Рабочая программа внеурочной деятельности Мераба

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ШКОЛА г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»


«Рассмотрена»

Руководитель МО

_____ /______________ /

Протокол №____ от

«___» ______2015г.

«Согласована»

И.о. зам.директора УВР ______ С.В. Жирадков


«___» _____2015г.

«Утверждена»

Директор школы

_____ НП Аравенко

Приказ № ______ от

«___» _______2015г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Кружок «Мераба» (Добро пожаловать)

2-4, 5-9 классы

_____________________________________________________

Ф.И.О., категория



Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № __ от

«____» __________ 2015г.









2015- 2016 учебный год



Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

5. Список литературы.



















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу крымскотатарского языка разработана:

  • на основе методических рекомендаций по крымскотатарскому языку

  • на основе Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  • в соответствии с ФГОС НОО (приказ № 373 от 2009г.) и ФГОС ООО (приказ №1897 от 2010г.)

  • в соответствии с Письмом МОНРК №01-14/2014 от 04.12.2014

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению родного языка, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей как младших школьников, так и школьников основного общего образования.

Занятия выстроены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно - поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее.)

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, примерными основными образовательными программами в 1-5 классах должна быть организована внеурочная деятельность по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в объеме 5-10 часов в неделю в каждом классе.

Примерное распределение часов внеурочной деятельности по классам

Направления внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Духовно-нравственное

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Социальное

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Общеинтеллектуальное

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Общекультурное

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Спортивно-оздоровительное

1-2

1-2

1-2

1-2

1-2

Итого

5-10

5-10

5-10

5-10

5-10

Учебный план 6-9 классов формируется на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (в редакции приказа от 03.06.2011 №1994).

Для классов с русским языком обучения предлагается использовать примерный учебный план основного общего образования (ФК ГОС) для общеобразовательных организаций с русским языком обучения (приложение 15), c крымскотатарским языком обучения - примерный учебный план основного общего образования (ФК ГОС) для общеобразовательных организаций с крымскотатарским языком обучения (приложение 16).

В классах с русским языком обучения по желанию родителей и учащихся возможно изучение крымскотатарского языка и литературы, для чего выделяются часы из регионального компонента и компонента общеобразовательной организации в объеме до 3-х часов в неделю (приложение 15).







Ценностные ориентиры программного содержания кружка

отражают целевые установки системы основного образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- уважения истории и культуры родного народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

- приобщения, обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с крымскотатарским языком;

- взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

- создания условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

- развития самоуважения, самокритичности;

- ответственности за свои действия;

- готовности к преодолению трудностей;

- профилактики асоциального поведения;

- создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Формы и режим занятий

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  2. условия, от которых зависит написание;

  3. норму, действующую при данных условиях;

  4. последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  5. приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  1. правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  2. правильно писать сложные слова,

  3. правильно употреблять суффиксы и послелоги,

  4. правильно определять часть речи, падеж и склонять слова,

  5. правильно употреблять слова в словосочетаниях и предложениях,

  6. правильно составлять предложения.

Предметными результатами

  • овладение функциональной грамотностью;

  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

  • приобретение и систематизация знаний о языке;

  • развитие чувства языка

  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

  • правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

  • составлять предложения на заданную тему;

  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему по картинке и записывать его с помощью учителя

Учебно-языковые умения

  • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

  • находить корень в группе однокоренных слов;

  • подбирать однокоренные слова;

  • находить суффиксы и приставки в доступных словах;

Правописные умения

  • делить слова на части для переноса;

  • видеть в словах «опасные» места, изученные орфограммы;

  • писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;

  • писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;

  • писать проверяемые согласные буквы на конце слова;

  • графически объяснять выбор написаний;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

Личностными результатами изучения предмета «крымскотатарский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами

изучения курса «Крымскотатарский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программ малышка-элифбе

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

виды деятельности учеников на уроке;

приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

анализ положительного или негативного примера речевого жанра;

редактирование (взаиморедактирование);

создание текста, его коллективное обсуждение;

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);

создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

Примерное содержание

кружка по крымскотатарскому языку

Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринима-емого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмот-рового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последователь-ность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицисти-ческого (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверен-ность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональ-ной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке

1. Крымскотатарский язык-национальный язык крымскотатарского народа, государственный язык Республики Крым.

Крымскотатарский язык в кругу других тюркских языков. Роль северо-западной - кыпчакской ветви в тюркской семье языков в развитии крымскотатарского языка.

Крымскотатарский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного крымскотатарского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Крымскотатарский язык - язык крымскотатарской художественной литературы. Основные изобразительные средства крымскотатарского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли крымскотатарского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности крымскотатарского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Слог. Типы слогов по характеру конца и начала: открытые, закрытые, неприкрытые, прикрытые. Зависимость от количества согласных в слоге: легкие (один согласный), тяжелые (два и более согласных). Начала слогов в крымскотатарском языке всегда легкие. Ударение. Ударный слог последний. Разноместное, фонологическое.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

2. Совершенствование навыков различения гласных по тройной системе: раствору полости рта, по ряду и участию губ: широкие, узкие, заднерядные, переднерядные, неогубленные, огубленные; согласных по месту образования и акустическим характеристикам. Закон гармонии звуков, имеющий два главных правила: а) в одном слове могут употребляться гласные звуки только переднего ряда или только заднего ряда; б) в исконно крымскотатарских словах употребление только губных гласных или только негубных гласных. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы.

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Общие строевые элементы слов крымскотатарского языка, элементы ядра: корень, основа, суффикс. Корень как устойчивый звуковой комплекс. Основа - комплекс звуков с единым смыслом или значением. Основа как чистый корень; как корень плюс словообразовательный суффикс или несколько суффиксов; основа, сложенная из одного, двух или более чистых корней или корней со словообразовательных суффиксов. Суффикс - комплекс звуков, являющихся лексическим и грамматическим модификатором значения или формы слова.

Словообразующие и словоизменительные суффиксы. Главная функция словообразовательных суффиксов - образование новых слов. Другие способы производства новых слов: словосложение, калькирование, заимствование, семантический перенос. Словоизменительные суффиксы, выражающие грамматическое отношение между слова, словосочетаниями, предложениями в речи.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари крымскотатарского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов крымскотатарского языка.

Лексика крымскотатарского языка с точки зрения её происхождения: исконно тюркские и заимствованные слова.

Лексика крымскотатарского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика крымскотатарского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в крымскотатарском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существи-тельного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, глагольных форм.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфоло-гическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односос-тавные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнён-ной и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтакси-ческих отношений между частями сложного предложения. Сложные предло-жения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Сингармонизм как специфическая особенность фонетической системы крымскотатарского языка. Гармония гласных в двух видах: нёбная гармония, губная. Гармония согласных в двух видах: по глухости-звонкости и по носовой ассимиляции.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей по правописанию для решения орфографических проблем.

Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей. Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


© 2010-2022