• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Доклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Бендерская средняя общеобразовательная школа № 18»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»

«Роль проблемного обучения в формировании креативного мышления на уроках биологии».





Учитель биологии

высшей категории

Голубова Ольга Афанасьевна


г. Бендеры 2015 год

ГОЛУБОВА ОЛЬГА АФАНАСЬЕВНА



«Роль проблемного обучения в формировании креативного мышления на уроках биологии».



I АННОТАЦИЯ

Автор работы уверен, что современное общество ставит перед школой совершенно новые задачи. Ученик, заканчивая учебное заведение, должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками, но и уметь организовать собственную учебную деятельность. В процессе обучения в школе у ребенка должно быть развито не только логическое, но и креативное мышление. Такого выпускника школа может подготовить только в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика на каждом уроке.

Автор четко и последовательно излагает основы формирования креативного мышления в процессе обучения биологии. В работе прослеживается логическая цепочка постепенного формирования креативного мышления: от закладывания базы путем создания на уроке проблемных ситуаций и использования эвристических бесед для развития логического мышления в среднем звене до применения частично поискового и поискового методов, которые являются высшим уровнем проблемного обучения в старших классах. Для этого применяются специальные методы и приемы.

В процессе обучения в средней школе дети должны пройти долгий путь от объяснения материала учителем совместно с учениками до достижения самостоятельного, без существенной помощи педагога, открытия и усвоения новых знаний и способов действия через постановку учебных проблем и их решение.

Немаловажное значение в развитии креативного мышления учащихся, повышения их интеллекта и способности самостоятельно добывать знания и относиться к ним критически, принадлежит различного рода задачам. В работе перечислены те типы задач и их примеры, которые использует учитель в своей практике в разных классах, на совершенно разных этапах урока.

Таким образом, строя урок в русле проблемно-диалогического метода через решение задач учитель оказывает позитивное влияние на формирование креативного мышления у учащихся, а значит, усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Педагог надеется, что опыт, которым он делится, поможет и молодым учителям увидеть творческий подход к построению урока, а также практический материал, который взят из собственного опыта автора, может использоваться учителями любого возраста для превращения своих уроков в живое творческое общения со своими подопечными.




II ОГЛАВЛЕНИЕ

I Аннотация 2 стр.

II Оглавление 4стр.

III Основная часть работы 5стр. 1. Проблемная ситуация 6стр.

2. Проблемное изложение 6стр.

3. Биологические задачи 11стр.

а) задачи на воспроизведение знаний 11стр.

б) задачи на распознавание натуральных объектов 11стр.

в) задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы 11стр

г) задачи, способствующие развитию исследовательских навыков 12стр.

д) задачи, способствующие развитию логического мышления 13стр.

е) творческие задачи 14стр.

4. Частично поисковый и исследовательский методы 15стр.

5. Поисковый метод 19стр.

IV. Заключение 20 стр.

V. Литература 22 стр.



III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современная жизнь ставит перед школой новые задачи. Оканчивая учебное заведение, выпускник должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками, но и уметь организовать собственную учебную деятельность, быть готовым и способным учиться. Именно процесс обучения становится основным средством развития личности. Это возможно только в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика на каждом уроке, активизации познавательной деятельности учащихся с помощью определенных методов и приемов. Мощным источником мотивации интеллектуальной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления и недоумения. Проблемно-диалогическая технология обучения - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

Среди уроков, которые занимаются развитием детей, бесспорно, на одном из первых мест стоят уроки проблемные. Это потому, что данный тип урока является одним из видов развивающего обучения.

Проблемное обучение - это особая форма организации учебной работы. Это обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, учитель должен так разработать урок, чтобы весь его ход был направлен на создание на уроке проблемных ситуаций. С другой стороны, на самом уроке он обязан таким образом организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы она привела к разрешению поставленных задач. Ценность такого построения урока заключается в том, что ребенок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая его органами чувств, а как результат своего активного труда.

При разработке проблемных уроков особое значение играет правильный подбор методов. В своей практической деятельности я использую следующие проблемные методы:

1. Проблемное изложение.

2. Частично-поисковый метод.

