Конспект и презентация к уроку «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

  Модуль «Основы светской этики» Урок №18 Тема урока: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» Цели: -       раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности». -       познакомить  с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа -       формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям. Задачи: ÒСпособствовать формированию положительного отношения к семье, к дому; Òрасширить представления детей о с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лебедева Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г. Фурманова

Ивановской области

Модуль «Основы светской этики»

Урок №18

Тема урока:

«РОД И СЕМЬЯ - ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Цели:

  • раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности».

  • познакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа

  • формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям.

Задачи:

  • Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;

  • расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему;

  • способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью;

  • совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы;

  • развивать эмоциональную сферу ребенка

Оборудование:

мультимедийный проектор; раздаточный материал; рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Мотивационный момент Слайд №1 (прослушивание фрагмента песни «Дружная семейка»):

- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?

- Почему в песне упоминаются ромашки?

Ромашка- символ семьи, верности, любви.

Как вы думаете, почему? Слайд №2 А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть праздник семьи. Он отмечается 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. Слайд №3

2. Определение темы урока

- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4

- Что мы узнаем на уроке?

3. Работа над понятиями «семья», «род», «фамилия»:

Тема нашего сегодняшнего занятия «Род и семья».

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанные дети. Здесь вас нарекли святым именем.

Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук...
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут! Слайд №5

Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

Но что такое семья? Как вы понимаете это слово? Слайд №6

Вставьте недостающие слова

Кто важней всего на свете? Слайд №7

Знают взрослые и ……-

Наша дружная ……. ,

Это ……. , это ….. ,

И, конечно, это ….. !

- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью? Вот какое определение есть в словаре Ушакова:

«Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд №8

Как называют этих людей?

- Подберем однокоренные слова к слову «родственник»? Какой корень у этих слов?

- Что, по-вашему, обозначает слово «род»? Слайд №9

Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.

- Кто объединяет весь род? Слайд №10

- По какому признаку различается один род от другого? Слайд №11-12

4. Знакомство с родовым древом (сообщение ребенка). Слайд №13

Я не просто живу,

Я, подобно реке,

Начинаюсь в затерянном далеке.

Но,всему вопреки,

Вьётся ниточка кровная.

Где ж мои родники,

Отвечай, родословная.

В. Шефнер

Для чего нужно знать свою родословную?

Древо человеческих жизней - бесценная история рода

Работа в группах Слайд №14

Укажите последовательность родственных связей в семье:

(На листе разложить карточки со словами)

Сын мать бабушка прабабушка

правнук внук

5. Определение общечеловеческих семейных ценностей:

Игра «Найди свою половинку» (в парах) Слайд №15-16

Составьте пословицы (Карточки с частями пословиц)

Пословицы:

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче - не страшна и туча

На что клад, когда в семье лад

6. Физкультминутка

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

7. Знакомство со сказкой

Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.


  • Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!

8. Закрепление

Моделирование макета пирамиды «Семейные ценности» Слайд №17

Запись понятий в тетрадь:

семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.

9. Рефлексия

На чем держится семья? Притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: « Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

- любовь;

- прощение;

- терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья)

Ромашки прикрепляют на доску

« В России будет пустыня, если семья не станет святыней» Слайд №18

10. Домашнее задание Слайд №19:

- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

- Написать мини - сочинение или нарисовать картинку на тему: «Моя семья самая лучшая!»

- Прочитать §18







© 2010-2022