Статья. Педагогический контроль как средство повышения качества образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В. ГОНЧАРУК


Педагогический контроль

как средство повышения качества образования

Закон "Об образовании в Российской Федерации" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. (от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 3) Важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса является педагогический контроль.

К основным функциям педагогического процесса относят формирование системы знаний, способов деятельности и системы жизненных установок личности. Результат педагогического процесса (результат образования) - система знаний учащихся, освоенные способы деятельности, отношения учащихся (мировоззренческие установки, интересы, мотивы, потребности личности). Контроль результатов образования важная составная часть учебно - воспитательного процесса. Основной целью контроля знаний и умений учащихся по курсу математики является выявление соответствия достигнутых ими результатов обучения программным требованиям к математической подготовке.

Необходимость контроля объясняется, прежде всего, потребностью в получении информации об эффективности функционирования образовательного процесса. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь и тем самым оперативную корректировку учебного процесса, зависят результаты учебной деятельности школьников, воспитание у них положительной мотивации учения, правильной самооценки, а также таких важнейших качеств личности школьника, как целеустремлённость, самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Учебную деятельность учащихся условно разделяют на два основных вида:

- учебно-познавательную, включающую постановку общих целей обучения, выдвижение и обоснование частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, её переработку, овладение умениями и навыками и т. д.;

- контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса;

- оценку результатов работы учащихся, их учёт, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся.

Основными целями контрольно-оценочной деятельности учащихся являются:

  • активизация учебно-познавательной деятельности;

  • самооценка уровня усвоения способов учебно-познавательной и её результатов;

  • побуждение учащихся к учению;

  • предоставление учащимся информации для самостоятельного планирования продвижения в усвоении учебного материала.

Поиск средств и форм контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке позволяет усилить её диагностическую, обучающую, развивающую, воспитывающую функцию и её положительное влияние на мотивационную сферу.

Необходимым условием организации системы контроля деятельности учащихся является целенаправленный продуманный отбор содержания учебного материала на различных этапах обучения. Система контроля, ориентированная на достижение запланированных результатов обучения, должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Стандартизация (направленность на проверку в основном одних и тех же знаний, умений и навыков учащихся, обучающихся по одинаковым программам, задания разных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёму работы).

  2. Достоверность проверки достижения намеченных уровней обучения (даёт возможность корректировки деятельности, направленную на устранение пробелов в знаниях и умениях учащихся).

Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения и не должен ограничиваться проверкой минимального уровня обучения, он должен стимулировать деятельность учащихся. Подготовка учащихся к успешному усвоению знаний состоит в уточнении и закреплении понятий, необходимых для сознательного и активного усвоения нового материала. Следовательно, подготовка учащихся к приобретению ими новых знаний тесно связана с проверкой знаний, ранее приобретённых. В процессе изложения нового материала учитель, желая знать, как усваивается материал, спрашивает учащихся то или иное понятие, определение, изученное ранее, предлагает описать то или иное свойство фигуры, её признаки, сделать вывод. Следовательно, восприятие учащимися чего-то нового происходит под контролем учителя. Он учитывает, как идёт процесс усвоения, все ли учащиеся правильно воспринимают изученное. Особое значение контроль приобретает после изучения какой-либо темы или раздела программы.

Ведущими формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются устный опрос и письменная работа. На уроках применяются устные индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные опросы.

Основной формой устного опроса является беседа. На уроках используются различные техники опроса: карточки, игры, технические средства. Письменный контроль позволяет глубоко и эффективно проверить знания учащихся. При письменном опросе используются тетради с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос. Письменный контроль включает в себя домашние, классные, самостоятельные и контрольные работы. При его проведении целесообразно дифференцировать контролирующие вопросы на блоки по уровню сложности.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания. Они представляют собой решение задач, составление схем и алгоритма выполнения заданий. Этот метод проверки ориентирует ученика на применение полученных знаний в практическом приложении.

Дидактический тест представляет собой набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест могут включаться вопросы разных уровней сложности. На первом уровне - вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно - неправильно», или тестами с выборочными ответами. Второй уровень включает вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным ответом или с множественным выбором его. Конструктивный ответ представляет собой строку произвольных символов. Эталон может задаваться в виде основы слова или фразы. При третьем уровне - вопросы на применение знаний при решении нетиповых или измененных задач. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним. Четвертый уровень - вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу.

Важной задачей педагогического контроля является привлечение учащихся к оценочной деятельности, организация на уроке их самооценки и самоконтроля. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки школьник не только узнал, чему он научился и что не усвоил, какие допустил ошибки, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем. Для этого необходимо знакомить учащихся с критерием оценки, постепенно развивать умение содержательно оценить свои знания и знания товарищей при устных ответах, решении задач, доказательстве теорем.

Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико, так как он способствует формированию нравственных качеств личности. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, у учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление повысить успеваемость.

Контроль результатов обучения важен и для учителя, так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс и для родителей, которые хотят быть осведомлёнными об успеваемости своих детей. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. С её помощью выявляются достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя. Цель диагностики - получение достоверной информации для эффективного управления образовательным процессом.

Проблема организации педагогического контроля одна из самых важных п сложных в деятельности учителя. Перед педагогом стоит задача гак организовать учебный процесс, чтобы контроль естественным образом включался в систему обучения как обязательная функциональная единица, обеспечивающая его эффективность и целенаправленность.



© 2010-2022