• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19. 02. 10 Технология продукции общественного питания

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19. 02. 10 Технология продукции общественного питания

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13



смоленское областное

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Десногорский энергетический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина: Микробиология



Преподаватель: Людмила Геннадьевна Подинкова

г. Десногорск

2012 г.

Тема: «Морфология микроорганизмов на примере бактерий»

Цели и задачи:

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Образовательный аспект: в результате УЗ обучающиеся должны

на минимальном уровне

на базовом уровне

знать

- строение и функционирование биологического объекта: клетки;

- сущность биологического процесса размножения,

- биологическую терминологию и символику.

- морфологию бактерий;

- классификацию бактерий;

- возможные источники

микробиологического загрязнения

в пищевом производстве;

- правила личной гигиены работников

пищевых производств.

уметь

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

- соблюдать правила личной

гигиены при приготовлении пищи;

- выполнять простейшие

микробиологические исследования

и давать оценку полученных результатов.

Развивающие задачи:

- продолжить формирование умений работать с микроскопом и натуральными объектами;

- продолжить развитие умений применять знания на практике;

- развитие аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

- развитие аналитико-синтезирующего мышления - развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

- развитие навыков взаимодействия, коммуникации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний.

Воспитательные задачи:

- посредством организации групповой работы воспитывать чувство ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий;

- содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

- прививать гигиенические навыки.

Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:

  1. Интерактивные методы обучения (групповая форма)

  2. Информационные технологии (визуализация учебной информации)

Система принципов: принцип комфортности, принцип минимакса, принцип деятельности

Оборудование:

Видеофрагмент «Незаметный мир», «Метод окраски по Граму», «Нечистоплотные повара отравили детей»

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор,

OMS: контроль - строение бактерий

чашки Петри, фильтровальная бумага, лупы, микроскоп, веб-камера для микроскопа, микропрепараты.

Содержательная часть урока.


  1. Организационный момент.

  2. Постановка познавательной задачи

Просмотр видеоролика Незаметный мир. Введение в микробиологию 1 серия

( 30 сек)

Слова преподавателя:

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята.

Почему прокисает молоко? Почему гниют фрукты? Кто в этом виноват?

Догадались, о чем пойдет речь? (Бактерии, микроорганизмы, клетки)

3. Изучение нового материала.

Слова преподавателя:

Тема сегодняшнего урока: «Морфология микроорганизмов на примере бактерий»

Используя имеющиеся знания из курса биологии и личный опыт, вспомним, что мы знаем о бактериях? (на классной доске в левой половине) Что вам как будущим поварам хотелось бы узнать о бактериях в ходе нашей работы? (в правой)

Вопросы детей:

Какие бактерии наиболее распространены в пищевой промышленности

Можно ли разделить бактерии на группы

Нужно ли соблюдать гигиенические требования повару на рабочем месте

Существуют ли документы, нормирующие допустимое количество бактерий в продуктах питания

преподаватель пишет на доске.

Что мы знаем о бактериях

Что хотели бы узнать

Узнали

Строение

Формы бактерий

Среда обитания

Распространенные бактерии

Классификация по морфологическому признаку

Нормативные документы

Личная гигиена повара



Слова преподавателя:

Знания полученные в курсе общей биологии помогут нам расширить представления о мире бактерий и их роли в профессии повар.кондитер.

Для достижения поставленных вами целей мы посетим виртуальную экскурсию и будем работать в группах. Итак:

Морфология - это наука, изучающая форму микроорганизмов, их строение, способы передвижения и размножения.

В основу классификации бактерий положены их морфологические особенности (форма и размер клетки) способность к спорообразованию, отношение к окраске по Грамму. Я приглашаю Вас на виртуальную экскурсию в лабораторию санэпидемстанции. По завершению, которой ответьте на вопросы:

  1. На какие группы делятся бактерии по методу Грама?

  2. В чем отличие клеточных оболочек этих групп?

  3. В какой цвет окрашивается каждая группа бактерий?

Видео фрагмент «Окраска по Граму»

Показываю на доске что окрасилось грам- и грам+

В СЭЗ используют метод окраски по Граму для того чтобы увидеть и классифицировать бактерии. Ребята давайте теперь ответим на вопросы

  1. На какие группы делятся бактерии по методу Грама?

  2. В чем отличие клеточных оболочек этих групп?

  3. В какой цвет окрашивается каждая группа бактерий?

Продолжим изучение морфологии микроорганизмов на примере бактерий.

Ваша дальнейшая деятельность будет осуществляться в группах по 4 человека. Оценивать вы будете себя по картам самооценки за каждый этап работы.

