа с фондами
-
5.Основы работы с источниками, работа с архивными документами
-
Иванов П.М. Педагогические основы краеведения. Петрозаводск, 2000
-
Основы экскурсоведения: учебное пособие//Под редакцией Б.В.Емельянова
-
Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007
-
Материлы РДДТ (диск)
-
2
-
Модульный блок
-
«Историческое краеведение»
-
Оренбуржье в начале 20 века.
-
Край в годы революций и гражданской войны.
-
В годы сталинской модернизации.
-
Культура края в 1 пол. 20 века
-
Наш край в годы ВОВ 1941-45 гг.
-
Донгуз в начале 20 века.
-
Село в годы военного лихолетья.
-
Футорянский Л.И «История Оренбуржья» - Учебное пособие- Оренбург: Оренбургское книжное изд- во, 1996
-
Липинак В.Г. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: Канд. Дис. Л, 2004
-
Материалы СМИ и школьного музея Internet-ресурсы
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
1 .Основы риторики
-
2.Основы составления рассказов
-
(мини-экскурсии)
-
3.Жесты и мимика оратора как
-
составляющая выступления
-
4.Экскурсия для начальных классов.
-
Методика историко-краеведческой работы в школе // под редакцией Н.С. Борисова, 2001
-
Материлы РДДТ (диск) Internet-ресурсы
-
-
Методическое обеспечение
-
дополнительной образовательной программы
-
«Истоки» (3-ий год обучения)
-
№ п/п
-
Название темы
-
Виды методической продукции
-
1.
-
Модульный блок «Музейное дело»
-
Первые российские музеи
-
Классификация музеев
-
Музеи Оренбуржья
-
Работа с фондами
-
Правила работы с источниками и архивными документами, составление проектов, презентаций
-
Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско- юношеского туризма в России, 1999, №3
-
Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007
-
Internet-pecурсы
-
2
-
Модульный блок «Историческое краеведение»
-
1. Оренбуржье в послевоенный период
-
Образование в городе в послевоенный период
-
Религиозный мир края
-
Культура и медицина на современном этапе
-
Донгуз после войны
-
Савильзон И.В. Оренбургская история в лицах» 50 портретов на фоне эпохи, Оренбург.: 2000
-
Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2. Оренбург: «Орлит-А»,2008
-
Материалы СМИ и школьного музея Internet-pecypcbi
-
3
-
Модульный блок «Экскурсионное дело»
-
1 .Основы публичного выступления и общение с аудиторией 2.Жесты и мимика оратора как составляющая выступления 3.Экскурсия на улице и в помещении
-
Зенов А.с. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. Центр «Владос», 2007
-
Материлы РДДТ (диск) Internet-ресурсы
-
-
Литература для педагогов
-
1. Методика историко-краеведческой работы в школе// Под ред. Н.С.Борисова М.: Просвещение, 2000.
-
2.Основы экскурсоведения: Учебное пособие//Под ред. Б.В.Емельянова. М.Д. М.: Просвещение, 1999
-
3.Злобин Ю.П., Поляков. История Оренбургская часть 1.Учебное пособие для учащихся. Оренбург: «Орлит - А», 2008
-
Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская часть 2.Учебное пособие для учащихся. Оренбург: «Орлит - А», 2008
-
А.Т.Степанищев. Мет. справочник по истории. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 б.Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея. М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2007
-
Информационно- справочный вестник Оренбуржье,- Оренбург, 1998, № 25.
-
Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. Творческий Центр «Сфера», М., 2005
-
Пушкин и Оренбургский край. Документы. Записки. Письма. Воспоминания. Исследования // Сост. А.Ф.Прокофьева. Оренбург, 2000.
-
Ю.Ю.Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско- юношеского туризма в России. 1993, № 5,6.
-
-
11 .Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 2000
-
-
-
Савильзон В. «Пушкин и Оренбуржье», Оренбургское книж. изд., 1998
-
Савильзон В. «Оренбургская история в лицах»50 портретов на фоне эпохи, Оренбург.: 2000
-
-
-
Агапова И.А. Тематические праздники по истории России. Методическое пособие. Творческий Центр «Сфера», М., 2004
-
Шамонтьева О.В. Отечество в наследство нам дано. - Кострома: «МЦ «Вариант», 2005
-
Любовь и Восток. Москва, Московский писатель, 1999
-
Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006
-
Бабков Д.И., Бирюкова В.И. Черный тюльпан. - Оренбург: Печ. Дом «Димур», 2002
-
Материалы СМИ и Internet - ресурсы
-
Материалы школьного музея
-
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
-
-
Добкович В.В. Турист СССР. М., «Физкультура и спорт», 1957.
-
Дорофеев В.В. Над Уралом рекой. Южно-Уральское книж. Изд. 1988.
-
Десятков Г.М. Легенды старого Оренбурга. Калуга. «Золотая аллея» , 1994.
-
Кошель П.А. Любовь и Восток. Сб.- М., «Московский писатель» , 1994.
-
Курилова В.И. Туризм, уч. Пособие. М., «Просвещение», 1988.
-
Ландшафты Оренбуржья. Оренбург. 1994.
-
Семенов В.Г. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург, 1999.
-
Трипольский Л.Г. Спутник туриста. «Физкультура и спорт», 1963.
-
Условные знаки, образцы шрифтов и сокращений топографических карт. М., ВТС М.. 1951.
-
Футорянский Л.И. Оренбург. Челябинск. Южно-Уральское книж. Изд. 1993.
-
Футорянский Л.И. История Оренбуржья. Оренбург, 1996.
-
Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. Челябинск. Южно-Уральское книж Изд. 1983.
-
Чибилев А.А. Лик степи. Л. Гидрометиздат. 1990..
-
Чибилев А.А. В глубь степей. Екатеренбург. УИФ «Наука», 1993.
-
Шабанов А.А. Карманная энциклопедия туриста. М., «Вече» , 2000.
-
7