Рабочая программа Умники и умницы (интеллектуальный кружок)

Рабочая программа "Умники и умницы" (интеллектуальный кружок) Пояснительная записка   Программа «Умники и Умницы» имеет социально-педагогическую Направленность. Программа была изменена с учётом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.  Она руководствуется следующими принципами: ·        Познавательные задачи строятся на интегративной основе и  способствуют развитию психических свойств личности. ·        Задания  подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: о...   №   Наименование тем Количество часов Теория Практика Всего 1.       Вводное занятие 2   2 2.       Вопрос – основа игры 2   2 3.       Зрительная память 2 6 8 4.       Слуховая память 2 6 8 5.       Виды мышления 2 4 6 6.       Быстрота реакции 2 6      8 7.       Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой. 2 6      8 8.       Конкурс составления вопросов   2 2 9.       Принципы игры в команде 2 2 4 10.             Распределение командных ролей 2 2 4 11.             Виды интеллектуальных игр 4 2 6 12.             «Что? Где? Когда?» 2 6 8 13.   &n
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества Муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Рабочая программа учебной дисциплины



«Умники и умницы"

Наименование объединения

Социально-педагогическая

Наименование учебной дисциплины


3 года

Срок реализации



Вид программы


10-14 лет

Возраст обучающихся


Крючкова Ирина Алексеевна

Ф.И.О. преподавателя













ст. Камышеватская.

2012г.



Пояснительная записка

Программа «Умники и Умницы» имеет социально-педагогическую

Направленность. Программа была изменена с учётом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Она руководствуется следующими принципами:

  • Познавательные задачи строятся на интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности.

  • Задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от частично-поисковых к творческим.

  • С годами обучения программный материал усложняется.

  • Ведется непрерывность обучения и воспитания.

  • Учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся, так как перегрузка снижает интерес к занятиям и эффективность обучения.

Новизна программы:

Новые методики преподавания:

Основная идея состоит в том, что большую часть материала дети не просто учат и запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. На занятиях по программе «Умники и умницы» формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Новые технологии в проведении занятий:

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества - это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому, чтобы занятия был интересны детям, необходимо проводить их на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии (мультимедиа, интернет) и оборудование (ноутбук, компьютер, модем). При этом можно использовать такие формы проведения занятий, как: мультмедийная викторина, видеоопрос, видеоурок, презентации и т.д.

Нововведения в формах диагностики и подведения итогов:

С целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку в качестве методов диагностики учебных результатов и личностного развития используются анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии. (Приложение 1).

С целью оценки динамики успешности в качестве инструментария применяется тетрадь успешности (Приложение 2)

Актуальность программы

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным способом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании.

Педагогическая целесообразность программы.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения в школе. Развивающее обучение - это обучение при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия. Занятия в объединении опираются на положения развивающего обучения.

Видами познавательной деятельности на занятиях избраны игровые модели. Программа составлена по принципу имитации разнообразных интеллектуальных игр.

Дополнительная образовательная программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствие Законом Российской Федерации «Об образовании», типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, привлечение их к участию в школьных и муниципальных турах интеллектуальных игр и марафонах знаний.

Цель программы

создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся посредством занятий в интеллектуальном клубе.

Задачи программы.

Обучающие:

- формировать у учащихся системы разносторонних знаний;

- обучать алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач.

Развивающие:

- развивать творческие способности;

- развивать память и внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать чувства уверенности в собственных силах, настойчивость;

- воспитывать толерантность, коллективизм, чувство ответственности за команду;

Отличительные особенности данной ОП от уже существующих.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Большинство существующих интеллектуально-развивающих программ направлены на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данная же программа «Умники и умницы» рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств детей. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Стать членом кружка может любой ребёнок, желающий развить свои интеллектуальные способности.

Наполняемость учебной группы по годам обучения:

1 год -15 человек

2 год - 12 человек

3 год - 10 человек

Формы организации детей на занятии:

коллективная; индивидуально-фронтальная; коллективно-групповая .

Сроки реализации ОП.

Образовательная программа «Умники и умницы» рассчитана на 3 года обучения. Всего на обучение отводится 564 часа. Первый год 134 учебных часов. Второй и третий год обучения по 216 часов в год.


