• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе: «Роль педагогического опыта в реализации инновационной деятельности образовательной организации»

Эссе: «Роль педагогического опыта в реализации инновационной деятельности образовательной организации»

Эссе.   «Роль педагогического опыта в реализации инновационной деятельности образовательной организации».   Автор: Мандрикова Наталья Александровна, преподаватель ГБПОУ ИО «Тайшетского промышленно-технологического техникума».   Сейчас стало модным употреблять красивые современные понятия. Многие мои коллеги охотно используют в своей профессиональной деятельности слово инновация, но при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно неповторимое, своё значение, порой не имеющее ничего общего с д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе.


«Роль педагогического опыта в реализации инновационной деятельности образовательной организации».


Автор: Мандрикова Наталья Александровна, преподаватель ГБПОУ ИО «Тайшетского промышленно-технологического техникума».


Сейчас стало модным употреблять красивые современные понятия. Многие мои коллеги охотно используют в своей профессиональной деятельности слово инновация, но при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно неповторимое, своё значение, порой не имеющее ничего общего с действительным смыслом этого слова. И нельзя утверждать, что вина в этом полностью ложится на педагога. Если еще 5 - 6 лет назад инновацией были компьютерные, интерактивные технологии, то сегодня это уже обычное явление для образовательных учреждений. И вот тут встает множество вопросов: А что же такое инновация сейчас? Готовы ли педагоги к стремительным преобразованиям образовательной системы, которые, судя по всему, только начинаются? Что нужно предпринять педагогическому сообществу, чтобы попасть в такт преобразованиям?

Любые новые веяния - это всегда стресс. И далеко не каждый готов с ним справиться. Мне пришлось столкнуться с ситуацией, когда большая часть опытнейших педагогов - стажистов одновременно просто ушла из системы, бросив образовательное учреждение, как корабль без штурвала и команды, биться о волны новообразований. И тогда молодому, не оперившемуся ещё педколлективу, со стажем работы от года до семи пришлось лавировать, взлетая на бумажных волнах, среди сводов новых законов, стандартов, писем, рекомендаций. Мы выплыли все. И даже нашли новую, надежную пристань. Но теперь я задумываюсь: а что важнее: накопленный годами опыт и некая закостенелость или гибкость и жажда новых открытий?

Конечно, даже среди проработавших долгое время педагогов есть креативные, гибкие, ищущие, но таких - единицы. Моё личное мнение - для инновационного развития нужны молодые педагоги, знающие основные технологии и методики, но не перегруженные системой и способные ещё творить. Ведь педагог остаётся педагогом только до тех пор, пока сам учится.

Возможно, я не права, но мне видится такая модель идеального педагога: 28 - 45 лет, человек с высшим образованием, а лучше двумя, амбициозный, талантливый, артистичный, обладающий высокой степенью лабильности, коммуникабельный, с достоинством воспринимающий критику, способный быть наставником, не страшащийся перемен, которому не жалко поделиться своим накопленным опытом, ибо он понимает, что в педагогике чем больше отдашь, тем больше возьмёшь. И опять вопрос: А где взять такой бесценный кадр?

Молодые педагоги, пришедшие после ВУЗов, пугливы и неспособны творить. Мысль о выступлении на публике приводит их в ступор. Педагоги с большим стажем знают себе цену и никуда не тропятся. Педагоги - пенсионеры посматривают свысока с легким пренебрежением.

Остаются те, кого можно назвать «трудовой прослойкой» коллектива. Их педагогический опыт не всегда планомерен, часто он носит совершенно стихийный характер, но может приносить при этом замечательные неожиданные результаты.

Семь лет назад мы с коллегами работали над темой «Метод проектов, как способ повышения качества знаний на уроках специальных дисциплин».

Метод опробовали на группах с годичным сроком обучения. Результат был ошеломительным - 89% качества по группам два выпуска подряд. Доведя до совершенства данную методику, решили применить её к обучающимся после 9 класса, но, увы! Мы потерпели полнейшее фиаско! Проанализировав ситуацию, пришли к выводу: дети не умеют работать самостоятельно. Совсем! А так как метод подразумевает большое количество самостоятельной работы, от него пришлось отказаться. Но это был бесценный опыт коллективной работы.

Так что же такое инновация? И нужны ли инновационные технологии педагогам? Когда после ВУЗа я впервые открыла двери тогда ещё Профессионального училища № 21, для меня все было инновационным. Новые формы целеполагания, направленные на обучающегося, технологические карты уроков, нетрадиционные формы и методы учебных и практических занятий и т.д и т.п. Я походила на страшно голодного зверька, который хватал всё, что попадается под руку. Мне не хватало живого педагогического опыта. Очень хотелось побывать на уроках других педагогов, проверить, правильно ли я делаю те или иные вещи. Теперь, спустя 13 лет, я похожу скорее на гурмана, который знает, что подходит, а что нет, и что под каким соусом подаётся. Теперь и ко мне приходят коллеги, обменяться опытом. И теперь я точно понимаю, что не бывает одинаковых уроков, что применяя одну и ту же технологию можно добиться совершенно различных результатов, что у каждого педагога изюминка имеет свой вкус, размер и форму.

Нужны ли инновации? Безусловно, да! Нужен ли опыт? Да, но не закостенелый и без оглядки назад. И ещё очень важна поддержка со стороны администрации и коллектива. Наш техникум очень выигрывает в этом плане. У нас молодой инициативный директор, который поддержит всегда (и это на самом деле так), и педколлектив, готовый к любым инновациям.

© 2010-2022