- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по геометрии 8 класс
Рабочая программа по геометрии 8 класс
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зюзина Т.А. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ«Краснопольская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена
на заседании МО
Руководитель МО
__________Т.В. Тюфтяева
«_____»_______2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Краснопольская ООШ»
_________ Сайгашов М.И.
Приказ № __ от «__» ___2014г
Рабочая программа по геометрии
для 8 класса
Составил: Зюзина Т.А.
с.Краснополье 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позднякова и И.И. Юдиной, автор составитель примерной программы Т.А. Бурмистрова .Издательство «Просвещение», 2008
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса. Изменения в изучении содержания материала не внесены. Количество часов, предусмотренное в программе: общее -68 часов,из них: контрольных работ - 5 часов.
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
-развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли ;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
В результате изучения курса учащихся должны
знать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование
№ п\п
Наименование разделов и тем
Макси-мальная нагрузка учащегося, часы
Из них
Теоретическое обуче-ние, часы
Лабора-торные и практи-ческие работы, часы
Контрольные рабо-ты, часы
Экскур-сии, часы
Самостоятель-ная работа, часы
1
Четырехугольники
14
10
-
1
-
3
2
Площадь
14
10
-
1
-
3
3
Подобные треугольники
19
14
-
2
-
3
4
Окружность
17
14
-
1
-
2
5
Повторение
4
4
-
-
-
-
Итого
68
52
-
5
-
11
Основное содержание
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур»
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников».
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники».
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Глава 9. Векторы. (12 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.
9. Повторение. Решение задач. (4 часа)
Итоговая контрольная работа.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Содержание учебного материала
Вид занятия
Количест-во часов
Вид контроля
Дата пров.урока
Плани-руемая
фактическая
Четырехугольники
14
1
Многоугольники.
Урок изучения нового материала
1
2.09.
2
Многоугольники.
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
4.09.
3
Параллелограмм и его свойства.
Урок изучения нового материала
1
9.09.
4
Параллелограмм и его свойства.
Урок-закрепление
1
11.09.
5
Признаки параллелограмма.
Урок изучения нового материала
1
16.09.
6
Признаки параллелограмма
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
18.09.
7
Трапеция.
Урок изучения нового материала
1
23.09.
8
Трапеция.
Урок-закрепление
1
25.09.
9
Прямоугольник.
Урок изучения нового материала
1
30.09.
10
Ромб и квадрат.
Урок изучения нового материала
1
2.10.
11
Ромб и квадрат.
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
7.10.
12
Осевая и центральная симметрия.
Урок изучения нового материала
1
9.10.
13
Решение задач.
Урок решения задач
1
14.10.
14
Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
Урок контроля ЗУН
1
Контрольная работа
16.10.
Площадь
14
15
Площадь многоугольника.
Урок изучения нового материала
1
21.10.
16
Площадь многоугольника.
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
23.10.
17
Площадь параллелограмма.
Урок изучения нового материала
1
28.10.
18
Площадь треугольника.
Урок изучения нового материала
1
30.10.
19
Площадь треугольника.
Урок-закрепление
1
11.11.
20
Площадь трапеции.
Урок изучения нового материала
1
13.11.
21
Решение задач.
Урок решения задач
1
Самостоя-тельная работа
18.11.
22
Решение задач.
Урок решения задач
1
20.11.
23
Теорема Пифагора.
Урок изучения нового материала
1
25.11.
24
Теорема Пифагора.
Урок-закрепление
1
27.11.
25
Теорема Пифагора.
Урок-закрепление
1
2.12.
26
Решение задач
Урок решения задач
1
Самостоя-тельная работа
4.12.
27
Решение задач.
Урок решения задач
1
9.12.
28
Контрольная работа №2 по теме «Площадь»
Урок контроля ЗУН
1
Контрольная работа
11.12.
Подобные треугольники
19
29
Определение подобных треугольников.
Урок изучения нового материала
1
16.12.
30
Определение подобных треугольников.
Урок-закрепление
1
Самостоятель-ная работа
18.12.
31
Первый признак подобия треугольников.
Урок изучения нового материала
1
23.12.
32
Первый признак подобия треугольников
Урок-закрепление
1
25.12.
33
Второй признак подобия треугольников.
Урок изучения нового материала
1
Самостоя-тельная работа
13.01.
34
Третий признак подобия треугольников.
Урок изучения нового материала
1
15.01.
35
Решение задач.
Урок решения задач
1
20.01.
36
Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники»
Урок контроля ЗУН
1
Контрольная работа
22.01.
37
Средняя линия треугольника.
Урок изучения нового материала
1
27.01.
38
Средняя линия треугольника.
Урок-закрепление
1
29.01.
39
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Урок изучения нового материала
1
4.02.
40
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
6.02.
41
Решение задач
Урок решения задач
1
11.02.
42
Решение задач
Урок решения задач
1
13.02.
43
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Урок изучения нового материала
1
18.02.
44
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Урок-закрепление
1
20.02.
45
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Урок-закрепление
1
25.02.
46
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Урок-закрепление
1
27.02.
47
Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»
Урок контроля ЗУН
1
Контрольная работа
4.03.
Окружность
17
48
Касательная и окружность.
Урок изучения нового материала
1
6.03.
49
Касательная и окружность.
Урок-закрепление
1
11.03.
50
Касательная и окружность.
Урок-закрепление
1
Самостоя-тельная работа
1.03.3
51
Градусная мера дуги.
Урок изучения нового материала
1
18.03.
52
Теорема о вписанном угле.
Урок изучения нового материала
1
20.03.
53
Теорема о вписанном угле.
Урок-закрепление
1
1.04.
54
Решение задач
Урок решения задач
1
Самостоя-тельная работа
3.04.
55
Четыре замечательные точки.
Урок изучения нового материала
1
8.04.
56
Четыре замечательные точки.
Урок-закрепление
1
10.04.
57
Четыре замечательные точки.
Урок-закрепление
1
15.04.
58
Вписанная окружность.
Урок изучения нового материала
1
17.04.
59
Вписанная окружность.
Урок-закрепление
1
22.04.
60
Описанная окружность.
Урок изучения нового материала
1
24.04.
61
Описанная окружность.
Урок-закрепление
1
29.04.
62
Решение задач.
Урок решения задач
1
6.05.
63
Решение задач.
Урок решения задач
1
8.05.
64
Контрольная работа №5 по теме «Окружность»
Урок контроля ЗУН
1
Контрольная работа
13.05.
Повторение
4
65
Четырехугольники
Урок-повторение
1
15.05.
66
Площадь
Урок-повторение
1
20.05.
67
Подобные треугольники
Урок-повторение
1
22.05.
68
Окружность
Урок-повторение
1
27.05.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество
Примечания
Библиотечный фонд
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008 - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21).
Д
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
К
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2009.
Д
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2009.
Д
Технические средства обучения
Классная магнитная доска с набором магнитов
Д
Компьютер
Д
Мультимедийный проектор
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
К
Стол учительский с тумбой
Д
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов
Д
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств учебно-методического обеспечения
количество
Примечания
Библиотечный фонд
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
К
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2008.
Д
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Д
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2009.
Д
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. - М.: ВАКО, 2009.
Д
Интернет-ресурс
edu - "Российское образование" Федеральный портал.
school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики it-n.ru"Сеть творческих учителей"
www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Список литературы, использованный для составления рабочей программы:
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
-
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008 - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21).
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2008.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. - М.: Просвещение, 2009.
-
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2009.
Список литературы, рекомендованной для учителя:
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
-
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2008.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008
Список литературы, рекомендованной для ученика:
-
Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2004-2008.
-
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2008.
12