Формы и режим занятий.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану и проходят 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа 45 минут.

Формы проведения занятий:

- лекция;

- беседа;

- тренировочные упражнения;

- игра;

- конкурс;

- сообщения;

- мультимедийный час;

- видеоурок;

- презентация.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Формы и способы проверки результата

- устный опрос;

- интеллектуальный тест;

- контрольные вопросы;

- конкурс на лучший вопрос;

-интеллектуальная игра;

-конкурсные вопросы;

-мультимедийная викторина;

-мультимедийная интеллектуальная игра;

-блиц-опрос;

- участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня.

Виды и этапы аттестации учащихся:

- начальная (входной);

- текущая;

- промежуточная;

- итоговая.

Способы фиксации результата:

- индивидуальная карточка учета результатов обучения;

- тетрадь успешности;

- карточка мониторинга личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Форма проведения аттестации обучающихся:

- тестирование

Прогнозируемые результаты.

Программа предполагает 3 этапа обучения:

  • На 1-ом году обучения внимание уделяется на овладение рациональными приемами умственной деятельности, алгоритмами рассуждения, способами решения различных познавательных задач, знаниями правил интеллектуальных игр.

  • На 2-ом, 3-ем годах обучения занятия направлены на совершенствование навыков, приобретенных при 1-ом и 2-ом годах обучения, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

После первого года обучения учащиеся

должны знать:

- правила поведения и техники безопасности на занятиях;

- способы развития разносторонней памяти, логического мышления;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

- правила основных интеллектуальных игр;

- знать источники составления вопросов.

должны уметь:

- играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры.

- работать в команде

- давать самооценку

После второго года обучения учащиеся

должны знать:

- правила составления вопросов;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

- типы вопросов интеллектуальных игр;

- правила интеллектуальных игр.

должны уметь:

- играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

- определять типы вопросов и находить ответ;

-самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

- давать самооценку.

После третьего года обучения учащиеся

должны знать:

- правила составления вопросов;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

- типы вопросов интеллектуальных игр;

- правила интеллектуальных игр.

должны уметь:

- играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

- извлекать необходимые знания из литературы;

- самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

- осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

- сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

- самостоятельно оценивать процесс;

- регулировать своим эмоции, поведение.



Учебно - тематический план

1-го года обучения





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2


2

Вопрос - основа игры

2


2

Зрительная память

2

6

8

Слуховая память

2

6

8

Виды мышления

2

4

6

Быстрота реакции

2

6

8

Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.

2

6

8

Конкурс составления вопросов


2

2

Принципы игры в команде

2

2

4

Распределение командных ролей

2

2

4

Виды интеллектуальных игр

4

2

6

«Что? Где? Когда?»

2

6

8

«Своя игра»

2

6

8

«Слабое звено»

2

6

8

«Десятка»

2

6

8

«33 буквы»

2

6

8

«Фудзияма»

2

6

8

«Эрудит-дуэль»

2

6

8

«Брейн-ринг»

2

6

8

«Умники и умницы»

2

8

10

Итоговое занятие


2

2

Итого

40

94

134







2-го года обучения




Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2


2

Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»

4

2

6

Конкурс составления вопросов.


8

8

Лингвистические игры

2

8

10

Игра по вопросам членов кружка

2

6

8

Нетрадиционные интеллектуальные игры

6

6

12

Занимательные вопросы

2

10

12

Вопросы из пословиц и загадок, сказок.

2

10

12

«Интеллектуальный пинг-понг»

2

10

12

«Эрудит - лото»

2

10

12

«Интеллектуальный покер»

2

10

12

«Что? Где? Когда?»

2

10

12

«Своя игра»

2

10

12

«Слабое звено»

2

10

12

«Десятка»

2

10

12

«Интеллектуальная завалинка»

2

10

12

«Фудзияма»

2

10

12

«Поле чудес»

2

10

12

«Один за всех»

2

10

12

«Брейн-ринг»

2

10

12

Итоговое занятие


2

2

Итого

44

172

216



3-го года обучения



Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2


2

Философское мировозрение

6


6

Телевизионные интеллектуальные игры.

2

6

8

Тренинги.


