- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа по дисциплине Технические средства информатизации Тема: «Исследование рынка труда IT-специалистов в сфере программирования»
Исследовательская работа по дисциплине Технические средства информатизации Тема: «Исследование рынка труда IT-специалистов в сфере программирования»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сизова Е.В. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»
Исследовательская работа
по дисциплине Технические средства информатизации
Тема:
«Исследование рынка труда IT- специалистов в сфере программирования»
Автор: Папко А. А.,
студент 2 курса специальности «230115
Программирование в компьютерных системах»
Научный руководитель: Сизова Е.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Острогожск 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………...… 3
1. Исследование рынка труда IT-специалистов в области программирования
1.1. Сфера деятельности, в которой предлагаются вакансии и функциональные обязанности………………………………………….....……..5
1.2. Требования к позиции соискателя…………………………………...…….. 6
1.3. Анализ профессионально важных личностных качеств…………..…….. 11
2. Профессиональные качества, которые необходимо развивать студенту в процессе обучения .....…………………………………………………….… 13
Вывод……………………………………………………………………….…... 15
Электронные ресурсы .…………………………………………………….…... 17
Приложение …………………………………………………………………….. 18
Введение
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в связи с быстрым развитием информационных технологий, IT- специалистам в сфере программирования имеет первостепенное значение владение навыками самообразования, чтобы после получения основного диплома идти в ногу со временем и постоянно обучаться и повышать квалификацию. Практически любая компания сегодня нуждается в автоматизации своего бизнеса, и спрос на IT-специалистов намного превышает предложение, следовательно, даже у выпускника есть все шансы найти хорошую работу.
С первых дней поступления в техникум меня интересует вопрос о том, какими компетенциями мне необходимо овладеть, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, а точнее отлично подготовленным техником-программистом.
На мой взгляд, ответ на этот вопрос можно получить с помощью изучения рынка труда IT-специалистов в различных регионах. В сети Интернет на сайтах, где могут размещать вакансии работодатели, содержится необходимая мне информация.
Цель исследовательской работы: Исследование рынка труда IT- специалистов в сфере программирования и составление списка профессиональных качеств IT-специалистов в области программирования.
Изучение профессиональных качеств будущего техника-программиста, которые необходимо развивать студенту в процессе обучения.
Гипотеза: исследовав рынок труда IT-специалистов в сфере программирования в различных регионах Росси можно получить информацию о том, какими знаниями, умениями, навыками и профессионально важными личностными качествами должен обладать выпускник образовательной организации, чтобы успешно устроиться на высокооплачиваемую, интересную и творческую работу.
Студенты в процессе обучения должны овладеть необходимыми компетенциями, выполняя определенные виды деятельности. Вопрос состоит в том, какими конкретно?
Для исследования выбраны следующие регионы: Воронежский регион и Москвский, студенты группы К-21.
Время проведения исследования: февраль 2013 года и февраль 2014 года.
Изучение: знания, умения, навыки, профессиональные и профессионально важные личностные качества, предъявляемые работодателями, опыт работы, условия труда, функциональные обязанности, а так же уровень оплаты труда в рублях.
Объект изучения: предложения работодателей на сайтах поиска вакансий.
Предмет исследования: (вакансии) IT-специалистов в области программирования в Воронежском и Московском регионах.
В Воронежском регионе - 332 вакансии и 22 специальности на 09.02.2014 в сфере IT-технологий, из них 196 вакансий и 16 IT- специалистов в области программирования.
В Москва и области- 4 446 вакансии и 22 специальности на 23.02.2014 в сфере IT-технологий, из них 2 162 вакансии и 16 IT- специалистов в области программирования.
Сроки проведения исследования: Изучение предложений работодателей на сайте JOB.RU мною проводились в 2013 и в 2014 годах.
1. Исследование рынка труда IT-специалистов в области программирования.
В результате исследования были получены следующие данные:
1.1. Сфера деятельности, в которой предлагаются вакансии и функциональные обязанности.
Таблица 1.
№ п/п
Сфера деятельности организации (частной компании, производства)
Функциональные обязанности
1.
IT, телекоммуникации, связь, электроника
Программирование, поддержка и разработка интернет-сайтов:
- разработка программного обеспечения;
- оптимизация кода;
- написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов.
