Доклад по теме Одаренные дети, реалии, проблемы, перспективы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор МОУ ДОД «ЦРТДЮ»

____________Л.В. Руденко

«_____»______________2015 год



Дополнительное образование как фактор реализации творческого

потенциала одаренных детей.

Доклад выступления на методическом объединении

«Одаренные дети: реалии, проблемы, перспективы»

Докладчик: педагог-организатор

МОУ ДОД «Центр развития творчества

детей и юношества»

Бобер Оксана Виктровна





п. Азовское

2015 год



Гении падают с неба. И на один раз, когда он
встречает ворота дворца, приходится
сто тысяч случаев, когда он падает мимо
Д. Дидро

Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.

Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» ориентирован на формирование у детей общей культуры и художественно-эстетического вкуса, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

  • Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:

  • между социальным заказом на подготовку одаренных детей в области культуры и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;

  • между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением Дома детского творчества;

  • между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;

  • между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах и фестивалях вне города.

  • В многопрофильных учреждениях дополнительного образования чаще всего раскрывают и развивают таланты детей в ракурсе художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство, вокал, танцы и т.п.), несмотря на то, что сами педагоги дополнительного образования выделяют следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

  • В познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);

  • В художественно-эстетической деятельности - хореографию, сценическую, литературно - поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;

  • В коммуникативной деятельности - лидерскую одаренность;

  • В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественно-эстетического развития. В многопрофильные учреждения дополнительного образования детей часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая - это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Центра детского творчества, прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна основной идее программы развития Центра детского творчества.

В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

  • Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей в Центре детского творчества осуществляется в ходе решения комплекса взаимосвязанных задач:

  • обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них;

  • предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования;

  • формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей;

  • психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;

  • развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми;

  • стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.

© 2010-2022