10

10

Религии мира

8

6

14

Чудеса света

8

8

16

Путешественники и открытия

8

8

16

Его величество Словарь

2

8

10

Игра «Лестница знаний»

2

10

12

Игра «Интеллектуальный бумеранг»

2

10

12

«Эрудит - рулетка»

2

10

12

«Интеллект -бой»

2

10

12

«Что? Где? Когда?»

2

10

12

«Своя игра»

2

10

12

«Познавательный морской бой»

2

10

12

«Интеллектуальный капитал»

2

10

12

«Проще простого»

2

10

12

«Слабое звено»

2

10

12

«Лотерея для знатоков»

2

10

12

Итоговое занятие


2

2

Итого

58

158

216








Содержание программы

1-го года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год. Порядок и содержание работы кружка. Правила поведения. Техника безопасности.

Тема № 2. Вопрос - основа игры

Знакомство с типами вопросов интеллектуальных игр. Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

Тема № 3. Зрительная память

Тренировка зрительной памяти. Упражнения для развития зрительной памяти.

Тема № 4. Слуховая память

Тренировка слуховой памяти. Упражнения для развития слуховой памяти.

Тема № 5. Виды мышления.

Упражнения для развития логического мышления.

Тема № 6. Быстрота реакции

Тренировка быстроты реакции. Упражнения для развития быстроты реакции.

Тема № 7. Источники составления вопросов. Принципы работы с книгой.

Справочники. Энциклопедии. Художественная литература. Периодические издания.

Тема № 8. Конкурс составления вопросов.

Конкурс составления вопросов.

Тема № 9. Принципы игры в команде.

Игры в тройках. Игры в четверках. Игры в парах. Игры командные.

Тема № 10. Распределение командных ролей.

Функции командных ролей. Генератор идей. Критик. Эрудит. Эмоциональный стабилизатор. Реализатор.

Тема № 11. Виды интеллектуальных игр

Знакомство с правилами интеллектуальных игр. («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Десятка», «Пентагон», «33 буквы», «Фудзияма», «Эрудит-дуэль», «Интеллектуальный футбол», «Интеллект-бой»).

Тема № 12. «Что? Где? Когда?»

Правила игры. Игра «Что? Где? Когда?».

Тема № 13. «Своя игра»

Правила игры. Игра «Своя игра».

Тема № 14. «Слабое звено»

Правила игры. Игра «Пентагон»

Тема № 15. «Десятка»

Правила игры. Игра «Десятка»

Тема № 16. «33 буквы»

Правила игры. Игра «33 буквы»

Тема № 17. «Фудзияма»

Правила игры. Игра «Фудзияма»

Тема № 18. «Эрудит-дуэль»

Правила игры. Игра «Эрудит-дуэль»

Тема № 19. «Брейн-ринг»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный футбол»

Тема № 20. «Умники и умницы»

Правила игры. Игра «Интеллект-бой»

21. Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.

















Содержание 2-го года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой второго года обучения. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год.

Тема № 2. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»

Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

Тема № 3. Конкурс составления вопросов.

Правила составления вопросов. Конкурс составления вопросов.

Тема № 4. Лингвистические игры

Омонимы, синонимы. Игры на любознательность, сообразительность. Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.

Тема № 5. Игра по вопросам членов кружка.

Вопросы членов кружка. Игры по вопросам, составленными членами кружка.

Тема № 6. Нетрадиционные интеллектуальные игры

Интеллектуальный хоккей. Морской бой. Восстановление списков. "Север-юг". "Метафоры фонтана и времени". "В ста шагах от льва должен быть фонтан"

Тема № 7. Занимательные вопросы.

Вопросы занимательного характера из области естествознания, гуманитарных и точных наук.

Тема № 8. Вопросы из пословиц и загадок, сказок.

Пословицы и загадки. Сказки.

Тема № 9. «Интеллектуальный пинг-понг»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный пинг-понг»

Тема № 10. «Эрудит - лото»

Правила игры. Игра «Эрудит - лото»

Тема № 11. «Интеллектуальный покер»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный покер»

Тема № 12. «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?».

Тема № 13. «Своя игра»

Игра «Своя игра».

