- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по робототехнике
Рабочая программа по робототехнике
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Давлетшин Н.И. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Сабинского района Республики Татарстан»
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»
___________Л.З.Гафурова ____________В. А. Хабибрахманова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объединения «Робототехника»
Год обучения: 1
Возраст учащихся: 12-14 лет
Руководитель объединения: ПДО Давлетшин Н.И.
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка
Существует множество важных проблем, на которые никто не хочет обращать внимания, до тех пор, пока ситуация не становится катастрофической. Одной из таких проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора LEGO MINDSTORMS EV3, базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран, видео оборудование.
Название курса - «Робототехника»
Цели и задачи курса
Цель: обучение основам конструирования и программирования
Задачи:
-
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
-
Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
-
Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
-
Развивать мелкую моторику.
-
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
Форма контроля
В качестве домашнего задания предлагаются задания для учащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме;
•Выяснение технической задачи,
•Определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.
Срок обучения
Всего часов на изучение программы ___162___
Количество часов в неделю __4____
Методы обучения
-
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
-
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
-
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
-
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий
Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются
-
практикум;
-
урок-консультация;
-
урок-ролевая игра;
-
урок-соревнование;
-
выставка;
-
урок проверки и коррекции знаний и умений.
В результате обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-
правила безопасной работы;
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов; -
конструктивные особенности различных роботов;
-
как передавать программы в RCX;
-
как использовать созданные программы;
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-
создавать программы на компьютере для различных роботов;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
-
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
-
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
-
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
-
передавать (загружать) программы в RСX;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Количество часов
Дата
1
Характеристика робота. Создание первого проекта.
2
2-3
Моторы. Программирование движений различным траекториям.
4
Программные структуры.
8 ч
4-5
Цикл с постусловием.
4
6-7
Структура «Переключатель».
4
Работа с датчиками.
24 ч
8-9
Датчик касания.
4
10-11
Датчик цвета.
4
12-13
Датчик гироскоп.
4
14-15
Датчик ультразвука.
4
16-17
Инфракрасный датчик.
4
18-19
Датчик определения угла\количества оборотов и мощности мотора.
4
Основные виды соревнований и элементы заданий.
12 ч
20-22
Подготовка к соревнованиям « Сумо» .
6
23-25
Школьный этап соревнований «Сумо»
6
Алгоритм движения робота вдоль черной линии
12 ч
26-27
Релейный регулятор
4
28-29
Пропорциональный регулятор
4
30-31
Кубический регулятор
4
Основные виды соревнований и элементы заданий.
12 ч
32-34
Подготовка к соревнованиям «Кегельринг» .
6
35-37
Школьный этап соревнований «Кегельринг»
6
Работа с данными.
20 ч
38-39
Типы данных. Проводники.
4
40-41
Переменные и константы.
4
42-43
Математические операции с данными.
4
44-45
Другие работы с данными.
4
46-47
Логические операции с данными.
4
48-50
Создание подпрограмм.
6 ч
Проектная деятельность в группах
24 ч
51-54
Выработка и утверждение тем проектов
8
55-61
Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков
14
62
Презентация моделей
2
Подготовка к республиканской робототехнической олимпиада
36 ч
63-64
Знакомство правилами и видами соревнований
4
65-74
Сборка и программирование роботов
20
75-80
Тренировочные заезды
12
81
Заключительный урок
2 ч
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
-
Наборы образовательных Лего-конструкторов:
-
Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
-
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.
ЛИТЕРАТУРА
-
Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
-
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
-
Л. Ю. Овсяницкая Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3-Челябинск: ИП Мякотин И.В. , 2014-204 с.