Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов.


Согласно пункту 24 Типового положения об образовательном учреждении СПО, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 №543, самостоятельная работа является одним из основных видов учебных занятий, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения (п. 7.1 ФГОС).

При разработке рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля преподаватели устанавливают тематику и конкретные формы аудиторной самостоятельной работы по разделу, теме учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы - аудиторную и внеаудиторную.

Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:

  • выполнение лабораторных и практических работ по ориентировочным основам действий (ООД), алгоритмам, инструкциям; работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, в том числе электронными;

  • само -и взаимопроверка выполненных заданий;

  • решение проблемных и ситуационных задач.

Выполнение лабораторных и практических работ осуществляется на лабораторных и практических занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для обеспечения самостоятельной работы преподавателями разрабатываются методические указания по выполнению лабораторной/практической работы.

Работа с нормативными документами, справочной литературой, другими источниками информации, в т.ч. электронными может реализовываться на семинарских и практических занятиях. Данные источники информации могут быть представлены на бумажном и/или электронном носителях, в том числе, в сети Internet. Преподаватель формулирует цель работы с данным источником информации, определяет время на проработку документа и форму отчетности.

Само и взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на семинарском, практическом занятии и имеет своей целью приобретение таких навыков как наблюдение, анализ ответов сокурсников, сверка собственных результатов с эталонами.

Решение проблемных и ситуационных задач используется о на лекционном, семинарском, практическом и других видах занятий. Проблемная/ситуационная задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения проблемной/ситуационной задачи должны быть известны всем обучающимся.

Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине/междисциплинарному курсу преподавателем разрабатывается сборник (перечень) заданий для самостоятельной работы, который необходим для эффективного управления данным видом учебной деятельности обучающихся.

В сборнике приводятся вопросы для самостоятельного освоения, прописываются отдельные виды деятельности по каждой теме изучаемого раздела, указываются возможные источники информации, а также формы контроля выполнения и критерии оценки самостоятельной работы.

Сборник имеет следующую структуру:

  • титульный лист - указывается наименование учебной дисциплины/междисциплинарного курса, специальность и курс обучения, автор-составитель, год издания;

  • пояснительная записка - прописываются цели и задачи самостоятельной работы, приводится перечень видов самостоятельной работы с указанием количества затрачиваемого времени, определяется минимальный перечень выполненных заданий для допуска к итоговой аттестации по дисциплине/ междисциплинарному курсу;

  • содержание самостоятельной работы - по каждой теме приводятся вопросы для самостоятельного освоения, указываются виды самостоятельной работы, источники информации и формы контроля. При необходимости возможно разделение вопросов и заданий самостоятельной работы по видам учебных занятий (лекция, семинар, практическое занятие и т.п.);

  • приложения - приводится перечень тем рефератов, творческих проектов, эссе, сочинений, презентаций, возможные источники информации и другие материалы, необходимые для выполнения самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы студентов включает в себя:

- обеспечение студентов необходимыми учебно-методическими материалами;

- обеспечение доступа студентов к информационным ресурсам сети Интернет (п. 7.16 ФГОС);

- обеспечение студентов контролирующими материалами (тестами, заданиями и др.);

- предоставление студентам перечня необходимой основной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы студентов, уровня знаний и умений студента.

Преподаватели информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы.

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК).

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, и внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной или смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.

Результативность самостоятельной работы студентов оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений студентов:

- текущего контроля успеваемости, т.е. регулярного отслеживания уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;

- путем проверки рефератов, эссе, контрольных (лабораторных) работ, домашних заданий и других видов работ с подведением итогов в середине семестра;

- промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов) по итогам семестра;

- государственной (итоговой) аттестации.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения студентов учебного материала;

- уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности умений студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

- оформление материала в соответствии с требованиями.



© 2010-2022