Тема № 14. ««Слабое звено»»

Игра «Пентагон»

Тема № 15. «Десятка»

Игра «Десятка»

Тема № 16. «Интеллектуальная завалинка»

Правила игры. Игра «Интеллектуальная завалинка»

Тема № 17. «Фудзияма»

Правила игры. Игра «Фудзияма»

Тема № 18. «Поле чудес»

Правила игры. Игра «Коррида»

Тема № 19. «Один за всех»

Правила игры. Игра «Один за всех»

Тема № 20. «Брейн-ринг»

Правила игры. Игра «Рискуй»

21. Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.



















Содержание программы

3-го года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой второго года обучения. Знакомство учащихся с целями и задачами на учебный год.

Тема № 2. Философское мировоззрение

Отражение мировоззрения в афоризме.

Тема № 3 Телевизионные интеллектуальные игры.

Разбор вопросов и работы ведущих телевизионных игровых программ. Конкурс ведущих.

Тема № 4 Тренинги.

Тренинги интеллектуальные, их виды

Тема № 5. Религии мира

Религии. Мифы и легенды. Боги.

Тема № 6. Чудеса света

Архитектура. Семь чудес света. Музеи.

Тема № 7. Путешественники и открытия

Великие географические открытия. Русские путешественники. Имена на карте.

Тема № 8. Его величество Словарь

Малый толковый словарь «Для тех, кто учится. Этимологический словарь. Фразеологический словарь. Словарь иностранных слов. Словарь антонимов. Словарь омонимов.

Тема № 9. «Лестница знаний»

Правила игры. Игра «Лестница знаний»

Тема № 10. «Интеллектуальный бумеранг»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный бумеранг»

Тема № 11. «Эрудит - рулетка»

Правила игры. Игра «Эрудит - рулетка»

Тема № 12. «Интеллект - бой»

Правила игры. Игра «Интеллект - бой»

Тема № 13. «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?»

Тема № 14. «Своя игра»

Игра «Своя игра»

Тема № 15. «Познавательный морской бой»

Правила игры. Игра «Познавательный морской бой».

Тема № 16. «Интеллектуальный капитал»

Правила игры. Игра «Интеллектуальный капитал».

Тема № 17. «Проще простого»

Правила игры. Игра «Проще простого»

Тема № 18. «Слабое звено»

Правила игры. Игра «Слабое звено»

Тема № 19. «Лотерея для знатоков»

Правила игры. Игра «Лотерея для знатоков»

20. Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год







Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Программа «Умники и умницы» рассчитана на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также на подготовку школьников к районным турнирам по интеллектуальным играм, марафонам знаний. Правильно поставленная, организованно проводимая учебно-тренировочная работа в группах способствует успешной подготовке занимающихся и хорошему выступлению на турнирах.

Для занимающихся предусматриваются теоретические, практические занятия. Теоретическая подготовка проходит в форме лекций и бесед, сообщений, практическая подготовка - в форме тренингов, тренировочных упражнений, интеллектуальных игр.

Структура занятий:

  1. Разминка

  2. Тренировка памяти, логического мышления.

  3. Игра

  4. Новые знания

  5. Веселая переменка

  6. Игра

В качестве методов стимулирования и мотивации используются словесные оценки; самооценка деятельности как способ отслеживания динамики образовательных результатов. Каждая оценка комментируется с целью поддержки его стремления к новым успехам.

С целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку в качестве методов диагностики учебных результатов и личностного развития используются анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии. (Приложение 1).

С целью оценки динамики успешности в качестве инструментария применяется тетрадь успешности (Приложение 2)

Условиями реализации программы являются:

- помещение для занятий,

- учебные принадлежности,

- учебная литература (словари, энциклопедии и пр.),

- наглядные пособия для проведения игр,

- участие в районных турнирах,

- изучение литературы дома.


Материально-техническое обеспечение ОП

- компьютер подключенный к сети интернет;

- мультимедийный проектор; принтер для распечатывания нот;

- аудиопроигрыватель;

- дидактические материалы;

- таблицы, схемы;

-раздаточные материалы.