Внедрение систем управления предприятием, деловое программное обеспечение, проектирование, разработка систем автоматизированного проектирования и их внедрение, передача данных и доступ в интернет, управление проектами
2.
Продажи
Ведение базы данных, оптовые продажи и розничная торговля
3.
Интернет
Проектирование, поддержка и разработка, обслуживание и администрирование, интернет- / интранет-сайтов:
- разработка программного обеспечения;
- оптимизация кода;
- написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов.
4.
Промышленность, производство
Пуск и наладка АСУ
1.2. Требования к позиции соискателей
Тип занятости - полный рабочий день.
Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, перечнем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.
В зависимости от предлагаемой позиции уровень оплаты труда специалиста меняется. Условно можно выделить три зарплатных диапазона, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон более высокого уровня заработной платы и включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
Таблица 2
Уровни требований
Требования и пожелания к профессиональным навыкам
I
- высшее / неполное высшее / среднее специальное образование;
- знание и навыки работы с HTML, PHP версии 4 или 5;
- знание теории баз данных и практический опыт работы с MySQL;
- знание современных Интернет-технологий;
- навыки объектно-ориентированного программирования;
- опыт разработки и запуска Интернет-сайтов, web-приложений;
- опыт работы программистом PHP от 1 года;
II
- высшее / неполное высшее образование;
- отличные знания и навыки работы на PHP 5 и MySQL;
- знание JavaScript, XML, CSS;
- навыки работы с системами контроля версий;
- умение разбираться в чужом коде;
- навыки работы в ОС Linux/Unix;
- знание английского языка на уровне чтения технической литературы;
- портфолио завершенных проектов;
- опыт реализации проектов с использованием нагрузоустойчивых технологий;
- опыт работы программистом PHP от 2-х лет;
III
- высшее образование в сфере IT;
- отличное знание всех аспектов PHP-программирования;
- знание различных сред / библиотек (Zend Framework, PEAR и т.п.);
- отличные навыки объектно-ориентированного программирования;
- навыки настройки и администрирования web-серверов (Apache);
- опыт работы программистом PHP от 3-х лет;
возможные пожелания:
- знание C/C++ ;
- знание принципов работы клиент-серверных приложений и стека протоколов TCP/IP.
Отдельно можно отметить, что есть предложения для студентов от 18 до 25 лет, с начальными навыками программирования, а так же необходима любовь к программированию, готовность много и плодотворно учиться, готовность много и плодотворно трудиться. Для кандидатов-студентов предлагается работа на результат и соответственно оплата от результата. Обязательны навыки общения, внимательность и уважение к клиентам.
Требования к квалификации: 77% требование - квалифицированный специалист, 13% - стажер, начало карьеры и 10% - рабочий, служащий.
Приведу пример статистических данных в отношении программистов РНР о возрастных требованиях и некоторых других обязательных требованиях:
-
Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда программистов PHP 20-45 лет; программисты PHP в возрасте до 30 лет составляют 78% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет - 14%, в возрасте от 40 до 50 - 5%;
-
95% программистов PHP - мужчины;
-
80% программистов PHP владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; на разговорном и на свободном уровнях - 17%;
-
60% программистов PHP имеют высшее образование, 26% - неполное высшее, 8% - среднее- специальное;
-
43% программистов PHP имеют водительские права категории «В».
Далее рассмотрим требования к знаниям кандидатов на вакантные позиции специалистов в сфере IT-технологий.
Мною получены следующие требования к знаниям.
Таблица3.
