Программа курса Библиотечные уроки в начальной школе 2 - 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОГРАММА

КУРСА


«БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


Программа курса Библиотечные уроки в начальной школе 2 - 4 класс




Зав. школьный библиотекарь

Потапова Т.В.




Структура программы


  1. Пояснительная записка.

    1. Цель и задачи программы.

    2. Знания и умения.

    3. Формы работы.

    4. Ожидаемые результаты.


  1. Тематическое планирование и содержание занятий.

    1. Тематическое планирование.

    2. Содержание занятий.

    3. Литература.








Пояснительная записка


«Книга учит и книга воспитывает

Только тех, кто читает и впитывает!

А у тех, кто по строчкам несется,

Лишь одна пустота остается»

Э.Асадов»


Книга - величайшее достижение человеческого разума. Она становится органической потребностью каждого человека с самого детства. Книга помогает овладевать знаниями, познавать людей и окружающий мир, приобретать профессию и приобщаться к прекрасному.

Книга обогащает речь ребенка, развивает фантазию, расширяет кругозор, помогает ему лучше учиться, и поэтому перед школьной библиотекой стоит очень сложная задача - целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Воспитание читательской культуры - задача сложная и обязательная для школьного библиотекаря, именно он должен помочь каждому школьнику овладеть минимумом библиотечно - библиографических знаний. Школьная библиотека - как первый учитель, от которого зависит очень многое. Какого читателя мы воспитаем, таким он и будет, все закладывается с детства.

Главная задача курса показать юному читателю, что книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития ребенка.

Велика роль книги в воспитании школьников. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели - развитию у ребенка навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания детей в школе. Младший школьный возраст - это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент чтения как наиболее сложного вида речевой деятельности человека. Вот почему значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим. В современных условиях усилиями школьной библиотеки возможна корректировка читательского развития ребенка. Чтение должно остаться важнейшим инструментом образования и развития личности. В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и владения навыками культуры чтения, куда входит:

• сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание элементов книги, правил обращения с ней и гигиены чтения;

• владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться книжными указателями, рекомендательными списками литературы;

• знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними.

Библиотечные уроки - основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.

Использование игровых форм, технических средств, введение в урок игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.

«Государственная программа развития образования в РК на 2011 - 2020 годы» оформила требования к выпускнику, как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в современном обществе. Планируемая программа повысит уровень информационной культуры, она направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности. Младший школьный возраст - это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент чтения как наиболее сложного вида речевой деятельности человека. Она является существенной составляющей в системе развития, воспитания, образования, т.к. включает в себя все другие виды речевой деятельности. В этот период освоение действительности происходит через взрослого. Вот почему значение библиотекаря в приобщении ребенка к книге в этот период является определяющим. В современных условиях усилиями школьной библиотеки возможна корректировка читательского развития ребенка. Наилучший результат достигается благодаря системной или программной деятельности библиотеки.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 занятию в неделю для учащихся начальной школы (2 - 4 кл.)




Цели программы:

  • вызвать у школьника устойчивый интерес к книге;

  • дать первоначальное понятие о структуре книги,

  • научить самостоятельно, работать с различными источниками информации;

  • научить ориентироваться в библиотечном пространстве.

Задачи программы:

  • организация сотрудничества "ученик - библиотекарь";

  • повышение культуры чтения младших школьников;

  • приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь и знать:

  • уметь самостоятельно выбирать художественные книги, использовать справочную литературу, периодические издания;

  • уметь правильно называть произведения (автора, заглавие книги, художника);

  • уметь самостоятельно выбирать художественные книги, пользоваться справочной литературой, работать с периодическими изданиями;

  • уметь заполнять дневник чтения;

  • уметь писать отзыв о прочитанной книге;

  • знать основные элементы книги (титульный лист, выходные данные, иллюстрация, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, оглавление), уметь определять по ним примерное содержание книги;

  • знать источники информации на разных носителях;

  • знать правила поведения в библиотеке;

  • знать правила обращения с книгой.

Формы проведения:

  • библиотечные уроки

  • громкие чтения

  • беседа - диалог

  • обзоры

  • викторины

  • игры, конкурсы

  • литературный час

  • путешествия

  • просмотры фильмов

Ожидаемые результаты реализации программы «Библиотечные уроки в начальной школе»:

  • повышения числа читателей библиотеки;

  • обогащение познавательной деятельности и расширение кругозора детей;

  • знания структуры книги;

  • самостоятельность в выборе книг;

  • написание отзыва о прочитанной книге;

  • открытость и уверенность в общении;

  • получение радости и удовольствия при посещении библиотеки и чтении книг.









Примерное календарное планирование - 2 класс.


Название темы и содержание.



Количество часов

Всего

Теория

Практика

Дата

Чудесная страна - Читалия! Где живут книги? Что означает слово «библиотека»? Библиотеки нашего города. Читательский формуляр. Абонемент. Читальный зал. План чтения. Рекомендательный список. Чем отличается школьная библиотека от домашней?

2

2



    Твои помощники в выборе книг.

