• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»

Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Областная специальная школа- интернат №2 для детей с особенностями в развитии»управления образования Карагандинской области

Доклад : «Преодоление трудностей усвоения учебного материала по русскому языку учащимися младших классов специальной коррекционной школы».

Подготовила учитель-дефектолог Красникова Е.В.

Темиртау -2016 г.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности ребенка с ОВР нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения ребенка с ОВР грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем учебным предметам.

Среди учащихся вспомогательной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.

Серьезные недостатки наблюдаются у школьников с ОВР в лексике. В литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса.

Еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются такие:

- малая распространенность предложений;

- пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы;

- редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных

конструкций, неправильное их построение;

- нарушение связи слов в предложении;

- нарушение порядка слов.

Характеризуя состояние связной речи детей с ОВР , необходимо сразу же отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма развития речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

В процессе формирования связной речи у школьников с ОВР недостатки проявляются в содержании речи, ее структуре и грамматическом оформлении.

- отсутствие полноты и развернутости в высказывании;

- нарушение правильной последовательности при воспроизведении

событий;

- искажение логической зависимости явлений;

- отсутствие или неправильное использование языковых средств связи;

- обеднённость речи, ее недостаточная выразительность.

Значительные нарушения наблюдаются у учащихся с ОВР при использовании речи как регулятора поведения.

Развитие речи учащихся с ОВР - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.

Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Основная нагрузка в формировании речи детей с ОВР приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

Характеризуя особенности речевого развития учащихся с ОВР, С.Я. Рубинштейн пишет:

«Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эта два процесса являются относительно автономными.

Расстройства речи у детей с ОВР проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей с ОВР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У детей с ОВР оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого рада причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у детей с ОВР страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В тоже время языковый и смысловой уровни развития речи v этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у детей с ОВР имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у детей с ОВР характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Недостатки речи детей с ОВР изучали многие советские психологи (А.Л. Лурия , М. Ф.Гнездилов, Г.М. Дульнев , М.П. Кононова , В.Г. Петрова).Большое значение речевых дефектов для общего психологического недоразвития детей показано в особой главе книги «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы».В этой главе приводится подробнейшая сводка исследований самых различных показателей речевого развития.

Прежде всего обнаруживается , что словарный запас учащихся младших классов вспомогательной школы значительно меньше , чем словарь их здоровых сверстников .Разница между активным и пассивным словарём , существующая и в норме ,у олигофренов особенно велика . Их активный словарь особенно скуден .Дети - олигофрены очень мало пользуются прилагательными , глаголами , союзами.

Даже тот словарный запас , который уже освоен учеником коррекционной школы , длительное время остаётся неполноценным , т.к. значение употребляемых им слов большей частью не соответствует действительному значению слова. Этот факт имеет место и у всякого нормального ребёнка .По выражению И. М. Сеченова , слово остаётся для ребёнка известное время не понятием , а лишь «кличкой» , наименованием нескольких предметов. Затем происходит постепенное уточнение его значения .У умственно отсталых детей переход от слов-«кличек» к словам-понятиям совершается очень долго и с большим трудом.

Грамматический строй речи у учащихся первых классов вспомогательной школы крайне несовершенен. Их фразы односложны. Дети очень редко пользуются соподчинёнными предложениями , очень затрудняются в подборе слов для выражения оттенков мысли. В школьные годы у умственно отсталых детей сохраняются формы речи , которыми здоровые дети пользуются в 3-4 года , в частности ситуативная речь , неполно раскрывающая содержание мысли и потому понятная лишь тому , кто знает ситуацию .Дети широко пользуются местоимениями , вместо того чтобы называть действующих лиц , говорят , что «они пошли туда» или «мы были там» , вместо того чтобы объяснить место происходящих событий или обозначить действующих лиц .

Обращают на себя внимание нарушение согласованности в предложениях. Возможны две причины такого аграмматизма в речи. Во-первых , он может быть обусловлен тем , что дети не приучаются практически пользоваться разными грамматическими формами , так как не слышат различий в окончаниях слов из-за недифференцированного восприятия речи. Во-вторых , это может быть связано с тугоподвижностью нервных процессов и их тормозимостью.

Коррекционная школа помогает учащимся исправлять недостатки произношения , способствует значительному увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи.

Учителю коррекционной школы приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучении детей письму и чтению.

Недостаточное развитие фонематического слуха , дефекты произношения , трудность расчленения слова на звуки - всё это приводит к тому , что почти каждое слово пишется ими с ошибками . Умственно отсталому ребёнку очень трудно придавать буквам нужные очертания , что , естественно, обуславливает трудности по формированию почерка. При обучении письму и чтению обнаруживают себя дефекты зрительного анализатора и пространственной ориентировки. Дети с трудом различают начертания букв п и и и т.д.Помимо смешения сходных , но по-разному пространственно расположенных букв , дети пишут иногда зеркально , т.е. справа налево, теряют строки при письме и чтении.