Перед вами на столах находятся задания, на выполнение которых отводится 7 минут. В ходе работы используйте электронный учебник. В итоге каждая группа предоставит отчёт о проделанной работе.



Работа в группах:

Задание № 1:

ИМетодическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питаниязучите строение бактериальной клетки, дать краткую характеристику каждому органоиду, используя учебник «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности» Л.В. Мармузова на стр.6-8



Ответ учащихся: Нам необходимо было изучить строение бактериальной клетки. В бактериальной клетке находятся следующие органоиды:

Из известных нам органоидов бактериальной клетки здесь присутствуют: 2-клеточная стенка

3-цитплазмотическая мембрана

4-цитоплазма

6-рибосомы

7-нуклеоид

14-жгутики

1-капсула

5-мезосомы

Рассказ о каждом органоиде.



Задание№2

С помощью микроскопического метода исследования определите формы бактерий на готовом микробиологическом препарате, зарисуйте микроскопическую картинку, осуществите подбор информации с помощью учебника «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности» Л.В. Мармузова на стр.6.

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Ответ учащихся: С помощью микроскопического метода мы определяли формы бактерий.

Изучив информацию мы узнали, что существуют следующие формы бактерий (зарисовать):

Палочкообразные - бациллы

Шаровидные - кокки

В виде запятой - это вибрионы

В виде спирали - это спириллы

В ходе своей работы мы выяснили, что

Кокки делятся на:


  1. микрококки

  2. стрептококки

  3. диплококки

  4. стафилококки

К бациллам относятся:

1.сальмонелла

2. кишечная палочка

3. клостридиум ботулинум

На микробиологическом препарате мы увидели палочки, стафилококки, диплококки - зарисовать.

Задание №3

Раскройте сущность процессов размножения и спорообразования, используя

учебник «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности» Л.В. Мармузова на стр.8-9

Ответ учащихся: Размножение бактерий:

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое.

Деление клетки начинается с деления нуклеоида. Затем путем втягивания клеточной стенки образуется перегородка, причем нуклеоиды расходятся в разные половинки клетки, и образуются две новые клетки. Продолжительность размножения бактерий от 30 минут до нескольких часов.

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. Когда спора созреет, материнская клетка отомрёт. Спорообразование длится около 1 суток. В каждой бактериальной клетке может образовываться только одна такая спора. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от -240 °С до +100 °С.

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Слова преподавателя:

Этот этап работы окончен, прошу вас выставить себе оценки.

В связи с ограниченным количеством признаков у бактерий естественной классификации, отражающей эволюционное развитие отдельных видов бактерий, нет. Были созданы различные искусственные классификации бактерий, одна из них положена в основу Краткого определителя бактерий Берги. В настоящее время придерживаются именно этой классификации. Названия микроорганизмов состоят из двух латинских слов, первое означает род, второе-вид.

Наиболее распространенными видами бактерий в пищевых продуктах являются:

П

О

Л

Е

З

Н

Ы

Е

Lactobacillus

Лактобациллус

В

Р

Е

Д

Н

Ы

Е

Escherichia coli

Эшерихия коли (кишечная палочка)

Salmonella

Салмонеллы

Staphilococcus aureus

Золотистый стафилококк

Bacillus cereus

Бациллус цереус

Bacillus subtilis

Бациллус субтилис

Clostridium botulinum

Клостридиум ботулинум

Первая группа способствует пищеварению, а так же используется для получения молочнокислых продуктов и в процессе брожения. Вторая группа бактерий вызывают острые пищевые отравления и порчу продуктов питания.



Предлагаю вам сюжет из жизни, подумайте, что привело к сложившейся ситуации.

4. Опыт: (связь с производством)

Видеоролик: «Нечистоплотные повара отравили детей»- новостной сюжет.

Расследование ведется, а как вы думаете, что могло послужить такому массовому отравлению детей.

Отвечают участники групп:

1-я группа - мы, считаем, что нарушение технологии приготовления блюд

2-я группа - мы думаем, что нарушение санитарных норм хранения продуктов

3-я группа - не соблюдение поварами и работниками столовой личной гигиены.

Слова преподавателя:

Молодцы ребята, все ваши версии имеют место быть. Но давайте оставим решение этой проблемы Росспотребнадзору. А сами опытным путем докажем, что необходимо поварам соблюдать правила личной гигиены перед работой с продуктами.

Для проведение опыта мы будем использовать простейший метод бактериологического исследования - бактериологический посев. На практике питательной средой для бактерий является агар - агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха, смывов с рук и поверхностей. Мы же будем использовать в качестве питательной среды пластинки картофеля.