3. Исследовательский метод.

4. Поисковый метод

Выбор определенного метода зависит от многих критериев: от темы урока и степени ее научности, от базовых знаний, умений и навыков, которыми уже владеют дети по данной теме, от возрастных и индивидуальных особенностей класса и т. д. Например, в среднем звене (5, 6, 7, классы) использую первые два метода. Они позволяют вызвать устойчивый интерес к предмету, а также развить у учащихся логическое мышление, приучить к активному решению научных проблем. В седьмых и восьмых классах, наряду с первым и вторым методами, начинаю использовать третий метод. Благодаря этому, дети учатся видеть закономерности процессов, а также постепенно овладевают приемами научного познания. И как результат кропотливой работы, у учащихся формируются черты творческой деятельности. Четвертый метод чаще использую в работе старшего звена, так как он является более высоким уровнем проблемного обучения. Но он может использоваться по некоторым темам и в восьмом классе. Все проблемные методы являются основной платформой для формирования креативного мышления, чему должно уделяться большое внимание в современном образовательном процессе.

1. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

2. ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Рассмотрим данные методы на примерах из опыта работы.

В основе всех этих методов лежит умение создавать на уроке проблемные ситуации. Создание проблемных ситуаций, на основе которых происходит проблемное изложение материала, имеют большое значение, так как являются основой для перехода к применению частично-поискового метода. Проблемные ситуации создаю с помощью активизирующих действий, выдвижением вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создавать проблемные ситуации я стараюсь на всех этапах урока.

НАЧАЛО УРОКА:

Тема: «Характеристика класса Земноводные»

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает такой эпизод. Базаров, приехав в усадьбу Кирсановых, на следующее утро захватывает с собой двух дворовых мальчуганов и отправляется с ними к ближайшему болотцу за лягушками. Ребята были в недоумении, на что приезжему потребовались лягушки. «А вот на что, ответил Базаров, - я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается». Далее Базаров объяснил, что лягушки интересуют его не сами по себе. «Так как мы с тобой те же лягушки, только на двух ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается.

Вопрос: Как вы думаете, прав был Базаров?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, для начала нам необходимо детально изучить внутреннее строение земноводных. С таким введением в новую тему интерес к ней значительно повышается.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Тема: «Корневые системы. Значение корня»

Постановка проблемы: Прослушав стихотворение, ответьте на вопросы:

1. Почему растение не может жить без корешка?

2. Какие функции выполняет корень

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти, и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок.

Тема: «Цепи питания»

Постановка проблемы:

В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной на берегу залива Минамата, начали умирать люди. Врачи, прибывшие в эту деревню, установили, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом, находящимся поблизости. Каким образом соединения ртути могли попасть в организм людей и животных?

Решение проблемы:

ПДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИЛАНКТОН


МДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИАЛЬКИ РЫБ


ХДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИДоклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИИЩНЫЕ РЫБЫ


П


ТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК

9 класс: Общая биология. Тема: «Биосинтез белка. Код ДНК». Постановка проблемы:

У здоровых людей красные клетки крови эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. У людей, которые страдают серповидно-клеточной анемией, все эритроциты имеют форму полумесяца. Эритроциты живут 120 дней. Поэтому они должны постоянно образовываться в организме.

Почему же у здоровых людей миллиарды клеток образуются и имеют форму двояковогнутого диска, а у больных все эритроциты образуются в виде серпа?

Преимущества данного метода:

1. Поставленная проблема, таким образом, вызывает у детей интерес и концентрирует внимание на уроке.

2. Дети активно включаются в процесс решения проблемы на предварительном этапе, так как уже знают часть материала.

3. Желая узнать детально причину гибели людей, они внимательно следят за логикой изложения учителя. Это приводит к активизации познавательной деятельности. Дети по ходу объяснения задают вопросы.

4. Сила проблемного изложения заключается в том, что дети могут предугадать очередной шаг учителя и даже строить его иначе, по-своему. Это приводит к развитию творческого мышления.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Тема: «Эндокринная система»

1. И. С. Тургенев в рассказе «Живые люди» так описал эту болезнь. «Я приблизился и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».

