• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Использование мультимедиа на уроках истории при изучении раздела: «История рода Романовых»

Статья Использование мультимедиа на уроках истории при изучении раздела: «История рода Романовых»

Статья "Использование мультимедиа на уроках истории при изучении раздела: «История рода Романовых»" подготовлена для участия в ВУЗовской конференции "Неделя науки" в Крымском Гуманитарном Университете. Издана в сборнике конференции. Статья может быть полезна молодым специалистом в качестве пособия о применение средств ИКТ на уроках истории. Статья написана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе нашего ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мультимедиа на уроках истории при изучении раздела: «История рода Романовых»

Студентки 61\1-И группы

Юрийчук Юлии

Одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.[6]

Актуальность применения мультимедиа в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:
- овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
- формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
- стимулированию познавательного интереса к предмету;
- осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.[1]

Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, которые вызывают интерес у учащихся всех возрастов и разных уровней подготовки (знаний). Авторы мультимедийной программы "История России и ее соседей" не только дают большой исторический материал, но и иллюстрации, интерактивные тесты, которые с интересом решаются учащимися.

Интерактивный курс истории Кирилла и Мефодия может быть использован для подготовки к экзаменам, как в традиционной форме, так и в формате ЕГЭ. Данный курс содержит большое количество тренировочных тестов по всему программному материалу. И если у учащихся возникают трудности, они всегда могут проконсультироваться, запросив справку или подсказку. Так же можно рекомендовать интерактивный комплекс "История России" В. Кадневского, который содержит не только тесты, но и кроссворды, игры. Таким образом, с помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, времени и месте.[5]

Вместе с тем, применение компьютеров в учебном процессе имеет также и свои отрицательные стороны. Скажем, долгая работа с компьютером небезопасна для здоровья; электронные пособия не могут являться основной формой обучения и эффективность может быть достигнута лишь в комплексном применении с другими видами обучения и в той части, которая регламентируется самим учителем.

В 7-8ых классах в курсе Истории Отечества учащиеся изучают период XVII - нач. XX вв., это года правления рода Романовых. В просторах интернета достаточно информации и наглядности, которую можно использовать при подготовке к уроку. При этом педагог должен помнить, о том, что материал нужно фильтровать и проверять, уметь отличать научные факты от ненаучных, достоверные копии от подделок.

Автор предлагает рассмотреть классификацию мультимедийных средств и их влияние на учебный процесс, на примере средств использующихся для изучения Истории Отечества периода правления династии Романовых:

- Иллюстрации (рисунки, фотоизображения, слайд-шоу, схемы). Одна из основных потребностей учителя истории на уроке - сопровождать информацию соответствующими изображениями. Для изучения истории России периода нач. XVII - нач. XX в. будет актуальным использование портретов ключевых личностей, схемы «Династия Романовых», интерактивных графиков «Создание городов русских», презентаций подготовленных учителем или учащимися а так же фотокопий документов той эпохи для систематизации знаний, представления новой информации, и для опроса учащихся.

- Видео- и аудиоматериалы, позволяют учащимся окунуться в эпоху, усвоить новый материал, а так же закрепить пройденный, процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия. Видеоматериалы могут как использоваться на уроках, а так и быть рекомендованными для просмотра учащимися дома. Для ознакомления с историей рода Романовых можно предложить сериал «Дворцовые перевороты» а так же интересный видеоматериал содержат компакт-диски «Династия Романовых. Три века российской истории» и «Энциклопедия истории России. 862-1917».

При предложении просмотра видеоматериалов педагог должен обязательно вдумчиво просмотреть материал сам, готовясь к уроку, важно отличить документальный фильм от художественного, не подкрепленного достоверной информацией.

- Карты. Интерактивная модификация учебных карт предлагает новые варианты использования этого ресурса на уроке. Так интерактивная карта «Формирование Российской империи» позволяет учащимся проследить изменение территории империи в 1613 - 1917г., карта «Сельское хозяйство и народные промыслы XVIIIв.» позволяет проследить особенности хозяйства Российской империи в зависимости от населения и региона. Так же интерактивные карты можно использовать при организации практических работ(например заполнение контурных карт, или сопоставление правителя и присоединенных им земель).

- Интерактивные тренажеры. Проведение тестирования по курсу истории, например использование программы-репетитора «Репетитор по истории», он-лайн тестов «Россия при первых Романовых», «Династия Романовых».

В преподавании истории использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей, формировать более целостные представления о прошлом человечества. Благодаря использованию возможностей ИКТ формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках истории в среднем звене.[5]

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Использование различных мультимедийных пособий помогает учителю быть творцом урока, умело вплетать в материал урока яркие сюжеты из мультимедийных пособий.[2]









Список использованных источников

  1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИШ. 2000. № 3.

  2. Буланова - Топоркова М.В. "Педагогические технологии", М-Р-н-Д, 2004 г.

  3. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). /ПИШ. 2000. № 3.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. - М.: Народное образование. 1998. - 256 с.

  5. Серажитдинова О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории / festival.1september.ru/articles/582408/

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

© 2010-2022