Рабочая программа Умелые ручки

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Шебертинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________М.Л. Купуржанова

от « _» сентября 2015 года

«Утверждено»

Директор школы

_______О.В. Цыганкова

от «__» сентября 2015г.

Рабочая программа кружка

«Умелые ручки»

( Курс рассчитан на 2 года обучения)

Составитель: учитель изобразительного искусства

Пискунова Наталья Александровна











с. Шеберта

2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на учащихся увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю 2 часа.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства ( живопись , графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства ( аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала ) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа из природного материала.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач ; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно - прикладному искусству. Народное декоративно - прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Умелые ручки» рассчитана на 2 года. Кружок комплектуется из учащихся 5-10 классов. Количество детей 20 человек. Группа делится на две подгруппы по 10 человек.

Режим работы кружка для каждой подгруппы по одному занятию в неделю . Продолжительность занятий один час.

Структура программы

Программа кружка «Умелые ручки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

- о исконно русских народных промыслах;

- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

- об особенностях лепных игрушек;

- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;

- о плетении из бумажных трубочек;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

- работать в программе Power Point.

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей - участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, а также организация и проведение конкурсов- выставок на базе школы.

Учебно-тематический план 1 год.

№ п\п

Перечень разделов, тем

Вид занятия

Всего часов

Кол-во часов теория

Кол-во часов практика

1.

Введение. Вводный инструктаж

Теория

1

1

-

2.

«Сказочная страна»

Практическое занятие

Природный материал

2

1

1

3.

Изготовление коробочек для карандашей

Практическое занятие

(коробочки из под чая, техника папье-маше)

2

1

1

4.

Роспись по дереву

«Краски осени»

Практическое занятие

Разделочная доска, кисти, краски

4

1

3

5.

Изготовление открыток к Дню Матери.

Практическое занятие

Картон, цв. бумага

2

-

2

6.

«Новогодняя сказка»

Изготовление ёлочных игрушек

2

-

2

7.

«Бумажный город»

Практическое занятие

-Плоскостные композиции из бумаги



- Узоры из бумажных лент (квиллинг)



- Айрис-фолдинг

6

1

5

8.

«Ниточная страна»

Аппликация из ниточной крошки

2

-

2

9.

«Остров ненужных вещей»

Практическое занятие

- Изготовление подставок под горячее из бросового материала

- Изготовление макетов самолётов и подводных лодок;


4

1

3

10.

«Лебединое озеро»

Практическое занятие

Изготовление поделок из яичной скорлупы

3

-

3

11.

Лепка (пластилин, солёное тесто)

Дымковская игрушка, филимоновская игрушка

3

1

2

12.

Творческий проект

«Подарок другу»

Этапы проекта, требования к проекту

3

1

2


Итого:


34





Содержание изучаемого курса

1.Введение. Вводный инструктаж .

Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

2.«Сказочная страна».

Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.

3.Изготовление коробочек для карандашей.

Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика - отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скручивание. Изготовление подвесок к упаковкам; изделия из коробок.

4.Роспись по дереву «Краски осени».

Теория - первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Практика - изготовление поделок: игрушки - марионетки, кораблики, цветы, вазы.

5.Изготовление открыток ко Дню Матери.

Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление аппликаций и объёмных форм.

6.«Новогодняя сказка».

Теория - первоначальные сведения о материале.Технология изготовления поделок. Практика - изготовление снежинок, елочных украшений.

7.Работа с волокнистыми материалами.

Теория - обобщение сведений . Технология изготовления поделок из ткани. Практика - изготовление салфеток, игольниц.

8.«Остров ненужных вещей»

Первоначальные сведения о материалах. Изготовление поделок из древесины и пластиковой бутылки.

9. «Лебединое озеро».

Теория - обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

10. Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

Ожидаемый результат.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

- о исконно русских народных промыслах;

- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

- об особенностях лепных игрушек;

- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;

- о плетении из бумажных трубочек;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- лепить на основе традиционных приемов дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

- работать в программе Power Point.

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Учебно-методическое обеспечение

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005

10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005

11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006

12.Журнал «Школа и производство»

















Учебно-тематический план

2 год.

№ п\п

Перечень разделов, тем

Вид занятия

Всего часов

Кол-во часов теория

Кол-во часов практика

1.

Введение. Вводный инструктаж

Теория

1



2.

Модульное оригами

Практическое занятие

Изготовление поделок из бумажных модулей

2



3.

Изготовление открыток ко Дню Учителя

Практическое занятие

Картон, цв. бумага

2



4.

Солёное тесто

Практическое занятие

Изготовление панно, игрушек, муляжей

2



5.

Роспись по дереву

«Краски осени»

Практическое занятие

Разделочная доска, кисти, краски

4



6.

«Фабрика Деда Мороза»

Изготовление новогодних украшений

2



7.

«Бумажные фантазии»

Практическое занятие

-Плоскостные композиции из бумаги



- Узоры из бумажных лент (квиллинг)



- Айрис-фолдинг

6



8.

«Ниточная страна»

Аппликация из ниточной крошки

2

9.

«Остров ненужных вещей»

Практическое занятие

- Изготовление подставок под горячее из бросового материала

- Изготовление макетов самолётов и подводных лодок;


4



10.

«Лебединое озеро»

Практическое занятие

Изготовление поделок из яичной скорлупы

2



11.

Лепка (пластилин)

Дымковская игрушка, филимоновская игрушка

2



12.

Творческий проект

«Подарок другу»

Анализ допущенных отклонений.

Демонстрация проектного изделия.



Защита проекта

3




Итого:34 часа.







Содержание изучаемого курса

1.Введение. Вводный инструктаж.

Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

2.«Сказочная страна».

Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.

3.Изготовление открыток ко Дню Учителя.

Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление аппликаций и объёмных форм.

4.Изготовление коробочек для карандашей .

Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика - отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скручивание. Изготовление подвесок к упаковкам; изделия из коробок.

5.Роспись по дереву «Краски осени».

Теория - первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Практика - изготовление поделок: игрушки - марионетки, кораблики, цветы, вазы.

6.«Новогодняя сказка».

Теория - первоначальные сведения о материале.

Технология изготовления поделок. Практика - изготовление снежинок, елочных украшений.

7.Работа с волокнистыми материалами.

Теория - обобщение сведений из 1 года обучения. Технология изготовления поделок из ткани. Практика - изготовление салфеток, игольниц.

8.«Остров ненужных вещей»

Первоначальные сведения о материалах. Изготовление поделок из древесины и пластиковой бутылки.

9. «Лебединое озеро».

Теория - обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев

10. Индивидуальные занятия.

Изготовление поделок по выбору детей.

Ожидаемый результат.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

- о исконно русских народных промыслах;

- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

- об особенностях лепных игрушек;

- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;

- о плетении из бумажных трубочек;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- лепить на основе традиционных приемов дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

- работать в программе Power Point.

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Учебно-методическое обеспечение

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005

10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005

11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006

12.Журнал «Школа и производство»









© 2010-2022