Конспект урока СБО в 5 классе по ттеме Правила поведения за столом

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок СБО в 5 классе

Тема: Правила поведения за столом.

Цель: Познакомить с правилами поведения за столом,

Задачи: 1. Научить культуре поведения за столом.

2. Развитие мышления, через решение проблемных ситуаций , осуществление профилактики нарушения осанки

3. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма

Оборудование: презентация. мультимедийная установка, ноутбук, карточки, тестовые задания, карточки с проблемными ситуациями.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, начинается урок. Сядет тот кто скажет вежливое слово.(повторение прошлых тем). Давайте вспомним о чем мы говорили с Вами на прошлом уроке, и проверим на сколько хорошо Вы поняли тему ( Слайд2-5)

2.Актуализация знаний

Скажите пожалуйста что значит быть вежливыми приветливым человеком (нужно соблюдать правила этикета принятые в обществе, в разговоре нужно использовать вежливые слова, правила поведения в общественных местах( музее, кинотеатре, библиотеке)

Введение в новую тему

Молодцы, а теперь все сели аккуратно, не забываем следить за своей осанкой. Сервировать стол Вы умеете. А знаете ли Вы, как нужно себя вести за этим столом? Вы играете в молчанку, и слушаете сказку, которую я вам сейчас прочитаю.

Сказка.

Жила- была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон очень вкусно пахнет. Девочка постучалась в дверь и спрашивает: Кто здесь живет, можно войти?

Входи, ответила старушка, выглянувшая в окно. Я здесь живу со своими внуками. Девочка вошла, и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой, и громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И наконец, наколов на вилку котлету он стал ее откусывать, измазав при этом нос и щеки, которые потом вытер рукавом.

-Фуу, как противно- подумала Даша- лучше сяду с девочкой, которая пьет компот. И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

-Как вам не стыдно, так некрасиво есть- в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять их было невозможно, потому что говорили они с набитыми ртами.

-Извините, - вздохнула Даша- но за столом с вами сидеть очень неприятно.

-Уж лучше, я останусь голодной, и ушла.

- Почему ушла Даша?

-Как вы поступили в подобной ситуации?(надо было не уходить, а остаться и научить их как вести себя за столом)

- А вы умеете вести себя за столом?

3.Сообщение темы урока .

4.Освоение нового материала.

1)Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Итак, тема нашего сегодняшнего урока Правила поведения за столом. Открываем тетради, записываем тему.

-как вы думаете, существуют ли правила поведения за столом?

-Как нужно вести себя за столом, чтобы настроение у всех было хорошее?

-Какие правила вы знаете?

-А знаете ли вы откуда к нам пришли эти правила? Давайте вернемся в прошлое…

Еще в ХVII веке на одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек -«этикеток»- и произошло слово этикет. Эти правила, конечно, со временем изменялись, но многие неизменны с глубокой древности.

2) Давайте запишем число и тему урока в тетрадь. А теперь запишем определение в тетрадь. Этикет- это свод правил, принятых в обществе (воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).

Демонстрация, презентация, на тему «правил поведения за столом», с последующими комментариями

Правила поведения за столом.

  • Если ты опоздал, извинись.

  • За столом не следует широко расставлять локти и опираться ими о край стола

  • За столом не говори о плохом

  • Не заводи разговор о с человеком сидящим далеко от тебя.

  • Если блюдо не нравится, вежливо откажись не объясняя причин.

  • Во время приема пищи голову слегка наклони.

  • Разговаривай, когда во рту нет пищи.

  • Закончив еду столовые приборы положи в тарелку.

