Программа внеурочной деятельностиМы дружный класс

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

«Мы - дружный класс»

для учащихся 4 класса

(направление развития личности - формирование основ патриотизма, воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности

вид деятельности - познавательный, социальное творчество, туристко-краеведческий)



Автор программы

Программу составила:

Шолохова Екатерина Владимировна,

г. Рыбиск, 2015 г.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самосовершенствования.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - вот главное условие успешного воспитания.

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

В последние годы, детская агрессия из частной - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.

В последнее время участились факты проявления насилия среди сверстников.

На ситуацию негативно влияют: духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерные игры, видеофильмы, пропагандирующие культ силы.

Программа «Мы - дружный класс» направлена на решение следующих целей:

- сплочение и формирование дружного коллектива, укреплению межличностных взаимодействий;

- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем (проявление агрессии к одноклассникам) у учащихся.

Задачи:

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр, тренингов;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- формировать представление учащихся о том, что каждый человек индивидуален и достоин уважения и принятия в коллективе.

- развивать в классе взаимоуважение и взаимоподдержку.

- через анализ и размышления побудить детей к самовоспитанию, саморазвитию

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника - умение работать в паре, группе, коллективе;

  • обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

  • Участники программы формирования классного коллектива: обучающиеся 4 класса (10-11 лет).

Срок реализации программы - 1 год.

Программа рассчитана на 34 часа - 1 час в неделю.

Планируемые результаты:

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность "видеть" свои недостатки и желание их исправить.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

  • Метапредметными результатами изучения курса "Мы - дружный класс" является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности с помощью воспитателя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с воспитателем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

  • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с воспитателем.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других людей.

  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Самоорганизация

  • Самоорганизация - сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий "сам", "самостоятельно". Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

  • Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности и исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства, об индивидуальных особенностях человека.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров.

  • Воспитание своих моральных качеств, формирование потребности самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.

  • Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).

Диагностические методы:

- Наблюдение;

- Методика выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (профессора М.И. Рожкова);

- Методика изучения уровня социализации личности учащегося (М.И.Рожкова);

- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) ;

- Анкета «Определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью в условиях реализации ФГОС».

Формы внеурочной деятельности:

  • Классные часы;

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Тренинги общения;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Ролевые игры.

Формы организации деятельности:

  • Индивидуальная;

  • Фронтальная;

  • Групповая работа;

  • Коллективная.

Этапы занятия

  • Начало или разминка служит для установления позитивного эмоционального контакта между участниками, а также настраивает их на активную работу.

  • Работа по теме включает в себя комплексный набор методов и приёмов. На данном этапе занятия происходит чтение, рисование, обсуждение сказок; обучение народным играм и непосредственно игры со сменой ведущего; задания тренингового характера.

  • Завершающая часть занятия - подведение итогов. Отметим значимость и обязательность данного этапа, т.к. здесь воспитатель организует рефлексию - осознание детьми их деятельности в процессе занятия.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель, задачи

Сентябрь

1. Класс глазами каждого"

2.Игра «Дотронься до счастья»

3.Наш дружный класс.

4. Игра «Тайный друг»

Сплочение классного коллектива.

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Развитие эмпатии и рефлексии.

Формирование дружного коллектива.

-Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение;

2. -Развитие личностной и групповой активности.

3. -Снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.

Формирование сплоченного коллектива, развитие коммуникативных навыков.

Октябрь

5.«Наш добрый класс»

6.Игра «Волшебный стул»

7.«Наш добрый класс»

8.Игра «Я» глазами одноклассников.

Формирование детского коллектива.

1. -Содействовать формированию навыка самоуправления;

2. -Снятие психоэмоционального напряжения;

3. -Повышение учебной мотивации;

4. -Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Стимуляция положительных эмоций.

Формирование детского коллектива.

1. -Содействовать формированию навыка самоуправления;

2. Снятие психоэмоционального напряжения;

3. - Повышение учебной мотивации;

4. -Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Возможность увидеть и оценить свое поведение со

стороны одноклассников.

Ноябрь

9.«Дом дружбы

10. Игра «Давайте говорить друг другу комплимент»

11. Классный час «Портрет класса»

12. Игра «Свеча любви»

Профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе

-Развитие рефлексивного мышления

Выявление личных качеств ребенка, создание благоприятного психологического климата.

Формирования дружного коллектива.

Формирование позитивного отношения к своим одноклассникам, познание себя, снятие напряжения и барьеров общения.


Декабрь

13. «Вместе - мы команда»

14. Коллаж на тему «Дерево дружбы»
15..Игры «Расскажи о друге», «Только хорошее»

16. Этот необычный 4-й класс"

Повышение сплоченности класса, развитие коммуникативных навыков.


Повышение сплоченности класса, развитие эмпатии и рефлексии, закрепление полученных умений и навыков.

Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками, создание благоприятного психологического климата .

Мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Январь

17.Игры «Любимое качество», «Колечко красоты»

18."Мы и школа"

Формирование позитивного отношения к себе и одноклассникам, познание и принятие себя.


Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.


Февраль

  1. Вот он - я"

  2. 20. "Познай себя"

21.Игра «Красный, желтый, зеленый» (улица)

22. «Я и школа"

Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.


Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.

Формирование навыков сплоченных действий, развитие умения работать в команде.

Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность.

Март

  1. "Понимаем ли мы друг друга"

24 "Мир эмоций"

25.Игры «Освобождение пленного», «Разведчики и часовой» (улица)

26. "Вот тебе моя рука"

Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания


Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.


Развивать умение работать в команде, координацию совместных действий.

Развитие умений выходить из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии.

Апрель

27. "Страна рисования"

28. "Я+Я=МЫ"

29.Игры «Выйти по числу пальцев», «Выкинуть на пальцах» (улица)

30. «Сплочение»

Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.


Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального "Я" как части общего "Мы".


Развитие уверенного поведения при координации своих действий с другими, умение работать в команде.

Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

-Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

-Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

-Получение эмоционального и физического удовольствия.

Май

31.Игра «Посчитать до 18» (улица)

32. «Я и Ты»

33.Игры «Муравьиная тропа», «Веревочка»

(улица)

34.Итоговая игра «Все вместе»

Развивать умение взаимодействовать, координировать совместные действия.

Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

.Формирование единого коллектива, снятие психологического напряжения и барьеров общения.

Осмысление опыта, полученного в ходе занятий: повышение сплоченности, закрепление коммуникативных навыков, умения взаимодействовать, развитие эмпатии и рефлексии.

Всего:

34 часа


© 2010-2022