Требования к знаниям соискателей на вакантную должность в сфере
IT-технологий
-
Знание кроссплатформенных библиотек GUI, например Qt;
-
Иностранные языки: английский - средний, профессиональная терминология;
-
Знание типовых конфигураций (Бухгалтерия, УТ, УПП, ЗУП);
-
Знание бухгалтерского и налогового учета;
-
Знание основ бухгалтерского и управленческого учета;
-
Уверенное знание механизмов платформы 1С различных версий
-
Знание стандартных программных продуктов 1С 8;
-
Знание внутренней структуры и организации системы 1С платформа 8.2;
-
Знание типовых конфигураций 1С Предприятие версия 8.0;
-
Знание 1С УПП на среднем уровне;
-
Уверенное знание конфигурации 1С: Бухгалтерия предприятия КОРП;
-
Высокое знание программы 1С: 8.2 (конфигурирование и администрирование);
-
Знания PHP' HTML' CSS, JS (jQuery);
-
Знания предметных отраслей
-
Знание PHP5' MySQL5' HTML' JavaScript' CSS;
Понимание и навыки в комплексной поисковой оптимизации сайтов (SEO): Внутренняя оптимизация программного кода сайта; -
Уверенное профессиональное знание РНР и HTML, умение обращаться с различными CMS;
-
Хорошее понимание платформы. NET.
-
Знание основных библиотек и шаблонов проектирования.
-
Знание пакета пользовательской библиотеки объектов DXperience WinForms
-
Знание типовых конфгуций (УТ, БП, УПП);
-
Знание PHP, My SQL, HTML/XHTML, CSS, JavaScript (Jquery), знание основных CMS;
-
Знание технологий JSP, Servlets, HTML;
-
Хорошее знание Delphi и SQL (предпочтительно Firebird или Interbase); опыт разработки приложений с архитектурой клиент-сервер и сервер-тонкий клиент; умение организовать передачу данных по протоколу ТСР/IP.
-
Иностранные языки: Английский - начальный
-
Отличное знание MySQL
-
Продвинутые знания HTML, CSS, JavaScript, jQuery
-
Знание библиотек STL, BOOST
-
Глубокое знание архитектуры операционных систем семейства Windows, внутренних механизмов работы
-
Приветствуется знание недокументированных возможностей Windows
-
Знание WinApi
Работодатели предлагают следующие условия работы, участия в различных проектах и повышения квалификации:
-
Разъездной характер работы
-
Корпоративное обучение и тренинги
-
Возможность профессионального и карьерного роста
-
Возможность участия в проектах по России и странам СНГ;
-
Возможность прохождения сертификации;
-
Возможность пользоваться большой ресурсной базой: книги, лекции, видеокурсы;
-
Бесплатное обучение в процессе работы;
-
Профессиональная поддержка коллег;
-
Молодой дружный коллектив;
-
Спортивные мероприятия: волейбол;
При этом необходим или приветствуется опыт:
-
Опыт разработки пользовательских интерфейсов.
-
Опыт программирования 1С 8 не менее года.
-
Опыт работы и доработки различных CMS (MODx, 1C Битрикс, Joomla);
-
Опыт разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения на C# с использованием Microsoft Visual Studio (от 2-х лет)
-
Опыт разработки структур и объектов баз данных, оптимизации SQL - запросов, администрирования СУБД Microsoft SQL Server (от 2-х лет).
-
Хорошее владение пакетом программ Microsoft Office.
-
Опыт работы с фреймворками (Symfony 2, Zend 2, CodeIgniter).
-
Опыт работы с XML, JSON, HTML, CSS.
-
Опыт работы с системами контроля версий (GIT).
-
Опыт работы с: GWT; БД Oracle; Tomcat Application Server; MyBatis; JUnit; Jasper; JavaScript; ant; HTML; XML.
-
Опыт работы с системами контроля версий (GIT).
-
Опыт администрирования Linux (apache, nginx).
-
Опыт проектирования и разработки приложений.
-
Опыт участия в проектах с архитектурами OLTP и OLAP.
-
Опыт работы и участие в промышленных проектах.
-
Опыт разработок с использованием .NET-технологий не менее 2-х лет (ASP.NET MVC или WPF).
-
Опыт разработки web-приложений для IBM Lotus Notes & Domino.
-
Опыт удаленной отладки.
-
Опыт написания спецификаций / технической документации.
Профессиональные навыки (или профессиональные компетенции), которыми должен обладать соискатель на вакантную должность:
-
Начальные навыки программирования
-
Навык оптимизации SQL запросов;
-
Навыки администрирования Oracle (развертывание с нуля на win и unix/linux платформах, бэкапы и т.п.).
-
Навыки алгоритмической оптимизации кода.