    Правила поведения в библиотеке. Правила обращения с книгами. Библиографические указатели твои друзья. Планы чтения и рекомендательные списки в помощь читателю.

    3

    2

    1


      Ее Величество Книга!

      Что такое книга и чему она учит? Структура книги.

      Просмотр фильма «Прошлое и настоящее книги».

      Практическая работа: делаем «Книжку - малышку»

      3

      2

      1


        Культура чтения.

        Незнакомые слова в тексте и где найти их объяснение. Дневник чтения пишем и рисуем.

        2

        1

        1


          «Уж небо осенью дышало…»

          Стихи Абая, Пушкина, Фета, Тютчева и др.

          Слушаем классическую музыку «Осенний сон» и наслаждаемся красотой волшебных ландшафтов.

          Творческая работа: рисуем красоту осеннего пейзажа.

          3

          2

          1


            Художники, которые делают книги красочными.

            Что такое иллюстрация, и какой она делает книгу? О художниках детских книг. Е. Чарушин писатель и художник.

            Творческая работа: рисуем иллюстрацию к сказке «Колобок».

            2

            1

            1


              «Сказка ложь, да в ней намек…»

              Громкие чтения: Русская народная сказка «Заяц хваста» и казахская народная сказка «Хвастливый заяц» . Алтынсарин «Ворона и червяк», В. Гаршин «Лягушка - путешественница»

              Творческая работа: «Я - художник»

              2

              1

              1


                Твои первые помощники.

                Детские энциклопедии как ими пользоваться?

                Словари как с ними работать?

                Игра «Найди заданный материал» (работаем самостоятельно по карточкам с энциклопедиями и словарями)

                3

                2

                1


                  Удивительный мир доброты и волшебства.

                  Сказки Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, Б.Гримм.

                  В. Катаев «Цветик - семицветик»

                  Творческая работа: «Если бы я у меня была волшебная палочка»

                  3

                  2

                  1


                    Играем.

                    А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

                    «В гости к сказкам!»

                    2


                    2


                    Не проходи мимо.

                    Книжные выставки, тематические полки в библиотеке и их значимость для читателей.

                    1

                    1



                      Моя Родина - Казахстан!

                      Путешествуем по станицам книги «Волшебная палочка - копалочка» (истории Древнего Казахстана для детей)

                      Писатели Казахстана для детей.

                      Конкурс стихов «Моя Родина»

                      3

                      2

                      1


                        В гостях у автора.

                        И.Алтынсарин и его рассказы.

                        Диалог «Как ты считаешь, что главное в рассказах И. Алтынсарина?»

                        2

                        1

                        1


                          Книга я - верные друзья!

                          Повторяем, что такое библиотека? Из чего делают книги? Структура книги. Иллюстрация. Книги всезнайки. Выбор книг в библиотеке. Читательский формуляр, уголок читателя.

                          Тест «Книга в моих руках»

                          3

                          2

                          1


                            Итого:

                            34

                            21

                            13


                            «Испокон века книга растит человека!»

                            Народная мудрость.

                            Примерное календарное планирование - 3 класс.


                            Название темы и содержание.


                            Количество часов

                            Всего

                            Теория

                            Практика

                            Дата

                            Библиотека!

                            Путешествие в книжное царство! Отырарская библиотека. Библиотеки Казахстана.

                            2

                            2



                              Выбор книг.

                              Практическая работа: «Я самостоятельный читатель!» Ребята самостоятельно выбирают книги (по автору, по теме и т.д.) Для чего служит читательский формуляр?

                              Правила поведения в читальном зале. Работаем в уголке читателя.

                              3

                              2

                              1


                                Ее Величество Книга!

                                Структура книги. Просмотр фильма «Книга и библиотека». История создания книги.

                                3

                                2

                                1


                                  Культура чтения.

                                  Учимся читать книгу.

                                  Страна периодических изданий.

                                  2

                                  1

                                  1


                                    «Стих - узор словесный, стих - что кружева…»

                                    Детские стихи казахских поэтов. Поэзия Абая и Пушкина. Слушаем классическую музыку Шопен, Чайковский.

                                    Творческая работа: «Я люблю читать стихи!»

                                    3

                                    2

                                    1


                                      Писатели - о детях.

                                      Громкие чтения: М. Сундетов «Новая форма». В. Драгунский, В.Осеева, С. Михалков.

                                      Творческая работа: «Эмблема дружбы, доброты»

                                      3

                                      2

                                      1


                                        «Сказка ложь, дав ней намек…»

                                        Громкие чтения: Русская народная сказка «Заяц хваста» и казахская народная сказка «Хвастливый заяц» И. Алтынсарин «Ворона и червяк», В. Гаршин «Лягушка - путешественница»

                                        2

                                        2



                                          Твои первые помощники.

                                          Энциклопедии, словари как с ними работать?

                                          Игра «Найди заданный материал» (работаем самостоятельно по карточкам с энциклопедиями и словарями)

                                          3

                                          2

                                          1


                                            «Передай добро по кругу…»

                                            Громкие чтения: произведения И. Алтынсарина, С. Маршака, С. Михалкова, В.Осеевой.

                                            Сочинение - рассуждение «Могу ли я назвать себя добрым?»