Задание на уроке: У вас на столах находятся микробиологические препараты, исследуйте их, посчитайте число колоний и используя СанПиН2.3.2.1078-01 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» ,

СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а так же таблицу по определению санитарного состояния поверхности сделайте вывод о гигиеническом состоянии рук повара. Вывод оформите в виде таблицы. Приступайте к работе в соответствии с инструкционными картами.

Чашка № 1

руки чистые - вымыты с мылом

Чашка № 2

руки вымыты водой

Чашка № 3

Руки грязные




Ответ группы №1:

Мы предполагаем, что в образцах в соответствии с СанПиН2.3.2.1078-01 находится санитарно-показательная группа бактерий. В образце № 1 , 2, 3 мы обнаружили __,__,___колоний,

Ответ группы №2:

Мы предполагаем, что в образцах в соответствии с СанПиН2.3.2.1078-01 находится санитарно-показательная группа бактерий. В образце № 1,2,3 мы обнаружили более __,__,__колоний,

Ответ группы №3:

Мы предполагаем, что в образцах в соответствии с СанПиН2.3.2.1078-01 находится санитарно-показательная группа бактерий. В образце № 1,2,3 обнаружили более __,__,__колоний.

Слова преподавателя:

Прошу сделать Вас вывод о гигиеническом состоянии рук повара.

В каком гигиеническом состоянии должны быть руки повара чтобы работать на кухне?

Ответ учащихся.

Слова преподавателя:

Мы с вами доказали практическим путем необходимость соблюдения поварами требований личной гигиены в процессе работы с продуктами.

Этап завершен, проставьте себе оценки.






5.Закрепление.

Слова преподавателя:

В заключение я предлагаю вам в интерактивном режиме проверить свои знания о морфологии бактерий. На компьютерах запустите модульную систему. Время работы 5 мин.

Обучающиеся индивидуально работают с OMS: Контроль. Строение бактерий (детализированное представление). Оценивают себя по оценочным листам (приложение).

Методическая разработка урока по Микробиологии с применением интерактивной технологии для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Время закончено.Компьютер поставил вам оценки Результат занесите в оценочную карту. Ошибки рассмотрим на следующем уроке.





6. Итог урока .

Слова преподавателя:

Давайте вспомним поставленные вами цели.

Что мы знаем о бактериях

Что хотели бы узнать

Узнали

Строение

Распространенные бактерии

кишечная полочка, сальмонеллы, клостридиум ботулинум, лактобактуринум

Формы бактерий

Классификация по морфологическому признаку

По Грамму, по форме

Среда обитания

Нормативные документы

СанПиН 2.3.6. 1079-01

СанПиН2.3.2.1078-01

Личная гигиена повара

Практический опыт

Дети повторяют цели на начало урока. Другие дают подтверждение достигнутому.

Можно ли разделить бактерии на группы. - Да можно, по морфологическим признакам, окраске по Граму.

Нужно ли соблюдать гигиенические требования повару на рабочем месте- мы опытным доказали, что необходимо соблюдать требования к личной гигиене повара

Существуют ли документы нормирующие допустимое количество бактерий в продуктах питания - На уроке мы использовали СанПиН 2.3.6. 1079-01

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»,

Какие бактерии распространены в пищевой промышленности- кишечная полочка, сальмонеллы, клостридиум ботулинум, лактобактуринум

Слова преподавателя:

Только лишь одна морфология не может нам дать представление о полезности и вредности бактерий, о их роли в пищевой промышленности, о способах борьбы с ними. Ответ на этот вопрос мы сможем получить на последующих занятиях изучив, питание, дыхание, химический состав бактерий, т.е. - физиологию.

7.Домашнее задание.

Слова преподавателя:

Вам необходимо ознакомиться с

Главой 1,ответить на контрольные вопросы к главе 1-6 (устно)

Выполнить творческое задание, опираясь на полученные знания сегодня (проект-презентация)не более 5 слайдов:

Группа 1 «Болезнетворные бактерии»

Группа 2 «Бактерии в кишечнике человека»

Группа 3 «Использование бактерий в пищевой промышленности»

Структура презентации-проекта:

1.Определение

2.Виды и формы

3.Роль в жизни человека

8.Рефлексия.

Слова преподавателя:

Прошу вас поменяться картами и оценить работу на уроке друг друга.

А теперь прошу поднять руки тех, кто получил за урок «5» - Молодцы, вы сегодня потрудились на славу и получили достойную оценку.

Поднимите руки, кто получил за урок «4» - почему вы себя так оценили?

Не активна была на уроке - я добавляю тебе бал, пусть он будет тебе стимулом в работе на следующем уроке.

Допустила ошибку в модуле - я тоже тебе добавлю один бал, мне очень понравился твой ответ у доски.

Спасибо всем за плодотворную работу на уроке. Урок закончен.


© 2010-2022