-
Профессиональное владение PHP 5 (ООП)
-
Навыки оптимизации (разрешение проблем с производительностью больших баз данных от 1 Тб).
1.3. Анализ профессионально важных личностных качеств.
Таблица 4.
№ п/п
Личные ПВК программиста
(общие компетенции)
исполнительность
гибкость
стрессоустойчивость
хорошие коммуникативные навыки
самостоятельность в работе
ответственность
идейность (умение разработать новые идеи)
желание обучаться и применять новые знания в работе
умение быстро и постоянно обучаться новому
отзывчивость
лояльность
коммуникабельность
способность работать в команде
умение обучать менее опытных коллег
умение организовать работу команды
стремление к профессиональному росту
дисциплинированность
стрессоустойчивость
способность слушать
способность анализировать и делать выводы
управляемость
инициативность
аналитическое мышление
умение решать задачи
работа на результат (ставить цель и достигать ее)
высокая работоспособность
пунктуальность
аккуратность
внимательность
культура общения
В своем исследовании считаю важно отметить и то, что на самыми востребованными являются программисты 1C - на первом месте по двум исследуемым регионам (по Воронежской области - 30% от общего числа вакансий IT-специалистов, по Московской области 41% от общего числа предлагаемых вакансий различных IT-специалистов в области программирования), на втором месте Web-программист (21% по Воронежскому региону и 18,3% по Московскому), на третьем месте программист java по Воронежскому региону - 18% и программист PHP по Московскому региону - 18,1%.
2. Профессиональные качества, которые необходимо развивать студенту в процессе обучения
В награду за мои старания в учебе я могу стать высококвалифицированным специалистом (техником-программистом) и получить интересную, перспективную, творческую работу с высокой оплатой труда, возможностью обучаться и другими интересными и важными возможностями. В позициях указывается заработная плата от 10 тысяч до 110 тысяч рублей по Воронежскому региону и от 10 тысяч до 315 тысяч рублей по Московской области.
Что я могу сделать уже сейчас для того, чтобы достичь желаемого результат? Я разработал личный профессиональный план развития, включающий 6 этапов (шагов):
1 этап - обучение в ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум» на отделении «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» по специальности «Программирование в компьютерных системах».
Что я могу или должен сделать в период обучения в техникуме?
- Оказание добровольнойпомощи вотладке и установке программ и программного обеспечения педагогам техникума и сторонним организациям.
- Прохождение практики с целью формирования профессиональных навыков и умений, необходимых специалисту в сфере IT - технологий.
- Участие в психотренингах для развития личностных психических процессов и свойств таких как, память, внимание, мышление, интеллект.
- Посещение кружков по дисциплинам и получение дополнительного образования.
- Участие в научно исследовательских работах и в студенческой проектной деятельности.
2 этап - приобретение практического опыта работы, путем устройства на работу в период летних каникул.
3 этап - систематическое изучение новинок компьютерной техники и информационных технологий.
4 этап - поступление в высшее учебное заведение с целью продолжения совершенствования моих профессиональных знаний, получения высшей квалификации.
5 этап - поиск и получение работы по специальности.
6 этап - постоянное совершенствование и продвижение по карьерной лестнице.
Далее я решил обратиться к одногруппникам с вопросом «Что, по - вашему мнению, должен делать студент, чтобы сформировать необходимые профессиональные качества IT-специалиста?» и вот какой получился результат:
Таблица 5.
Что, по - вашему мнению, должен делать студент, чтобы сформировать необходимые профессиональные качества IT-специалиста?
«Да»
«Нет»
чел
%
чел
%
1. Посещать лекции по спецдисциплинам в техникуме
14
93,3
1
6,7
2. Посещать кружки по дисциплинам
13
86,7
2
13,3
3. Быть в курсе всех новинок IT-технологий
14
93,3
1
6,7
4. Самостоятельно изучать мир профессий в сфере IT-технологий
12
80,0
3
20,0
5. Участвовать в научных работах, исследовательских работах по специальности во время обучения в техникуме
14
93,3
1
6,7
6. Участвовать в общественных мероприятиях
11
73,3
4
26,7
7. Продолжить обучение в ВУЗе после окончания техникума
10
66,7
5
33,3
8. Работать на безвозмездной основе в компаниях, связанных с IT-технологиями в свободное от учебы время
11
73,3
4
26,7
Диаграмма 1. Опрос студентов группы К-21.
