Рабочая программа по робототехнике

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Сабинского района Республики Татарстан»




«Согласовано»: «Утверждаю»:

Зам. директора по УВР Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»

___________Л.З.Гафурова ____________В. А. Хабибрахманова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Объединения «Робототехника»


Год обучения: 1

Возраст учащихся: 12-14 лет





Руководитель объединения: ПДО Давлетшин Н.И.



2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка

Существует множество важных проблем, на которые никто не хочет обращать внимания, до тех пор, пока ситуация не становится катастрофической. Одной из таких проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.

Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора LEGO MINDSTORMS EV3, базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран, видео оборудование.

Название курса - «Робототехника»


Цели и задачи курса

Цель: обучение основам конструирования и программирования

Задачи:

  1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.

  2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.

  3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

  4. Развивать мелкую моторику.

  5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей


Форма контроля

В качестве домашнего задания предлагаются задания для учащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме;
•Выяснение технической задачи,

•Определение путей решения технической задачи

Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.


Срок обучения

Всего часов на изучение программы ___162___

Количество часов в неделю __4____

Методы обучения

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

  3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)

  4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

  5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)


Формы организации учебных занятий

Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются

  • практикум;

  • урок-консультация;

  • урок-ролевая игра;

  • урок-соревнование;

  • выставка;

  • урок проверки и коррекции знаний и умений.

В результате обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • как передавать программы в RCX;

  • как использовать созданные программы;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных роботов;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

УМЕТЬ:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;

  • создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;

  • передавать (загружать) программы в RСX;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов.


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Количество часов

Дата

1

Характеристика робота. Создание первого проекта.

2


2-3

Моторы. Программирование движений различным траекториям.

4



Программные структуры.

8 ч


4-5

Цикл с постусловием.

4


6-7

Структура «Переключатель».

4



Работа с датчиками.

24 ч


8-9

Датчик касания.

4


10-11

Датчик цвета.

4


12-13

Датчик гироскоп.

4


14-15

Датчик ультразвука.

4


16-17

Инфракрасный датчик.

4


18-19

Датчик определения угла\количества оборотов и мощности мотора.

4



Основные виды соревнований и элементы заданий.

12 ч


20-22

Подготовка к соревнованиям « Сумо» .

6


23-25

Школьный этап соревнований «Сумо»

6



Алгоритм движения робота вдоль черной линии

12 ч


26-27

Релейный регулятор

4


28-29

Пропорциональный регулятор

4


30-31

Кубический регулятор

4



Основные виды соревнований и элементы заданий.

12 ч


32-34

Подготовка к соревнованиям «Кегельринг» .

6


35-37

Школьный этап соревнований «Кегельринг»

6



Работа с данными.

20 ч


38-39

Типы данных. Проводники.

4


40-41

Переменные и константы.

4


42-43

Математические операции с данными.

4


44-45

Другие работы с данными.

4


46-47

Логические операции с данными.

4


48-50

Создание подпрограмм.

6 ч



Проектная деятельность в группах

24 ч


51-54

Выработка и утверждение тем проектов

8


55-61

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

14


62

Презентация моделей

2




Подготовка к республиканской робототехнической олимпиада

36 ч


63-64

Знакомство правилами и видами соревнований

4


65-74

Сборка и программирование роботов

20


75-80

Тренировочные заезды

12


81

Заключительный урок

2 ч






Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

  2. Наборы образовательных Лего-конструкторов:

  3. Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.

  4. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-

  2. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.

  3. Л. Ю. Овсяницкая Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3-Челябинск: ИП Мякотин И.В. , 2014-204 с.


© 2010-2022