- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока Обследование грунтов вдоль дорожной полосы. Камеральная обработка данных
Конспект урока Обследование грунтов вдоль дорожной полосы. Камеральная обработка данных
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапкина Н.Н. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»
Организационно-методическая карта занятия
ПМ. 01 Участие в изысканиях и проектировании автомобильных дорог и аэродромов
МДК.01.01 Изыскания и проектирование
УП 01.01. Учебная практика «Геология и грунтоведение»
Преподаватель: Лапкина Н.Н.
Группа 220 (2 курс, специальность 08.02.05 «СиЭАДиА»)
Тема: Обследование грунтов вдоль дорожной полосы. Камеральная обработка данных.
Тип урока: практическая работа
Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения
Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.
Перечень знаний, умений, практических навыков по теме «Лабораторные и камеральные работы»:
уметь:
- вести и оформлять документацию изыскательской партии (обработка материалов изысканий);
- пользоваться современными средствами вычислительной техники;
- пользоваться персональными компьютерами и программными комплексами;
- оформлять проектную документацию в соответствии с требованиями стандартов;
знать:
- изыскания автомобильных дорог и аэродромов, включая геологические изыскания;
- оценку влияния, разрабатываемых проектных решений на окружающую среду.
Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи:
обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия;
внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»;
обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
Учебно-методическое обеспечение урока: ГОСТ 25100-11«Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД; компьютер с программным обеспечением, проектор, мультимедийная презентация.
Предполагаемый уровень усвоения: информационно-репродуктивный, алгоритмический.
Дата 23.05.2013
Ход занятия:
Цели занятия
Задачи занятия
Ход занятия
Обучающая цель:
определение основных физических свойств грунтов, слагающих обследуемый участок проектируемой автодороги
-
Выявить и закрепить опорные знания
для определения физических свойств грунта.
-
Закрепить умение определять вид грунта опытным путем.
-
Закрепить умение по характеристике (описанию) грунта определять его вид.
-
Закрепить навык работы с программным комплексом.
1. Организационная часть:
1.1. Взаимное приветствие.
1.2. Проверка явки и готовности обучающихся к работе.
2. Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:
2.1. Фронтальный опрос.
2.2. Формулировка темы и цели урока с участием обучающихся.
2.3. Мотивация предстоящей деятельности обучающихся.
3. Практическая работа:
-
Инструктаж по выполнению практического задания.
-
Самостоятельное выполнение практического задания обучающимися.
-
Контроль и корректировка работы обучающихся.
4. Подведение итогов практической работы. Рефлексия:
-
Осознание обучающимися результатов собственной деятельности.
-
Оценка деятельности обучающихся.
-
Мотивация последующей деятельности обучающихся.
5. Задание на дом:
5.1. Подготовиться к выполнению камеральной обработки данных по обследованию болота.
5.2. Разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания.
Развивающая цель:
формирование общих и профессиональных компетенций использования
-
Развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологий в профессиональной деятельности
-
Развивать умение проводить лабораторные испытания грунтов.
-
Развивать умение сравнивать разные методы определения свойств грунта, выявлять наиболее эффективные.
-
Развивать у обучающихся умение работать с нормативной литературой.
Воспитательная цель: воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей
1. Воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии через умение обосновать сущность социальной значимости и профессиональной компетентности.
2. Воспитывать профессиональные умения через эффективное и качественное использование методов выполнения профессиональных задач.
3. Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Методическая цель:
активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения
Схема конспекта урока
Этапы работы. Цели и задачи этапа
Содержание этапа и методы
Оценка эксперта
(по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
1.
Организационная часть.
Цель: выявить наличие и готовность обучающихся к уроку.
Взаимное приветствие. Выявление наличия и готовности обучающихся к уроку. Рапорт дежурного. Самооценка готовности обучающихся к уроку.
Методы: наблюдения; информационно-рецептивный.
2.
Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:
Задачи:
-
Выявить и актуализировать опорные знания.
-
Подвести обучающихся к постановке целей урока.
-
Мотивировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Выявление опорных знаний обучающихся.
Мотивация учебной деятельности обучающихся через осознание значимости приобретаемых умений в форме диалога.
Осознание и принятие обучающимися целей урока.
Осознание актуальности и значимости получаемых знаний.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач
Фронтальная беседа. Решение профессиональных ситуационных задач.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока
Участие обучающихся в формулировке темы и целей урока.
Правильные ответы на поставленные вопросы.
Умение обосновать выбор способа и метода решения профессиональной задачи.
Определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей
Постановка наводящих вопросов, исправление неточностей, ошибок, подсказка.
Методы организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы
Активизация всех каналов восприятия
Использование слов-предикатов и приёмов, работающих на ведущие каналы восприятия:
Визуалы: «посмотрели», «обратили внимание»; использование наглядности.
Аудиалы: «послушали», «повторите», «скажите вслух»; звуковое сопровождение.
