- Преподавателю
- Другое
- Конспект и презентация к уроку «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Конспект и презентация к уроку «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Н.А. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Лебедева Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г. Фурманова
Ивановской области
Модуль «Основы светской этики»
Урок №18
Тема урока:
«РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Цели:
-
раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности».
-
познакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа
-
формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям.
Задачи:
-
Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;
-
расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему;
-
способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью;
-
совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы;
-
развивать эмоциональную сферу ребенка
Оборудование:
мультимедийный проектор; раздаточный материал; рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Мотивационный момент Слайд №1 (прослушивание фрагмента песни «Дружная семейка»):
- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?
- Почему в песне упоминаются ромашки?
Ромашка- символ семьи, верности, любви.
Как вы думаете, почему? Слайд №2 А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть праздник семьи. Он отмечается 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. Слайд №3
2. Определение темы урока
- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4
- Что мы узнаем на уроке?
3. Работа над понятиями «семья», «род», «фамилия»:
Тема нашего сегодняшнего занятия «Род и семья».
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанные дети. Здесь вас нарекли святым именем.
Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук...
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут! Слайд №5
Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.
Но что такое семья? Как вы понимаете это слово? Слайд №6
Вставьте недостающие слова
Кто важней всего на свете? Слайд №7
Знают взрослые и ……-
Наша дружная ……. ,
Это ……. , это ….. ,
И, конечно, это ….. !
- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью? Вот какое определение есть в словаре Ушакова:
«Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд №8
Как называют этих людей?
- Подберем однокоренные слова к слову «родственник»? Какой корень у этих слов?
- Что, по-вашему, обозначает слово «род»? Слайд №9
Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.
- Кто объединяет весь род? Слайд №10
- По какому признаку различается один род от другого? Слайд №11-12
4. Знакомство с родовым древом (сообщение ребенка). Слайд №13
Я не просто живу,
Я, подобно реке,
Начинаюсь в затерянном далеке.
Но,всему вопреки,
Вьётся ниточка кровная.
Где ж мои родники,
Отвечай, родословная.
В. Шефнер
Для чего нужно знать свою родословную?
Древо человеческих жизней - бесценная история рода
Работа в группах Слайд №14
Укажите последовательность родственных связей в семье:
(На листе разложить карточки со словами)
Сын мать бабушка прабабушка
правнук внук
5. Определение общечеловеческих семейных ценностей:
Игра «Найди свою половинку» (в парах) Слайд №15-16
Составьте пословицы (Карточки с частями пословиц)
Пословицы:
Согласную семью и горе не берет
Семья в куче - не страшна и туча
На что клад, когда в семье лад
6. Физкультминутка
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
7. Знакомство со сказкой
Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? - спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.
-
Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!
8. Закрепление
Моделирование макета пирамиды «Семейные ценности» Слайд №17
Запись понятий в тетрадь:
семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.
9. Рефлексия
На чем держится семья? Притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: « Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья)
Ромашки прикрепляют на доску
« В России будет пустыня, если семья не станет святыней» Слайд №18
10. Домашнее задание Слайд №19:
- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
- Написать мини - сочинение или нарисовать картинку на тему: «Моя семья самая лучшая!»
- Прочитать §18