- Преподавателю
- Другое
- Открытый урок по дисциплине Финансовый менеджмент (специальность Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям))
Открытый урок по дисциплине Финансовый менеджмент (специальность Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям))
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочаева О.О. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по дисциплине «Финансовый менеджмент» в группе 2БУ (специальность «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»)
Преподаватель: Бочаева О.О.
Тема урока: «Леверидж и его роль в финансовом менеджменте»
Цели урока:
1) обучающие:
-определение роли левериджа в финансовом менеджменте;
-закрепление знаний по вопросам: «Понятие левериджа», «Производственный леверидж», «Финансовый леверидж», «Комбинированный леверидж»;
-обобщение знаний по взаимоувязанным темам: «Долгосрочное финансирование», «Дивидендная политика фирмы», «Леверидж»;
2) развивающие:
-создание условий для развития критического мышления (Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология КМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения, письма, прослушивания);
-формирование навыков выявления межпредметных связей;
-создание условий для развития умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы;
-обеспечение условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
3)воспитательные:
-создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;
-обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
-создание условий, обеспечивающих формирование у студентов навыков самоконтроля;
-способствование овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
-раздаточный материал( листы-заготовки для формирования конспекта в течение урока);
-варианты заданий для проведения письменной проверочной работы по вопросам изученной темы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этапы урока и разбивка во времени
-
Организация работы (5 мин)
-
Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение пройденного материала) (25мин)
-
Изучение нового материала (30 мин)
-
Систематизация полученных знаний (15 мин)
-
Закрепление полученных знаний (10 мин)
-
Подведение итогов урока: оценивание учащихся, задание на дом (5 мин)
Содержание этапов урока
-
Организация работы.
-
Отметка отсутствующих;
-
формулировка темы и цели урока;
-
знакомство с листами-заготовками для формирования ОК в ходе урока.
-
Актуализация знаний.
-
Проверка домашнего задания по теме «Леверидж»:
А) Устный индивидуальный опрос(4 человека)
1.Понятие левериджа, его виды. Характеристика производственного левериджа ( на доске начать запись схемы взаимосвязи ПЛ,ФЛ и КЛ).
Дополнительные вопросы к отвечающему:
-что представляет собой классификация затрат по элементам?
-о каких процентах идёт речь в 4 пункте схемы взаимосвязи?
-что значит - постоянные расходы? Привести пример переменных расходов.
Вопросы к группе (фронтальный опрос):
-что значит - «высокотехнологичные производства»? Как бы вы, предположительно, охарактеризовали перспективы развития такого высокотехнологичного предприятия?
-как вы думаете, почему чем выше доля постоянных расходов в структуре себестоимости, тем больше риск ЦБ фирмы?
-а если ЦБ фирмы высокорисковые, то какой уровень стоимости они имеют?
-если бы вы были финансовым менеджером фирмы, какого бы подхода при выборе дивидендной политики вы придерживались бы в случае высокого уровня ПЛ? (теории иррелевантности, «синицы в руках» или налоговой дифференциации)?
-охарактеризуйтен (кратко) указанную теорию.
2. Понятие левериджа. Финансовый леверидж ( на доске продолжить запись схемы взаимодействия ПЛ,ФЛ,КЛ).
Дополнительные вопросы к отвечающему:
-почему мы говорим, что ФЛ обычно повышает ожидаемый доход на акцию? И почему при этом увеличивается степень риска ЦБ фирмы?
-с одной стороны, чем выше величина дохода на акцию, тем выше её стоимость. Но иногда фирме приходится при этом, наоборот, снижать стоимость акции, почему? К чему это приведёт в дальнейшем?
-итак, уровень ФЛ зависит от соотношения величин собственных и заёмных средств. А каковы могут быть источники заёмных средств? (ответ: кредиты банков, займы у других предприятий, лизинг).
Вопрос к группе ( фронтальный опрос):
-что такое лизинг?
3. Сообщение ( с презентацией) на тему «Лизинг, его сущность».
Формулировка выводов по теме «Лизинг»:
-какие возможности даёт лизинг производителю?
-почему для российской экономики использование лизинга является приоритетным направлением?
4. Характеристика комбинированного левериджа (на доске продолжить работу со схемой взаимосвязи всех видов левериджа, записать формулу КЛ).
Дополнительные вопросы отвечающему:
-привести примеры операций по прочей реализации, внереализационных операций, финансовых операций;
-что такое ФЛ? Т.е., речь идёт о соотношении собственных и заёмных средств компании. Источники заёмных средств мы сегодня вспомнили, а каковы источники собственных средств? (ответ: уставный капитал, различные фонды, формируемые на предприятии за счёт прибыли, нераспределённая прибыль, эмиссионный доход, целевое финансирование, благотворительные взносы и т.д.);
-что такое инвестиции? Какие виды инвестиций тебе известны?