Что это за болезнь? Каковы ее причины?

2. Помните, в сказке разгневанная мачеха на глазах у нелюбимой падчерицы превращается в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке.

А в жизни есть такие явления? Если да, то объясните причину.

3. Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов.

Есть ли реальная основа у этих фантазий?

4. Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, рост которой 38 см., А кем вы себя почувствуете рядом с финном Войте Миллирине, у которого рост 2 м. 48 см.?

Почему у людей наблюдается такая большая разница в росте?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

6 класс

Тема: «Типы корневых систем»

Корневая система всех растений развивается из зародышевого корешка. Почему у одних растений развивается стержневая корневая система, а у других мочковатая?

7 класс

Тема: «Характеристика класса Паукообразные», когда задаю домашнее задание детям, предлагаю задуматься над такой ситуацией: зная особенности питания и жизнедеятельности пауков, постарайтесь выдвинуть свои гипотезы о том, как пауки могут помочь в раскрытии преступлений, если обычные методы, применяемые в криминалистике, не могут позволить установить истину.

11 класс

В последнее время резко увеличилось количество больных сахарным диабетом. А это значит, что нужно получать много гормона инсулина. Производство этого гормона из пджелудочной железы животных недостаточно для больных людей.

Предложите свои варианты технологий для производства этого гормона.

3. РОЛЬ ЗАДАЧ

Немаловажное значение в развитии критического мышления учащихся, повышения их интеллекта в процессе обучения биологии, принадлежит задачам. Включая их в ход урока для активизации познавательной деятельности учащихся, учитель превращает урок не в простую констатацию научных фактов, а в процесс «открытия» новых знаний. Как мы уже убедились на практике, решение задач можно использовать на уроках разного типа, на разных этапах занятия и на любом предметном содержании.

Что же такое задача? Задача - это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. Задача имеет свои особенности. Она коренным образом отличается от контрольного вопроса. Отвечая на контрольный вопрос, ученик просто воспроизводит какую-то порцию известной информации, которую он получает и запоминает из определенного раздела учебника. Решая же задачу, ребенок должен не просто констатировать известные факты, а найти взаимодействие между ними, четко знать какой смысл несут те или иные термины, уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу. Другими словами, в процессе решения задач школьник учится применять знания на практике. Именно поэтому правильное решение задачи - это, безусловно, полезный результат и своего рода успех. А еще более важно не просто правильно решить задачу, а понять путь к ее решению. Значит, верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения.

В ПРАКТИКЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ЗАДАЧ:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

6 класс. Тема: «Внутреннее строение листа». Клетки основной ткани листа зеленого цвета. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

8 класс. Тема: Ткани». Рассмотрите под микроскопом препарат животной ткани. Определите, какая это ткань? Назовите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в организме.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

6 класс. Тема: «Лишайники». Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

8-й класс. Тема «Внутренняя среда организма. Кровь».

Задача 1. Решая, например, такую задачу: «Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это явилось причиной его смерти и гибели юношей. Как вы думаете, почему?». Учащийся, у которого уже сформирован необходимый комплекс знаний, умений и навыков относительно кровеносной системы и кровообращения человека с уверенностью может рассуждать и вычленять необходимые структурные элементы для решения этой задачи.

Задача 2. Следует отметить, что детям больше нравятся задачи, связанные с определенной проблемой. Вот одна из них. Бухарским эмиратом правил эмир Насрулла Боходур по прозвищу Мясник. Он отличался особой жестокостью. За время его правления в Бухаре ежедневно совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855 г. эмир Насрулла захватывает соседний Шахрисябз. По легенде, он был отравлен собственной женой, которая была дочерью шахрисябского шаха, ставшей невольницей в его многочисленном гареме. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал расправиться со всеми близкими отравительницы». Как вы думаете, почему Насрулла погиб?

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

6 класс: Тема: «Условия прорастания семян». Ученики провели такой эксперимент. Взяли семена пшеницы. Одну часть семян положили в марлю и смочили водой. Вторую же смочили спиртом. На уроке показываются результаты опытов. Проросли семена, смоченные водой. Семена, которые были обработаны спиртом, только стали черными. Почему?

д) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

8-й класс. Тема "Внутренняя среда организма. Кровь".

Задача 1. Большой интерес у ребят вызывают задачи, касающиеся повседневной жизни, например такие как: Совершая экстренный вызов, карета «скорой помощи» приехала к пострадавшему мужчине 30 лет, у которого было кровотечение. Работники «скорой помощи» ввели пациенту внутривенно хлористый кальций. Возникает вопрос: Почему? Подобные задачи особенно важны для учащихся, планирующих поступать в медицинский вуз, тем самым они могут не только совершенствовать накопленные знания и умения, но и развивать аналитическое мышление, которое необходимо для постановки диагноза. Таким образом, применяя в практике метод ситуационных задач, я провожу профессионально-ориентационную работу среди учащихся.

Задача 2. Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза и то, что жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови. Демонстрация опыта.

Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет. В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить то, что они увидели, на основе знаний осмоса, осмотического давления. Ученики воочию наблюдают явление, демонстрирующее роль гомеостаза в человеческом организме.

10 класс Тема: «Генетика».

Ситуационную задачу можно разобрать с учащимися на этапе изучения нового материала после изложения какой-либо закономерности или противоречия. Например, сообщая знания по генетике, я создаю следующую проблемную ситуацию: «Селекционер колхоза N задался вопросом, как установить, является ли представленный сорт гороха гомозиготным по данному признаку?». Таким образом, учитель, используя ситуационную задачу, ставит учащихся в некий тупик: как же действительно можно определить, какой признак гомозиготный, а какой гетерозиготный?

е) Творческие задачи

К творческим задачам относятся те, которые требуют от ученика самостоятельного применения знаний в новых условиях. Это те задачи, которые невозможно решить стандартными методами или приёмами.

10 класс Тема: «Питание организмов». Есть мнение, что автотрофное питание более выгодно для организма, чем гетеротрофное. На чём может быть основано это мнение? Приведите наиболее очевидные и убедительные аргументы, подтверждающие каждую точку зрения.

Вывод: Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического и креативного мышления. У учащихся в ходе решения задач возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося стойкого интереса к предмету. При выполнении мыслительных упражнений учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты познавательной творческой самостоятельности. А это означает, что можно применять в практике работы исследовательский метод.

4. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Эти методы предусматривают постановку проблем учителем, а учащиеся самостоятельно их решают. Это имеет большое значение, так как ученики являются не пассивными слушателями, а осуществляют творческий поиск. Целесообразно использовать этот метод при проведении нестандартных и обобщающих уроков.

В основе применения данных методов лежат нестандартные уроки.

На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Нестандартные уроки интересны и визуалам, и аудиалам и кинестетикам. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные и театрализованные уроки и т.д. совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся. Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения, я добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным текстом, активно участвуют в обсуждении проблемы. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность. Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей, так как именно это лежит в основе формирования креативного мышления. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными рычагами для достижения этой цели являются нестандартные уроки. Ведь

Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!

А. Кларк

Доклад на тему: РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Нестандартные уроки разработаны по всем предметам. Вот только некоторые примеры из опыта моей работы.

Театральная технология:

1. «Фотосинтез»

2. «Признаки растений»

3. «Семейство пасленовые»

4. «Опыление у цветковых растений»

5. «Многообразие моллюсков»

Игровая технология

1. «Что? Где? Когда?»

2. «КВН»

3. «Счастливый случай»

Урок-конкурс

1. «Отдел покрытосеменные»

2. «Классы: плоские, круглые, кольчатые черви)

3. «Птицы»

4. «Кишечнополостные животные»

Урок-путешествие

1. «Строение мхов»

2. «Строение папоротников»

3. «Центры происхождения культурных растений»

4. Путешествие в страну Клетка»

Урок-конференция

1. «Кожа и уход за ней»

2. «СПИД - чума XX и XXI века»

3. «Глобальные экологические проблемы»

Модульное обучение

1. «Тип Простейшие»

2. «Клетка»

ЗНАЧЕНИЕ:

1. Благодаря исследовательскому методу дети учатся видеть закономерности процессов.

2. Овладевают приемами научного познания творческой деятельности.