                                            3

                                            2

                                            1


                                              Книга я - верные друзья!

                                              Книжная викторина по произведениям детских писателей.

                                              Путешествие в страну шведской писательницы А. Линдгрен и ее героев.

                                              2


                                              2


                                              Не проходи мимо.

                                              Книжные выставки, тематические полки их значимость для читателя.(ПДД, Твои права, Моя Родина - Казахстан и т.д.)

                                              1

                                              1



                                                Моя Родина - Казахстан!

                                                Продолжаем путешествие по станицам книги «Волшебная палочка - копалочка» (истории Древнего Казахстана для детей)

                                                Столица моей Родины!

                                                «Защити меня» - о правах ребенка в РК.

                                                3

                                                2

                                                1


                                                  Писатели Казахстана детям.

                                                  М. Сундетов «Белая Верблюдица»

                                                  Рисуем иллюстрацию к рассказу М. Сундетова.

                                                  2

                                                  1

                                                  1


                                                    Мы знаем!

                                                    Повторение пройденного материала.

                                                    Тест «Какой я читатель»

                                                    2

                                                    1

                                                    1


                                                      Итого:

                                                      34

                                                      22

                                                      12




                                                      «Теперь я сердцем к книге подойду,

                                                      Теперь я сердцем душу в ней увижу,

                                                      Поглажу нежно и к груди прижму,

                                                      И сердцем Сердце книги я услышу!»



                                                      Примерное календарное планирование - 4 класс.



                                                      Название темы и содержание.




                                                      Количество часов

                                                      Всего

                                                      Теория

                                                      Практика

                                                      Дата

                                                      Библиотека! Изба - читальня. Права и обязанности читателя. «Открытый» фонд, «закрытый» фонд и его расстановка. Видео фильм «Библиотеки мира»

                                                      2

                                                      1

                                                      1


                                                        Ее Величество Книга!

                                                        Структура книги (повторяем и добавляем элементы)

                                                        Книги, которые знают все… - самостоятельная работа.

                                                        Путешествие в историю создания книги. Кирилл и Мефодий.

                                                        Обзор книг на государственном языке.

                                                        4

                                                        3

                                                        1


                                                          Культура чтения.

                                                          Читаем и конспектируем.

                                                          Библиотечный час «Реферат и сообщение»

                                                          Учимся писать отзыв о прочитанной книге.

                                                          Дискуссия «Книга или компьютер?»

                                                          3

                                                          1

                                                          2


                                                            «Проза. Лира»

                                                            Дать первоначальное понятие, что такое проза, лира.

                                                            Проза - М. Ауэзов «Лютый», Б. Житков «Про волка».

                                                            Лира - И. Степанцева «Девочка, зажигающая звезды»

                                                            Творческая работа: « Я хочу писать стихи!»

                                                            4

                                                            3

                                                            1


                                                              Писатели Казахстана о детях.

                                                              Казахский писатель М. Кабанбаев и его книги.

                                                              Творческая работа: «Степь - колыбель моя!» (рисуем)

                                                              2

                                                              2

                                                              1


                                                                Твои права.

                                                                Повторение «Конвенции о правах ребенка» и «Закона о правах ребенка в РК» в игровой форме.

                                                                1


                                                                1


                                                                  Эти книги знают все.

                                                                  Энциклопедии и словари в твоих руках.

                                                                  Практическая работа: «Найди, запиши, прочти!»

                                                                  (ребята работают самостоятельно по карточкам с энциклопедиями, справочниками и словарями)

                                                                  3

                                                                  1

                                                                  2


                                                                    «Библиотека - территория толерантности»

                                                                    Что такое толерантность? Произведения, которые учат быть толерантными: «Чечело» Железняков, сказки Андерсена, «Меня зовут Кожа» Сокпакбаев, «Четвертая высота» Ильина, «Белый Бим, черное Ухо» Троепольский.

                                                                    Творческая работа «Учимся быть терпимыми»

                                                                    5

                                                                    3

                                                                    2


                                                                      Книга, я - верные друзья!

                                                                      Беседа - диалог «Моя любимая книга!»

                                                                      Практическая работа: «Отзыв о прочитанной книге»

                                                                      2

                                                                      1

                                                                      1


                                                                        Моя Родина - Казахстан!

                                                                        Знаменитые люди Востока: Томирис, Чингис - хан, Абылай - хан.

                                                                        Обзор по страницам книг «Нурсултан Назарбаев» и «История Астаны»

                                                                        Просмотр фильма «Казахстан»

                                                                        3

                                                                        2

                                                                        1


                                                                          Повторение мать учения.

                                                                          Структура библиотеки. История создания книги. Структура книги. Книги, которые знают все. Помощники в выборе книг.

                                                                          Практическая работа «Я - читатель!»

                                                                          4

                                                                          2

                                                                          2


                                                                          Итого:

                                                                          34

                                                                          19

                                                                          15


                                                                          Школьная библиотека - как первый учитель, от которого зависит очень многое. Какого читателя мы воспитаем, таким он и будет в публичных и вузовских библиотеках. Все закладывается с детства.


                                                                          © 2010-2022