  • Не класть локти на стол

  • Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле

  • Жевать с закрытым ртом, не чавкать

  • Не дуть на горячую пищу

  • Все, что едят ложкой, едят от себя, тарелку наклоняют от себя

  • Не едят ложкой то, что едят вилкой, мягкую пищу едят только вилкой, без ножа

  • Вилку держат в левой руке, нож в правой

  • Горячее мясо не нарезают сразу, а отрезают по кусочку

Если еда прервана, приборы кладут на тарелку накрест, если закончена - параллельно ручками в одну сторону

Конспект урока СБО в 5 классе по ттеме Правила поведения за столомКонспект урока СБО в 5 классе по ттеме Правила поведения за столом

Хлеб кладут не на скатерть, а на тарелку, отламывая маленькие кусочки

Физминутка

В гости мы пришли к соседу (ходьба на месте)

Точно к самому обеду (руки по очереди вперед, большой палец вверх)

Я уселся, где хотел (присесть и встать)

Из тарелки персик съел (руки по очереди вытянуть и прижать к груди)

На стол руки положил (руки на пояс)

Локтем двинул (поворот вправо, влево)

Суп разлил (руки стряхнуть вниз)

Ой, пятнище на ковре (разводим руками в сторону)

Надо что-то сделать мне (покачиваем головой)

Я вскочил и стол задел (руки вверх и прыжок)

Вниз салатик полетел (руки резко вниз)

Я в салат ногой попал (топнуть ногами по очереди)

Поскользнулся и упал (присесть)

Встать пытаюсь и рукою (руки по очереди вверх)

Зацепился за обои (встаем)

5. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

1)Учениками раздаются карточки. (работа по карточкам)

Карточка №1

Прочитай вопрос

Выбери правильный ответ

Если я опоздал к столу

а) быстро сяду за стол б) извинюсь и сяду за стол в) извинюсь и уйду

Разговор за столом

а) нельзя говорить о чем-то плохом б) надо есть молча в) говорю обо всем

Если блюдо не нравится

а) скажу об этом хозяйке б) вежливо откажусь в) съем всё равно

За столом можно

а) широко расставлять локти б) слегка положить руки на стол в) сидеть свободно

Задание: допишите предложения о правилах поведения за столом

Карточка №2

Правила поведения за столом:

1. Сиди за столом_________________________________

2. Локти держи ___________________________________

3. Не бери в рот сразу______________________________

4. Не говори с полным______________________________

5. Пережёвывай пищу с __________ртом,______________

6. За угощение говори______________________________

2) Чтение дополнительного материала (Раздаточный материал для чтения)

Как вести себя за столом.

Правильная поза за столом во время еды:

1. Следи за своей осанкой.

2. Локти на стол не клади

Правила пользования салфеткой

1. Разверни салфетку и положи к себе на колени.

2. Не следует салфеткой тщательно вытирать губы. Ее слегка прикладывают к губам.

3. Использованную салфетку сворачивают и кладут на тарелку.

Правила общения за столом.

1. Нельзя за столом спорить, высмеивать кого то из присутствующих. Нельзя шептаться.

2. Разговор должен вестись в полголоса, но не шепотом. Нужно дать возможность высказаться и другим.

Как вести себя за столом:

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков, это не красиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячие блюда, не стучи ложкой по тарелке.

4. Старайся есть беззвучно.

3) Тест. Основы столового этикета

1. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?

А. Разверну и положу на колени

Б. Разверну и положу на грудь

2. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?

А. Теми, что лежат дальше от тарелки

Б. Теми, что лежат ближе к тарелке

3. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?

А. Сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки

Б. Буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать

4. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?

А. Можно

Б. Это неприлично

5. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?

А. Не буду никого утруждать и дотянусь до него сама

Б. Попрошу соседей передать его мне

6. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?

А. Съедать надо все

Б. Часть кушанья надо оставить на тарелке

7. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?

А. Поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа

Б. Объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда

8. Как надо брать хлеб из хлебницы?

А. Рукой

Б. Вилкой

9. Ты обедаешь в кафе, где обслуживает официант. Ты закончила обедать и хочешь показать официанту, чтобы он убрал тарелку. Что ты сделаешь?

А. Положу нож и вилку параллельно друг другу ручками вправо

Б. Положу нож и вилку на тарелке накрест

Ответы теста

1 2 3 4 5 6 7 8 9

А 5 5 0 5 0 5 5 5 5
Б 0 0 5 0 5 0 0 0 0

40 - 45 баллов - отлично

30 - 35 баллов - хорошо

20 - 25 баллов - удовлетворительно

0 - 15 баллов - плохо

6. Итог урока

О чем сегодня шла речь на уроке? Какие правила поведения вы узнали? Что такое этикет?

Выставление оценок

7.Релаксация.



© 2010-2022