Кинестетики: «представьте», «сравните», «запишите»; выполнение заданий на карточках.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса
Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.
Решение профессиональных ситуационных задач
Создать положительную мотивацию через познавательный интерес студентов и сотрудничество
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.
3.
Изложение нового материала.
Задачи:
-
Выявить и закрепить знания студентов о решении практических задач с помощью лабораторного оборудования;
-
Напомнить о способах анализа полученного результата;
-
Поставить учебно-практические задачи, нацелить учащихся на их выполнение;
-
Формировать навык организации индивидуальной работы при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности;
-
Развивать умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;
-
Формировать умение организовать собственную деятельность, исходя из поставленных задач;
-
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность.
Демонстрация презентации для наглядности изучаемого материала.
Самостоятельная работа студентов на ПК
Контроль выполнения задания студентами
Корректировка работы студентов
Оказание помощи слабым студентам
Организация взаимопомощи (сильный-слабый)
Создавать ситуацию здорового соперничества (возможно)
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач
Фронтальная беседа с использованием наглядного метода: компьютеры, ноутбуки, проектор мультимедиа, экран
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока
Правильные ответы на поставленные вопросы.
Правильность выполнения отдельных операций на компьютере.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения студентами нового учебного материала
Правильные ответы на поставленные вопросы;
Правильное введение исходной информации, обработка и получение результата соответствующего по точности нормативным требованиям.
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не выполнили практическую работу в полном объеме или выполнили работу неправильно.
Индивидуальные консультации во внеурочное время.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в объяснении материала.
Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.
4.
Подведение итогов практической работы. Рефлексия.
Задачи:
-
Оценить результаты деятельности студентов.
-
Сопоставить результат собственной деятельности с поставленной целью и оценить результат.
-
Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Умение оценить собственную деятельность.
Сформулировать задачи на дальнейшее развитие.
6.
Задание на дом.
Цель: Подготовить к закреплению и расширению знаний по изученной теме.
Пояснение содержания домашнего задания по расширению знаний изученного материала.
Метод: информационно-рецептивный.
Приложение 1
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС СПО по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Компетенции
Способности, виды деятельности
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1
Выполнять геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.2
Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.3
Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.4
Проектировать транспортные сооружения и их элементы на автомобильных дорогах и аэродромах.
Конспект урока
Тема: Обследование грунтов вдоль дорожной полосы. Камеральная обработка данных.
Цели:
1. Обучающая цель:
определение основных физических свойств грунтов, слагающих обследуемый участок проектируемой а/дороги;
2. Развивающая цель:
формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.Воспитательная цель:
воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей;
4. Методическая цель:
активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения
Тип урока: практическая работа
Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения
Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.
Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи:
обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия
внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»
обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование: (Введение в ситуацию, актуализация предметного содержания, целеобразование)
Слайд Дороги трудны, но трудно без дорог
-
Вам необходимо запроектировать автомобильную дорогу, что для этого необходимо знать? (природ. условия, свойства грунтов, залегание грунтов, наличие местных ДСМ)
Подробное изучение наличия, условий залегания, запасов и свойств местных ДСМ дает возможность находить оптимальные и наиболее экономичные решения при проектировании а/д.
-
С помощью каких геологических каких выработок возможно изучить наличие, условия залегания материалов? (заложение шурфов, буровых скважин)
-
Что должен знать и уметь техник - строитель в области изыскания и проектирования а/д? (геологические изыскания, уметь вести документацию изыскательской партии, пользоваться современными приборами, ПК с программным обеспечением)
-
Что включают в себя геологические изыскания? (установление происхождения, состав и свойства грунтов, степень устойчивости, гидрологические характеристики местности, климат, обеспеченность ДСМ)
-
Какие документы составляют на основании данных полевых изысканий? (геологические колонки, план расположения скважин, инженерно - геологический разрез)
-
Для того чтобы определить название грунтов, слагающих проектируемый участок, что необходимо выполнить? (необходимо выполнить лабораторные испытания грунтов, с помощью нормативной литературы определить их названия)
Преподаватель: слайд Тема урока: Обследование грунтов вдоль дорожной полосы. Камеральная обработка данных.
(записать на доске и в конспекте)
Какая цель нашего урока? (уточнение, конкретизация, мотивация)
-
Выполнить испытания грунтов;
-
На основе требований стандарта определить вид, состояние грунтов;
Мотивация предстоящей деятельности учащихся (профессиональная значимость):
Преподаватель:
-
В 1992г. в Воронежской области был сдан в эксплуатацию участок а/дороги М 4 «ДОН» с 1164 по 1175км. При подъеме воды в весенний паводок данный участок был размыт, вследствие чего было нарушено транспортное сообщение между населенными пунктами. Как такое могло произойти?
Слайд При экспертном рассмотрении был получен результат: на стадии изысканий была допущена ошибка при определении свойств грунта, а при камеральной обработке эта ошибка не была выявлена.