1 ряд - ответы «нет»,
2 ряд - ответы «да»
На основании полученных результатов можно сделать заключение, что большая часть студентов моей группы стремятся к развитию и самосовершенствованию или желает этого.
Вывод
Таким образом, исследовав рынок труда IT-специалистов в области программирования, я могу составить портрет специалиста востребованного на рынке труда и стремиться к достижению полученного уровня.
На рынке руда требуются программисты, так называемые «прикладники»: программисты 1С, адаптирующие уже готовый пакет программ фирмы «1С» к нуждам конкретного предприятия, главным образом бухгалтерии. Анализируя требования заказчика, они устанавливают программы, которые облегчают расчеты, оптимизируют работу персонала, налаживают документооборот; Web-программисты, занимающиеся разработкой, модернизацией и поддержкой сайтов. Эта область требует многих специфических знаний - PHP, MYSQL, XHTML, CSS, JavaScript, XML. Причем очень часто работодатели желают получить профессионала «два в одном» - web-дизайнера и web-программиста, чтобы он не только решал технические вопросы (быстрая загрузка сайта, работа ссылок, поисковика), но также занимался и оформлением сайта, а иногда даже и его информационным наполнением. Другие программисты (16 разных программистов из 22 исследованных вакансий IT-специалистов): программист PHP, программист С++, программист android, программист iOS, программист python, программист Delphi / SQL, программист 1 С, программист oracle, программист SharePoint, программист, инженер-программист.
Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист.
Все выше перечисленные требования к знаниям, навыкам, опыту, умениям IT-специалистов привели меня к выводу, что самый главный навык, которым должен обладать программист - это способность к самообразованию, постоянному самообучению.
Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать: в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета).
Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.
К плюсам профессии можно отнести все возрастающую востребованность ее представителей. Сфера информационных технологий в России стремительно развивается, и темпы ее роста, составляя около 25% в год, намного обгоняют аналогичные показатели в Европе и США. К тому же спрос на специалистов постоянно превышает предложение, так что даже начинающему программисту не составляет особого труда найти работу. Еще одно преимущество профессии программиста - возможность работать не только в нашей стране, но и за рубежом, где российские ИТ-специалисты ценятся очень высоко.
Но все же, несмотря на утверждение профессионалов, что программирование сродни творчеству, труд программиста требует высокой концентрации внимания и больших трудозатрат. Тем не менее, различные минусы профессии во многом уравновешиваются немалым размером заработной платы, хорошими карьерными перспективами и возможностью реализации своих творческих замыслов.
Талантливый программист в перспективе может стать руководителем крупного проекта по разработке программного обеспечения. Как правило, такие специалисты зарабатывают очень хорошо, поэтому к продвижению по карьерной лестнице стремятся далеко не многие. В большинстве случаев целью личного развития программиста становится повышение профессионального уровня и реализация творческих задумок.
Электронные ресурсы:
Интернет источники:
1. Вакансии в отрасли «IT, интернет, связь, телеком». Сайт rabota.yandex.ru.
2. Интернет-ресурс по поиску работы и подбору персонала. Сайт job.ru.
Приложение 1.
Анкета
Что, по - вашему мнению, должен делать студент, чтобы сформировать профессиональные качества IT-специалиста.
1.Посещать лекции по спецдисциплинам в техникуме
а) да
б) нет
2.Посещать кружки по дисциплинам
а) да
б) нет
3.Быть в курсе всех новинок IT-технологий
а) да
б) нет
4.Самостоятельно изучать мир профессий в сфере IT-технологий
а) да
б) нет
5.Участвовать в научных работах, исследовательских работах по специальности во время обучения в техникуме
а) да
б) нет
6.Участвовать в общественных мероприятиях
а) да
б) нет
7.Продолжить обучение в ВУЗе после окончания техникума:
а) да
б) нет
8. Работать на безвозмездной основе в компаниях, связанных с IT-технологиями в свободное от учебы время:
а) да
б) нет
9. Свои предложения (написать) _____________________________________
__________________________________________________________________