Критерии эффективности:

  • Динамика успеха ребенка в выполнении игровых заданий, интеллектуальных тестов (Тетрадь успешности)

  • Динамика успеваемости школьников и повышение активности на уроках (Анкетирование классных руководителей и предметников)

  • Динамика результатов обучения (Мониторинг результатов обучения

по дополнительной образовательной программе)

  • Динамика личностного развития (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы)

  • Соответствие уровня сложности учебного материала возможностям обучаемых (Самоанализ собственной деятельности педагога по результатам мониторинга)







Список литературы для педагогов


  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М. «Педагогический поиск», 1999.

  2. Менделеев.В.А. Энциклопедия необходимых знаний.- Харьков, 2007.

  3. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. - М.: «Школьная пресса»,2003.

  4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2007.

  5. Кочаров А.Слабое звено. - Можайск,2001.

  6. Баландин Б. 10000 вопросов для очень умных. - М., 2007.

Список литературы для обучающихся


  1. Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных. - М. 2003.

  2. Вопросы и ответы. Энциклопедия для детей среднего возраста, М. «Махаон»,2006.

  3. Большая школьная энциклопедия, М. «Махаон», 2006.

  4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2007


























Приложение 1

Мониторинг результатов обучения

по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретичес-кая подготовка:

1.1. Теоретические знания.

Соответствие теоретических знаний программным требованиям.

  • Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

  • Средний уровень (объем усвоенных знаний более ½);

  • Максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1


5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

1.2. Владение специальной терминологией

Осмыслен-ность и правильность использования специальной терминологии

  • Минимальный уровень (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

  • Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой);

  • Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1



5



10

Собеседование

  1. Практичес-кая подготовка


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

  • Минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений и навыков);

  • Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков более ½);

  • Максимальный уровень (учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

1

5

10

Контрольные задания

Владение специальной литературой

Отсутствие затруднений в использовании специальной литературы

  • Минимальный уровень (учащийся, как правило, испытывает серьезные затруднения при работе с литературой);

  • Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога);

  • Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1


5

10

Наблюдение, контрольное задание







Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)


Ф.И.О.ученика _________________________________________________

Возраст_______________________________

Ф.И.О.педагога_____________________________________________________

Дата начала наблюдения____________________________


Сроки

диагностики


Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

1.Теоретическая подготовка:







2.Практическая подготовка.







  1. Достижения учащегося

- на уровне кружка;

- на уровне школы;

- на уровне района;

- на региональном уровне.









Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол./ бал.

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества

1.1 Терпение

Способность переносить интеллектуальные нагрузки в течение определенного времени.

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие

1

5

10

Наблюдение

1.2. Настойчивость

Способность активно пробуждать себя к практическим действиям

- настойчивость ребенка пробуждаются извне;

- иногда - самим ребенком;

- всегда - самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

- ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам;

- постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

Наблюдение

2.Ориентацион-ные качества

2.1 Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная;

- заниженная;

- нормальная.

1

5

10

Анкетирова-ние

2.2 Интерес занятия в кружке

Осознанное участие в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован извне;

- интерес периодически поддерживается самим ребенком;

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

Анкетирова-ние

3.Поведенческие качества:

3.1. Тип сотрудничества (отношение к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

- избегает участия в общих делах;

- участвует при побуждении извне;

- инициативы в общих делах.

1

5

10

Наблюдение




Индивидуальная карточка учета личностного развития ребенка

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Ф.И.О.ученика _________________________________________________

Возраст_______________________________

Ф.И.О.педагога_____________________________________________________

Дата начала наблюдения____________________________


Сроки

диагностики


Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

Конец I полугодия

Конец уч. года

1.Организационнно-волевые качества

1.1. Терпение

1.2.Настойчивость

1.3. Самоконтроль







2.Ориентационные качества

2.1. Самооценка

2.2.Интерес к занятиям в кружке







3.Поведенческие качества

3.1 Тип сотрудничества







4. Личностные достижения учащихся

















Приложение 2

Тетрадь успешности

(месяц)

Дата

Тема занятий

Активность на занятиях

Выдвижение собственных идей

Старательность

Коммуникабельность

Состояние удовлетворенности занятием

Количество правильных ответов


























































Тетрадь успешности позволяет ребенку самооценить работу в объединении с теми изменениями, которые с ними произошли. Плюсом отмечается яркий результат, минусом отмечаются недостаточные усилия. Последняя графа оценивается цифрами.




24


© 2010-2022