-
Проектная документация на капитальное строительство, согласно постановлению правительства РФ от 07.12.2010г. № 1006 состоит из 12 разделов. Каждый раздел составляют отдельные организации. По окончании разработки проект предоставляют на экспертизу. Вторым пунктом в исходных данных включают инженерно - геологические изыскания объекта строительства.
Внимание! Если на этой стадии (в этом разделе) будет допущена ошибка к каким последствия это приведет?
(Проект будет возвращен на доработку. Маленькая неточность приведёт к отказу от финансирования данного проекта всем 12 отделам)
Преподаватель: Какой вывод вы сделаете, проанализировав эти ситуации?
Правильное определение строительных свойств грунтов, соблюдение требований нормативной документации позволит качественно выполнить камеральную обработку материалов полевых изысканий.
-
Выполнение практической работы
Ребята, теперь Вам предстоит выполнить лабораторные испытания грунтов с соблюдением всех требований нормативных документов.
Перечислите основные физические свойства грунтов? На какие строительные качества они влияют? На ПК заполните таблицу:
-
Физическое
свойство
грунта
Метод определения
Данные
1 бригада
Данные
2 бригада
-
Влажность
Весовой
23%
24%
-
Плотность
Гидростатическим
2,6
2,6
-
Пластичность
-
Граница текучести
Весовым
-
Граница раскатывания
Весовым
-
Число пластичности
Расчет
-
Консистенция
Расчет
-
Отвечает студент у доски:
-
Естественной влажностью грунта - характеризуется количеством поверхностно связанной воды, содержащейся в порах грунта в естественных условиях его залегания. Величина естественной влажности является важной характеристикой физического состояния грунта, определяющей прочность грунта и поведение его под сооружением.
-
Плотность грунта - отношение массы частиц грунта к их объему. Зависит от минералогического и химического составов и повышается с увеличением в грунте тяжелых металлов.
-
Пластичность - способность изменять свою форму (например, форму образца) без разрыва сплошности.
-
Влажность, при которой грунт переходит из пластичного состояния в текучее, называют границей текучести (WL).
-
Влажность, при которой грунт переходит из пластичного состояния в твердое, называют границей раскатывания (Wр).
-
Разность между значениями влажности, называется числом пластичности (Jр)
-
Консистенция глинистых грунтов в зависимости от их плотности и влажности характеризуется показателем консистенции JL, который определяется по формуле).
Ребята, в полевых условиях мы определили влажность и плотность скелета грунта. Сейчас вам предстоит определить число пластичности и показатель консистенции грунта.
Слайд
Предстоит выполнить несколько испытаний грунта:
-
Определить влажность на границе раскатывания
-
Определить влажность на границе текучести
-
Вычислить число пластичности, согласно ГОСТ25100-2011определить вид грунта
-
Рассчитать показатель консистенции грунта
-
В ведомость анализов грунта занести данные. Показать ведомость
-
Ведомости распечатать.
Бригадиры, распределите, пожалуйста, обязанности. Можно приступать к выполнению испытаний.
-
Подведение итогов практической работы. Рефлексия:
По окончании камеральной работы обменяйтесь выполненными работами (ведомость анализа грунтов), проверте с помощью нормативной литературы правильность выполнения обработки.
2)Сделайте вывод: какой способ определения свойств грунта наиболее точный полевой или лабораторный? Почему?
3) Какие теоретические знания и практические умения помогли Вам выполнить практическое задание? (знание основных этапов геологических изысканий, знание основных характеристик грунтов, умение работать с нормативной литературой, практические навыки работы с компьютерным оборудованием)
Мотивация социальной значимости выбранной специальности:
-
Начальником группы изысканий был назначен «вчерашний» выпускник учебного заведения. При полевых изысканиях геодезисты, а затем геологи провели съемку с отступлением от требований ГОСТ.
Как бы Вы поступили на его месте:
- рекомендовали бы переделать выполненную работу в соответствии с ГОСТ;
- пошли на уступки и опираясь на их огромный практический опыт сдали бы документацию в первоначальном виде?
(молодому начальнику группы изыскателей необходимо проявить качества лидера; в совершенстве знать требования стандартов при изысканиях; стараясь избежать конфликтной ситуации, привести веские доводы, чтобы подчиненные исправили свои ошибки и такая ситуация впредь не повторилась)
Сегодня на практической работе мы выполнили камеральную обработку грунтов. Обе бригады частично освоили профессиональные компетенцию ПК. 1.2 Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов:
-
Обобщили собранные материалы в период полевых обследований;
-
Составили сводные ведомости обследования грунтов;
-
Задание на дом:
Учебник В.М. Безрук «Геология и грунтоведение», ГОСТ 25100 - 11 «Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД.
Самостоятельно откорректировать выполненную часть камеральной работы (исправить ошибки). Подготовиться к камеральным работам по обследованию болот.
Спасибо за работу. Урок окончен!!!