Под влиянием школьного обучения речь всех детей с ОВР начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас , улучшается произношение , обогащается , становится всё более развёрнутым грамматический строй речи , увеличивается потребность в словесном общении .Дети слушают речь учителя , стремятся понять её , беседуют друг с другом , стараются найти точные формулировки для того , чтобы успешно ответить урок.»

Виды трудностей в обучении русскому языку

Виды трудностей

Возможные причины

Тип трудностей

1

Трудности формирования зрительного образа слова (трудность запоминания конфигурации графического элемента)

2 класс - 55%

3 класс - 33%

4 класс - 22%

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)

- форсирование темпа обучения

Специфические

Специфические

Неспецифические

Неспецифические

2

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

2 класс - 66%

3 класс - 50%

4 класс - 45%

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

- недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций

- форсирование темпа обучения

- недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

Специфические

Специфические

Неспецифические

Специфические

Неспецифические

3

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

2 класс - 55%

3 класс - 33%

4 класс - 44%

- недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций

- недостаточная сформированность моторных функций

- недостатки методики обучения

Специфические

Специфические

Неспецифические

4

Ошибки в списывании текста с учебника, доски

2 класс - 100%

3 класс - 83%

4 класс - 75%

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

Специфические

5

Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л-м» или, наоборот, не дописывает

2 класс - 66%

3 класс - 62%

4 класс - 44%

- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия

-недостаточная сформированность зрительной памяти

- недостатки методики обучения

- сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания

Специфическое

Специфическое

Неспецифическое

Неспецифическое

6

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)

2 класс - 77%

3 класс - 50%

4 класс - 65%

- недостаточная сформированность моторных функций

- недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций

- недостатки методики обучения

- форсирование темпа обучения

- выраженное функциональное напряжение и утомление

Специфическое

Специфическое

Неспецифическое

Неспецифическое

Неспецифическое

7

Сильный страх при написании проверочных работ, контрольных диктантов, тестов

2 класс - 100%

3 класс - 80%

4 класс - 78%

- недостаточная сформированность моторных функций

- нарушение координаций движений в связи с ильным утомлением и функциональным напряжением

Специфическое

Неспецифическое

8

Ошибки при письме: пропуски согласных и гласных букв

(определенного характера)

2 класс - 88%

3 класс - 63%

4 касс - 67%

- трудности звуко - буквенного анализа

- форсирование темпа обучения

Специфические

Неспецифические

«замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)» не дописывание букв, слогов

2 класс - 88%

3 класс - 66%

4 класс - 65%

- недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия

- форсирование темпа обучения

- форсирование темпа обучения

Специфические

Неспецифические

Неспецифические

9

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)

2 класс - 92%

3 класс - 86%

4 класс - 71%

- непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность

- индивидуальные особенности организации деятельности

- педагогические недоработки

Неспецифические

Неспецифические

Неспецифические

10

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку

2 класс - 100%

3 класс - 95%

4 класс - 84%

- недостаточная сформированность звуко - буквенного анализа

- слишком быстрый темп письма

Специфические

Неспецифические

11

Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании

2 кл. - 56% 3кл. - 49 % 4 кл. - 43 %

- недостаточная сформированность зрительно-моторной координации

- недостаточная сформированность зрительной памяти

Специфические

Специфические

12

Очень медленный темп письма

2 кл.-92% 3 кл. -74 % 4 кл.-53%

- затруднен звуко - буквенный анализ

- недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций

- индивидуальный темп деятельности

Специфические

Специфические

Специфические

Для преодоления трудностей усвоения русского языка учащимися с ОВР необходимо тщательно исследовать индивидуальные особенности каждого ученика и, опираясь на результаты данного исследования строить работу. Поскольку для учащихся младших классов самой понятной и интересной является игровая деятельность , то для достижения хороших результатов на занятии целесообразно использовать игровые моменты или игровые задания. Эти задания помогут ребёнку расширить объём внимания , памяти , развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов должны сочетаться с играми по дифференциации смешиваемых звуков .Это даёт возможность ребёнку упражняться в образовании различных частей речи , наблюдать чередование гласных в корнях слов , тренироваться в образовании разных форм слова и т.п.Всё это расширяет языковый опыт уч-ся , подготавливает их к изучению последующих грамматических тем .Например : для коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза , появляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений необходимо применять различные было создано пособие Е.Мазановой «Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза».В данном пособии применяются разнообразные упражнения и задания , которые в интересной и доступной форме помогают коррекции недостатков развития речи и письма у учащихся : ребусы, кроссворды, деформированный текст , азбука в картинках и т.д. Нарушение письма у ребёнка при дисграфии носит стойкий системный характер , поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему вцелом , а не только на устранение изолирванного дефекта .

ВЫВОД: Я выделила лишь основные причины и рассказала о возможных психофизиологических механизмах возникновения и различных трудностях в обучении у школьников. Понятно, что по мере возрастного развития и совершенствования механизмов организации деятельности и всех познавательных процессов будет изменяться характер школьных проблем, менее значимыми будут физиологические и психофизиологические компоненты школьных трудностей, но



© 2010-2022