3. У учащихся формируются черты творческой деятельности.

Использование на уроках исследовательского метода - это основательная подготовка, по сути дела платформа для применения более высокого уровня проблемного обучения, на котором может использоваться поисковый метод. В его основе лежит полная самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, а также формирование у них креативного мышления.

5 ПОИСКОВЫЙ МЕТОД

Алгоритм работы на уроке - это трехфазный процесс

1. Стадия вызова. Она предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения и чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения.

2. Стадия реализации смысла или осмысления содержания. На ней учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между тем, материалом, который они знают и тем, который изучают на данном уроке. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом, раздаточным материалом индивидуально, в парах, в малых группах, или всем классом.

3. Стадия рефлексии. Учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само это содержание. Данная стадия позволяет оценить себя и одноклассников в плане приращенного знания. Проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении, определить области, где требуется дополнительная работа.

Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

На уроке применяется прием: ЗНАЮ, ХОЧУ ЗНАТЬ, УЗНАЛ

ИТАК, поисковый метод - это высший уровень проблемного обучения, так как ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ:

Преимущества проблемного подхода в обучении очевидны:

  • у школьников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

  • формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;

  • большинство учеников начинает положительно относиться к учебе;

  • интерес к предмету заставляет школьников читать больше биологической литературы, расширяя свои познания в области данной науки.

Таким образом, строя урок в русле проблемно-диалогического метода через решение задач учитель оказывает позитивное влияние на формирование креативного мышления у учащихся, а значит, усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

ИТАК

1. Проблемные уроки - это развивающие уроки, которые способствуют всестороннему развитию личности.

2. Они учат логическому и креативному мышлению.

3. Учат умению самостоятельно добывать знания и использовать их на практике.

Именно эти задачи ставятся в первую очередь обществом перед современной школой, школой развивающего обучения.

Анализируя свою деятельность, выделяю следующие результаты:

  • повысилось число ребят, принимающих результативное участие в олимпиадах, как в школьных, так и в городских и дистанционных.

  • повысилась качественная успеваемость по классам.

  • дети лучше используют приобретенные знания.

Очень кратко изложив особенности своей педагогической деятельности, я полностью уверена, что большинство учителей работают в том же русле, а может быть, и по-другому. Но я выделяю эти формы работы, так как они понятны и приняты мною уже давно, хочу довести их до совершенства. Поэтому стараюсь искать, учиться, добиваться. Именно с этой целью, я выбрала данную тему для самообразования. Хочется обобщить накопленный опыт. С целью качественного обобщения, я принимала участие в научно-методических семинарах на базе Бендерского политехнического филиала ГОУ «ПГУ им. Т.Г.Шевченко по теме «Проблемное обучение».

2012 год - «Проблемный урок в системе развивающего обучения»

2013 год - «Роль проблемного обучения в формировании креативного мышления на уроках биологии»

2014 год - Решение различных типов задач на уроках биологии как основа проблемного обучения».

По данным темам есть печатные статьи.

Свою работу я хочу закончить такими словами:

Учить других куда как нелегко!

А жизнь идёт, и надо торопиться.

Успеть бы, воспитать таких учеников,

Чтоб, было у кого, потом учиться!

СЛОВА ПОЭТА БОРИСА ЛЕВИНА, НО Я ВСЕЦЕЛО С НИМИ СОГЛАСНА.



V ЛИТЕРАТУРА:


1. Журнал «Биология в школе» №6 2012, статья А.В. Кулёва «Развитие творческого мышления школьников при обучении биологии»

2. Журнал «Биология в школе» №8 2012, статья С.Е.Торкова «Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии»

3. Журнал «Биология в школе» № 10 2012г

4. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№3

5. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002.

6. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007.

8. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии

9. Образование в современной школе. 2003 г.- № 6

10. С. С. Молке «Активные формы и методы обучения»

11. Г. В. Селевко «Современные образовательные технологии».

12. Журнал «Биология в школе 2005 г. № 4

2008 г. № 1,2,3,4,6,7

2010 г. № 4

2011 г. № 2, 3, 4

13. Интернет ресурсы



23

© 2010-2022