Вопрос к группе (фронтальный опрос):
-что такое дисконтирование?
3. Изучение нового материала.
Продолжение изучения темы «Леверидж»: роль левериджа в финансовом менеджменте.
Заполнение листа-заготовки для формирования конспекта на тему «Роль левериджа в финансовом менеджменте (см. Приложение)
4.Систематизация полученных знаний ( по результатам заполнения таблицы)
5. Закрепление полученных знаний.
Проведение письменной проверочной работы (варианты заданий см.в Приложении)
6.Подведение итогов урока
-оценивание учащихся по результатам устного индивидуального опроса, фронтального опроса (в ходе проверки домашнего задания, а также в ходе изучения нового материала), проверочной работы;
-домашнее задание:
работа с конспектом;
по учебнику М.В.Кудиной «Финансовый менеджмент» стр.180-187;
самостоятельная работа по вопросу 7 таблицы;
поиск и конспектирование информации по вопросу «Налоговый кредит: понятие, основания для предоставления».
Список литературы
-
М.В.Кудина «Финансовый менеджмент», М., ИНФРА-М, 2011г.
-
Маркина Н.А., Аркин В.Г. «Финансовый менеджмент», М.: Юнити-Дана, 2004г.
-
Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент», М.: ИНФРА-М., 2010г.
Интернет-ресурсы:
-
Бизнес-словарь: businessvoc.ru.
-
economic-info.biz
-
revolution.allbes. ru
-
referatwork.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист-заготовка
для формирования конспекта
Тема: «РОЛЬ ЛЕВЕРИДЖА В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»
Вопросы, раскрывающие тему
Ответы
Комментарии, примеры
-
Что такое леверидж?
-
Понятие ПЛ
-
Почему изменение
величины с/с влечёт за собой изменение прибыли? Объясните этот механизм взаимосвязи.
-
ПЛ высок, если
высока доля именно постоянных расходов в структуре с/с. Что значит - постоянные расходы?
-
Т.о., фирме с
высоким уровнем ПЛ очень важно держать объём производства на оптимальном уровне, т.к. его снижение приведёт к снижению прибыли или, вообще, к отрицательному финансовому результату. ПОЧЕМУ?
-
Итак, высокий
уровень ПЛ + снижение объёмов производства влечёт за собой…
(с точки зрения размера прибыли, риска в деятельности фирмы и цены акции)
Производственные риски - это вероятность потерь в результате неблагоприятных изменений в производственной сфере организации (н-р, риск увеличения с/с, необходимость снижения объёмов пр-ва из-за резкого падения спроса на продукцию, остановка технологического процесса из-за сбоя работы оборудования)
-
Почему говорят, что
произв.риск обусловлен особенностями бизнеса? Т.е. фирмы с высоким уровнем ПЛ должны особенно тщательно выбирать сферу деятельности.
Произв.риск в большей степени определён отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал.
Он зависит от влияния многих факторов, например:
-региональные особенности,
-конъюнктура рынка
-национальные традиции и т.д.
(Объяснить влияние этих факторов на примерах - Д/З)
-
Что такое ФЛ?
-
Объясните, почему
размер кредитов влияет на величину прибыли.
10.Что может предпринять фирма, пытаясь уменьшить долю банковских кредитов в структуре источников финансирования?
11.Какие виды рисков существуют у фирмы, имеющей большую долю заёмных средств в структуре пассивов?
Кредитный риск - опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.
Процентный риск - опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита.
Инвестиционный риск - это вероятность того, что вложение заёмного капитала в производство принесёт меньшую прибыль, чем планировалось.
Стоимость кредита - это затраты по обслуживанию кредита, выраженные в процентах и включающие в себя непосредственно проценты за пользование кредитом, а так же различные комиссии и другие издержки в соответствии с Соглашением о кредитовании и Тарифами Банка.
12. ИТАК, ЛЕВЕРИДЖ - это мощный аналитический инструментарий, позволяющий :
13. Вспомните принципы деятельности предприятия в условиях рынка
Налоговый кредит (tax base) - перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Налоговый кредит предоставляется на том этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога.
14. Т.о., определение уровня левериджа способствует…
Варианты заданий для проведения проверочной работы по теме «Леверидж и его роль в финансовом менеджменте»
В-1
-
ПЛ - это…
-
Налоговый кредит - это…
-
Зависимость доли заёмного капитала в структуре пассивов фирмы и уровня ФЛ
-
Примеры постоянных расходов
В-2
-
ФЛ - это…
-
Инвестиционный риск - это…
-
Зависимость уровня ПЛ и производственного риска предприятия
-
Примеры источников заёмных средств предприятия
В-3
-
КЛ - это…
-
Лизинг - это…
-
Зависимость уровня ПЛ и доли постоянных расходов в структуре себестоимости
-
Примеры способов сокращения доли заёмных средств в структуре пассивов предприятия